"В театре Диониса..."
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Лаврентьева Юлия Бариевна

Урок по истории Древнего мира в 5 классе (можно использовать по мировой художественной культуре). Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс - М.; Просвещение, 2013.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сопроводительная информация:

1. Учитель: Лаврентьева Юлия Бариевна

2. Место работы: ГБОУ СОШ №1 города Кинеля Самарской области.

3. Предмет: история

4. Класс: 5

5. Тема: «В театре Диониса»

6. Урок-изучение нового материала.

7. Цель урока:  расширить знания о возникновении, развитии и устройстве греческого театра.

8. Задачи урока:

 - расширить представление об истории древнегреческого театра; уметь объяснять понятия: театр, скене, орхестра, трагедия, комедия;

- обучать работе с учебной информацией, работать с таблицей, представлять результаты своей деятельности в форме мини-сочинения;

- воспитывать уважение к  культуре, традициям  древнего мира.

10. Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся смогут: давать определения основным понятиям темы; сформировать умение анализировать, систематизировать учебную информацию.

метапредметные: обучающиеся смогут: планировать работу в группах для выполнения задачи; овладеть навыками смыслового чтения текстов,  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, овладеть логическими действиями сравнения, анализа,  обобщения.

личностные: обучающиеся смогут: развить навыки общения, приобщиться к культуре.

13.Необходимое техническое оборудование: ПК, мультимедиа проектор.

14.Структура и ход урока

Конспект урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1. Мотивация

Показ слайдов (№ 1,2,3)

Беседа по вопросам:

-Что вы увидели?

-Были ли вы в театре? - Какие вы знаете театры?

Просмотр слайдов.

Ответы детей на поставленные вопросы.

- сцена, театры, кукольные, театр драмы, театр теней и т.д.

Проектор, ПК.

2.Актуализация и выявление затруднений

Беседа по вопросам:

-Какие ассоциации связаны со словом театр?

_ Представьте, что вы попали в Древнюю Грецию. У вас нет денег, вы впервые в Греции. Спросили куда  можно устроиться на работу, вам предложили пойти в театр. Что вы должны узнать?

- Показ слайда № 4.

- Зарождение театра было связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделов. В одном из мифов рассказывается, что Дионис странствует по всей земле, окруженный толпой сатиров. Когда под звуки флейт и свирелей Дионис приходит в Грецию, то в этой стране начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, вся жизнь возрождается заново.

В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Веселое шествие ряженых двигалось по улицам города, и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма.

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Учитель уточняет тему урока: «В театре Диониса».

Показ слайда № 5

Ответы детей:

- артист, сцена, грим, костюмы, афиша и т.д.

- Где находится театр, как  его найти, как он выглядит, кто работает в театре.

Обучающиеся  слушают, смотрят презентацию.

Предлагают тему урока: «Театр в Древней Греции».

Проектор, ПК

3.Выявление места и причины затруднений

   - Сегодня на уроке мы узнаем  о древнегреческом театре.

  Для начала надо выяснить, что означает слово «театр»?

По слайдам № 6,7,8,9  учитель рассказывает о возникновении и устройстве древнегреческого театра.

Показ слайда № 10.

-Сейчас мы посмотрим уцелевшие до наших дней театры в разных уголках Греции. Показ слайдов № 11, 12, 13, 14.

  Ученики предлагают свои ответы.

В учебнике находят определение и выписывают его в тетрадь.

Обучающие дополняют рассказ учителя информацией, данной в учебнике.

Ученики выписывают новые слова в тетрадь и с помощью учебника  пишут определения:

Театр – место для зрелищ,

Орхестра – круглая площадка с жертвенником или статуей Диониса посередине, на которой выступали хор и актеры.

Схене – место, где прикрепляли декорации, хранились маски и костюмы.

 

Просматривают слайды.

Учебник (стр. 185), тетрадь.

ПК, проектор, учебник, тетрадь.

  Организация самостоятельного изучающего чтения по теме: «Театральные представления, актеры»

- поговорим о самих представлениях: где и когда они проходили? Кто на них приходил? Кто был участниками представлений?

Показ слайдов № 15,16.

- Маски. Почему актеры надевали маски? Черты лица актеров были плохо видны издали, поэтому актеры надевали маски большие, раскрашенные, закрывавшие не только лицо, но и голову. При взгляде на актеров становилось ясно, кого он изображают. У стариков белые, редкие волосы, худые щеки. Если герой в зрелом возрасте, то волосы и борода полуседые. Среди юношей были безбородые, слегка смугловатые, есть смеющиеся юные блондины. Маски молодых женщин чаще всего изображают траур и страдание. Они бледны, волосы их растрепаны, выражение лица грустное.

Перевоплощение осуществлялось просто: актеры меняли маски в которых выступали. Маски делались из глины. Каждому определенному характеру и настроению соответствовала «своя» маска. Так, силу и здоровье представлял смуглый цвет лика маски, болезненность – желтый. Хитрость – красный, а гнев – багровый. Гладкий лоб, выражал веселое настроение, а крутой-мрачное. Выразительность масок была необходима для наглядности, кроме того они выполняли роль – рупора - усилившего голос актера.

Ответы учеников:

Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских их масках, В особой обуви на толстой подошве, чтобы казаться выше ростом. Меняя костюмы и маски, актеры играли по  нескольку ролей в каждом спектакле.  Театральные представления устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году.  

Обучающие слушают

Учебник (стр. 186-187)

ПК, проектор

4. Самостоятельная работа в группах

Показ слайда № 17,18.

Обучающие по парам читают про комедии и трагедии. После находят различия

Используют учебник (стр. 187-188).

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Вопросы для закрепления:

  1. Дайте определение слова "театр".
  2. В честь какого бога устраивались театральные представления?
  3. Из каких трех частей состоял театр?
  4. Назовите два главных вида представлений в греческом театре?

Ответы учеников:

1. Театр - место для зрелищ.

2. В честь бога Диониса.

3. Места для зрителей, орхестра, скене.

4. Трагедия и комедия.

7.Самостоятельная работа, самопроверка по эталону

Групповая работа по заполнению  таблицы в тетради. Используя текст учебника, иллюстрации сравните по вопросам древнегреческий  и современный театры.

Вопросы  для сравнения:

  1. Где проходило представление?
  2. Вместимость

3. Как часто проходят представления?

4. Начало представления

5. Билеты

6. Занавес.

7. Кто играет в представлении?

8.Кто может быть зрителем?

9. Как награждают актеров?

10.  Кто исполняет мужские и женские роли?

11.  Какие представления устраиваются?

Заполнение таблицы в тетради.

Ответы учеников.

Древнегреческий театр:

  1. В особом здании под открытым небом.
  2. До 17. Тыс. зрителей

3. Несколько раз в году.

3. До 17 тыс. зрителей.

4. С утра и до захода солнца.

5. Из свинца или обожжённой глины (места в театре были не пронумерованы и поэтому места занимали с ночи)

6.нет

7. Профессиональные актеры

8. Любой, купивший билет (беднякам выдавались деньги для покупки билетов), в основном мужчины – граждане.

9. Корзина с инжиром и амфора с оливковым маслом, аплодисменты.

10. Мужчины (в представлении участвовало не более трех актеров).

11. Трагедии и комедии.

Современный театр:

1. В особом закрытом здании.

2. До 1тыс. человек.

3. Постоянно

4. Детские представления с 11 часов, взрослые – вечером.

5. Из бумаги (есть нумерация ряда и места)

6. Есть занавес.

7. Профессиональные актеры

8. Любой, купивший билет.

9.Апплодисменты, цветы, театральные премии.

10. Мужчины и женщины (число актеров не ограничено).

11. Самые разные

Используют текст параграфа, иллюстрации в учебнике, заранее заготовленные карточки с вопросами.

9. Рефлексия

Что узнал о театре?

Что понравилось на уроке?

Что хотел бы узнать?

Ответы учеников

10. Домашнее задание

Параграф 39, написать сочинение «Один день в древнегреческом театре»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 5 классе на тему: «В театре Диониса».

В конспекте для проведения урока истории в 5 классе на тему: «В театре Диониса» описаны  не только возникновение театра, его устройство, жанры, авторы комедий и трагедий, но и  приведены ист...

методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

интегрированный урок "МОДА И ТЕАТР ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ.В театре Диониса"

Данный материал можно использовать для проведения урока истории в 5 классе по теме "Театр Древней Греции" ,...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по истории в 5 классе «В театре Диониса»

План-конспект урока по ФГОС по истории в 5 классе "В театре Диониса"...

В театре Диониса. История Древнего мира 5 класс

Презентация к уроку истории в 5 классе по теме Древняя Греция....

урок" В театре Диониса "

Открытый урок с использованием ИКТв 5 классе ....