Поурочные планы к блоку "Раздробленность на Руси"
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Трипольская Лилия Сергеевна

Предварительный просмотр:

Поурочный план № 1

Дата проведения:_______________

Класс: 6

Тема урока: Начало раздробления Древнерусского государства.

Цель урока: Объяснить причины возникновения раздробленности на Руси.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

А) Образовательно-познавательные – дать знания о раздробленности на Руси, о Владимире Мономахе.

Б) Развивающие – умения работать с картой в учебнике, с атласом, с картой на доске, культура работы с учебником, умение работать со словарем, с терминами.

В) Воспитательные – уважение к истории, патриотизм, понимание важности единства русской нации.

Хронологические рамки: 12 – начало 13 веков.

Территориальные рамки: Западная Русь.

Личности: Ярослав Мудрый, Святослав Ярославович, Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович, Владимир Мономах, Мстислав Владимирович.

Термины:

Рать – войско.

Уделы – владения младших членов княжеского рода.

Экономика – состояние хозяйственной жизни; экономический – относящийся к экономике.

Эксплуатация – присвоение результатов чужого труда.

Феодальная раздробленность – закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность. В отличие от междоусобиц, этот процесс имел место уже не в едином государстве.

Основные даты: 1054, 1068, 1113-1125, 1125-1132.

Ход урока

Организационный момент.

  1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный методы}

1054 – смерть Ярослава Мудрого.

Зарисовать схему:

Ярослав Мудрый

Изяслав

Святослав

Всеволод

Киев

Чернигов

Переяславль

Задание: найти и показать эти города на карте.

Законодательство: Правда Ярославичей (защита княжеской власти).

Половецкие набеги:

1068 – первый их крупный набег на Русь, битва на реке Альте. Братья проиграли.

Изяслав отказывается немедленно продолжать.

Ответить на вопросы: Чем князь мог это объяснить? (усталостью рати) Какова могла быть реакция киевлян, если проигрыш грозил им не способностью торговать с Византией, то есть буквально разорением? (проследить связь по карте)

Киевляне изгнали Изяслава, но он возвращается с помощью поддержки поляков – силу набирает Святослав при поддержке Всеволода – начало череды княжеских усобиц.

1093 – умер последний сын Ярослава Мудрого Всеволод, приход к власти старшего сына Изяслава Святополка.

Итог: вражда князей способствовала набегам на Русскую землю, князья часто пользовались помощью половцев в борьбе за власть.

  1. Любечский съезд князей. 1097 год.

{репродуктивный, частично-поисковый  методы}

Съезд прошел по настоянию Владимира Мономаха (Переяславль), собрались внуки и правнуки Ярослава Мудрого. «Каждый да держит отчину свою».

Последствия съезда:

Отрицательные

Положительные

Закрепление разделения Руси

Положил начало объединению русских военных сил против половцев

Решения о мире были вскоре нарушены

Началась новая кровавая усобица

Весна 1111 – Владимир Мономах собрав общерусскую рать, разбил половцев.

  1. Правление Владимира Мономаха в Киеве (1113 – 1125).

{репродуктивный, частично-поисковый  методы}

Апрель 1113 – в Киеве умирает Святополк Изяславич. Это приводит к беспорядкам в Киеве (против его сына) и в итоге к приходу к власти Владимира Мономаха.

Задание: прочитать выделенный текст на странице 77 учебника и ответить на вопрос: Почему Владимир получил прозвание Мономаха? (был внуком византийского императора Константина Мономаха).

Законодательство: «Устав Владимира Всеволодовича».

1116 – Владимир Мономах организовал новый большой поход против половцев, который возглавил его сын Мстислав (1125-1132).

Мстислав стал править после отца и продолжил его политику, но после его (Мстислава) смерти вновь начались раздоры.

  1. Причины раздробленности Древнерусского государства.

{репродуктивный, частично-поисковый  методы}

Феодальная раздробленность – закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность. В отличие от междоусобиц, этот процесс имел место уже не в едином государстве. Находясь в столице своего княжества, его правитель переставал признавать зависимость от кого бы то ни  было, считая свою власть единственной, а не полученной из рук великого князя киевского или владимирского. За каждой княжеской династией закреплялась определенная территория. В результате раздробленности на Руси сложилось около 250 удельных княжеств, свободных от подчинения центральной власти.

Остальное на самостоятельное изучение (при нехватке времени, перенести задание в домашнюю работу). Прочитать раздел на страницах 78-80 учебника и заполнить таблицу:

Причины феодальной раздробленности

Последствия феодальной раздробленности

Для отдельного княжества

Для всей страны

Борьба князей за лучшие княжения и территории.

Самостоятельность бояр – вотчинников в своих землях.

Усиление экономического и политического могущества городов – центров местной княжеско-боярской власти.

Упадок Киевской земли от набегов степняков, междоусобиц и падения значения пути из варяг в греки.

Княжеством меньших размеров легче управлять; проще навести в нем порядок и следить за его поддержанием.

Разделение на княжества не прекратило усобиц и раздоров между князьями.

Княжества начали дробиться между наследниками.

Возникновение конфликтов между князьями и местным боярством.

Ослабление обороноспособности Руси.

  1. Государственное правление в период раздробленности.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

Середина 12 века – Русь раскололась на 15 самостоятельных земель – княжеств.

Задание: всем ученикам найти на карте на странице 82 учебника княжества, один ученик показывает их на карте у доски, обязательно показать центры этих княжеств:

Киевское (Киев)

Черниговское (Чернигов)

Северское (Новгород-Северский)

Новгородская земля (Новгород Великий)

Галицко-Волынское (Галич и Владимир Волынский)

Владимиро-Суздальское (Владимир-на-Клязьме)

Полоцкое (Полоцк)

Смоленское (Смоленск).

Количество их все время менялось. В каждом княжестве имелись собственные князья (иногда они именовали себя Великими), деньги, меры длины и веса.

Задание: К каким последствиям это могло привести? (невозможность нормально торговать, связываться, еще большее разделение страны).

В крупных княжествах выделялись уделы. Удельные князья были вассалами Великих князей своего княжества.

Задание: Вспомнить кто такие вассалы из истории Европы.

Отношения между княжествами регулировались соглашениями и обычаями. Каждый князь укреплял и усиливал свое княжество.

  1. Итог.

{репродуктивный, проблемный  методы}

Закрепить материал, обобщив полученные о раздробленности знания с помощью таблицы:

Признаки феодальной раздробленности.

Политическое обособление: каждое княжество определяет свой строй земельный, имеет свои органы власти, издает законы, борется с преступниками, собирает и содержит войско.

Экономическое обособление: при господстве натурального хозяйства связи между городами и отдельными землями слабые.

Ослабление центральной власти: киевскому князю стало труднее управлять огромным государством.

Усобицы - конфликты между князьями и боярством.

Порядок наследования престола по старшинству (установить старшинство не всегда было возможно; конфликты усиливались).

Задание учащимся (ответить на вопрос): Можно ли назвать данный период раздробленностью? (Ответ должен быть основан на таблице).

Несмотря на то, что разделение имело серьезный характер, а каждый князь обихаживал исключительно свое княжество, это не привело к потере понятия Русская земля. Этому способствовали: единая религия, единый язык, одна народность.

Задание: заполнить личный исторический словарик.

Домашнее задание: термины, параграф 9 учебника, карта на странице 82 учебника – заполнить контурную карту «Раздробленность Руси в 12 - первой четверти 13 века», устно ответить на вопросы на странице 83 учебника, заполнить таблицу в тетради: «Причины раздробленности на Руси».



Предварительный просмотр:

Поурочный план № 2

Дата проведения: ______________

Класс: 6

Тема урока: Главные политические центры Руси.

Цель урока: Показать различия между формами правления различных княжеств, их положительные и отрицательные качества.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

А) Образовательно-познавательные – дать знания о трех княжествах: Владимиро-Суздальское, Новгородская земля, Галицко-Волынское, об их формах правления, основных различиях.

Б) Развивающие – умения работать с картой в учебнике, с атласом, с картой на доске, культура работы с учебником, умение работать со словарем, с терминами.

В) Воспитательные – уважение к истории, негативные чувства к факту уничтожения исторических памятников, как в прошлом, так и в настоящем.

Хронологические рамки: 12 – начало 13 веков.

Территориальные рамки: Западная Русь.

Личности: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Юрьевич Большое Гнездо, Юрий Всеволодович, Владимир Ярославович, Ростислав Владимирович, Роман Мстиславович, Даниил Романович.

Термины:

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям.

Мужи – знатные люди.

Мятеж – восстание.

Основные даты: 1125-1157, 1147, 1157-1174, 1176-1212, 1218-1238,

Ход урока

Организационный момент.

Опрос:

  • Из каких князей состоял и почему распался союз Ярославичей?
  • Рассказать о Любечском съезде.
  • Каковы причины раздробления Древнерусского государства?
  • Рассказать об управлении в княжествах.
  1. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

География – густые леса, в центре которых располагаются плодородные земли.

Население – коренное - финноугорские племена (меря, весь, мурома); с 9 века – ильменские словене, кривичи, вятичи.

Столица – первоначально Ростов, потом Суздаль.

Особенности – князья имели возможность объявлять земли своей собственность, раздавать их своим дружинникам и церкви, ограничивать политические и экономические права населения.

Юрий Долгорукий (1125-1157). Ростово-Суздальская земля. Основатель княжеской династии.

Задание: откуда мог получить князь такое звучное прозвище? Что вы сами знаете об этом князе?

1147 – первое упоминание о Москве.

Из-за своего слишком сильного стремления получить киевский престол его невзлюбили киевляне. После его смерти Ростово-Суздальское княжество получил его сын Андрей Боголюбский (1157-1174), который также вознамерился отомстить и в 1169 году взял и разграбил город, посадил там своего брата, а сам уехал в свое княжество. Подчинил новгородцев. Очень много тратил на строительство города Владимира. В 1174 году был убит заговорщиками.

Только в 1176 году усобицы за престол кончились и к власти пришел Всеволод Большое Гнездо (1176-1212), младший брат. Выросло могущество Владимиро-Суздальской земли. Первым присвоил себе титул Великого князя владимирского. Но разделял свое княжество на уделы между сыновьями – после его смерти раздробление княжества. Но при Юрии Всеволодовиче (1218-1238) вновь усиление  княжества.

Обязательно использовать карту при показе территорий.

  1. Новгородская земля.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

Территория: от Финского залива до Урала, от Северного Ледовитого океана до верховьев Волги (показать на карте).

Занятия – ремесло и торговля.

Политические особенности. В начале 12 века сложилась республиканская форма правления.

Самоуправление в Новгороде Великом в XII-XIV вв.

Вече.

Принимало важнейшие решения, имевшие силу закона.
Чинило суд по наиболее серьезным случаям.
Приглашало или изгоняло князя.
Назначало или отстраняло от должности высших городских сановников.

Решало вопросы войны и мира

Князь.

Нанимался новгородцами для военной защиты Новгорода и его торговли.
Военные действия начинал только с согласия веча.
Текущие решения принимал только по согласованию с выборным новгородским посадником.

Совет господ.

Готовил документы, законы для обсуждения на вече.
Оказывал влияние на общественное мнение. Вече нередко становилось послушным орудием в его руках.
Состоял из высших городских должностных лиц и бояр.
Председательствовал архиепископ.

Посадник.

Высшее должностное лицо, решавшее вопросы городского управления.

Выборный из местных бояр.

Наблюдал за действиями князя.

Руководил внешней политикой.

Тысяцкий.

Ведал военными и полицейскими вопросами.

Ведал налогообложением и торговым судом.

Суд.

Высшие должностные лица имели свой суд.

Церковь.

Глава новгородской церкви: владыка – епископ (позже архиепископ), избирался на вече. Ведал государственными землями, участвовал в руководстве внешней политики, наблюдал за торговыми мерами, церковный суд.

Глава черного духовенства: архимандрит – избирали на вече, независим от владыки.

Схема управления Новгородом:

030

Схема в увеличенном виде крепиться к доске или раздается на каждую парту.

  1. Галицко-Волынское княжество.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

Показать на карте. Очень плодородная земля, развитое ремесло.

Жило богатое и независимое боярство, экономическую основу которого составляло вотчинное, т. е. наследственное, землевладение. Очень много переняли от Запада.

У данного княжества 2 столицы: Владимир Волынский (потомки Владимира Мономаха) и Галич (потомки старшего сына Ярослава Мудрого Владимира и его сына Ростислава). Показать на карте оба города, их приближенность к Западу.

Период расцвета – правление Ярослава Владимировича Осмомысла (начало второй половины 12 века)

1199 – Роман Мстиславович, потомок Владимира Мономаха, объединил Волынь и Галич. Затем он захватил киевский престол, вел активную внешнюю политику.

1205 – погиб, вмешавшись в княжескую усобицу в Польше.

Только в 1238 подросший сын вернул себе власть.

  1. Итог.

{репродуктивный, проблемный  методы}

В период раздробленности в наиболее сильных политических центрах появились различные варианты государственной власти:

Владимиро-Суздальское – наследственная монархия;

Новгородская земля – республика;

Галицко-Волынская земля – княжеская власть, ограниченная боярской знатью.

Задание: заполнить личный исторический словарик.

Домашнее задание: термины, параграф 10-11, ответить устно на вопросы на странице 94 учебника.



Предварительный просмотр:

Поурочный план № 3

Дата проведения: ____________________

Класс: 6

Тема урока: Нашествие с Востока.

Тип урока: Комбинированный.

Цель урока: Рассказать о завоевании Руси монголами, причинах и последствиях этого события.

Задачи урока:

А) Образовательно-познавательные – дать знания о монголах, о первом и втором походах монголов на Русь, о причинах и последствиях завоевания Руси.

Б) Развивающие – умения работать с картой в учебнике, с атласом, с картой на доске, культура работы с учебником, умение работать со словарем, с терминами.

В) Воспитательные – уважение к истории, негативные чувства к факту уничтожения исторических памятников, как в прошлом, так и в настоящем.

Хронологические рамки: первая половина 13 века.

Территориальные рамки: западная Россия, Азия.

Личности: Чингисхан, Евпатий Коловрат, Филипп Нянька, Ярослав Всеволодович, Александр Ярославич, воевода Дмитрий.

Термины:

Стан – лагерь.

Фураж – корм для лошадей, скота.

Тьма (тумен) – боевая единица монгольских войск, 10 000 солдат.

Порок – стенобитное оружие.

Основные даты: 1223, 1237, 1239,1242.

Ход урока

Организационный момент.

Опрос:

  • Показать на карте границы Владимиро-Суздальского княжества, Новгородской земли, Галицко-Волынского княжества.
  • Рассказать об особенностях каждого из княжеств.
  • Какие общие политические процессы происходили в этих княжествах?
  • Объяснить, почему в большинстве русских земель установилась монархическая форма правления?
  1. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы}

Проанализировать страницы 96-97 учебника. Вопросы к ученикам: Кто такие монголы и кто – татары? Каким видом хозяйственной деятельности они занимались до начала завоеваний? Где их родина? Какие племена и государства они успели завоевать до нападения на Русь? Кто возглавил монголов? В чем была сила монгольского войска?

Учитель на карте на доске, а ученики в своих атласах и в учебнике (страница 101) прослеживают границы Золотой Орды.

31 мая 1223 – битва на реке Калке.

Учитель показывает место битвы на карте. Битва происходила между половецким войском, объединенным с 15-тью русскими князьями и армией Чингисхана (1 тумен – 10 000 воинов). Недостатком организации армии половцев и русских князей была несогласованность, отсутствие общего командования, ввиду чего они и проиграли.

Монголы не продолжили движение на Русь так как это была только разведка.

Итог: даже объединенное войско не смогло разбить монголов.

  1. Вторжение в Рязанскую землю.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный методы}

На момент наступления на Русь монгольская армия составляла от 37 до 75 тысяч человек (по разным источникам).

1235 – начало похода Батыя (внука Чингисхана) на Запад.

Батый (1208-1255) – Бату, Саин-хан, в переводе с монгольского Хороший государь.

1237 – Батый взял половцев и напал на Рязанское княжество (показать на карте).

Батый требовал 1\10 часть «от всего, что имеете в земле вашей». Попытки договориться миром не удались (смерть Федора – сына рязанского князя Юрия).

21 декабря 1937 – после 6-дневной осады пала Рязань.

Пояснить ученикам, что жестокость на войне была тогда делом обычным. Монголы не отличались какой-то особой жестокостью по сравнению с другими кочевыми племенами. В отличие от других кочевых племен, например половцев, монголы хорошо умели осаждать крепости. В их войске было много китайских инженеров. Этим монголы и были особенно страшны – другие кочевники, нападавшие на Русь, даже при выигрыше полевого сражения, все равно не могли взять город штурмом. Монголы же оставляли после себя сожженные города и уводили в плен ремесленников и здоровое мужское население, чем вызвали упадок городской культуры на Руси. Монголы имели весьма совершенные орудия для штурма городов (Рязань, Владимир). Кроме того, они использовали сосуды с зажигательной смесью стрелы, обернутые горящей паклей, также «свистящие» стрелы для устрашения противника. Кроме того, они разделяли войско на отряды и по очереди бросали их на штурм, в то время как гарнизон не мог отдохнуть.

Дополнительно. Предание о Евпатии Коловрате – полулегендарный богатырь, боярин, состоявший на службе у рязанского князя Юрия. Вор время нашествия на рязанскую землю Батыя он был в отъезде. Вернувшись домой и став свидетелем страшного погрома, разорения и опустошения, учинённых монголами, Евпатий собрал дружину в 1700 человек и кинулся вдогонку врагу. Отряд Евпатия напал на орду Батыя. Храбро и яростно сражались воины князя, но силы были неравны. И сам Евпатий, и значительная часть его дружины погибли в этом сражении.

  1. Разгром Владимирского княжества.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

Проследить на карте дальнейшее продвижение Батыя (начиная с Рязани), стр. 101 учебника, карта на доске, атлас. Захват Коломны. Захват Москвы (во главе с воеводой Филиппом Нянькой, сопротивление 5 дней). Захват Владимира (7 февраля 1938 года, оборону возглавлял Петр Ослядюкович). Затем войско Батыя разделяется и захватывает всё Владимиро-Суздальское княжество.

Март 1238 – Батый на реке Сить разгромил войско русское войско, собранное великим князем Юрием (который погибает в сражении).

Великим князем становится Ярослав Всевлодович.

  1. Поход на Новгород.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

Далее проследить движение монгольского войска на Торжок (основное внимание уделить тому, что армии монголов не удалось пополнить запасы провианта, благодаря чему не дойдя до Новгорода 100 верст они поворачивают на юг). После чего на их пути становится Козельск (сопротивлялись почти 2 месяца, но попавшись на уловку проиграли, хотя порядочно истрепали монгольское войско).

После небольшого отдыха войска Батыя нападают на Муром, Нижний Новгород.

Этот поход назвали первым походом Батыя на Русь.

Итог: этот поход Батыя на Русь не привел к окончательному ее подчинению монголам, хотя значительная часть северо-восточных земель подверглась страшному разгрому.

5. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

1239 – начало второго похода Батыя на Русь. Помимо прежней цели – Руси, появляется цель – Западная Европа.

5 сентября 1240 – начало осады Киева (осада продолжалась 3 месяца).

Весна 1241 – пополнив свои ряды, отдохнувшие воины Батыя ринулись на Галицкую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию.

1242 – монголы вернулись на Нижнюю Волгу.

6. Итог.

{репродуктивный, проблемный  методы}

Вместе с учащимися попытаться прийти к следующим выводам.

Причины нашествия: пришествие к власти у кочевых монгольских племен Темучина (Чингисхана – Великого хана) с его планами завоевания всего мира.

Последствия: Русь была обречена. Войско монгол было слишком сильным. Ни один из современных им народов не мог им противостоять. Однако Русь, даже будучи раздробленной, оказала достойное сопротивление захватчикам.

Задание: заполнить личный исторический словарик.

Домашнее задание: термины, параграф 12, карта на странице 101 учебника, ответить устно на вопросы к параграфу на странице 104 учебника, заполнить контурную карту № 8 «Раздробленность Руси в XI - 1\4 XIII вв.».



Предварительный просмотр:

Поурочный план № 4

Дата проведения:

Класс: 6

Тема урока: Борьба Руси с западными завоевателями.

Цель урока: Рассказать о борьбе северорусских земель с экспансией крестоносцев и шведов; обратить внимание учеников на полководческий талант Александра Невского.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

А) Образовательно-познавательные – дать знания о Невской битве, Александре Невском, Ледовом побоище.

Б) Развивающие – умения работать с картой в учебнике, с атласом, с картой на доске, культура работы с учебником, умение работать со словарем, с терминами.

В) Воспитательные – уважение к истории, патриотизм.

Хронологические рамки: вторая половина 12 - 13 века.

Территориальные рамки: Север западной Руси, Прибалтика.

Личности: Александр Ярославич Невский, ополченец Савва, дружинник Гаврило Олексич.

Термины:

Ополченцы – воины – добровольцы народного ополчения.

Основные даты: 1200, 1240, 5 апреля 1942,

Ход урока

Организационный момент.

Опрос:

  • Показать на карте и рассказать о походах Батыя на Русь. Как вели себя в русских землях монголы?
  • Почему Батый не пошел на Новгород?
  • Какие русские города оказали монголам наиболее упорное сопротивление? Используя карту рассказать о подвигах их защитников.
  • Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
  • Объяснить слова А.С. Пушкина: Европа была спасена «растерзанной и издыхающей Россией».

1.Экспансия немецких рыцарей – крестоносцев и др. из Прибалтики.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы}

Рассказать об экспансии немецкого рыцарства на восточных берегах Балтийского моря. Чтение и анализ текста учебника на страницах 106-108.

Задание (ответить на вопросы): Что такое рыцарский орден? Чем рыцари – члены ордена отличались от обычных рыцарей? (Обет безбрачия, служение церкви, борьба с неверными, подчинение папам и т.д.) Кто такие крестоносцы? Почему можно рассматривать действия шведских и немецких рыцарей в Прибалтике как крестовые походы? Против кого они были направлены? Почему эти действия встретили сопротивление со стороны русских князей, Новгорода и Пскова?

Пояснить, что, хотя первоначально действия рыцарей направлялись против язычников, но вскоре они перешли к экспансии на русские территории, что можно рассматривать просто как агрессию. Экспансия рыцарей была очень опасна, т.к. обычно занятые ими земли подвергались насильственной католизации, туда приглашали немецких колонистов, а местное население закабалялось и подвергалось ассимиляции.

Задание (ответить на вопрос): Чье иго (власть) – крестоносцев или монголо-татар было более опасным для Руси? Ответ должен быть обоснованным.

2.Экспансия шведов. Невская битва.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы}

Рассказать об экспансии шведов. Пояснить, что это была экспансия не со стороны рыцарей-крестоносцев, а государства. Анализ схемы Невской битвы на странице 110 учебника. Действия Александра Невского во время битвы. Стремительность и натиск. Сочетание полководческого дара с личным мужеством. Обратить внимание учеников на то, что Александр Невский был канонизирован.

3.Ледовое побоище.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы}

Рассказ о предыстории битвы на Чудском озере. Рассказ о Ледовом побоище. Желательно, чтобы ученики запомнили дату битвы 5 апреля 1942 года. Восстановление хода событий на основе текста и схемы на страницах 111-112 учебника. Каким приемом А.Невский сумел победить хорошо организованной войско рыцарей? Сказать, что потери рыцарей были весьма велики – 400 погибших рыцарей по тем временам было очень много. Использовать отрывок с описание битвы из «Повести о житии Александра Невского» на страницах 113-114 учебника. Напомнить ученикам о знаменитом фильме С. Эйзенштейна «Александр Невский».

Беседа на тему: А. Невский как защитник русских земель. Сказать, что все же А.Невский осознавал слабость Руси и не мог противостоять монголам – он признавал их власть и сознательно шел на сотрудничество с ними.

Задание (ответить на вопросы): Должен ли был А.Невский выступить против власти монголов? Мог ли он противостоять им?

Объяснить, что в тех условиях политика сотрудничества с ордынской властью была весьма дальновидной, т.к. Русь не имела сил противостоять им, а это помогало избежать ненужного кровопролития и новых погромов.

4.Итог.

{репродуктивный, проблемный  методы}

Благодаря деятельности А.Невского, а затем и его преемников наступление с Запада было остановлено. Русские земли в этом районе сохранили свою независимость.

Задание: заполнить личный исторический словарик.

Домашнее задание: ответить устно на вопросы на странице 113 учебника, параграф 13, письменно в рабочих тетрадях ответить на вопросы к источнику на странице 114.



Предварительный просмотр:

Поурочный план № 5

Дата проведения:

Класс: 6

Тема урока: Русь и Золотая Орда.

Цель урока: Дать представление об организации ордынской власти на Руси, рассказать об эксплуатации русских земель завоевателями, показать монголо-татарское иго как время длительного господства Золотой Орды над русскими землями; показать процесс складывания отношений между Золотой Ордой и русскими княжествами; определить последствия ига.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

А) Образовательно-познавательные – дать знания об образовании Золотой Орды и организации ордынской власти на Руси, о повинностях русских людей, о правлении Александра Невского, о последствиях ига.

Б) Развивающие – умения работать с картой в учебнике, с атласом, с картой на доске, культура работы с учебником, умение работать со словарем, с терминами.

В) Воспитательные – уважение к истории, патриотизм.

Хронологические рамки: 13 век.

Территориальные рамки: Западная Русь.

Личности: Александр Невский, Даниил Романович галицко-волынский князь.

Термины:

Улус – в переводе с монгольского. Владение. Русь была улусом хана Золотой Орды, а русские князья. Таким образом, являлись вассалами хана.

Баскак – представитель ордынского хана на Руси, который осуществлял контроль за действиями князей, ведал сбором дани.

«Ордынский выход» - дань Золотой Орде, которую собирали баскаки при помощи вооруженных отрядов.

Ярлык – ханская грамота, дававшая право русским князьям властвовать в своих землях.

Пайцза (русское название – басма) – знак полномочий, выдаваемый ханом Золотой орды своим должностным лицам. Владелец пайцзы имел право бесплатно брать лошадей для проезда, пользоваться кровом и пищей.

Владычество – господство.

Резиденция – местопребывание высокопоставленного лица.

Основные даты: 1262, 1257-1259.

Ход урока

Организационный момент.

Опрос:

  • Какие цели преследовали немецкие и шведские рыцари в отношении Руси?
  • Пользуясь схемой, рассказать о победе русских войск над шведами.
  • Пользуясь схемой, рассказать о Ледовом побоище.
  • В чем состоит историческое значение побед русского оружия над немецкими и шведскими рыцарями?
  • Как в этих исторических битвах проявился полководческий талант Александра Невского?

1.Образование Золотой Орды. Ордынское владычество на Руси.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы}

Напомнить ученикам о завоеваниях монголов.

Задание: Показать границы Золотой Орды на карте у доски. Где была изначальная столица монгольской Империи и где столица Золотой Орды? Как они назывались?

Обратить внимание учеников на особый статус русских земель в составе Золотой Орды – непосредственно в ее состав они не входили, являясь улусом, т.е. владением, зависимой территорией. На Руси сохраняли власть русские князья, осуществлявшие власть самостоятельно. Великий князь владимирский – формальный правитель Руси выбирался в Орде из русских князей. Непосредственная власть Орды осуществлялась через баскаков и ханских послов.

2.Повинности русского населения.

{репродуктивный  метод}

Взимали повинности:

«Великий баскак» (во Владимире»

Баскаки

Численники (мелкие чиновники)

Виды повинностей:

А) Регулярные:

Выход – ежегодный, самый тяжелый.

Обязанность поставлять воинов, участвовать в их военных действиях.

Б) Внеочередные – принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами.

Обязательно выделить 1257-1259 годы – первая перепись на Руси.

3.Борьба русского народа против ордынского владычества.

{репродуктивный  методы}

1) Даниил Романович, галицко-волынский князь. Итог – полностью подчинились Орде, было подорвано хозяйство Юго-Западной Руси, ослаблена княжеская власть.

2) Александр Невский, Новгородская земля.

Первоначально (1257) в Новгородской земле происходят волнения (около года). Но подчеркнуть, что, несмотря на свое нежелание, Александр был вынужден поехать в Орду. Объяснить, что именно Александр Невский был активным сторонником мирного существования с Ордой, поскольку все попытки восстаний оказались нереальными и даже губительными.

1252-1263 – Александр Невский – великий князь владимирский.

Несмотря на свою политику сотрудничества с Ордой, он остался для потомков примером патриотизма.

3) 1262 год – народные волнения в Ростове, Суздале, Ярославле, Владимире и др. городах.

Итог восстаний: право сбора дани было передано русским князьям.

4.Последствия ордынского владычества.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

041

Схема в увеличенном виде крепиться к доске или раздается на каждую парту.

Оказало большое влияние на все стороны русской жизни. Оно способствовало началу экономического отставания Руси от Западной Европы, привело к изменению характера власти. Но при этом было положено начало культурным контактам и взаимообогащению народов Руси и Орды.

Задание: заполнить личный исторический словарик.

Домашнее задание: параграф 14, устно ответить на вопросы на странице 120 учебника, термины.



Предварительный просмотр:

Поурочный план № 6

Дата проведения:

Класс: 6

Тема урока: Русь и Литва.

Цель урока:

Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

А) Образовательно-познавательные – дать знания о

Б) Развивающие – умения работать с картой в учебнике, с атласом, с картой на доске, культура работы с учебником, умение работать со словарем, с терминами.

В) Воспитательные – уважение к истории, негативные чувства к факту уничтожения исторических памятников, как в прошлом, так и в настоящем.

Хронологические рамки: 13-14 века

Территориальные рамки: Востоная Европа, Западная Русь.

Личности: Миндовг, Войшелк, Гедимин, Ольгерд.

Основные даты: 1230-1264, 1315-1341

Ход урока

Организационный момент.

Опрос:

  • В чем проявилась политическая и экономическая зависимость Руси от Золотой Орды?
  • Рассказать о борьбе русского народа против ордынского владычества.
  • Каковы были экономические последствия ордынского владычества?
  • Как повлияла на политическое развитие Руси зависимость от Орды?
  • Со  времен ордынского владычества в русский язык вошло много слов татарского происхождения. Назвать известные слова.

1.Формирование Литовско-Русского государства.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый  методы}

Рассказ о литовских племенах должен быть поддержан показом на карте реки Неман, месторасположения западной Руси в целом, поддержать показ на карте на доске можно картой на странице 126 учебника.

Миндовг (1230-1264) образовал русско-литовское государство. Русской частью управлял Войшелк (его сын), но он ушел в монастырь, передав власть Роману Даниловичу.

Миндовг очень часто пытался вступить в союз с Римом, который не принес пользы.

1263 – Миндовг с двумя младшими сыновьями был убит.

1267 – убили и Войшелка.

Гедимин (1315-1341) – при нем расцвет. Он и его сын присоединили Витебск, Минское, Брестское княжества, Киевское княжество. Теперь именуется Великим княжеством Литовским.

Особое внимание уделить карте на странице 126, разобрать какую территорию и при каком князе присоединили.

2.Характер Литовско-Русского княжества.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

Столица – Вильно.

Контроль над подчиненными землями – минимальный, хотя Гедимин заменил некоторых русских управителей на Гедиминовичей.

Дань – скорее как плата за защиту, невысокая.

Одновременно установил контакты с православной и одновременно с католической церковью.

Гедимин разделил свое княжество на 7 частей (сыновьям).

Восточная (почти вся русская) - Ольгерду Гедиминовичу, который впоследствии присоединил Брянскую, Северскую, Черниговскую и Подольскую земли. Проследить по карте в учебнике и на доске.

3. Значение присоединения русских земель к Литве.

{репродуктивный  метод}

Для русских земель – лучше, чем под ордынским игом.

Для литовских земель – перенимали более высокую культуру русских.

Разлад между православием и католичеством – между русскими и литовцами.

4.Итог.

{репродуктивный, проблемный  методы}

В 13-14 веках сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское. Особенность в том, что соединяло два народа.

Задание: заполнить личный исторический словарик.

Домашнее задание: параграф 15, термины, карта на странице 126 учебника, ответить на вопросы на странице 127 учебника.



Предварительный просмотр:

Поурочный план № 7

Дата проведения:

Класс: 6

Тема урока: Культура русских земель в XII-XIII вв.

Цель урока: Показать особенности древнерусской культуры, определить общие и различные явления в развитии культуры Руси и стран Западной Европы;

Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

А) Образовательно-познавательные – дать знания о лучших произведениях русской культуры и бытом народа в XII — XIII вв.

Б) Развивающие – умения работать с картой в учебнике, с атласом, с картой на доске, культура работы с учебником, умение работать со словарем, с терминами.

В) Воспитательные – уважение к истории, негативные чувства к факту уничтожения исторических памятников, как в прошлом, так и в настоящем.

Хронологические рамки: 12-13 века.

Территориальные рамки: Западная Русь.

Личности: Агапит, Даниил Заточник.

Термины:

Архитектурный ансамбль – единое по замыслу сооружение, состоящее из нескольких зданий.

Аскетизм – крайняя степень воздержания, отречения от жизненных благ.

Канон – правило.

Уникальный – исключительный, единственный в своем роде.

Ход урока

Организационный момент.

Опрос:

  • Каковы причины образования Литовского княжества?
  • В чем заключалась главная особенность Литовско-Русского государства?
  • Рассказать о политическом устройстве Литовско-Русского государства и о религиозной политике его первых князей.
  • Каково было значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому?
  • Пользуясь текстом параграфа и картой, составить рассказ о росте территории Литовско-русского государства.

1.Особенности культуры XII — XIII веков.

{репродуктивный метод}

Раздробленность не привела к упадку культуры. Положительное влияние: появление местных культурных традиций, складывание собственных культурных традиций.

Новгород и Псков: культура соответствует духу вечевых порядков и высокой активности городского населения.

Владимиро–Суздальская Русь: торжественность и пышность, подчеркнутое значение владимирских князей.

2. Литература.

{репродуктивный, частично-поисковый  методы}

Заполнить таблицу вместе с учителем на основе страниц 129-130 учебника.

Автор
(если известен)

Название

Жанр

Тема

Нестор, XII в.

Повесть временных лет

Летопись

Рассказ о том, «откуда есть пошла Русская земля»

Владимир Мономах, XII в.

Поучение

Поучения

Воспоминания о прошедшей жизни и наказ молодому поколению

Даниил Заточник

XII в.

«Слово»

«Моление»

Поучения

Создает идеальный образ князя – защитника всех обездоленных

XII в.

Слово о полку Игореве

Поэма

Неудачный поход Игоря Святославича против половцев в 1185 г., призыв к единству Руси

XIII в.

Слово о погибели Русской земли

Поэма

Воспевание красоты и величия Руси

2. Зодчество.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

Обратить внимание на то, что в архитектуре также прослеживаются две художественные школы:

  • Новгородско-псковская. Особенность – потеря монументальности. Показать на примерах иллюстраций в учебнике: стр. 131 «Церковь Святого Георгия в Ладоге», стр. 131 «Церковь Спаса на Нередице под Новгородом».
  • Владимиро-суздальская. Особенность – пышность и торжественность. Показать на примерах иллюстраций в учебнике: стр. 132 «Успенский собор во Владимире», стр. 133 «Церковь Покрова Богородицы на Нерли», стр. 134 «Дмитровский собор во Владимире».

Особое место: архитектурный ансамбль (заложен в 1158 году Андреем Боголюбским) в Боголюбове: белокаменный, украшенный скульптурой замок.

3. Живопись.

{репродуктивный, объяснительно-иллюстративный  методы}

Уделить особое внимание тому, что перестают четко соблюдаться каноны.

Иллюстрация на стр. 135 «Дмитрий Солунский. Икона XII века».

4.Влияние ордынского владычества на русскую землю.

{репродуктивный  метод}

Основной итог этого влияния: монгольское владычество надолго прервало культурные связи Руси с Европой.

  1. Итог.

{репродуктивный, проблменый  методы}

Несмотря на весь негатив, принесенный игом и раздробленностью, русская культура переживала подъем. Русский народ не утратил своего культурного единства. Местные различия лишь обогащали русскую культуру. Именно в культуре ярче всего проявились идеи укрепления единства Русской земли.

Задание: ответить на вопросы на странице 136 учебника, заполнить личный исторический словарик.

Домашнее задание: подготовиться к повторительно-обобщающему уроку, параграфы 9-16, записи в тетрадях, термины, основные даты, сделать контурную карту №9 «Борьба против иноземных захватчиков в XIII веке». Разделиться на команды и придумать себе название.



Предварительный просмотр:

Поурочный план № 8

Дата проведения:

Класс: 6

Тема урока: Обобщающий урок по теме «Раздробленность на Руси».

Цель урока: Повторение и обобщение пройденного материала.

Тип урока: Комбинированный.

Задачи урока:

А) Образовательно-познавательные – закрепить полученные знания.

Б) Развивающие – умения работать с картой в учебнике, с атласом, с картой на доске, культура работы с учебником, умение работать со словарем, с терминами, с таблицами, умения обобщения и структурирования материала.

В) Воспитательные – уважение к истории, патриотизм.

Хронологические рамки:12 – 13 века.

Территориальные рамки: Западная Русь, Восточная Европа.

Личности: Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Даниил Галицкий, Чингисхан (Темучин), Батый, Александр Невский.

Основные даты: 1147, 1169, 1223, 1237-1240, 15 июля 1240, 5 апреля 1242.

Метод: репродуктивный.

Ход урока

Организационный момент.

Выступление команд оценивает жюри.

Жюри выставляет оценки за каждый конкурс. Используется пятибалльная система оценок.

Игра начинается с представления команд, капитана и жюри.

1. Конкурс. “Объясните событие?”

Каждая правильно названная дата – один балл. Строится по принципу обычных дидактических игр. На игровом поле расчерчены клетки. Для игры необходимо сделать кубик, на котором цифры:1, 2, 3. Команда кидает кубики выставляет фишку на клетку, соответствующую выпавшей цифре. По дате, обозначенной на клетке, ученики называют историческое событие.

1. 988

2. 1242

7. 1223

9. 1251-1263

5. 1019-1054

10. 1325-1340

8. 1237

4. 1113-1125

6. 1097

11. 1380

12.1072

13. 1359-1389

14. 1157-1174

15. 1177-1212

16. 1389-1425

3. 1240

Ответы:

  1. 988 – крещение Руси
  2. 1242 – Ледовое побоище
  3. 1240 – Невская битва
  4. 1113-1125 – Правление Владимира Мономаха
  5. 1019-1054 – правление Ярослава Мудрого
  6. 1097 – съезд князей в Любиче
  7. 1223 – битва на Калке
  8. 1237 – Нашествие Батыя на Русь
  9. 1251-1263 – правление Александра Невского
  10. 1325-1340 – правление Ивана Калиты
  11. 1380 – Куликовская битва
  12. 1072 – составление “Русской правды” Ярославичей
  13. 1359-1389 – правление Дмитрия Донского
  14. 1157-1174 – правление Андрея Боголюбского
  15. 1177-1212 – правление Всеволода Большое Гнездо
  16. 1389-1425 - правление князя Василия

Конкурс. Ребусы.

На слайдах (или распечатанные) появляются ребусы, команды должны их прочитать, побеждает та команда, которая быстрее всех разгадала ребусы.

1. НЕВСКАЯ БИТВА

2. СВЯТОСЛАВ

3. ЕРМАК

III. Конкурс. “Угадайте событие!”

Учащимся предлагается отрывок текста, который содержит описание какого-то исторического события. От учащихся требуется указать это событие, а затем, используя отдельные места текста в качестве аргументов, доказать свое предположение.

  1. “…оба войска сошлись на льду. Летописи отмечают высокий боевой дух русских ратников перед решающим сражением – как будто у каждого из них в груди билось два сердца. Тяжеловооруженная, в стальных доспехах конница рыцарей строилась клином. Русские называли такое построение “свиньей…”. (Ледовое побоище, 1242 г.)
  2. “Большой шведский флот летом вошел в устье реки. Об этом стало известно в Новгороде. Молодой князь со своей дружиной незамедлительно отправился в поход, надеясь нанести противнику стремительный упреждающий удар. Действительно, появление рати князя оказалось неожиданным для шведов. Они не успели подготовиться к бою, когда на их лагерь обрушились русские воины. Шведы в замешательстве стали отступать к реке… Новгородцы торжественно встретили победителей” (Невская битва, 1240 г.)
  3. “В степях недалеко от Азовского моря грянуло сражение. Русские войска действовали разрозненно, никто из князей не видел общего хода боя, не почиталось за нужное прийти на помощь соседям в трудную минуту, предупредить об опасности. Напротив, татарские полководцы воевали расчетливо и согласованно. Обращенная в бегство половецкая конница накатилась на позиции неготового к бою русского лагеря. Воцарилась невообразимая сумятица. С большими потерями русские ратники оставили поле боя, преследуемые татарами…”. (Битва на р. Калке, 1223 г.)
  4. “На обратном пути в степи Батый решил захватить еще один город. В 7-недельных боях за город Батый потерял до 4 тыс. человек, полегло несколько знатных татарских военачальников. Жители города не только оборонялись, но и вышли в поле на открытый бой. По приказу Батыя оставшихся в жителей истребили поголовно, а город прозвали…” (“Злым городом”, 1238 г.)

IV. Конкурс. “Восстановите историю!”

Команды должны определить последовательность событий, жюри учитывает время и правильность выполнения задания.

  1. Ледовое побоище
  2. Монгольское нашествие на Северо-Восточную Русь.
  3. Невская битва.
  4. Наивысший уровень раздробленности.
  5. Правление Александра Невского – великого князя владимирского.

Ответы: 2, 3, 1, 5, 4. 

  1. Монголо-татарское нашествие.
  2. Междоусобица среди сыновей Всеволода Большое Гнездо.
  3. Правление Андрея Боголюбского.
  4. Правление Всеволода Большое Гнездо.
  5. Правление Юрия Долгорукого.

Ответы: 5, 3, 4, 2, 1.

V. Конкурс. “Объясните понятие”.

Выбирается по одному представителю от каждой команды. Перед каждым представителем (по очереди) появляется табличка с понятием, которое он должен угадать с помощью своей команды. Команда должна дать формулировку понятия на табличке.

  1. Баскак
  2. Иго
  3. Дань
  4. Ярлык.
  5. Тысяцкий
  6. Вече.

VI. Конкурс. “Восстановите изображение!”

Как известно, время не щадит предметов прошлого и поэтому то, что мы можем увидеть в музеях – это результат кропотливой работы историков, археологов, реставраторов. В этом конкурсе командам необходимо собрать из кусочков какое-либо изображение и назвать его, например:

“Софийский собор в Киеве”

“Софийский собор в Новгороде”.

“Ледовое побоище” и т. д.

VII. Конкурс. “Знаете ли вы их имена?” 

  1. “Был вторым сыном Джучи и внуком Чингисхана. После смерти отца в 1227 году он стал главой улуса Джучи. Участвовал во всех главных военных походах монголо-татар. В 1236-1243 годах возглавил поход монголо-татар в Восточную Европу, сопровождавшийся массовым истреблением населения и уничтожением городов.
    По возвращении в 1243 году из европейского похода осел на Нижней Волге, где возникло государство Золотая Орда и была основана его столица – город Сарай-Бату”. (Батый).
  2. “Легендарный русский богатырь, рязанский боярин.(даты жизни неизвестны).В 1237 году возглавил отряд в 1700 человек против монголо-татар. В бою он был убит. "Повесть о разорении Рязани Батыем" рассказывает о подвигах..” (Евпатия Коловрата).
  3. “Известен и как первый русский законодатель. В его княжение был выпущен свод законов, вошедший в историю под названием "Русская Правда". Поднялся престиж Русской православной церкви. Его слава приобрела международный размах. Правители европейских государств считали за честь быть его союзниками и родственниками. За свою деятельность прозван Мудрым”. (Ярослав Мудрый).
  4. “Последовательно проводил в жизнь политику, направленную на укрепление северо-ападных границ Руси и примирения с татарами. Еще будучи князем Новгородским на долгое время отбил у шведов, немцев и литовцев желание завладеть северными русскими землями. Противоположную политику вел по отношению к монголо-татарам. Это была политика мира и сотрудничества, целью которой было предотвращение нового нашествия на Русь. Князь часто ездил в Орду с богатыми дарами. Ему удалось добиться освобождения русских воинов от обязанности воевать на стороне монголо-татар”. (Александр Невский).

Жюри подводит итоги. Команде-победительнице вручается грамота. Оценки за урок выставляются в журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поурочные планы по ОБЖ

подборка конспектов...

Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс

Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....

Поурочные планы по технологии (девочки) 7класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по технологии (девочки) 9класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

поурочные планы

поурочное тематическое планирование 6 класс...

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой

ПОУРОЧНЫЕ  ПЛАНЫ ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ В  10  КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М.    Рыбченковой   ...