Совместно-распределенная деятельность
статья по истории (7 класс) на тему

Забоева Надежда Юрьевна

Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.

В качестве  примера совместно-распределенной деятельности(групповой работы) учащихся на уроке  приведу краткое описание урока по обществознанию в 7 классе по теме «Подросток в группе»(программа А.И.Кравченко). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совместно-распределенная деятельность.

Для обозначения учебной работы, основанной на непосредственном взаимодействии обучаемых, исследователи употребляют такие наименования, как «групповая работа», «совместная учебная деятельность», «совместно-распределенная учебная деятельность», «коллективно-распределенная учебная деятельность», «учебное сотрудничество» и др. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество» как наиболее емкий, деятельностно-ориентированный и общий по отношению к другим терминам, обозначающий в то же время многостороннее взаимодействие внутри учебной группы и взаимодействие учителя с группой.

Могу привести пример совместно-распределенной деятельности(групповой работы) учащихся на уроке по обществознанию в 7 классе по теме «Подросток в группе»(программа А.И.Кравченко).

Цель  урока -ознакомить учащихся с поведением подростка в группе и влиянием группы на поведение подростка.

Одна из задач  урока - формирование умения анализировать, моделировать различные жизненные ситуации, принимать индивидуальные и коллективные решения.

         Класс делится на 5 групп. Целесообразно деление на группы из четырёх-пяти человек, работающих на двух друг за другом стоящих партах.

Каждая группа получает задание и должна за 10 минут обсудить определенную жизненную ситуацию(проблему) в группе. Итогом работы группы является выступление(защита мини-проекта). В ходе работы учащиеся самостоятельно распределяют роли в группе. Каждая команда оценивает свою работу:

-какие проблемы возникли в работе группы?

-была ли выработана общая точка зрения?

-были ли несогласные?

-как распределяли обязанности?

Учитель назначает 2 экспертов из сильных учеников, которые наблюдают за работой групп, оценивают сплоченность каждой команды, определяют самую сплоченную команду и самое успешное выступление. Кроме того, эксперты получают задание изучить понятия: «конформизм», «соглашение», «конфликт» по параграфу. В своих выступлениях эксперты делают выводы о том, как строит свои отношения подросток в группе, какое влияние может оказывать группа на подростка. Учитель помогает учащимся научиться слышать друг друга, приходить к соглашению в группе, делать выводы.

На данном уроке проявились такие черты сотрудничества как: 1) пространственное  и временное соприсутствие учеников, создающее возможность личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией; 2) единство цели: результатом совместной деятельности группы было решение определенной проблемы(защита мини- проекта), а также всех учащихся объединяла общая цель- научиться работать в группе; 3)наличие органов  организации и руководства: в группе  выделились «лидеры»; 4) разделение функций, действий, операций: в группе распределялись роли;  5) наличие позитивных межличностных отношений.

В соответствии с классификацией типов совместной деятельности по Уманскому Л.И. на уроке применялся совместно- взаимодействующий тип деятельности.

            Могу отметить, что использование групповой работы на данном уроке оказывает положительное влияние на учебный процесс:

-вызывает большой интерес учащихся;

-растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

-ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

-возрастает объем усваиваемого (материала);

- меньше времени тратится на формирование знаний и умений и др.

Приложение. Задания группам.

1.Вы- члены баскетбольной команды. В последнее время вас преследуют неудачи, вы проигрываете одну игру за другой. Как вы будете решать эту проблему?

Ваши задачи:

1.Обсудите эту проблему;

2.Подготовьте выступление вашей группы по проблеме.

3.Оцените работу вашей группы:

-какие проблемы возникли в работе группы?

-была ли выработана общая точка зрения?

-были ли несогласные?

-как распределяли обязанности?

ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.

2.Вы- члены редколлегии класса. Вам надо придумать название, девиз и герб класса и защитить ваш проект.

Ваши задачи:

1.Защита проекта.

2.Оцените работу вашей группы:

-какие проблемы возникли в работе группы?

-была ли выработана общая точка зрения?

-были ли несогласные?

-как распределяли обязанности?

ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.

3.Вы - экипаж космического корабля. У вас нештатная ситуация: ваш корабль из-за отказа тормозного двигателя не может сойти с орбиты, т.е. не может совершить посадку.  Как вы будете действовать?

Ваши задачи:

1.Опишите действия вашей команды.

2.Оцените работу вашей группы:

-какие проблемы возникли в работе группы?

-была ли выработана общая точка зрения?

-были ли несогласные?

-как распределяли обязанности?

ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.

4.Вы члены спортивной команды и готовитесь к  школьным соревнованиям «С огнем шутить нельзя». Перед вами поставлена задача: победить! Как вы будете решать эту задачу?

Ваши действия:

1.Разработайте стратегию и распределите обязанности.

2.Подготовьте выступление.

3.Оцените работу вашей группы:

-какие проблемы возникли в работе группы?

-была ли выработана общая точка зрения?

-были ли несогласные?

-как распределяли обязанности?

ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.

5.Вы отправляетесь в поход. Вам надо собрать все необходимое и придумать культурную программу. Как вы будете решать эту задачу?

Ваши действия:

1.Какие решения вы примете на своем совете?

2.Подготовьте выступление.

3.Оцените работу вашей группы:

-какие проблемы возникли в работе группы?

-была ли выработана общая точка зрения?

-были ли несогласные?

-как распределяли обязанности?

ВАШЕ ВРЕМЯ -10 минут.

Задание для эксперта № 1.

1.Оцените сплоченность каждой команды. Какая команда и почему была более сплоченной при работе над проблемой?

2.Влияет ли группа на поведение  ее членов? Что такое конформизм(смотри  параграф 11). Наблюдался ли конформизм   в поведении ребят?

Задание  для эксперта № 2.

1.Оцените выступление каждой команды. Какое выступление вы считаете более успешным и почему.

2.Дать определение понятиям «соглашение», «конфликт»(смотри параграф 11). Какая группа раньше других пришла к соглашению? Были ли конфликты в группах и как разрешались?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...

ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Учебно – исследовательская деятельность и проектная деятельность (биологический эксперимент)» 7 – 11 класс (2 часа в неделю – 72 часа в год), (4 часа в неделю – 144 часа в год)

Содержание программы внеурочной деятельности предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся по изучению биологических объектов и процессов. Это позволит «изнутри» рассмотре...