Главные вкладки

    урок" В театре Диониса "
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Топоркова Фаина Николаевна

    Открытый урок с использованием ИКТв 5 классе .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_v_teatre_dionisa.doc85 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ Вольгинская сош    учитель  истории и обществознания  Топоркова Ф.Н.

    Тема урока: «В театре Диониса»

    Тип урока:  изучения нового материала в логике использования на уроке ИКТ.

    Цели урока: 

    развивающая:

    • развитие умения сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи;
    • Развитие активности и самостоятельности;
    • Развитие творческих способностей;
    • Развитие навыков применения компьютерных технологий.


    образовательная:

    • познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием;


    воспитательная:

    • подвести учащихся к пониманию того, что демократия способствует раскрытию творческого потенциала личности, ее свободному самовыражению в творчестве.

    • Общедидактические принципы, используемые на уроке:
    1. Принцип сознательности и активности учащихся:
    • понимание учащимися целей предстоящей работы, плана действий и методики работы.
    1. Принцип наглядности обучения:
    • демонстрация учителем всех действий, выполняемых учеником.
    1. Принцип систематичности и последовательности:
    • опора на полученные ранее знания учащихся и их умения.
    1. Принцип доступности:
    • учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
    1. Принцип связи с практикой:
    • показаны возможности использования информационных технологий

    Методы и приёмы обучения, используемые на уроке:

    1. Методы организации и осуществления учебно-воспитательной деятельности учащихся:
    • методы словесной передачи и слухового восприятия информации (словесные методы):

    а) элементы рассказа-вступления;

    б) элементы фронтальной беседы;

    • методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (наглядные методы):

    а) метод демонстраций;

    б) работа с картой

    • методы передачи информации с помощью практической деятельности (практические методы):

    а) творческая работа через презентацию по теме урока

    б) домашняя работа с текстом учебника;

    в) поиск информации в ИНТЕРНЕТ

    ;

    1. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
    • эмоциональные методы;
    • познавательные методы;
    • социальные методы;

    Межпредметные связи:

    1. Изобразительное искусство (портрет, изображение на вазах, маски);
    2. Литература (глоссарий урока, Аристофан и Софокл);

             3.Информатика (операционная  система Windows, Интерактивная дос

         Оборудование:

    • карта "Древняя Греция",
    • учебник для V класса Вигасин А.А, Годер Л.Я, Свенцицкая И.С. История древнего мира. М, 2006,

    • мультимедийный проектор,
    • раздаточный материал (см. приложение)

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    1. Вступительное слово учителя

    . Беседа с учащимися, актуализация ранее полученных знаний.


    Учитель: историю какой страны мы с Вами изучаем?

    Поработаем по карте, чтобы вспомнить особенности географического расположения страны.

    Отвечают на вопрос учителя

    1. Покажи на карте Балканский полуостров.

    2. Как греки называли свою страну? Покажи на карте ее границы.

    3. Назовите наиболее известные Вам города Древней Греции.

    4. Какой город становится главным после греко-персидских войн?

    Работают по карте

    1. Что мы уже знаем об Афинах? (красивый, богатый, там была демократия)?
    2. Поработаем с глоссарием по теме « Древняя Греция»

    Работают  на интерактивной доске

    Но древние греки изобрели не только новое устройство государства, но и множество других вещей. Одна из них - театр. Тема нашего урока сегодня: "В театре Диониса». Откроем тетради и запишем тему у рока.

    Записывают тему урока

    2. Новый материал

    Постановка учебной задачи.
    Учитель: итак, мы до сих пор пользуемся изобретением древних греков - театром, хотя прошло уже две с половиной тысячи лет. Давно уже нет древних греков, сменились эпохи, и пали многие империи, а театр есть. Значит, это изобретение эллинов пришлось человечеству по душе.

    Запишем глоссарий новой темы в тетрадь

    Записывают глоссарий в тетрадь

    Далее учитель кратко рассказывает, что зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса - покровителя виноделов. Но ведь празднества в честь богов устраивались во всех древних странах, а театр почету-то возник именно в Древней Греции. Почему не Индия или Египет стали его родиной, ведь там тоже была высокая культура?

     

    Как правило, дети затрудняются ответить на этот вопрос.

    Собственно учебная деятельность
    Учитель: ребята, для того чтобы ответить на вопрос о причинах появления и развития театра в Древней Греции, давайте сначала узнаем особенности эллинского театра и сравним его с современным театром.
    Учащимся предлагается заполнить таблицу . ( см. приложение) Источник информации: учебник (§39 "В театре Диониса", разделы 1 и 2).

    Лист заданий № 1


    Далее ставится дополнительный вопрос: в чем главное сходство и различия между древнегреческим и современным театром?

    Лист заданий № 2

     В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что театр - это представление в особом здании, которое актеры дают для зрителей, купивших на это представление билеты.

    Но почему возникновение такого зрелища было невозможно на Древнем Востоке? - спрашивает далее учитель, возвращаясь тем самым к учебной задаче урока.

    С помощью учителя делают вывод и пытаются ответить на вопрос

    3. Этап контроля и коррекции


    Учащиеся должны выявить следующие ключевые моменты: общедоступность театра. Хотя и в древнегреческом, и в современном театре были и есть места для "особо важных персон", главное в том, что все вместе смотрят зрелище.
    Невозможно даже представить, чтобы фараон и его вельможи сидели рядом с египетскими бедняками и вместе хлопали выступающим или освистывали их. Следовательно, театр - демократическое зрелище; и в древнегреческом, и в современном театре главным человеком на сцене является актер. На Древнем Востоке в разных представлениях во славу богов их участники выполняли массовые действия - вместе пели, танцевали и т.п. Никакой отдельный человек не мог приковывать к себе всеобщее внимание, вызывать восторг и поклонение, если только он не был правителем государства или главным жрецом. В Древней Греции на сцене стали раскрываться человеческие индивидуальности.
    Разумеется, невозможно достичь того, чтобы пятиклассники сразу сформулировали эти выводы в том виде, в котором они здесь представлены. Учитель должен подвести их к нужному результату с помощью наводящих вопросов:

    1. ребята, представьте себе, что египетский фараон посетил древнегреческий .театр. Что ему могло бы не понравиться, что вызвало бы удивление, а что – возмущение?

    2.Что ожидало бы актеров, если бы они высмеивали бы правителя – фараона, вельмож?

    3. Мог ли простой египтянин находиться в одном помещении с фараоном, вельможей и при этом смеяться и свободно себя вести?

    4. Деспотия или демократии

    В конечном счете учащиеся учатся с помощью учителя анализировать факты прошлого и настоящего и делать выводы, т.е. они развиваются, а не просто усваивают некоторую сумму готовых знаний о прошлом.

    Делают выводы и записывают:

    Закрепление

     

    .
    Домашнее задание: прочитать разделы 3 и 4 §39 (о представлении в древнегреческом театре трагедии и комедии), изучить документ (отрывок из трагедии Софокла "Антигона") и доказать, что древнегреческий театр возвеличивал не правителей и богов, а свободного человека (найти не менее трех фактов, подтверждающих это высказывание).

    Творческое  задание:

    1. Создать презентацию к уроку « В театре Диониса» - 3 ученика
    2. Найти информацию о Древнегреческом театре в Интернет – 1 ученик.


    Подведение итогов урока. Выставление оценок

    Запись Д/З :

    1. прочитать разделы 3 и 4 §39
    2. изучить документ (отрывок из трагедии Софокла "Антигона") и доказать, что древнегреческий театр возвеличивал не правителей и богов, а свободного человека (найти не менее трех фактов, подтверждающих это высказывание).

    Лист заданий № 3

    Выставление оценок в дневники

    Лист заданий № 2. Вопросы для сравнения древнегреческого театра с современным театром

    Вопросы 

    Древнегреческий театр 

    Современный театр 

    Где происходят представления? 

    Как часто происходят представления? 

    Кто может быть зрителем? 

    Кто играет представления? 

    Кто исполняет мужские и женские роли? 

     

    Какие представления устраиваются? 

     

    Лист заданий № 1.  Глоссарий темы « Театр Диониса»

    Дионис

    Бог, в честь которого появился театр в Греции

    Театр

    Место для зрелищ

    Театрон

    Места для зрителей

    орхестра

    Круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры

    Скене

    Постройка, примыкавшая к орхестре. К ней прикрепляли декорации, в ней переодевались актеры.

    Хор

    Сопровождал спектакль

    Корифей

    Возглавляет хор и рассказывает текст

    Трагедия

    Изображение на сцене такого события, когда герой борется со злыми силами и погибает

    Комедия

    Изображение на сцене такого события, которое вызывает смех.

    Драматургия

    Литература для театра

    Драматурги

    Авторы, пишущие для театра

    Софокл, Еврипид, Эсхил, Аристофан

    Драматурги

    Жесты, речь, декламация

    Средства выразительности актерского мастерства

    Лист заданий № 3 . Домашнее задание:

    1. прочитать разделы 3 и 4 §39

    2. изучить документ (отрывок из трагедии Софокла "Антигона") и доказать, что древнегреческий театр возвеличивал не правителей и богов, а свободного человека (найти не менее трех фактов, подтверждающих это высказывание).

    __________________________________________

    Лист заданий № 3 . Домашнее задание:

    1. прочитать разделы 3 и 4 §39

    2. изучить документ (отрывок из трагедии Софокла "Антигона") и доказать, что древнегреческий театр возвеличивал не правителей и богов, а свободного человека (найти не менее трех фактов, подтверждающих это высказывание).

    __________________________________________

    Лист заданий № 3 . Домашнее задание:

    1. прочитать разделы 3 и 4 §39

    2. изучить документ (отрывок из трагедии Софокла "Антигона") и доказать, что древнегреческий театр возвеличивал не правителей и богов, а свободного человека (найти не менее трех фактов, подтверждающих это высказывание).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».

    В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны  не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и  приведены ист...

    методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

    методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

    методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

    методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

    интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

    Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории в 5 классе «В театре Диониса»

    План-конспект урока по ФГОС по истории в 5 классе "В театре Диониса"...

    В театре Диониса. История Древнего мира 5 класс

    Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Древняя Греция....

    "В театре Диониса..."

    Урок по истории Древнего мира в 5 классе (можно использовать по мировой художественной культуре). Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - М.; Просвещение, 2013....