Календарно-тематическое планирование по истории России 10 класс
календарно-тематическое планирование по истории (10 класс) на тему

Бессарабова-Гончарова Татьяна Юрьевна

Календарно-тематическое планирование к учебникам по истории России. 1. Борисов Н.С. История России. С древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. М.: Просвещение, 2012. 2. Левандовский А.А. История России. XVIII-XIX  века.10 класс. М.: просвещение, 2012

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата

№ урока

Раздел программы, кол.ч.

Содержание программы (элемент обязательного содержания, элемент дополнительного содержания)

Тема урока. Тип (вид урока)

Планируемые знания, умения, навыки (Ученик должен знать - .. уметь - …) ОУУН

Виды контроля и обратная связь

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

1

Введение: факторы определяющие своеобразие русской цивилизации

1 час

Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества

Урок актуализации знаний

Ученик должен уметь -  Выделить общее и своеобразное в истории России;

Выделить и раскрыть природные особенности и их влияние на ход истории России.

Беседа

Раздел 1. Т е м а  1. Древнерусское государство в IX—XIII вв. (7 ч)

2

Восточные славяне в VI-IX вв.

Образование Древнерусского государства

1 час

Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки.

Комбинированный урок

Ученик должен уметь  работать с картой;

Ученик должен знать  сравнительную характеристику этапов развития древнего человека; знать занятия, общественный    строй, религию восточных славян

Выявить предпосылки образования древнерусского государства.

Давать оценки деятельности первых рус-ских князей.

Выявить причины и значение принятия христианства, причины распада Киевской Руси.

Уметь анализировать «Русскую Правду».

Понимать и доказывать, что в первой половине9в. феодальные отношения окончательно установились.

Устный опрос

3

Киевская Русь

1 час

Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.

Комбинированный урок

Ученик должен знать причины и значение принятия христианства, причины распада Киевской Руси.

Уметь анализировать «Русскую Правду».

Понимать и доказывать, что в первой половине9в. феодальные отношения окончательно установились.

Таблица

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

4

Культура Киевской Руси

1 час

Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.

Урок изучения нового материала

Уметь выявлять специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России.

Тест

5

Русские земли в XII – начала XIII в.

Наследники киевской Руси

2 часа

Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Православная Церковь и идея единства Русской земли. Русь и Степь

Ученик должен знать характеристику центрам феодальной раздробленности. Уметь выявлять причины и последствия феодальной раздробленности, положительные и отрицательные стороны.

Опрос

6

Культура Руси XII – начала XIII в

1 час

Расцвет культуры домонгольской Руси.

Комбинированный урок

Ученик должен  уметь выявлять специфические особенности и основные этапы культурно-исторического развития России.              

Работа с документами

7

Монгольское нашествие. Русские земли под властью  Золотой Орды

1 час

Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь. Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями. Золотая Орда. Принятие Ордой ислама. Роль монгольского завоевания в истории Руси. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Урок изучения нового материала

Ученик должен знать аспекты противостояния земледельцев и кочевников.

Уметь раскрыть милитаристский характер действий монголо-татар.

Опрос

8

Контрольно-обобщающий урок. Древнерусское государство в IX—XIII вв.

Контрольная работа


2.1

2.2.

2.3

2.4

2.5

Тема II. Образование единого русского государства в XIV-XV  в.в. (3 ч)

9

Усиление Московского княжества в XIV – первой половине XV в.в. Завершающий этап  создания единого Русского государства (вторая половина XV – начало XVI в.в)

1 час

Борьба за политическую гегемонию Северо-Восточной Руси. Политические социальные, территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения  от ордынского владычества. Единое Русское государство. Причины создания крепостной системы

Комбинированный урок

Ученик должен знать причины усиления Москвы; знать о борьбе московских князей за первенство среди русских князей, политике отношений с Ордой. Уметь давать характеристику деятельности московских князей.

Опрос

10

Культура Руси в XIV – XV в.в.

1 час

Культурное развитие русских земель и княжеств. Влияние внешних факторов на развитие культуры. Москва как центр развития культуры. Расцвет древнерусской иконописи

Урок - семинар

Ученик должен знать особенности русской культуры изучаемого периода. Уметь характеризовать главные ее достижения

Сообщения

11

Образование единого русского государства в XIV-XV  в.в.

1 час

Контрольно-обобщающий урок

Тест

Тема III. Россия в X VI – XVII в.в. (6 ч.)

12

Россия в XVI в.: экономика, общество и власть. Иван  Грозный.

1 час

Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в XVI в. Рост международного авторитета Российского государства.

Комбинированный урок

Ученик должен знать определить особенности политического и экономического развития России. Уметь Доказать, что политика была направлена на преодоление остатков феодальной раздробленности, укрепление централизованного управления, усиление царской власти и дальнейшее закрепощение крестьян.

Опрос

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

13

Русская культура в XVI столетии.

1 час

Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики.

Урок практического применения знаний, умений

Ученик должен уметь Выявить основные направления развития и характерные черты культуры России XVI в

Сообщения

14

Смутное время

1 час

Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны. Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия.

Урок-лекция

Ученик должен знать 1. Причины Смуты;

2. Направления внутренней и внешней политики Бориса Годунова;

3. Причины самозванства и народных выступлений;

4. Значение решения Земского Собора в 1613г.

Опрос

15

Возрождение страны после смуты. Внутренняя политика первых Романовых.

1 час

Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах в XVII в. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение

Урок-лекция с элементами беседы

Ученик должен знать внутреннюю политику первых Романовых. . Уметь давать характеристику  сословной структуре  российского общества в данный период.

Тестирование

16

Внешняя политика России в XVII в.

1 час

Расширение территории государства в XVII в. В хождение Левобережной Украины в состав России. Войны России в XVII в.

Урок лекция.

 Ученик должен знать основные направления  и дальнейшие тенденции внешней политики России в XVII в. Уметь оценивать значения присоединения Украины к России.

Обсуждения вопросов и заданий

17

Культура России в XVIIв

Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания

Урок – семинар

Ученик должен уметь показывать и объяснять: связь исторических событий, социально-экономической и политической ситуации в стране с развитием культуры и быта различных исторических периодов.

Сообщения

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

Раздел  II. История России XVIII – XIX в.

Тема 4. Россия в эпоху Петра Великого (2 ч.)

18

Начало правления Петра I. Внешняя политика

1 час

Борьба за престол. Роль России в развитии системы международных отношений в XVIII в.  И превращение России в мировую державу. Победа в Северной войне.

Урок практического применения знаний, умений.

Ученик должен уметь определять альтернативы исторического развития, характеризовать причины стрелецких бунтов. Знать причины Северной войны и превращение России в европейскую державу

Работа с картой. Опрос

19

Реформы Петра I

1 час

Петровские преобразования. Создание заводской  промышленности. Новая система государственной власти и управления. Реформы армии и флота.

Урок-конференция

Ученик должен уметь характеризовать причины, содержание, результаты и исторические последствия реформ.

Тестирование

Тема 5. Россия в середине и во второй половине XVIII века. (6 ч.)

20

Эпоха Дворцовых переворотов.

1 час

Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.

Урок-лекция

Ученик должен знать причины

дворцовых переворотов;  

Уметь характеризовать основные направления внутренней и внешней политики правителей в период 1725 – 1762 гг.

Таблица

21

«Просвещённый абсолютизм» Екатерины II. Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война.

1 час

Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя. Особенности экономического развития России в XVIII в. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка

Комбинированный урок

Ученик должен уметь характеризовать политику просвещенного абсолютизма,  процесс разложения крепостного хозяйства и развитие капиталистических отношений. Знать причины и события крестьянской войны

Опрос.

22

Внешняя политика России в XVIII в.

1 час

Превращение России в мировую державу. Россия в войнах XVIII в. Имперская внешняя политика. Разделы Польши. Расширение территории государства в XVIII в.

Комбинированный урок

Ученик должен уметь определять: основные направления внешней политики России после Петра 1. Давать оценку результатам внешней политики. Готовить выступления о выдающихся военных деятелях России 18в.

Работа с картой и заданиями

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

23

Царствование Павла I

1 час

Приход к власти. Внешняя политика. Заговор и убийство

Комбинированный урок

Ученик должен уметь давать характеристику Павлу 1 как личности. Определять основные направления внутренней и внешней политики России под управлением Павла  I, давать им оценку.

Обсуждения вопросы и задания

24

Русская культура в XVIII в.

1 час

Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества.

Урок практического применения знаний, умений.

Ученик должен знать основные направления развития и характерные черты культуры России 18 в. Давать сравнительный анализ культуры 17 и 18вв. Сравнивать взгляды Н.И. Новикова, М.М. Щербатова и А.Н. Радищева на российскую действительность.

Таблица

25

Россия в XVIII в.

Систематизироваться знания по изученному периоду

1 час

Контрольно-обобщающий урок

Контрольная работа

Тема 6. Россия в первой половине XIX века (5 ч)

26

Экономическое развитие в конце XVIII -  первой половине XIX в.

1 час

Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества.  Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.

Комбинированный урок

Ученик должен уметь сравнивать крепостную и вольнонаемную мануфактуры. Результаты анализа оформлять в таблицу. На основе статистических данных определять основные тенденции в развитии промышленности и торговли. Знать уровень развития сельского хозяйства и противоречия в развитии: стабильность крепостного хозяйства  и застой.

Решение исторических задач

27

Реформы Александра I.

1 час

Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы государственного управления.

Урок - семинар

Ученик должен уметь давать сравнительный анализ проектам М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина на реформу государственного управления Сравнивать планы Александра I и его реформаторскую деятельность.

Опрос

28

Борьба с Наполеоном.

1 час

Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Урок – лекция

Ученик должен определять основные направления внешней политики России, способы реализации. Давать характеристику Отечественной войны 1812г. Определять задачи в Восточном вопросе.

Работа с картой. Таблица

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

29

Период реакции. Декабристы. Внутренняя политика Николая I.

1 час

Рост оппозиционных настроений в обществе. Внутренняя политика Николая I. Противоречивость внутренней политики Николая I, ее основные направления. Развитие бюрократической системы. Третье отделение и усиление полицейского контроля над общественной жизнью. Реформы в период правления Николая I. Кодификация законодательства (подготовка «Свод законов Российской империи» М.М. Сперанским). Комитеты по разработке проекта крестьянской реформы и отсутствие реальных результатов их деятельности. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселева. Денежная реформа Е.Ф. Канкрина.

Урок-лекция

Ученик должен уметь сравнивать программы «Южного» и «Северного» обществ. Давать возможности претворения декабристских проектов в жизнь. Давать оценку восстанию декабристов и его роли в истории. Знать основные направления внутренней политики. Давать оценку результатам внутренней политики.

Дискуссия

30

Внешняя политика Николая I. Общественные движения в годы царствования Николая I

1 час

Внешняя политика Николая I. Основные направления внешней политики России. Россия и Священный союз. Участие русской армии в подавлении венгерской революции 1848–1849 гг. Война с Ираном. Туркманчайский мир. Утверждение России в Закавказье. Обострение восточного вопроса. Кавказская война.

Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Ученик должен знать основный события внешней политики данного периода. Уметь проводить сравнительный анализ различным направлениям общественного движения. Готовить мини-эссе на тему «Судьба России» от лица сторонников различных движений.

Тесты

Тема 7. Россия во второй половине XIX в (3 ч)

31

Начало правления Александра II. Реформы 1860-1870 г.г.

1 час

Реформы 1860-х - 1870-х гг. Особенности модернизации пореформенной России. Изменения в социальной структуре общества. Реформы 60–70-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления: земства и городские думы. Судебная реформа, введение суда присяжных. Выдающиеся российские юристы. А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, В.Д. Спасович. Военная реформа, введение всеобщей воинской повинности. Д.А. Милютин. Изменения в системе образования. Новый университетский устав. Смягчение цензурных правил. Значение реформ 60–70-х гг.

Комбинированный урок

Ученик должен знать причины и результаты реформ. Уметь определять положительные и отрицательные явления  в основных отраслях экономики в пореформенное время

Опрос. Дискуссия.

32

Общественные движения в 50-60 г.г. XIX в. Противостояние власти и революционеров в 70-х – начале 80-х гг. ХIХ в.

1 час

Урок лабораторной работы

Консервативные, либеральные, радикальные силы в российском обществе. Народничество. Политический террор.

 Политика контрреформ. Рабочее движение. Российская социал-демократия. Народы Российской империи. Польский вопрос.

Ученик должен знать причины, раскола общественного движения в конце 50-х – начале 60-х гг., социальные процессы приведшие к появлению разночинцев. Уметь Систематизировать информацию о революционных кружках 60-х – 80-х гг. в таблице. Готовить сообщения о народниках-революционерах

Тестирование

33

Внешняя политика второй половины XIX в.

1 час

Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности.. Реформы С.Ю. Витте. Внешняя политика России в конце XIX в.

Ученик должен знать события во внешней

Решение исторических задач. Работа с картой.

Тема 8. Культура России в ХIХ в. (1 ч)

34

Культура России в ХIХ в.

1 час

Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры.

Ученик должен уметь определять основные направления развития и характерные черты культуры России второй половины 19в. Определять основные изменения в различных сферах культурной жизни страны, давать им оценку. Знать факты, явления, процессы, теории, гипотезы, характеризующие системность и целостность исторического процесса.

Работа с историческими источниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.

Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....

Календарно-тематическое планирование курса История России Истории России XVII – XVIII в.в. (7 класс). 45 часов

Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в.в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...