планирование 9 класс
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) на тему
календарно -тематическое планирование история 9 класс с методическим оснащением курса в соответствии с фгос
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_9.docx | 70.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСТОРИЯ РОССИИ. XХ - начало XХI в.
В результате изучения истории России в 9 классе учащиеся должны:
- получить целостное представление об историческом пути России, соседних народов и государств в XX — начале XXI в.;
- научиться применять понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: первая российская революция, Великая российская революция 1917—1921 гг., нэп, индустриализация, коллективизация, формирование однопартийной диктатуры в СССР, Великая Отечественная война, восстановление народного хозяйства СССР после войны, реформы Н. С. Хрущёва и А. Н. Косыгина, «застой», перестройка, распад СССР, экономические и политические реформы 1990-х гг., стабилизация 2000-х гг.;
- уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (период правления Николая II, революция и Гражданская война, нэп, 1930-е гг., участие СССР во Второй мировой войне, поздний сталинизм, «оттепель», период правления JI. И. Брежнева, перестройка, президентство Б. Н. Ельцина, В. В. Путина, Д. А. Медведева);
- приобрести опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и поступков Николая II, П. А. Столыпина, А. Ф. Керенского, В. И. Ленина, Л. Д. Троцкого, лидеров Белого движения, И. В. Сталина, Г. К. Жукова, Н. С. Хрущёва, Л. И. Брежнева, М. С. Горбачёва, Б. Н. Ельцина, В. В. Путина, героев Великой Отечественной войны и ведущих представителей русской культуры XX в.;
уметь применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России XX в.
тематическое планирование, 9 класс
№ урока | Основное содержание уроков | Кол-во часов | § | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
1 | Вводное занятие. Периодизация отечественной истории XX — начала XXI в. Источники по российской истории XX в. | 1 | Активизировать знания по курсу истории России XIX в. Называть и характеризовать основные этапы отечественной истории XX в., раскрывать критерии (основания) периодизации. Планировать деятельность по изучению истории России XX в. Характеризовать источники по российской истории XX в. | |
ТЕМА 1. РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XIX—XX вв. (10 ч) | ||||
2 | Государство и российское общество в конце XIX — начале XX в. Территориальная структура Российской империи. Характеристика населения. Особенности процесса модернизации. Характеристика политического строя. Государственные символы. Социальная структура. Образ жизни городского и сельского населения | 1 | 1 | Давать характеристику геополитического положения России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Сравнивать темпы и характер модернизации в России и других странах. Объяснять, в чём заключались особенности модернизации в России начала XX в. Характеризовать положение, образ жизни различных сословий и социальных групп в России в начале XX в. (в том числе на материале истории своего края) |
3 | Экономическое развитие страны. Особенности развития российской экономики на рубеже XIX—XX вв. Роль государства в экономике. Иностранный капитал. Российский монополистический капитализм. Сельское хозяйство | 1 | 2 | Давать характеристику экономического развития России в начале XX в., используя информацию исторической карты. Объяснять причины сравнительно высоких темпов развития промышленности России и отставания сельского хозяйства. Раскрывать сущность аграрного вопроса в России в начале XX в. |
4 | Общественно-политическое развитие России в 1894—1904 гг. Личность Николая II. Борьба в верхних эшелонах власти по вопросу преобразований. Нарастание противоречий между властью и обществом. «Зу- батовский социализм». Российская социал-демократия. Создание РСДРП. Партия социалистов-революционеров. Либеральные организации. Либеральные проекты П. Д. Святополк-Мирского | 1 | 3 | Давать характеристику (составить исторический портрет) Николая II. Объяснять, в чём заключалась необходимость политических реформ в России в начале XX в. Объяснять причины радикализации общественного движения в России в начале XX в. Объяснять значение понятий социал- демократы, эсеры. Сравнивать РСДРП и ПСР, выявлять черты сходства и различия |
5 | Внешняя политика. Русско- японская война 1904—1905 гг. Приоритеты и основные направления внешней политики России в начале царствования Николая II. Международная конференция в Гааге. Дальневосточная политика. Русско-японская война 1904—1905 гг.: причины войны, ход военных действий на суше и на море, причины поражения России. Окончание войны. Сближение России и Англии после войны | 1 | 4 | Характеризовать основные направления внешней политики Николая II. Характеризовать причины войны, планы сторон. Рассказывать о ходе боевых действий, используя историческую карту. Излагать условия Портсмутского мира и разъяснять его значение на основе анализа информации учебника и исторических документов. Подготовить сообщение (презентацию) об одном из сражений русско- японской войны (с использованием Интернет-ресурсов и других источников информации). Раскрывать воздействие войны на общественную жизнь России |
6 | Первая российская революция. Реформы политической системы. Причины революции. Кровавое воскресенье — начало революции. Основные события периода подъёма революции. Всероссийская октябрьская стачка. Манифест 17 октября 1905 г. и его значение. Формирование монархических и либеральных политических партий. Декабрьское вооружённое восстание. Основные законы 1906 г. Деятельность I и II Государственных дум. Итоги революции | 1 | 5 | Раскрывать причины и характер российской революции 1905—1907 гг. Рассказывать об основных событиях революции 1905—1907 гг. и их участниках. Объяснять значение понятий Государственная дума, кадеты, октябристы, черносотенцы. Характеризовать обстоятельства формирования политических партий и становления парламентаризма в России. Излагать оценки значения отдельных событий и революции в целом, приводимые в учебнике, формулировать и аргументировать свою оценку |
7 | Экономические реформы. П. А. Столыпин и его программа реформ. Разрушение общины. Переселенческая политика. Первые результаты реформ. Развитие кооперативного движения | 1 | 6 | Объяснять смысл понятий и терминов отруб, хутор, переселенческая политика. Излагать основные положения аграрной реформы П. А. Столыпина, давать оценку её итогов и значения. Составлять характеристику (исторический портрет) П. А. Столыпина, используя материал учебника и дополнительную информацию |
8 | Политическая жизнь в 1907— 1914 гг. Новый избирательный закон. III Государственная дума. Ужесточение национальной политики. Общество и власть в годы столыпинских реформ. Нарастание революционных настроений. IV Государственная дума | 1 | 7 | Сравнивать состав и деятельность различных созывов Государственной думы, объяснять причины различий. Характеризовать отношение различных политических сил к реформаторской деятельности П. А. Столыпина. Раскрывать причины нового подъёма революционных настроений накануне Первой мировой войны. Систематизировать и обобщать информацию о событиях прошлого, предоставляемую СМИ (по материалам сайта «Газетные «старости»: http://starosti.ru/) |
9 | Духовная жизнь Серебряного века. Духовное состояние общества в начале XX в. Просвещение. Наука. Литература. Живопись. Скульптура. Архитектура. Музыка. Балет. Театр. Исполнительское искусство: традиции и новаторство. Зарождение кинематографа | 1 | 8 | Представлять биографическую информацию, обзор творчества известных деятелей российской культуры (с использованием справочных и изобразительных материалов). Характеризовать основные стили и течения в российской литературе и искусстве начала XX в., называть выдающихся представителей культуры и их достижения. Составлять описание произведений и памятников культуры рассматриваемого периода (в том числе находящихся в городе, крае и т. д.), давать оценку их художественных достоинств и т. д. Собирать информацию о культурной жизни своего края, города в начале ЮС в., представлять её в устном сообщении (презентации с использованием изобразительных материалов) |
10 | Россия в Первой мировой войне. Причины и начало Первой мировой войны. Отношение народа и политических партий к войне. Военные действия на Восточном фронте в 1914—1916 гг. Брусиловский прорыв. Влияние военного фактора на экономику. Нарастание кризиса. Война и общество | 1 | 9 | Раскрывать причины участия России в Первой мировой войне. Рассказывать о ходе военных действий на Восточном фронте, используя историческую карту. Подготовить сообщение (презентацию) об одном из сражений русской армии в ходе Первой мировой войны (с использованием интернет-ресурсов и других источников информации). Характеризовать положение людей на фронте и в тылу на основе анализа различных источников. Раскрывать экономические и социальные последствия войны для российского общества |
11 | Повторение и контроль по теме 1 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в начале XX в. Высказывать суждения о значении наследия начала XX в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России начала XX в. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории России начала XX в. | |
ТЕМА 2. ВЕЛИКАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. 1917—1921 гг. (9 ч) | ||||
12 | Свержение монархии. Причины и начало Февральской революции. Образование новых органов власти. Отречение Николая II. Двоевластие. Национальный вопрос после Февраля | 1 | 10 | Объяснять причины и сущность событий Февраля 1917 г. Анализировать различные версии и оценки событий Февраля 1917 г., высказывать и аргументировать свою оценку. Характеризовать первые мероприятия Временного правительства и его взаимоотношения с Петроградским Советом |
13 | Россия весной — летом 1917 г. Политические партии после Февраля. Возвращение из эмиграции В. И. Ленина. «Апрельские тезисы». Апрельский и Июньский кризисы Временного правительства. Июльские события в Петрограде. Государственное совещание. Выступление генерала Корнилова и его последствия | 1 | 11 | Высказывать суждения об альтернативах развития России в 1917 г. Давать характеристику позиций политических партий и лидеров весной — летом 1917 г., привлекая документы, дополнительную литературу. Объяснять причины и последствия кризисов Временного правительства, выступления генерала Корнилова; причины неудачи корниловского выступления. Составлять характеристику (исторический портрет) А. Ф. Керенского, используя материал учебника и дополнительную информацию |
14 | Октябрьская революция. Кризис власти. Демократическое совещание. Социально-экономическая ситуация осени 1917 г. Подготовка и проведение вооружённого восстания в Петрограде. II Всероссийский съезд Советов. Первые декреты советской власти, их значение. Установление новой власти в Москве и на местах | 1 | 12 | Объяснять причины и сущность событий Октября 1917 г. Раскрывать причины прихода большевиков к власти. Анализировать различные версии и оценки событий Октября 1917 г., высказывать и аргументировать свою оценку. Раскрывать характер и значение решений II съезда Советов, используя тексты декретов и других документов советской власти. Составлять характеристику (исторический портрет) В. И. Ленина и Л. Д. Троцкого, используя материал учебника и дополнительную информацию |
15 | Формирование советской государственности. Создание новых органов власти. Уничтожение национального и сословного неравенства. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Распад коалиции большевиков с левыми эсерами. Экономическая политика советской власти. Установление продовольственной диктатуры. Выступление левых эсеров. Конституция РСФСР 1918 г. | 1 | 13 | Объяснять значение понятий национализация, рабочий контроль, Учредительное собрание. Высказывать суждение о причинах и значении роспуска Учредительного собрания. Характеризовать обстоятельства и последствия заключения Брестского мира |
16 | Начало Гражданской войны. Причины Гражданской войны и её этапы. Первые выступления против советской власти. Формирование Белого движения. Создание Красной Армии, её особенности | 1 | 14 | Раскрывать причины Гражданской войны. Характеризовать социальные и политические силы, противостоявшие большевикам в первый период Гражданской войны. Объяснять эволюцию взглядов большевиков на проблему создания профессиональной Красной Армии |
17 | На фронтах Гражданской войны. Выступление Чехословацкого корпуса. «Демократическая контрреволюция». Восточный фронт. Красный террор. Формирование Южного фронта. Походы генерала Н. Н. Юденича на Петроград. Иностранная интервенция. Война с Польшей, её итоги. Разгром П. Н. Врангеля | 1 | 15 | Рассказывать, используя карту, о наиболее значительных военных событиях Гражданской войны. Давать характеристику белого и красного движения (цели, участники, методы борьбы), используя учебник, интернет- ресурсы и другие источники информации. Проводить поиск информации о событиях 1918—1920 гг. в своём крае, городе, представлять её в устном сообщении или презентации. Составлять характеристику (исторический портрет) А. В. Колчака и А. И. Деникина, используя материал учебника, интернет-ресурсы и другие источники информации |
18 | Экономическая политика красных и белых. Политика «военного коммунизма», её особенности. Промышленность и сельское хозяйство в период «военного коммунизма». Экономическая политика белых правительств. Реформаторская деятельность П. Н. Врангеля | 1 | 16 | Объяснять значение понятия «военный коммунизм», характеризовать особенности политики «военного коммунизма». Характеризовать эволюцию политики большевиков в отношении крестьянства. Сравнивать экономическую политику красных и белых |
19 | Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. «Малая Гражданская война». Кронштадтское восстание: причины и последствия. Причины победы большевиков и поражения их противников | 1 | 17 | Объяснять причины «малой Гражданской войны» и её отличия от фронтовой войны между красными и белыми. Анализировать экономическую, социальную и политическую составляющие кризиса начала 1920-х гг. Раскрывать причины победы большевиков в Гражданской войне |
20 | Повторение и контроль по теме 2 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Сравнивать Великую российскую революцию 1917—1921 гг. с революционными событиями в странах Запада, выявлять черты сходства и различий. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте периода 1917—1921 гг. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России 1917—1921 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории России 1917—1921 гг. | |
ТЕМА 3. СССР НА ПУТЯХ СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОГО ОБЩЕСТВА (12 ч) | ||||
21 | Переход к нэпу. Причины перехода к нэпу. Сущность нэпа и его экономические итоги. Советское общество в годы нэпа. Экономические и социальные противоречия нэпа. Хлебозаготовительный кризис | 1 | 18 | Объяснять причины перехода к нэпу. Сравнивать задачи и мероприятия политики «военного коммунизма» и нэпа. Характеризовать сущность и значение новой экономической политики. Рассказывать о жизни общества в годы нэпа, используя различные источники. Высказывать суждения о причинах свёртывания нэпа |
22 | Образование СССР. Национальные окраины в Гражданской войне. Предпосылки объединения социалистических республик. Проекты объединения. Образование СССР. Первая Конституция СССР. Национальная политика и межнациональные отношения в 1920-е гг. | 1 | 19 | Объяснять, в чём заключались предпосылки объединения советских республик и основные варианты объединения. Характеризовать принципы, в соответствии с которыми произошло образование СССР. Раскрывать существенные черты национальной политики в 1920-е гг. |
23 | Международное положение и внешняя политика в 1920-е гг. Преодоление дипломатической изоляции. Генуэзская конференция. Ра- палльский договор. «Полоса признания». Соглашения со странами Востока. Дипломатические конфликты со странами Запада. Создание и деятельность Коминтерна | 2 | 20 | Давать характеристику основным направлениям и важнейшим событиям внеш-ней политики Советского государства в 1920-е гг. Характеризовать итоги Генуэзской конференции и значение Рапалльского договора. Раскрывать цели, содержание и методы деятельности Коминтерна в 1920-е гг. |
24 | Политическое развитие в 1920-е гг. Сращивание государственного и партийного аппарата. Формирование однопартийной системы. Главное противоречие нэпа. Обострение внутрипартийных разногласий. Разгром «левого» и «правого» уклонов. Причины победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе | 1 | 21 | Раскрывать причины, основное содержание и последствия внутрипартийной борьбы в 1920-е гг. Объяснять причины победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе. Составлять характеристику (исторический портрет) И. В. Сталина, используя материал учебника и дополнительную информацию |
25 | Духовная жизнь в 1920-е гг. Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы. Начало создания «новой интеллигенции». Партийный контроль над духовной жизнью. Первая волна эмиграции. «Сменовеховство». Большевики и церковь. Начало «нового искусства | 1 | 22 | Характеризовать особенности духовной жизни в 1920-е гг. Представлять описание известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности. Анализировать взаимоотношения власти и интеллигенции в 1920-е гг. |
26 | Социалистическая индустриализация. Особенности индустриализации в СССР. Первая пятилетка: результаты, социальные проблемы. Вторая пятилетка и её особенности. Положение рабочих. Стахановское движение. Итоги первых пятилеток | 1 | 23 | Объяснять, в чём состояли причины, характер и итоги индустриализации в СССР. Рассказывать о ходе индустриализации в стране и своём городе, районе (привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т. д.). Сравнивать первую и вторую пятилетки, выявлять черты сходства и различия |
27 | Коллективизация сельского хозяйства. Причины коллективизации. Раскулачивание. «Головокружение от успехов». Результаты коллективизации. Колхозное крестьянство | 1 | 24 | Объяснять, в чём состояли причины, характер и итоги коллективизации в СССР. Рассказывать о ходе коллективизации в стране и своём городе, районе, привлекая материалы краеведческих музеев, воспоминания участников и т. д. Характеризовать особенности колхозного строя в конце 1930-х гг. |
28 | Политическая система СССР в 1930-е гг. Роль партии и идеологии в жизни страны. Формирование культа личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Показательные судебные процессы. Принятие второй Конституции СССР. Национальная политика | 1 | 25 | Раскрывать сущность и последствия политических процессов 1930-х гг. Сопоставлять, как оценивались итоги социально-экономического и политического развития СССР в 1920—1930-е гг. в Конституции 1936 г. и как они оцениваются в учебнике. Подготовить сообщение о судьбах репрессированных, используя в качестве источника информации воспоминания (по электронной базе данных «Воспоминания о ГУЛАГе и их авторы»: http://www. sakharov-center.ru/gulag/). Характеризовать внутриполитическую ситуацию в СССР к концу 1930-х гг. |
29 | Духовная жизнь в 1930-е гг. Развитие образования. Партийно-государственный контроль над наукой. Достижения советской науки. Утверждение метода социалистического реализма в литературе и искусстве. Советский кинематограф. Музыкальное и изобразительное искусство. Литература. Театр | 1 | 26 | Характеризовать особенности духовной жизни в 1930-е гг. и сравнивать её с ситуацией 1920-х гг., выявляя черты сходства и различия. Представлять описание известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности. Анализировать взаимоотношения власти и интеллигенции в 1930-е гг., функции и роль творческих союзов |
30 | Внешняя политика СССР в 1930-е гг. Изменение внешнеполитического курса СССР после прихода к власти в Германии А. Гитлера. Коминтерн: курс на создание единого антифашистского фронта. СССР и война в Испании. Дальневосточная политика СССР. Мюнхенское соглашение. Советско-англо-французские переговоры. Сближение СССР и Германии | 1 | 27 | Характеризовать направления и важнейшие события внешней политики Советского государства в 1930-е гг. Проводить анализ источников по истории международных отношений 1930-х гг. и использовать их для характеристики позиции СССР. Приводить и сравнивать излагаемые в учебнике и научно-популярной литературе оценки Мюнхенского соглашения, советско-англо-французских переговоров и советско-германского пакта о ненападении, высказывать и аргументировать свою точку зрения |
31 | Повторение и контроль по теме 3 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в межвоенный период. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте 1920—1930-х гг. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1921 — 1939 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1921-1939 гг. | |
32 | СССР накануне Великой Отечественной войны. Начало Второй мировой войны и Советский Союз. Включение в состав СССР Западной Украины и Западной Белоруссии. Война с Финляндией и её итоги. Включение в состав СССР Прибалтики, Бессарабии и Северной Буковины. Советско- германские отношения накануне войны | 1 | 28 | Показывать на карте территории, присоединённые к СССР с сентября 1939 г. по июнь 1941 г. Объяснять, в чём состояли причины и последствия советско-финляндской войны. Характеризовать советско-германские отношения накануне Великой Отечественной войны |
33 | Начало Великой Отечественной войны. Проблема внезапности нападения Германии на СССР. Вторжение немецких войск. Силы и планы сторон. Неудачи Красной Армии летом — осенью 1941 г. Битва за Москву. Героическая оборона Ленинграда | 1 | 29 | Объяснять причины поражения Красной Армии в начальный период войны. Рассказывать о крупнейших сражениях 1941 г., используя карту. Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе воспоминания ветеранов войны, опубликованные r Интернете сайт «Я помню»: http://ire-member.ru/ и др.). в СМИ или собранные самостоятельно. Подготовить сообщение (презентацию) об одном из эпизодов Московской битвы или обороны Ленинграда (по материалам сайтов «Великая победа»: http://pobedamo.ru/, «Ленинград. Блокада. Подвиг»: http://blokada.otrok.ru/ и другим источникам). Объяснять значение понятия блицкриг |
34 | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. Зимнее наступление Красной Армии, его итоги. Летнее наступление немецких войск. Начало Сталинградской битвы. Нацистский «новый порядок» на оккупированной территории. Партизанское и подпольное движение. Создание антигитлеровской коалиции. Итоги первого этапа войны | 1 | 30 | Рассказывать о крупнейших сражениях с начала января по 18 ноября 1942 г., используя карту. Объяснять значение понятий новый порядок, коренной перелом, антигитлеровская коалиция. Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе воспоминания ветеранов войны, опубликованные в Интернете (сайт «Я помню»: http://ire-member.ru/ и др.). в СМИ или собранные самостоятельно. Характеризовать предпосылки коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны |
35 | Советский тыл в Великой Отечественной войне. Советское общество в первый период войны. Социально-экономические предпосылки коренного перелома. Наука и образование в годы войны. Культура в годы войны. Церковь в годы войны | 1 | 31 | Характеризовать жизнь людей в годы войны, привлекая информацию исторических источников. Представлять биографические справки, очерки о выдающихся тружениках тыла. Подготовить сообщение об отражении событий войны в произведениях литературы, изобразительного искусства, музыки, кинематографа (по выбору) |
36 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Битва за Кавказ. Разгром немецких войск под Сталинградом. Начало изгнания захватчиков с советской земли. Битва на Курской дуге, её итоги и значение. Битва за Днепр. Тегеранская конференция. Итоги второго периода войны | 1 | 32 | Рассказывать о крупнейших сражениях с 19 ноября 1942 г. по конец 1943 г., используя карту. Объяснять причины успеха советского контрнаступления под Сталинградом и победы в Курской битве. Сравнивать Сталинградское сражение и Курскую битву. Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе воспоминания ветеранов войны, опубликованные в Интернете (сайт «Я помню»: http://ire-member.ru/ и др.), в СМИ или собранные самостоятельно. Подготовить сообщение (презентацию) об одном из эпизодов Сталинградской или Курской битвы (ПО материалам сайтов «Сталинградская битва»: http://battle.volgadmin.ru/ , «Курская битва»: http://www.kurskl943.mil.ru/ и другим источникам). Характеризовать решения Тегеранской конференции |
37 | Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом. Многонациональный советский народ на фронтах войны. Экономика союзных республик в годы войны. Национальные движения и национальная политика в годы войны | 1 | 33 | Объяснять, почему потерпели крушение надежды немцев на развал советского многонационального государства. Рассказывать о вкладе различных народов СССР в победу над Германией. Высказывать суждения о коллаборационизме (пособничестве оккупантам) и аргументировать свою точку зрения |
38 | СССР на завершающем этапе Второй мировой войны. Военно- стратегическая обстановка на Восточном фронте к началу 1944 г. «Десять сталинских ударов». Крымская (Ялтинская) конференция. Освобождение Европы от фашизма. Берлинская операция. Капитуляция фашистской Германии. Потсдамская конференция. Вступление СССР в войну с Японией. Причины победы Советского Союза. Итоги войны | 1 | 34 | Рассказывать о крупнейших сражениях 1944—1945 гг., используя карту. Объяснять причины победы СССР в Великой Отечественной войне и в войне с Японией. Представлять биографические справки, очерки об участниках войны, совершивших героические поступки в изучаемый период, использовать в работе воспоминания ветеранов войны, опубликованные в Интернете (сайт «Я помню»: http://ire-member.ru/ и др.), в СМИ или собранные самостоятельно. Характеризовать решения Ялтинской и Потсдамской конференций, итоги Второй мировой войны |
39 | Повторение и контроль по теме 4 | 1 | Называть хронологические рамки, основные периоды и даты крупнейших сражений Великой Отечественной войны. Характеризовать вклад Советского Союза в победу над нацистской Германией и её союзниками. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте периода Великой Отечественной войны для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1941 — 1945 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1941-1945 гг. | |
40 | Восстановление экономики. Состояние экономики страны после окончания войны. Экономические дискуссии 1945—1946 гг. Восстановление и развитие промышленности. Трудности и проблемы сельского хозяйства. Жизнь и быт людей. «Закручивание гаек» в экономике | 1 | 35 | Объяснять причины сравнительно успешного восстановления промышленности и нарастающих трудностей в сельском хозяйстве в первые послевоенные годы. Рассказывать о жизни людей в послевоенные годы, привлекая воспоминания представителей старших поколений. Объяснять значение понятий военно- промышленный комплекс, репарации, репатриация |
41 | Политическое развитие. Идеология и культура. Демократический импульс войны. Изменения в структурах власти. Новый виток репрессий. Национальная политика. Восстановление «железного занавеса». Идеологические кампании в литературе, театре, кино, музыке. Развитие образования. Научные дискуссии | 1 | 36- 37 | Характеризовать идеологические кампании конца 1940-х — начала 1950-х гг. Приводить конкретные примеры усиления административного и идеологического контроля в послевоенные годы, гонений на учёных, деятелей литературы и искусства. Давать характеристику национальной политике сталинского руководства в 1945—1953 гг. |
42 | Внешняя политика. Причины и начало «холодной войны». Укрепление статуса СССР как великой мировой державы. Противостояние СССР и США в Европе. Раскол Германии. Распространение сталинской модели. Апогей «холодной войны». СССР в Корейской войне | 1 | 38 | Раскрывать содержание понятий «холодная война», «железный занавес». Объяснять причины обострения противостояния СССР и стран Запада в послевоенные годы. Подготовить сообщение (презентацию) об одном из конфликтов начального периода «холодной войны», используя интернет-ресурсы (материалы сайта «Холодная война»: http://www.coldwar.ru/ и др.) и иные источники. Характеризовать политику СССР в отношении стран Центральной Европы, оказавшихся в советской сфере влияния |
43 | Изменения политической системы. Смерть Сталина и борьба за власть. Н. С. Хрущёв. XX съезд КПСС. Кампания по реабилитации. Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций. Третья Программа КПСС (1961 г.). Отстранение от власти Н. С. Хрущёва | 1 | 39 | Характеризовать причины, ход, итоги борьбы за власть после смерти Сталина, причины победы Н. С. Хрущёва. Раскрывать общественный импульс и значение решений XX съезда на основе информации учебника и исторических источников. Составлять характеристику (исторический портрет) Н. С. Хрущёва, используя дополнительную информацию. Высказывать суждение о причинах отставки Н. С. Хрущёва |
44 | Экономика СССР в 1953—1964 it. Экономический курс Маленкова. Сельскохозяйственная политика Хрущёва. Развитие промышленности. Реформа управления народным хозяйством. Научно-техническая революция в СССР. Особенности социальной политики | 1 | 40 | Объяснять, в чём заключались новые подходы к решению хозяйственных и социальных проблем в рассматриваемый период. Обосновывать на конкретных примерах вывод о завершении создания к концу 1950-х — началу 1960-х гг. в СССР основ индустриального общества. Представлять биографические справки, очерки о первых советских космонавтах. Высказывать и аргументировать суждения о достоинствах и недостатках социально-экономической политики Н. С. Хрущёва |
45 | «Оттепель» в духовной жизни. Преодоление сталинизма в литературе и искусстве. Границы десталинизации в сфере культуры. Развитие науки, открытия советских учёных в важнейших областях науки. Достижения советского спорта. Развитие образования, реформа школы 1958 г. | 1 | 41 | Характеризовать период «оттепели» в общественной жизни, приводя примеры из литературных и публицистических произведений. Рассказывать о достижениях советской науки и техники, советского спорта в конце 1950-х — 1960-е гг. Представлять описание известных произведений советской литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности. Объяснять, в чём заключалась противоречивость партийной культурной политики |
46 | Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия. Выработка новых подходов во внешней политике. Возобновление диалога с Западом. Проблемы разоружения. Карибский кризис 1962 г., его преодоление. СССР и социалистический лагерь. Отношения со странами «третьего мира» | 1 | 42 | Раскрывать значение выдвижения концепции мирного сосуществования государств с различным общественным строем. Подготовить сообщение (презентацию) об одном из конфликтов «холодной войны», используя интернет-ресурсы (материалы сайта «Холодная война»: http://www.coldwar.ru/ и иные источники Характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира» |
47 | Повторение и контроль по теме 5 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в 1945-1964 гг. Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в предвоенный и послевоенный периоды, в 1945—1953 и 1953—1964 гг., выявлять черты сходства и различия. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте двух первых послевоенных десятилетий для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1945—1964 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1945-1964 гг. | |
ТЕМА 6. СССР В 1964—1991 гг. (9 ч) | ||||
48 | Консервация политического режима. Усиление позиций партийно-государственной номенклатуры. JI. И. Брежнев. Курс на «стабильность кадров». Усиление роли армии и органов госбезопасности. Конституция СССР 1977 г. | 1 | 43 | Объяснять, в чём заключались альтернативы развития советского общества в середине 1960-х гг. Составлять характеристику (исторический портрет) J1. И. Брежнева, используя материал учебника и дополнительную информацию. Давать характеристику Конституции СССР 1977 г., сравнивать её с предыдущими советскими Конституциями |
49 | Экономика «развитого социализма». Аграрная реформа 1965 г. и её результаты. Реформы в промышленности: цели, содержание, результаты. Нарастающее отставание СССР в научно-технической сфере. Особенности социальной политики | 1 | 44 | Излагать основные положения реформ в промышленности и сельском хозяйстве второй половины 1960-х гг., давать оценку их результатов и значения. Объяснять причины свёртывания реформ. Характеризовать социальную политику 1970-х гг., сравнивать её с социальной политикой предшествующего периода |
50 | Общественная жизнь в середине 1960-х — середине 1980-х гг. Концепция «развитого социализма». Достижения и противоречия художественной культуры. Успехи советского спорта. Инакомыслие. Движение диссидентов | 1 | 45 | Подготовить сообщение о развитии советской науки и техники в I960— 1980-е гг., о достижениях советских спортсменов (с использованием научно-популярной и справочной литературы). Рассказывать о развитии отечественной культуры в 1960—1980-е гг., характеризовать творчество её наиболее заметных представителей. Раскрывать, в чём проявлялись противоречия культурной жизни в рассматриваемый период. Проводить поиск информации о повседневной жизни людей в 1960-е — середине 1980-х гг. (включая воспоминания членов семьи, представителей старших поколений). Подготовить сообщение (презентацию) о деятелях диссидентского движения и эпизодах его истории (по материалам сайта «Мемориал: история террора»: http://www.memo.ru/history/ и другим источникам) |
51 | Политика разрядки: надежды и результаты. Переход к политике разрядки международной напряжённости в отношениях с Западом. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. СССР в региональных конфликтах. Афганская война. Завершение периода разрядки. Отношения СССР со странами социализма. «Доктрина Брежнева» | 1 | 46 | Объяснять, в чём выражалась разрядка международной напряжённости в 1970-е гг., благодаря чему она была достигнута. Раскрывать значение достижения военно-стратегического паритета между СССР и США для международных отношений. Объяснять, в чём выразилось и чем было вызвано обострение международной напряжённости в конце 1970-х гг. Характеризовать взаимоотношения СССР с государствами социалистического лагеря и странами «третьего мира». Участвовать в обсуждении вопроса о вводе советских войск в Афганистан в 1979 г. |
52 | Реформа политической системы: предыстория, цели, этапы, итоги (1982—1991 гг.). Предыстория перестройки. «Кадровая революция». Конституционная реформа 1988— 1990 гг. Формирование новой российской многопартийности. Национальная политика и межнациональные отношения. Августовский политический кризис 1991 г. и его последствия. Распад СССР. Образование СНГ | 1 | 47 | Объяснять причины перехода к политике перестройки. Раскрывать значение понятий перестройка, гласность, политический плюрализм, парад суверенитетов. Характеризовать сущность и значение преобразования политической системы. Составлять характеристику (исторический портрет) М. С. Горбачёва, используя материал учебника и дополнительную информацию. Раскрывать причины, приведшие к обострению межнациональных отношений в Советском государстве |
53 | Экономические реформы 1985— 1991 гг. «Стратегия ускорения» социально-экономического развития. Экономическая реформа 1987 г. Второй этап экономической реформы. Обострение экономической ситуации, падение производства и уровня жизни. Программа «500 дней» | 1 | 48 | Проводить поиск информации об изменениях в сфере экономики в годы перестройки, представлять её в устном сообщении (эссе, реферате). Собирать и анализировать воспоминания членов семьи, людей старшего поколения о жизни в годы перестройки; представлять их в виде устной или письменной презентации. Объяснять причины неудач в реформировании экономики |
54 | Политика гласности: достижения и издержки. Провозглашение политики гласности. Новые явления в литературе, театре, кинематографе. Возобновление реабилитации жертв политических репрессий. Значение, издержки и последствия политики гласности | 1 | 49 | Раскрывать содержание понятия гласность, указывать отличия гласности от свободы слова. Проводить поиск информации об изменениях в сфере культуры и общественной жизни в годы перестройки, представлять её в устном сообщении (эссе, реферате). Давать оценку итогов политики гласности в годы перестройки |
55 | Внешняя политика СССР в 1985—1991 гг. Концепция нового политического мышления. Нормализация отношений с Западом. Начало разоружения. Разблокирование региональных конфликтов. Распад социалистической системы. Итоги и последствия политики нового мышления | 1 | 50 | Характеризовать направления и ключевые события внешней политики СССР в годы перестройки. Систематизировать материал о результатах осуществления политики нового политического мышления. Излагать приводимые в учебнике оценки политики нового мышления, высказывать и аргументировать своё суждение |
56 | Повторение и контроль по теме 6 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития СССР и стран Запада в 1964-1991 гг. Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в 1964—1985 и 1985-1991 гг., выявлять черты сходства и различия. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте 1964—1991 гг. для современного общества. Участвовать в дискуссии о причинах кризиса советской системы и распада СССР. Излагать и ар1ументировать суждения о сущности событий 1985—1991 гг. в СССР. Выполнять тестовые контрольные задания по истории СССР 1964—1991 гг. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории СССР 1964-1991 гг. | |
ТЕМА 7. РОССИЯ В КОНЦЕ XX — НАЧАЛЕ XXI в. (7 ч) | ||||
57 | Российская экономика на пути к рынку. Программа радикальных экономических реформ. «Шоковая терапия». Приватизация. Корректировка хода реформ. Первые результаты и социальная цена реформ. Финансовый кризис 17 августа 1998 г. и его последствия. Россия в мировой экономике | 1 | 51 | Объяснять, в чём заключались трудности перехода к рыночной экономике, привлекая свидетельства современников. Излагать основные положения экономической реформы начала 1990-х гг., давать оценку её результатов и значения. Объяснять причины, особенности и последствия финансового кризиса 1998 г. Раскрывать содержание понятий либерализация цен, приватизация, ваучер |
58 | Политическая жизнь в 1992— 1999 гг. Разработка новой Конституции страны. Политический кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. Российская многопартийность. Российский парламентаризм. Президентские выборы 1996 г. Отставка Президента Б. Н. Ельцина. Итоги политического развития страны в 1990-е гг. | 1 | 52 | Характеризовать события, ознаменовавшие становление новой российской государственности. Составлять характеристику (исторический портрет) Б. Н. Ельцина, используя материал учебника и дополнительную информацию. Давать характеристику особенностям российской Конституции 1993 г., результатам политического развития в 1990-е гг. |
59 | Духовная жизнь России. Исторические условия развития культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное искусство. Средства массовой информации. Российский спорт. Традиционные религии в современной России | 1 | 53 | Давать характеристику и оценку явлений современной российской культуры, произведений литературы, искусства, кинематографа и т. д.; аргументировать своё мнение. Представлять описание известных произведений литературы, искусства рассматриваемого периода, объяснять причины их популярности. Рассказывать о достижениях российской науки и техники, российского спорта |
60 | Строительство обновлённой федерации. Народы и регионы России накануне и после распада СССР. Федеративный договор 1992 г. Конституция 1993 г. о принципах федеративного устройства России. Нарастание противоречий между Центром и регионами. Чеченский кризис. Результаты федеративного строительства в 1990-е гг. | 1 | 54 | Систематизировать материал учебника о национальных отношениях в 1990-е гг. (задачи национальной политики; причины противоречий между Центром и регионами; межнациональные конфликты). Объяснять причины оживления массовых национальных движений в России в начале 1990-х гг. Характеризовать результаты федеративного строительства в 1990-е гг. |
61 | Геополитическое положение и внешняя политика России. Новое место России в мире. Россия и Запад. Россия и Восток. Россия и страны СНГ. Результаты внешней политики страны в 1990-е гг. | 1 | 55 | Систематизировать материал об основных направлениях и событиях внешней политики России в 1990-е гг.; составлять обзорную характеристику. Характеризовать особенности взаимоотношений России с крупнейшими государствами современного мира (по выбору). Давать характеристику результатов внешней политики страны в 1990-е гг. |
62 | Россия в начале XXI в. Президент В. В. Путин. Укрепление российской государственности. Политические реформы. Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России. Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в. Усиление борьбы с терроризмом. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Выборы 2003—2004 гг. и 2007—2008 гг. Избрание Президентом России Д. А. Медведева | 1 | 56 | Характеризовать ключевые события политической истории России в XXI в. Представлять характеристику крупнейших политических партий и деятелей современной России. Рассказывать о государственных символах России. Анализировать и обобщать информацию различных источников об экономическом и социальном развитии России в XXI в. Систематизировать материалы печати и телевидения об актуальных проблемах и событиях в жизни современного российского общества, представлять их в виде обзора, реферата. Проводить обзор текущей информации телевидения и прессы о внешнеполитической деятельности руководителей страны |
63 | Повторение и контроль по теме 7 | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности развития России и стран Запада в конце XX — начале XXI в. Сравнивать социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР в последние десятилетия и Российской Федерации, выявлять черты сходства и различия. Высказывать суждения о социально- нравственном опыте 1990-х гг. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России конца XX — начала XXI в. по образцу ГИА. Готовить проект по вопросам истории России конца XX — начала XXI в. | |
64 | Итоговое повторение и обобщение | 1 | Систематизировать и обобщать исторический материал по истории России
Называть и характеризовать основные периоды истории России в XX — начале XXI в. Давать оценку ключевых событий и явлений отечественной истории новейшей эпохи, исторических личностей. Выполнять тестовые контрольные задания по истории России XX — начала
Готовить проект по вопросам истории России XX — начала XXI в. |
Резерв 3 часа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование планировании курса Истории России конец 16- 18 век. 7 класс.По УМК Данилов А.А.
Данное календарно-тематическое планирование составлено по учебнику ДаниловаА.А ,Косулиной Л.Г История России 7 класс.Тематическое планирование развёрнутое....
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.
Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...
календарно-тематическое планирование планирование ОБЖ 5 класс
Развернутое поурочное планирование по предмету "Основы безопасности жизнидеятельности" для учащихся 5 классов . Учебник А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников. на 2012-2013 учебный год....
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛ
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 8 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ВТ В 9 КЛАССЕ (1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 34 ЧАСА В ГОД)...