статья "Интерактивные методы обучения с использованием УМК "Сферы" по истории".
статья по истории на тему

Петухова Наталья Валерьевна

В статье рассказывется об опыте апробации УМК "Сферы" по истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon petukhova_n.v._statya.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Петухова Наталья Валерьевна, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ» пст. Визиндор,

Сысольский район, Республика Коми.

Интерактивные методы обучения с использованием  УМК «Сферы» по истории.

Современный урок истории тесто связан с понятием интерактивные методы обучения. Современная система образования в идеале должна предоставлять обучающимся возможность выявлять противоречие или проблему, размышлять над ней, определять и сравнивать различные точки зрения, аргументировать свою позицию с опорой на материалы различных источников и личный жизненный опыт. Большинство современных образовательных технологий нацелены на стимулирование познавательной активности школьников.  Среди них особенно выделяются так называемые интерактивные методы обучения.  Интерактивный - означает находящийся во  взаимодействии.  Применительно к школе  интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие  «учитель – ученик» и «ученик - ученик».  Как и любая разновидность познавательной деятельности, интерактивное обучение имеет свои конкретные цели. Одна из них заключается в создании таких условий обучения, при которых каждый школьник переживает ситуацию успеха, может увидеть и самостоятельно оценить результат своей учебной деятельности.    Кроме того, использование данных методов обучения ориентирует и учителя, и ученика не на передачу и репродуктивное воспроизведение программного материала, а на формирование общепредметных умений и навыков, которые могут быть реализованы не только в курсе истории.

Из числа учебно-методических комплексов, с помощью которых успешно можно реализовать принципы интерактивного обучения по истории особенно выделяется УМК «Сферы», предлагаемый издательством «Просвещение».  УМК «Сферы» по истории России (автор учебника – А.А.Данилов) предоставляют возможность изучать историю на основе работы в едином информационном поле, реализованном через взаимосвязь всех компонентов комплекта, облегчают поиск, освоение и интерпретацию информации, изменяют роль и функцию учителя от носителя и транслятора информации к организатору учебной деятельности. Данный УМК соответствует всем компонентам образовательного стандарта и состоит из учебника (материал его жестко структурирован: один параграф – один разворот; оснащен иллюстрациями и различными рубриками), тетради - тренажера,  тетради - экзаменатора, атласа, книги рассказов. Также в комплект входит электронное приложение к учебнику (ЭП), которое  содержит очень обширную информацию, позволяющую обеспечить возможность самостоятельной учебной деятельности школьников. Привлекая ресурсы электронного приложения, обучающиеся могут выполнять самостоятельные творческие работы, создавать презентации об исторических событиях и исторических деятелях. Все пособия имеют определенный дизайн. В них органично учитываются психофизиологические особенности детей разного возраста. О каждом из компонентов УМК  можно говорить достаточно долго, но это не является целью данной статьи.

С помощью УМК «Сферы» можно достаточно просто организовать применение интерактивных методов обучения. Данные методы предполагают, что ученик может самостоятельно определить цель урока, выявить круг рассматриваемых вопросов, определить проблему. Для этого в учебнике предусмотрены вводные рубрики: «Вы узнаете» и «Вспомните», с помощью которых ученик может припомнить уже имеющиеся сведения и понять, о чем пойдет речь на данном уроке. В вводных предложениях к параграфу, как правило, сформулированы сведения, содержащие проблему, над которой можно размышлять на уроке. Например, §9 «Династический кризис 1825г. Выступление декабристов», изучаемый в курсе истории России в 8 классе, содержит следующие вводные рубрики: «Вы узнаете – о междуцарствии после смерти Александра I; о событиях, произошедших 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади», «Вспомните - что такое общественное движение? об основных целях Северного и Южного общества». Знакомство с данными рубриками можно осуществлять непосредственно на уроке, а можно предложить учащимся в качестве домашнего задания для предварительного знакомства с темой. Оба варианта достаточно успешны. Проблема, сформулированная учащимися после прочтения краткого (1-2 предложения) введения к параграфу, звучала так: «Почему дворяне – лучшая часть общества и опора власти – встали на путь открытой борьбы с самодержавием?»  Таким образом, этап целеполагания присутствует практически на каждом уроке, начиная с 6 класса, что позволяет школьникам в 8-9 классах достаточно легко определять проблему и круг задач урока.

При рассмотрении нового материала кроме учебника активно привлекается тетрадь-тренажер, содержащая большое количество заданий разного уровня, структурированных для каждой темы по блокам: «Выполняем тест», «Работаем с текстом», «Работаем с картой», «Смотрим и думаем», «Учимся аргументировать», «Сравниваем». Каждое задание имеет указание на страницу учебника, где содержатся сведения, помогающие выполнить задание (как показывает практика, учащиеся не сразу обращаются к учебнику, предпочитают самостоятельность); и баллы, которые получает учащийся, выполнив задание правильно. Указание «стоимости» задания позволяет индивидуализировать процесс обучения (учащиеся могут выбрать задание по силам), кроме того, в конце каждой темы ведется подсчет баллов по каждому блоку заданий, что позволяет школьнику определить, какие виды учебной деятельности у него получаются успешно, а над чем ему нужно еще поработать. Как правило, задания из блока «Выполняем тест» учащиеся делают дома и считают их самыми легкими,  задания из блока «Сравниваем» чаще всего выполняются в классе. С помощью тетради – тренажера легко организовать работу в группах и парах, сопровождающуюся взаимопроверкой выполнения заданий.   Привлекаются при изучении нового материала и компьютерные презентации, и задания из электронного приложения. Важно отметить, что данные материалы должны быть не просто набором иллюстративного материала, а «работать» на проблему урока, сопровождаться вопросами, заданиями. Например, слайды о детстве императора Николая I и методах воспитания, применяемых его воспитателем – графом Ламздорфом, сопровождается вопросом: «Как могли эти методы отразиться на характере будущего императора и отразились ли?» . В противном случае мультимедийный урок будет просто традиционным уроком с большей долей наглядности.

Очень важным средством обучения является наглядность. К сожалению, не многие учебники истории могут похвастаться наличием качественных (и не случайных) иллюстраций. УМК «Сферы» выгодно отличается и в этом плане. Качественные репродукции картин, диаграммы различных видов, графики, карты позволяют использовать их в качестве исторических источников. В тетради-тренажере, кроме того, иллюстрации сопровождаются вопросами. Эти задания учащиеся выполняют с видимым удовольствием. Кроме того, мною проводятся уроки, на которых дети работают с иллюстративным материалом, предлагаемым журналом «Преподавание истории в школе». Уже несколько лет цветная вкладка журнала содержит наглядные материалы для разных курсов истории и задания к ним. Подобрав материалы из журналов разных лет по темам, можно организовать учебное занятие с использованием методики «Уголки». Для проведения занятия в пространстве класса организуются отдельные «уголки», посещение которых предполагает выполнение учениками определенных заданий по материалам журнала «Преподавание истории в школе» и интерактивном задачнике «Витязь на распутье», содержащем исторические задачи по всем темам истории России IX – XIX веков. Задания могут быть различного уровня: расставить картины, отражающие события Смутного времени в хронологическом порядке; найти на картинке явные исторические несоответствия и т.п. В «уголки» помещаются учебные материалы, источники и наглядность как дидактическая основа выполнения заданий, а также справочная литература, которая может быть использована как подсказка. Учащимся (они работают в парах или в группах) выдаются маршрутные листы, где уже содержатся заготовки для ответов: таблицы, «цепочки», а также указан маршрут выполнения заданий. Свободно двигаясь в пространстве класса, переходя от этапа к этапу, ученики восполняют и недостаток двигательной активности.

Задания блока «Учимся аргументировать» позволяют организовать учебную дискуссию.  Например, по поводу заключения Тильзитского мира приводятся следующие точки зрения: 1)Тильзитский мир был крайне невыгоден для России; 2) Россия в Тильзите уступила Наполеону лишь то, что и так было уже им завоевано. Учащимся предлагается выбрать одну точку зрения, наиболее верную на их взгляд и подобрать не менее 2 аргументов в защиту своей позиции. Систематическое выполнение подобных заданий формирует умение четко формулировать и отстаивать свою точку зрения.

Для уроков повторения используется тетрадь – экзаменатор, где для каждой изученной темы предлагаются  2 контрольных работы для 2 вариантов. Первая работа – тест, аналогичный частям А и В в материалах ЕГЭ, вторая работа – ответы на вопросы, заполнение сравнительных таблиц  - аналог части С. Таким образом, выполняя данные работы по истории России  уже с 6 класса, учащиеся достаточно неплохо могут подготовиться к сдаче ЕГЭ, по крайней мере, не испытывая затруднений от непривычных заданий.  Задания первой контрольной работы (теста) учащиеся могут проверять и самостоятельно по «ключу».

С УМК «Сферы» я работаю с 2009 года. За это время в классе, где используется данный УМК, не было неуспевающих, большинство отметок по истории «5» и «4». Учащиеся принимают участие в конкурсах и викторинах по истории, есть победа на муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиады школьников по истории. В прошлом учебном году все учащиеся класса приняли участие в районной краеведческой конференции, представив исследовательский проект «Наша память», посвященный участникам Великой Отечественной войны – их родственникам. В  ходе работы над проектом дети работали с различными видами исторических источников, знакомились с материалами «Книги Памяти Республики Коми», учились отбирать материалы из Интернет -ресурсов. Данный опыт исследовательской работы и выступления на конференциях способствует познавательной активности  учащихся, повышает их самооценку. Учащимся нравится изучать историю, на уроках они свободно общаются, задают большое количество вопросов, приносят дополнительную литературу. В целом использование интерактивных методов обучения с применением современных УМК позволяет добиваться познавательной активности  школьников и высокого качества обучения. Актуальна в этой связи, на мой взгляд, фраза Л.Н.Толстого «Учитель всегда невольно стремится к тому,  чтобы выбрать самый для себя удобный  способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики.   Будем же искать, и примерять те способы обучения, которыми будут довольны ученики».                                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема:"Методы обучения с использованием модульных программ на компетентностной основе"

Выстепление на заседании методического объединения по теме "Методы обучения сиспользованием модульных программ на компетентностной основ "Выступление оформлено в виде мини-презентации содердащее кратк...

Методическая разработка на тему "Использование проблемных методов обучения на примере урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"".

Данная методическая разработка содержит полный комплект материалов для проведения урока истории на тему "СССР в годы Великой отечественной войны"....

Объяснительно - иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознания как педагогическая проблема повышения эффективности урока

Место ИКТ в объяснительно-иллюстративном методе обучения на уроках вижу в следующем:• возможность представлять в мультимедийной форме информационные материалы (фотографии, картины, рукописи, видеофраг...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерных технологий на уроках истории и обществознании как педагогическая проблема повышения эффективности урока»

Цель: Создание условий для развития и реализации творческих способностей учащихся;Последовательно и продуманно вести работу по составлению тематического планирования с учетом психовозрастных особ...

«Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»

laquo;Объяснительно-иллюстративный метод обучения с использованием компьютерные технологии на уроках истории и обществознании»...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания в обучении детей с нарушением зрения как инновационный метод обучения.

Информатизация образования открывает нам педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновац...