Происхождение государственности у восточных славян.
план-конспект урока по истории на тему

 Алымова Ольга Николаевна

 

Цели: выяснить причины и факты возникновения русской государственности; подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства; проанализировать «норманнскую теорию» и ее роль в русской истории; выявить главные направления внешнеполитической деятельности до конца IX века.

Задачи:

  • оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме;
  • выработка у учащихся качества полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать свою точку зрения, находить консенсусные решения с оппонентами;
  • обеспечить связи имеющихся знаний с последующими процессами, происходящими в истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proiskhozhdenie_gosudarstvennosti_u_vostochnykh_slavyan.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

История России.

 

Тема: Происхождение государственности у восточных славян.

Цели: выяснить причины и факты возникновения русской государственности; подчеркнуть многонациональный характер первого русского государства; проанализировать «норманнскую теорию» и ее роль в русской истории; выявить главные направления внешнеполитической деятельности до конца IX века.

Задачи:

  • оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме;
  • выработка у учащихся качества полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать свою точку зрения, находить консенсусные решения с оппонентами;
  • обеспечить связи имеющихся знаний с последующими процессами, происходящими в истории.

Цели урока для учащихся: в результате занятия учащиеся смогут

- дать определение понятиям «варяги», «историография», «военная демократия»;

- назвать предпосылки образования государства;

- проанализировать норманнскую теорию и ее роль в русской истории;

- продолжить формирование умений анализировать текст, заполнять таблицу, выступать публично;

- задуматься над проблемой норманнской теории и выразить свое отношение к ней.

Тип урока: комбинированный

Предварительное задание: за несколько уроков дать классу задание подготовиться к уроку по теме «Образование древнерусского государства»

Оборудование урока: учебник  История России с древнейших времен до конца 17 века. Под ред. А.Н. Сахарова. М: 2009 г, карта «Древнерусского государства в IX – X вв.», презентация, раздаточный материал.

Основные даты и события:

862 г. – призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.

882 г. – объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.

907, 911 гг. – походы Олега на Царьград. Первые договоры с Византией.

Термины и понятия урока

Антинорманская теория – направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «Русь» нужно искать в глубокой древности.

Варяги – 1) в русских источниках – скандинавы, полулегендарные князья; 2) наемные дружинники русских князей IX – X вв.; 3) купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки»

Историография – 1)написание истории, создание исторических трудов, совокупность исторических сочинений; 2) одна из специальных дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки.

Норманнская теория – направление в российской и зарубежной историографии, сторонников которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства.

Ход урока:

I. Оргмомент….

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

План урока:

1. Первые упоминания о государстве Русь. Происхождение названия.

2. Норманнская теория, ее значение.

3. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси.

4. Основные направления внешней политики и культурная ориентация раннего славянского государства.

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I.Организацион-

ный момент

II. Опрос

III.Изучение нового материала

1. Первые упоминания о государстве Русь. Происхождение названия.

2. Норманнская теория, ее значение.

3. Борьба Новгорода и Киева как двух государственных центров на Руси.

4. Основные направления внешней политики и культурная ориентация раннего славянского государства.

5. «Военная демократия» и «полюдье»

Вывод

IV. Закрепление

V.Домашнее задание.

Подведение итогов

Постановка цели урока

1. Проверка знаний учащихся по карточкам-тестам.

2. Прослушать сообщения учеников о символике обрядов древнейших славянских праздников, народных примет, загадок …

Игра: «Кто больше вспомнит?»

- Покажите на карте территории проживания восточных, западных и южных славян.

1. Учитель сообщает: С глубокой древности земли восточных славян известны как Русь или Рос. Историки по-разному объясняют происхождение этого названия.Одни считают, что оно образовано от названий рек Роси и Россавы, на берегах которых жили восточнославянские племена. Другие придерживаются мнения, что «Русь» пришло вместе с варягами. На древнескандинавском языке воины-гребцы (то есть дружина, прибывшая вместе с Рюриком) называлась русью. Возможно, это слово и дало имя сильному восточнославянскому государству с центром в Киеве. Жителей Руси называли русичами, русинами, а позднее - русскими. Сами русские понимали слово «Русь», как «светлая земля»: русый -издавна означала светлый. Понятие «Русь», «Русская земля» поначалу обозначало лишь киевские и соседние с ними южнорусские земли. Лишь позднее, в XII веке, оно распространяется на всю торию, занятую восточными славянами. Первое государство в землях славян получило название Русь. По имени его столицы ученые стали впослед ствии называть его Киевской Русью, хотя современники так его никогда не называли.

     

Учитель рассказывает о предпосылках возникновения государства

Учитель продолжает:

     Появление государства у восточных славян было важной вехой на пути развития общества. Переход от догосударственного общества к государственной организации шел постепенно на протяжении VI – IX вв.

     Проблема возникновения государства у восточных славян волнует умы ученых уже достаточно давно. Свидетельства «ПВЛ» о строительстве Киева и призвании варягов привели к возникновению спора норманистов и антинорманистов. К одной из сторон рассмотрения этой проблемы относится и вопрос происхождения и значения этнонима «Русь».

     В.О. Ключевский отмечает: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории». Первый сформулирован во второй четверти XVIII в. Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером, второй – В.Н.Татищевым и М.В.Ломоносовым. Спор этот остается актуальным до сих пор.

     Сегодня на уроке мы с вами попытаемся разобраться в этой проблеме.  

     У нас есть два знатока этой проблемы, которые стоят на разных позициях, и они с удовольствием поведают   нам об этом. Это БАЙЕР Готлиб Зигфрид и ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (два учащихся из класса, которым было дано задание попробовать разобраться в данной проблеме и отстоять точку зрения)

     Урок будет проходить следующим образом. Вы все дома прочитали параграф учебника и наверняка у вас много вопросов, которые вы можете задать нашим выступающим.

     

 

После задают вопросы, на которые выступающие отвечают.

    Фронтально устно, повествование

1.  Какая из теорий происхождения государства, на ваш взгляд, наиболее убедительна?

2. В чем суть норманнской теории? Согласны ли вы с ее положениями?

3. Какие аргументы, опровергающие норманнскую теорию, вы можете привести?

4. Что в норманнской теории, на ваш взгляд, основано на действительных фактах?  

Летопись рассказывает, что в 862 г. в славянские и угро- финские» земли прибыли три брата - Рюрик, Синеус и Трувор. Старший брат – Рюрик стал править в Новгороде, а его братья Синеус и Трувор в Белоозере и Изборске. Но через 2 года  братья умерли и княжить стал один Рюрик. Он властвовал словенами , мерей, весью, муромой. Эгим было положено начало русской княжеской династии.Таким образом возникло два центра русской государственности в Новгороде,  Киеве. После смерти Рюрика остался его малолетний сын Игорь. Но все дела в новгороде  взял в свои руки воевода Олег. Именно Олег объединил два государственных центра. Он в 882 г. собрал большую рать и предпринял пход на юг, утвердился в Киеве и сделал этот город своей столицей.

 Олег расширил свои владения, подчинив себе древлян, северян и радимичей. Подчинение князю племени выражалось в военном сотрудннчестве и готовности платить дань.

 Но князь Олег был известен не только своей объединительной политикой , с самого своего возникновения Русь ставила перед собой задачи: овладение устьем Днепра, устьем Дуная, утверждение в Северном Причерноморье и на Балканах. Частью этой политики стали походы Руси на Византию в 907 и 911 гг. Эта походы закончились успешно для Руси, также Олег заключил выгодный мирный договор о торговле.

Учитель сообщает: Переходной ступенью в образовании государства историки  считают период военной демократии.

Учитель сообщает: Название «полюдье» происходит от слов «ходить людям». Полюдье выполняло роль не только сбора дани, но и осуществляло функции князя: он общался с местным населением, «напоминал» о своем руководстве, судил. Именно полюдье связывало воедино зачастую далеко друг от с находящиеся земли. Полюдье продолжалось шесть месяцев, начиналось в ноябре и продолжалось всю зиму, и заканчивалось ранней весной (в апреле).


В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье намного  обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских  земель, и Олег, сделав Киев своим стольным городом, подтвердил это положение.

Фронтально устно, повествование

1. Что такое военная демократия?

2.  Чем отличается военная демократия от первобытности и от сложившегося государства с центральной властью?

3.  Перечислите основные категории населения периода «военной демократии». Расположите их в порядке убывания богатства и власти.

4. Найдите на карте два государственных центра Древней Руси: Среднее Поднепровье и северо-западный район.

Конспект, учебник стр. 34-49, ответить на вопросы в конце параграфа

Подготовить краткие сообщения о первых князьях - Рюрике, Олеге.

Выставление оценок за урок

 

Внимательно слушают.

1. Выполняют тестовые задания ( Тест 1, Тест 2; Приложение 1 )

2. Зачитывают сообщения

Учащиеся в парах получают задание: в течении минуты написать названия восточнославянских племен, упомянутых в ПВЛ. Определяются лучшие результаты

Работа с картой ( слайд 1,2)

Запись в тетрадях:

Государство

особая организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом принуждения и управления.

После этого ребята высказывают свою точку зрения, которая на их взгляд правдоподобнее

Работа в тетрадях

В результате обсуждения совместно с учащимися составляем таблицу (см. ниже Приложение 2)

Запись в тетрадь

Работа с таблицей «Предпосылки возникновения государства»

(слайд 3,4)

Завязывается дискуссия между учениками (Слайд 4- норманнская теория,  фильм о призвании варягов)

Работа с дополнительным материалом ( п. 1)

Первый выступающий, сторонник норманнской теории. Он излагает свою точку зрения на эту проблему.

Второй выступающий: «Я не согласен со своим оппонентом. У меня на это своя точка зрения». (излагает свою течку зрения)

Первый знаток излагает свою точку зрения. Учащиеся внимательно его слушают и по ходу рассказа задают вопросы.

В это время в дискуссию вступает второй выступающий, сторонник антинорманской теории. Между ними завязывается диспут по данной проблеме.

Выступающие предлагают свои версии 

Учащиеся внимательно слушают и отвечают на вопросы

Заполнение таблицы (приложение)

Норман. теория

Антинорман.

теория

Показ слайда (слайд 10,11 и 9-10 –Рюрик)

Работа с дополнительм материалом ( п. 2)

Показ слайда (слайд 10- Олег)

Запись в тетрадь

Военная демократия - переходный этап в развитии общества, в которого выделяется военная знать (князь и дружина), сосредотачивав своих руках материальные ценности и политическую власть. С подчинены мель она собирала дань (полюдье).

Полюдье - объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвлi областей и племен для сбора дани.

Отвечают на вопросы

Запись домашнего задания в тетрадь стр. 34 – 39.

Приложение 1

Тест 1

Укажите, какой племенной союз занимал территорию:

1. вокруг озера Ильмень;

2. в бассейне реки Припять;

3. среднее течение Днепра;

4. среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот;

    5. по рекам Сож и Сейм;

    6. в бассейнах рек Десна, Сейм и Суда;

7. верховья Западной Двины и Днепра;

8. бассейн реки Буг;

9. в лесных чащах междуречьях Оки, Клязьмы и Волги;

10. между реками Припять и Западная Двина.

а) Поляне        б) Радимичи        в) Кривичи

 г) Тиверцы        д) Уличи        е) Вятичи

 ж) Волыняне        з) Ильменские славене и) Дреговичи

к) Древляне        л) Полочане        м) Северяне

Ответы:

1. з); 2. к); 3. а); 4. л); 5. б); 6. м); 7. в); 8. ж); 9. е); 10. и).

Тест №2

Укажите, какие племенные союзы и народы относились к;

  1. восточным славянам;
  2. соседям восточных славян с запада;
  3. соседям восточных славян с востока;
  4. соседям восточных славян с севера;
  5. соседям восточных славян с юга.

а) Поляне        б) Волыняне        в) Поляки

г) Тиверцы        д) Хазары        е) Вятичи

ж) Весь        з) Ильменские славене и) Дреговичи

к) Меря        л) Полочане        м) Северяне

н) Чехи        о) Мордва        п) Печенеги

 р) Кривичи        с) Эсты (чудь)        т) Мурома

у) Древляне        ф) Булгары        х) Радимичи

Ответы:

I. а), б), г), е), з), и), л), м), р), у), х); 2. в), и); 3. к), о), т), ф); 4. ж), с); 5. д), п).

Приложение 2

Версии происхождения термина «Русь»

Первая версия

Вторая версия

Название одного из племен полян, обитавшего в районе среднего течения Днепра и его притока – реки Рось

Широкий надплеменной дружинно- торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат (скандинавы, родоплеменная славянская знать)

Дополнительный материал 1

Варяги - в русских источниках - скандинавы. Варяги, или викинги (в Западной Европе их  называли норманнами), были отважными мореходами и храбрыми воинами. Они  занимались рыболовством и торговлей, но только этим прокормиться не могли и вынуждены были наниматься в войско чужеземных правителей или промышлять морским разбоем. На легких парусных и  гребных судах по морю и через большие и малые реки варяги проникали в южные страны опустошали богатые города, грабили прибрежных жителей. От викингов страдали франки, позволившие в конечном итоге вождю данов Роллону занять земли в устье Сены и предоставили ему титол герцога Норманнского, с условием защищать французов от других викингов. Немало страдали от набегов викингов англичане, и даже население Средиземноморья.

«Норманнская теория». К норманнской школе примыкает и оригинальное мнение А. А. Шахматова: «Русь - это те же норманны, те же скандинавы; русь - это древнейший слой варягов, первые выходцы из Скандинавии, осевшие на юге России раньше, чем потомки их стали оседать на менее привлекательном лесистом и болотистом славянском севере». И в самом деле, кажется, всего правильнее будет представлять дело так, что русью звали в древности  не отдельное варяжское племя, ибо такого не было, а варяжские дружины вообще. Как славянское название сумь означало тех финнов, которые сами себя звали suomi, так у славян  название русь означало прежде всего тех заморских варягов-скандинавов, которых финны звали ruotsi.  Эго название русь ходило среди славян одинаково с названием варяг, чем и объясняется их  соединение и смешение у летописца. Имя русь переходило и на славянские дружины, действовавшие вместе с варяжской русью, и мало-помалу закрепилось за славянским Поднепровьем.

Платонов С. Ф. Лекции по русской истории. М.. 1993.

Наш комментарий: Таким образом С. Ф. Платонов присоединяется к норманнской теории  происхождения руси. Их оппоненты, представители так называемой славянской школы,  среди которых был и М. В. Ломоносов, утверждали, что под именем руси подразумевались славяне.

Дополнительный материал 2

Повесть временных лет, начало XII в. О походе Олега на Киев.

Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян, мерю, весь, кривичей, и  пришел к  Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своих мужей. И  пришли к горам Киевским и узнал Олег, что княжат тут Аскольд и Дир. Спрятал он одних воинов в ладьях, других оставил позади, и сам отправился к ним вместе с младенцем. И подплыл к Угорской горе, спрятав своих воинов; и послал к Аскольду и Диру , говоря им , что-де «мы купцы, идем к грекам от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда Аскольд и Дир пришли , все спрятанные воины выскочили из ладей и сказал Олег аскольду и Диру: «Не князья вы и не княжеского рода, но я княжеского рода», а когда вынесли Игоря, добавил:  «Вот  он сын Рюрика».

А.С. Орлов и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М: 1999. – С. 18.

Тест 1

Укажите, какой племенной союз занимал территорию:

1. вокруг озера Ильмень;

2. в бассейне реки Припять;

3. среднее течение Днепра;

4. среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот;

    5. по рекам Сож и Сейм;

    6. в бассейнах рек Десна, Сейм и Суда;

7. верховья Западной Двины и Днепра;

8. бассейн реки Буг;

9. в лесных чащах междуречьях Оки, Клязьмы и Волги;

10. между реками Припять и Западная Двина.

а) Поляне        б) Радимичи        в) Кривичи

 г) Тиверцы        д) Уличи        е) Вятичи

 ж) Волыняне        з) Ильменские славене и) Дреговичи

к) Древляне        л) Полочане        м) Северяне

Тест №2

Укажите, какие племенные союзы и народы относились к;

1. восточным славянам;

2. соседям восточных славян с запада;

3. соседям восточных славян с востока;

4. соседям восточных славян с севера;

5. соседям восточных славян с юга.

а) Поляне        б) Волыняне        в) Поляки

г) Тиверцы        д) Хазары        е) Вятичи

ж) Весь        з) Ильменские славене и) Дреговичи

к) Меря        л) Полочане        м) Северяне

н) Чехи        о) Мордва        п) Печенеги

 р) Кривичи        с) Эсты (чудь)        т) Мурома

у) Древляне        ф) Булгары        х) Радимичи

                               

                                                                                                                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возникновение государственности у восточных славян. Крещение Руси

Контрольная работа в формате ЕГЭ по теме "Возникновение государственности у восточных славян. Крещение Руси"....

Презентация "Происхождение славян. Восточные славяне в древности"

Презентация предлагает наглядное сопровождение учебного процесса при изучении темы "Происхождение славян. Восточные славяне в древности". Рекомендуется использование в 10 классе. Домашнее задание форм...

Происхождение и расселение восточных славян

Бо́льшую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике...

Конспект урока для 10 класса по отечественной истории на тему: "Ранняя история восточных славян. Становление государственности." + презентация

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Ранняя история восточных славян. Становление государственности.(Урок по Истории России, 10 класс) Ф.И.О. учителя: Еременко Николай ВалерьевичМесто работы: ГБОУ СОШ №57Дол...

Методическая разработка учебного занятия по истории " Формирование основ государственности у восточных славян. Рождение Киевской Руси"

Согласно ФГОС нового поколения  одной из главных целей профессионального обучения является формирование у студентов  общих компетенций. Под обучением, основанном на компетенциях, понима...

Открытый урок по истории. Тема "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"

Открытый урок по теме "Формирование основ государственности восточных славян. Рождение Киевской Руси"  был создан для студентов первого курса СПО, но он также подойдет и для учащихся шк...