Рабочая программа по истории 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Мысливцева Елена Григорьевна

Программа составлена на основе учебника Д.Д.Данилова, Е.В.Сизовой и др.. Расчитана на 2 часа в неделю, всего-70 часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всеобщая история


урока

Тема уроков

Содержание темы

Планируемый результат

Педагогические

средства

Вид

контроля

Домашнее задание

Дата план/факт

1

2

3

4

5

6

7

8

Введение (2 ч)

1

Рубеж древности и Средневековья

Основные понятия: 
«Средние века».

Исторические источники: письменные, вещественные, изобразительные

Уметь: Называть хронологические рамки периода Средневековья.

Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам

Вводная лекция
с элементами беседы

Индивидуальнаяработа.

Анализ иллюстраций учебника, с. 6–11

С.12-20

03.09

03.09

2

Рубеж древности и Средневековья

Основные понятия: 
античная цивилизация, христианство, Вселенский собор, аскетизм, монахи

Исторические факты:  разделение империи на Западную и Восточную Римские империи

Уметь: Называть хронологические рамки периода Средневековья.

Объяснять значение понятий, составлять описание средневековых памятников по историческим источникам

Вводная лекция
с элементами беседы

Индивидуальная.

С.20-26

04.09

04.09

аздел I. РОЖДЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (11 ч)

Глава 1. Запад христианского мира в V–XI вв. (4 ч)

3

От королевств к империи

Основные понятия: Великое переселение народов, государство, Исторические факты: образование германских государств

Уметь :

Показывать на исторической карте территорию расселения германских племен на территории Западной Римской империи; описывать образ жизни, быт германских племен.

Объяснять значение понятий; называть существенные

Изложение нового материала с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальная.

Решение проблемных заданий.

§ 1

С.31-40

10.09

10.09

Составление схемы, сравнительной

черты процесса образования государства у германцев; систематизировать исторический материал в виде схемы «Управление государством франков».

Творческий уровень:

излагать суждения о деятельности и личности вождя франков Хлодвига

таблицы.

Участие в дискуссии

11.09

11.09

4

Рождение феодальной Европы

Основные понятия: франки, государство, империя.

Исторические факты: образование и распад государства Каролингов.

Исторические личности: Хлодвиг, Карл Мартелл, Карл Великий

Уметь:

называть характерные черты политического устройства империи Карла Великого.

объяснять значение понятий; сравнивать управление государством при Хлодвиге и Карле Великом, анализировать причины распада империи Карла Великого.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах распада империи Карла Великого

Изучение и первичное закрепление
новых знаний

Групповая форма работы.

§ 2

С.41-47

17.09

17.09

Индивидуальная работа: составление сравнительной таблицы

Участие в дискуссии

5

Феодальная раздробленность

Основные понятия: церковь, католичество, православие, Библия, церковная иерархия, духовенство, монастыри.

Исторические факты: изменения в положении Церкви, структура и иерархия духовенства, монашество, жизнь средневекового монастыря

Уметь:

описывать устройство Христианской церкви; давать определение понятий.

Продуктивный уровень:

систематизировать исторический материал в виде схемы; организация Христианской церкви.

Творческий уровень:

излагать суждения о роли Христианской

церкви в период раннего Средневековья

Изложение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная форма работы: составление схемы;

выполнение заданий в рабочих тетрадях.

§ 3, с. 48-55

18.09

18.09

Участие в дискуссии

Основные понятия: сеньоры, вассалы, феодальная лестница, феодальная раздробленность. Исторические факты: усиление власти майордомов; бенефиций и феод

Уметь:

описывать занятия и образ жизни разных социальных слоев раннефеодального общества.

систематизировать исторический материал в виде схемы «Феодальная лестн ица»

Комбинированный урок с элементами анализа исторических документов

Индивидуальная работа: выполнение заданий в рабочей тетради.

6

Времена викингов

Основные понятия: норманны, викинги.

Исторические факты: норманнское завоевание, создание Священной Римской империи.

Императоры и церковь

Уметь:

-показывать на исторической карте направления походов норманнов и территорию Священной Римской империи.

-сравнивать политическую власть короля и власть крупных феодалов; определять роль церковной власти и власти короля в раннефеодальном обществе

Комбинированный урок с элементами самостоятельной и исследовательской работы учащихся

Работа в парах.

Составление сравнительной таблицы.

Работа по выполнению заданий в рабочих тетрадях

§ 4, с. 56-62

24.09

24.09

Глава 2. Восток христианского мира.V-XIвв.(3ч)

7

Византийская империя

Основные понятия:
басилевс, торговый путь из варяг в греки, базилика, иконопись, фреска.

Исторические факты: политика Византии, торговые и культурные связи Византии и Руси, рождение христианского храма.

Исторические личности: Юстиниан

Уметь:

-называть существенные признаки политического устройства Византии.

-сравнивать управление государством в Византии и в империи Карла Великого.

Творческий уровень:

высказывать и аргументировать свое отношение к личности и деятельности императора
Юстиниана

Изложение нового материала с элементами анализа текста учебника

Групповая работа: анализ текста и иллюстраций учебника,

с. 55–59.

Участие в дискуссии

 § 5

с.65-73

25.09

25.09

8

Государства славян и кочевников

Основные понятия:
миссионеры, глаголица, кириллица.

Исторические факты: создание Болгарского царства, образование Чехии, Польши.

Исторические личности:
Кирилл, Мефодий, Симеон, Болеслав Храбрый

Уметь:

-показывать на исторической карте средневековые славянские государства.

-сравнивать занятия и образ жизни германцев и славян в первые века н. э.; определять

характерные черты процесса создания Великоморавского, Чешского и Польского государств.

Изучение нового материала с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы: участие в беседе, дискуссии.

Работа с фрагментами исторического документа

. § 6

с.75-86

01.10

01.10

9

Раскол христианского мира.

Основные понятия:

Католическая цивилизация, православная цивилизация

Исторические факты: разделение западных и восточных христиан на  православных и католиков

Уметь:

называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

составлять описание средневековых памятников: храмов, произведений искусства и литературы; сравнивать современное обучение и обучение в период раннего Средневековья.

Творческий уровень:

на основе дополнительной литературы подготовить сообщения

Комбинированный урок с элементами самостоятельной работы учащихся

Групповая форма работы:

участие в беседе.

§  7

с.87-94

02.10

02.10

Сообщения учащихся по данной теме

Тема 3. Пророки и завоеватели Востока (5 ч)

10

 Свет ислама.

Основные понятия: монотеистическая религия, Коран, Сунна, шариат.

Исторические факты: путь пророка, распространение ислама.

Исторические личности: Мухаммед

Уметь:

давать определение понятий; называть имя основателя ислама.

-характеризовать причины и процесс возникновения и распространения исламской религии; сравнивать религиозные представления мусульман и христиан

Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа

Работа в парах

§ 8 с.97-106

08.10

08.10

11

Рождение исламского мира

Исторические факты: территория, занятия арабских племен, завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе

Уметь:

показывать на исторической карте территорию проживания арабов и территорию Арабского халифата; называть основные события истории халифата.

объяснить причины военных успехов арабов и причины распада халифата;

памятники арабской культуры и ее влияние на европейскую

Изложение нового материала с постановкой проблемного задания

Работа в парах: анализ фрагмента исторического документа.

Решение проблемного задания.

§ 9с. 107-119

9.10

9.10

12

Крестовые походы

Основные понятия :Петр Пустынник, Крестовый поход, духовно-рыцарский орден

Исторические факты:

Взятие Иерусалима

Исторические личности папа Урбан II,Салах-ад-Дин

Уметь:

описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.

Раскрывать  особенности рыцарской культуры.

Комбинированный урок с элементами анализа текста учебника и фрагмента исторического документа

Индивидуальная работа

§ 10

с.122-129

15.10

15.10

13

Монгольские завоевания

Основные понятия: монгольский улус, курултай, Чингисхан

Исторические факты:объединение кочевников в государство Чингисхана

Уметь:

описывать образ жизни монголов, завоевания , территорию империи

§ 11

с.130-139

16.10

16.10

14

Общий взгляд на возникновение средневековых цивилизаций (повторение и обобщение изученного
материала)

Понятия и факты
по теме

Контроль, коррекция и оценка знаний

С.141

22.10

22.10

Раздел II. РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ            (15 ч)

Глава 4 . Особенности католической Европы. X-XVвв (4)

15

Города Европы

Основные понятия: 
отделение ремесла
от сельского хозяйства, коммуна, бюргеры, буржуа, городское
самоуправление.

Исторические факты: борьба городов с сеньорами, социальная структура города, организация управления, облик средневекового города

Уметь:

описывать средневековый город; называть характерные черты политического устройства средневекового города.

раскрывать причинно-следственные связи на примере процесса возникновения и роста городов; анализировать фрагмент исторического документа

Комбинированный урок

Групповая форма работы

§ 12

с.145-153

23.10

23.10

16

 

Феодальный мир

Основные понятия:
рыцарь, турнир, герб,
замок, рыцарская
культура.

Исторические факты: вооружение и боевая тактика рыцарей, воспитание, занятия

и образ жизни рыцарей. Кодекс рыцарской чести

Уметь:

описывать образ жизни рыцарского сословия на основе текста и иллюстративного материала учебника.

раскрывать особенности рыцарской культуры.

Творческий уровень:

на основе текста учебника и дополнительной исторической литературы составить кодекс рыцарской чести

Урок-реконструкция исторического прошлого

Групповая форма работы

§11,

с. 154-162

29.10

29.10

17

Сила католической церкви

Основные понятия:
индульгенция, Католическая церковь, Православная церковь, отлучение от церкви, анафема, хождение в Каноссу

Исторические факты: разделение церквей, борьба папства

и империи в XI в, основы могущества церкви, ереси, борьба церкви с еретиками

Уметь:

-называть существенные черты религиозных воззрений людей в данную эпоху; называть причины существования двух Христианских церквей.

раскрывать роль церкви в средневековом обществе на примере хождения в Каноссу;

систематизировать исторический материал в виде схемы.

Изучение нового
материала с постановкой проблемного задания

Работа в парах.

§14, с.163-172

30.10

30.10

18

Культура католического мира

Основные понятия:

Пробуждение разума, Фома Аквинский, мистики, романский стиль, университет, готический стиль, книгопечатание

Исторические факты:

Создание университетов и научной мысли

§15,с.173-182

12.11

12.11

Глава 5. Страны католической Европы. XI-XVвв. (5ч)

19

Раздробленность в Англии и Франции

 Основные понятия: шериф, «щитовые деньги», суд

присяжных, хартия, парламент.

Исторические факты: воздействие норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии,

Генриха Плантагенета, великая хартия вольностей,

Исторические личности: Генрих II Плантагенет, Иоанн Безземельный

Уметь:

-показывать на исторической карте направления походов норманнов; называть последствия норманнского завоевания на развитие феодальных отношений в Англии; называть существенные признаки сословно-представительной монархии.

-раскрывать сущность реформ Генриха Плантагенета; развития различных государств на примере Англии и Франции

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая форма работы.

Решение проблемного задания.

§ 16, с. 185–196

13.11

13.11

организация, торговые пути, возникновение банков, мировоззрение горожан

раскрывать особенности ведения средневековой торговли; сравнивать положение различных слоев общества на примере городского населения

Анализ фрагмента исторического документа

20

Столетняя война

Основные понятия: дофин, национальная независимость.

Исторические факты: причины, этапы, ход, итоги войны.

Исторические личности: Жанна д’Арк

Уметь:

показывать на исторической карте ход войны; называть имена наиболее известных участников данного события; рассказывать о причинах, ходе и итогах войны.

-анализировать причины, характер войны и последствия.

Творческий уровень:

высказывать свое суждение
о деятельности Жанны д’Арк
и Карла VII

Изучение и первичное закрепление
новых знаний

Групповые формы работы

§ 17 с.197-206

19.11

19.11

21

Централизация в Англии и Франции

Основные понятия: централизация, неограниченная власть короля, уния.

Исторические факты: завершение объединения Франции, усиление королевской власти в Англии. Война Алой и Белой розы в Англии.

Исторические личности: Людовик XI, Генрих VII Тюдор

Уметь:

-рассказывать о завершении процесса централизации Франции; о событиях  войны Алой и Белой розы; показывать на исторической карте процесс завершения объединения страны.

-сравнивать процесс объединения в различных странах Европы; давать оценку деятельности Людовика XI и Генриха VI

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§18

с.207-215

20.11

20.11

22

Итальянское Возрождение

Основные понятия: города государства, эпоха Возрождения, гумманисты

Исторические факты: битва при Линьяно, станковая живопись

Исторические личности: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Джотто, Ботичели, Донателло

Уметь:

-Рассказывать о городах государствах средневековой Италии;

Уметь : сравнивать творчество художников итальянского Возрождения, давать оценку влияния на искусство

Комбинированный урок с элементами организации самостоятельной деятельности учащихся

Индивидуальная форма работы.

Анализ текста учебника, работа с исторической картой.

§ 19с. 216-225

26.11

26.11

23

Границы Священной империи

Основные понятия: междоусобица, курфюрст.

Исторические факты: борьба папства и императоров, колонизация земель западных славян, усиление князей и ослабление императорской влас- ти во 2-й половины XIII–XIV вв.

Исторические личности: Фридрих I Барбаросса, Фридрих II Гогенштауфен Основные понятия: сейм, гуситы, табориты, умеренные.

Исторические факты: социальные, этнические, религиозные противоречия, гуситские войны и их значение.

Исторические личности: Ян Гус, Ян Жижка

Знать:показывать на исторической карте местоположение государств, входящих в состав Священной Римской империи.

Уметь:раскрывать причины сохранения феодальной раздробленности в Германии; сравнивать исторические на примере особенностей развития Германии.

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте ход гуситского движения; называть участников гуситского движения.

Продуктивный уровень:

анализировать причины, сущность гуситских войн; выявлять причинно-следственные связи на примере причин и итогов гуситских войн; систематизировать исторический материал

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповая форма работы

§ 20 с.226-234

27.11

27.11

Глава 6. Судьбы средневековых цивилизаций.  (7ч)

24

Рубежи православия и ислама

Основные понятия: турки-османы, янычары, блокада, церковная уния.

Исторические факты: усиление Османской империи, османские завоевания на Балканах, Флорентийская уния

Уметь:

показывать на исторической
карте территории, завоеванные турками-османами; рассказывать о событиях, связанных с завоеваниями турков-османов, о последних веках существования Византийской империи
 

выявлять причинно-следственные связи на примере падения Византийской империи и образования Османской империи

Организация самостоятельной работы учащихся

Индивидуальная работа

§ 21с.

237-243

03.12

03.12

25

Индийская средневековая цивилизация

Основные понятия :касты, варны, брахманы, шатрии, Высшие касты, неприкасаемые индуизм, Делийский султанат

Исторические факты

:традиции индуизма залог устойчивости  общества Индии, разделение  на мусульман и индусов

Уметь  :  показывать на карте территорию Индии, рассказывать об особенностях индийской общины

- анализировать влияние

 мусульман на религиозное  расслоение индийского общества

Комбинированный урок

Групповая работа

§ 22, с.244-252

04.12

04.12

26

Дальневосточный мир Китая и Японии

Основные понятия: конфуцианство, даосизм, буддизм, дальневосточная цивилизация, синтоизм, самураи

Исторические факты:

Переплетение трёх учений -буддизма, даосизма, конфуцианства, объединение китайских государств в Поднебесную империю. Образование дальневосточной цивилизации

Знать : значение основных понятий

Уметь: показывать страны на карте; находить сходства и  отличия Китайской и Японской цивилизаций

Комбинированный урок

Групповая работа

§ 23

с.253-264

10.12

10.12

27

Где закончилось Средневековье?

Основные понятия: исламский мир, христианский мир, православный мир, католическая цивилизация, Реконкиста, ацтеки, инки

Исторические факты:

Завоевания Тимура-Тамерлана, отвоевывание христианских земель у арабов

Знать : определения основных понятий,

Уметь: ориентироваться по карте

Комбинированный урок

Групповая работа

§ 24, с.265-272

11.12

11.12

28

Общий взгляд на историю Средневековья

Обобщение и систематизация изученного материала

Урок закрепления
знаний

С.273

17.12

17.12

29

Итоговое повторение

Обобщение и систематизация изученного материала

18.12

18.12

30-

Резервный урок

24.12

24.12

ИСТОРИЯ РОССИИ

.

ГлаваI.  Русь Древняя    (12 ч)

31

Введение.

Что изучает история Отечества
(IX–XV вв.),

Исторические события: история России – часть всемирной истории, история края – часть истории России

Репродуктивный уровень:

называть хронологические рамки изучаемого периода; соотносить год с веком.

Продуктивный уровень:

выявлять типологию исторических источников по истории России

Вводная лекция
с элементами беседы

с.4-6

25.12

15.01

32

Восточные славяне.

Основные понятия: 
родовая община, племя, производящее хозяйство, Великое переселение народов, индоевропейцы.

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте расселение восточных славян; территорию России в древности; описывать занятия, образ жизни восточных славян.

Изучение нового
материала

Групповые формы работы

§ 1,с.7-13

14.01

21.01

Исторические факты: происхождение и расселение восточных славян, занятия, быт, верования, родоплеменные отношения

Продуктивный уровень:

анализировать фрагмент исторического документа; сравнивать разные точки зрения о происхождении славян

33

Соседи восточных славян.

Основные понятия: 
колонизация, каганат,
дань.

Исторические факты: Великое переселение народов и участие в нем восточных славян, взаимоотношения славян, аваров, хазар, болгар

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте процесс Великого переселения народов; рассказывать об участии славян в данном процессе.

Продуктивный уровень:

анализировать взаимоотношения славян и их соседей

Изучение нового
и первичного закрепления нового материала

Индивидуальная работа

§2,

с.14-19

15.01

15.01

34

Формирование Древнерусского государства.

Основные понятия: государство, Русь, варяги, норманнская теория, дань, полюдье, печенеги.

Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объеди-

Знать::

показывать на исторической карте процесс объединения восточных славян; путь «из варяг в греки»; называть предпосылки образования государства у восточных славян; излагать норманнскую точку зрения происхождения государства восточных славян.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы.

§ 3,

с.19-24

21.01

21.01

     35

Формирование Древнерусского государства

Исторические факты: причины образования государства, образование 2 политических центров Руси: Новгород и Киев, путь «из варяг в греки», объединение Олегом двух русских государственных центров, управление в Древнерусском государстве

Уметь :сравнивать процесс образова ния государств в Европе и у восточных славян; систематизировать исторический материал в виде схемы; анализировать фрагмент исторического документа.

Творческий уровень:

проводить поиск необходимой информации в дополнительной литературе

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа

§ 3,

с.24-28

22.01

22.01

36

Первые русские князья.

Основные понятия: дань, полюдье, погосты, уроки, Крещение, христианство. Русская Православная церковь

Уметь: давать определение понятий; показывать на исторической карте походы первых русских князей; рассказывать о главном событии правления князя Владимира.

Комбинированный урок

Групповые формы работы

§ 4,

с.29-31

28.01

28.01

37

Первые русские князья.

Исторические факты: походы Олега на Византию, реформа Ольги, походы Святослава, Крещение Руси.

Исторические личности: Князь Олег, князь Игорь, князь Святослав, княгиня Ольга, князь Владимир

Уметь: объяснять мотивы, цели, результаты политики первых русских князей; выявлять общие черты и различия между язычеством и христианством.

Раскрывать прогрессивное значение принятия христианства на Руси.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Групповые формы работы

§ 4, с.31-36

29.01

29.01

38

Владимир Святославович. Принятие христианства

Основные понятия: 
усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность.

Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население.

Исторические личности: Ярослав Мудрый, Борис, Глеб

Уметь:рассказывать об основных событиях правления Ярослава Мудрого; называть основных участников междоусобных войн.

Комбинированный урок с элементами лабораторной работы по документу

Индивидуальная работа

§ 5,

с.36-42

04.02.

04.02.

39

Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Основные понятия: 
усобица, политика, посадник, наместник, династический брак, феодальные владения, древнерусская народность.

Исторические факты: усобица сыновей Святослава, внешняя и внутренняя политика Ярослава Мудрого. Складывание крупной земельной собственности. Свободное и зависимое население.

Уметь :

анализировать фрагмент исторического документа Русская Правда; давать характеристику личности и оценку деятельности Ярослава Мудрого.

Творческий уровень:

проводить поиск нужной информации из дополнительной литера туры

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания

Индивидуальная работа

§ 6,с.43-54

05.02

05.02

40

Культура Древней Руси.

Основные понятия: миниатюра, патриотизм, житие, фреска, мозаика.

Исторические факты: особенности древнерусской культуры, устное народное творчество, письменность, литература, художественное ремесло, зодчество.

Исторические личности: летописец Нестор

Уметь:

составлять описание памятников древнерусской культуры.

выявлять особенности русской культуры данного времени; раскрывать влияние христианства на древнерусскую культуру.

Творческий уровень:

подготовить реферат «Культурное наследие восточных славян»

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными

сообщениями

Индивидуальная работа

§ 7,с.55-63

11.02

11.02

41

Быт и нравы Древней Руси.

Исторические факты: быт высших и низших слоев населения, складывание местных особенностей культуры в период раздробленности

Уметь: описывать быт, образ жизни разных слоев населения Древней Руси.

-выявлять особенности местной культуры.

Творческий уровень:

проводить поиск необходимой информации из дополнительной литературы

Урок с элементами анализа и самостоятельной деятельности учащихся

Групповая работа

§ 8, с.63-72

12.02

12.02

42

 Урок- повторение по теме

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

18.02

18.02


Глава  II.  Политическая раздробленность Руси (10 ч)

43

Начало периода раздробленности
на Руси

Основные понятия: раздробленность экономика, эксплуатация, удел.

Исторические факты: экономические, социальные, политические причины распада, положительные и отрицательные последствия периода раздробленности, образования самостоятельных княжеств и земель.

Исторические личности: Владимир Мономах

Уметь:

показывать на исторической карте крупнейшие русские земли периода политической раздробленности;

давать определение понятий; называть причины междоусобной борьбы русских князей.

-выявлять причины феодальной раздробленности; раскрывать реформаторский характер деятельности Владимира Мономаха.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель

Урок изучения
и первичного закре-
пления новых знаний

Индивидуальная работа

§9,

с.73-84

19.02

19.02

44

Главные политические центры Руси.

Основные понятия: удел, аристократия, республика, дворянство, посадник, тысяцкий.

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте крупнейшие политические центры; описывать занятия, образ жизни населения, нравы, отношения между князьями в Галицко-Волынской, Владимиро-Суздальской, Новгородской землях.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§ 10

с.84-90

25.02

25.02

45

Главные политические центры Руси.

Исторические факты: особенности развития Галицко-Волынской и Владимиро-Суздальской земель. Новгородская земля: особенности экономического и политического развития. Аристократическая республика. Основание Москвы.

Исторические личности: Ярослав Осмомысл, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо

Уметь:

сравнивать политическое и экономическое развитие крупнейших политических центров периода феодальной раздробленности; выявлять особенности политического развития каждого княжества.

Творческий уровень:

на основе дополнительной исторической литературы подготовить сообщение «Политический портрет русских князей»

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§ 11,

с.90-95

26.02

05.03

46

Нашествие с Востока

Основные понятия: монголо-татары, стан, Золотая Орда.

Уметь:

показывать на исторической карте территорию расселения и направления походов монголо-татар; описывать образ жизни, военную организацию монголо-татар.

Индивидуальная работа

§ 12,

с.96-100

04.03

11.03

47

Нашествие  с Востока

Исторические факты: территория расселения, хозяйство, военная организация монголо-татар. Завоевательные походы. Нашествие хана Батыя.

Оборона русских городов. Зависимость Руси от Золотой Орды.

Исторические личности: Чингисхан,
хан Батый

Уметь:

выявлять особенности и цели монгольского государства;

раскрыть историческое значение борьбы русского народа против монголо-татарских завоевателей.

Творческий уровень:

излагать суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§ 12,

с.100-106

05.03

12.03

48

Борьба Руси с западными завоевателями.

Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы.

Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества.

Уметь:

давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые и индивидуальные формы работы

§ 13,

с.106-110

11.03

11.03

49

Борьба Руси с западными завоевателями

Основные понятия: крестоносцы, духовно-рыцарский орден, ополченцы.

Исторические факты: завоевания крестоносцев в Прибалтике. Образование немецких орденов и Литовского княжества. Невская битва. Ледовое побоище. Причины успешного отражения агрессии с запада.

Историч

Репродуктивный уровень:

давать объяснение понятий; показывать на исторической карте завоевания крестоносцев в Прибалтике.

Продуктивный уровень:

раскрывать значение отпора для Руси немецкой и шведской агрессии; определять историческое значение Невской битвы и Ледового побоища.

Творческий уровень:

высказывать суждение о деятельности и личности Александра Невского

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые и индивидуальные формы работы

§ 13,

с.110-114

12.03

12.03

50

Русь и Золотая Орда

Основные понятия: баскак, владычество, выход, ярлык, резиденция, иго.

Исторические факты: формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды. Последствия ига. Политика русских князей по отношению к Золотой Орде. Восстания в русских городах.

Исторические личности: Александр Невский

Уметь:

называть формы зависимости русских княжеств от Золотой Орды; рассказывать о борьбе русского народа против установления ордынского владычества.

-раскрывать экономические и политические последствия ордынского владычества для Руси

Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

§14,

с.114-120

18.03

18.03

51

Русь и Литва

Основные понятия:

Литовские племена, Великое Литовское княжество,

Исторические факты:

Присоединение русских земель к Великому Литовскому княжеству

Знать:причины образования Литовского княжества;

Особенность Литовско-Русского государства;

Политическое устройство Литовско-Русского государства

Урок комплексного применения ЗУН

Групповая работа

§15,

с.121-127

19.03

19.03

52

Культура русских земель в XII–XIII веках.

Основные понятия: архитектурный ансамбль, аскетизм, канон, уникальный.

Исторические факты: особенности русской культуры. Накопление научных знаний. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Исторические личности: Дмитрий Солунский

Репродуктивный уровень:

составлять описание памятников русской культуры в данный период.

Продуктивный уровень:

раскрывать особенности культуры русских земель; выявлять влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Творческий уровень:

выявление исторических процессов на основе произведения «Слово о полку Игореве»

Выступление учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

Индивидуальная работа

§ 16,с.127-138

01.04

01.04

Тема III. Русь Московская     (  20ч  )

53

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство.

Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери.

Уметь:

давать определение понятий; показывать начало процесса возрождения Северо-Восточной Руси.

Урок изучения
и первичного закре-
пления новых знаний

Групповые формы работы

§ 17,с.139-143

02.04

02.04

54

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

Основные понятия: вотчинное землевладение, централизация, русское государство.

Исторические факты: причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба за первенство Москвы и Твери.

Уметь:

выявлять группы населения,
заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси

Комбинированный урок

Групповые формы работы

§17,

с.143-146

08.04

08.04

55

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва.

Основные понятия: централизация, национальное самосознание.

Исторические факты: рост территории

Уметь:

показывать на исторической карте процесс объединения страны вокруг Москвы.

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.

-

Групповые формы работы

§ 18,

147-150

09.04

09.04

56

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

Куликовская битва

Основные понятия: централизация, национальное самосознание.

Исторические факты: рост территориии влияния Московского княжества. Москва – центр объединения русских земель. Превращение Москвы в религиозный центр. Начало открытой борьбы с Золотой Ордой. Причины победы русских войск. Значение Куликовской битвы.

Исторические личности: Дмитрий Донской. Сергий Радонежский

Уметь:

выявить причины победы Москвы над Тверью; раскрыть значение Куликовской битвы как величайшего события в русской культуре.

Творческий уровень:

высказывать и аргументировать свою оценку исторических событий и личностей в данный период

Анализ учебного
текста и фрагмен -тов исторического документа

Индивидуальная работа

§ 18,

с.150-156

15.04

15.04

57

 Московское княжество и его соседи.

Основные понятия:

Московская усобица, распад Орды,

Исторические факты:

Конфликт между Московскими князьями, образование русской, белорусской и украинской народностей

Уметь: характеризовать политику Василия I, называть причины княжеской усобицы,

Знать : процессы, происходившие в Золотой Орде, изменения, произошедшие в Литовском государстве

Анализ учебного
текста и фрагмен -тов исторического документа

Индивидуальная работа

§ 19,

с.156-166

16.04

16.04

58

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

Основные понятия: единое русское государство, уния, «государь всея Руси».

Исторические факты: подчинение Новгорода Москве. Стояние на реке Угре. Патриотический подъем на Руси и роль Православной церкви.

Репродуктивный уровень:

показывать на исторической карте процесс завершения объединения Северо-Восточной Руси вокруг Москвы.

Продуктивный уровень:

раскрыть историческое значение свержения ига золотоордынских ханов; характеризовать князя Ивана III как первого «Великого князя Всея Руси»;

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§ 20,

с.166-173

22.04

22.04

ордынского ига. Присоединение Твери, Пскова, Рязани к Москве.

Исторические
личности:
 Иван III,
Василий III

систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.

Творческий уровень:

на основе дополнительной исторической литературы составить политический портрет Ивана III, Василия III

23.04

23.04

59

Московское государство в конце XV – начале XVI

века.

Основные понятия: Боярская дума, кормление, местничество, налоги, пожилое, поместье, помещик. Юрьев день.

Исторические факты:

становление централизованного государства и самодержавной власти. Поместная система и служилые сословия. Начало закрепощения крестьян. Судебник 1497 г.

Уметь:

давать определение понятий.:

систематизировать исторический материал в виде схемы, таблицы.

Выявить связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях

Изучение нового
материала

Индивидуальная работа

§ 21,

с.174-182

29.04

29.04

60

Церковь и государство в конце XV – начале XVI века.

Основные понятия: 
благотворительность,
дьякон, нестяжатели
и иосифляне, ересь.

Исторические факты: распространение монастырей. Попытка создания унии Католической и Православной церквей. Взаимоотношения Церкви и великих князей. Церковь и ереси. Избрание митрополита.

Исторические личности: Нил Сорский,
Иосиф Волоцкий, Зосим

Репродуктивный уровень:

давать определение понятий.

Продуктивный уровень:

раскрывать роль Православной церкви в создании единого централизованного государства; определять причины противоречий церковной и светской властей.

Творческий уровень:

высказывать суждение о значении деятельности церковных
деятелей

Изучение нового
материала

Индивидуальная работа

§ 22,

с.183-192

30.04

30.04

61

Реформы Избранной рады.

Основные понятия: 
боярское правление,
дворяне, дети боярские, Земский собор, приказы, централизованное государство.

Исторические факты:
реформы 50-х гг.

Репродуктивный уровень:

рассказывать о правлении
Е. Глинской, детстве Ивана IV; описывать условия, влиявшие
на формирование личности Ивана IV.

Продуктивный уровень:

систематизировать исторический материал в виде схемы,

Урок изучения
и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальная работа

§ 23, с.192-201

06.05

06.05

Избранная рада.
Земские соборы.
Сословно-представительная монархия. Стоглавый собор.

Исторические личности: Елена Глинская, Иван IV, А. Курбский, А. Адашев

таблицы. Сравнивать систему правления государством при Иване III и Иване IV; характеризовать цели, сущность и значение реформ Избранной рады.

Творческий уровень:

составление характеристики
Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной исторической науки

Анализ учебного
текста и фрагментов исторического документа

62

Внешняя политика Ивана Грозного.

Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог.

Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики

Уметь:

показывать на исторической карте направления походов Ивана IV; рассказывать о причинах, ходе и итогах Ливонской войны.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§ 24,

с.202-208

07.05

07.05

63

Внешняя политика Ивана Грозного.

Основные понятия: засечная черта, протекторат, Речь Посполитая, острог.

Исторические факты: присоединение Казанского и Астраханского ханств, строительство засечных черт, оборона России от набегов со стороны Крымского ханства. Ливонская война. Причины успехов внешней политики

России на Востоке и неудач на Западе.

Исторические личности: Иван IV, И. П. Шуйский, А. Курбский

Уметь:

характеризовать причины успехов и неудач внешней политики.

Раскрывать значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

Анализ учебного
текста и фрагментов исторического документа

§ 24,

с.209-214

13.05

13.05

64

Опричнина.

Основные понятия: 
опричнина, земщина,
неограниченная диктатура, посад, крепостное право.

Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века.

Исторические личности: Иван IV

Уметь:

называть существенные черты политического устройства при Иване IV.

Урок комплексного применения ЗУН

Групповые формы работы

§ 25,

с.214-216

14.05

14.05

65

Опричнина

Основные понятия: 
опричнина, земщина,
неограниченная диктатура, посад, крепостное право.

Исторические факты: причины появления опричнины, ее сущность. Митрополит Филипп. Опричнина в ряду аналогичных событий в других странах Европы XVI века.

Исторические личности: Иван IV

Уметь:

раскрывать причины падения
Избранной рады и введения опричнины; характеризовать сущность опричнины; выявлять последствия опричнины для экономического и политического развития России

Комбинированный урок с постановкой проблемного задания.

Анализ фрагментов исторического документа

§ 25,

с.217-222

20.05

20.05

66

Просвещение

Основные понятия: 
кафтан, полати, шатровый стиль, эпос,
публицистика, «Домострой».

Уметь:

составлять описание памятников русской культуры.

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

Индивидуальная работа

§ 26,

с.222-232

21.05

21.05

67-68

Архитектура и живопись

Быт XV - XVI вв.

Исторические факты: влияние собы-

тий XVI века на характер русской культуры. Народное творчество и его герои. Зарождение русского книгопечатания. XVI век – век публицистики. Рождение шатрового стиля.

Исторические личности: Дионисий, И. Федоров, Феофан Грек, Андрей Рублев

 Уметь: выявить влияние событий XVI века на характер русской
культуры.

Раскрывать историческое значение возникновение книгопечатания.

Уметь:на основе разных исторических и литературных источников подготовить сообщение о быте русского народа в XVI веке

Урок выступлений учащихся с самостоятельно подготовленными сообщениями

Урок комплексного применения ЗУН

Индивидуальная работа

§ 27,

233-245

§ 28,

с.245-

255

27.05

27.05

69-70

Повторение и закрепление пройденного материала

Обобщать и систематизировать исторический материал

Урок контроля, оценки, коррекции знаний

28.05

28.05

Рассмотрено                                                                                              Согласованно

На заседании МО школы                                                                                             Руководитель МС школы____________Мысливцева Е.Г.

Руководитель МО________________Середа Е.В.        Протокол №1 от 28.08.2014

Протокол №1 от 27.08.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...