Программа по истории 6 класс
методическая разработка по истории (6 класс) на тему

Безнос Ирина Владимировна

Программа и КТП по истории для 6 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass.docx56.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

 «Школа здоровья» № 473

 Утверждаю                                                                              Рассмотрено

Директор                                                                       МО_____________

_______________

                                                                                                 ____________________

              «      »  ______ 2011г                                                              Председатель МО

Рабочая программа

предмета «История»

для 6 «А» класса  на 2011-2012 учебный год

Составитель:

Безнос И.В.

учитель истории

высшей квалификационной категории

                                                                                                                       Москва 2011г.

Рабочая программа по курсу "история Средних веков" для 6 класса общеобразовательной школы (28 часов) программа составлена на основании: базовой программы по истории России, рекомендованной Министерством образования РФ; обязательного минимума знаний по истории; учебно-методического комплекта «История средних веков» авторов Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского для 6-х классов общеобразовательных учреждений, М., «Просвещение», 2012 г.

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс отражает роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяет внимание феноменам истории которые вошли в современную цивилизацию.

Задачи курса – показать самобытные черты Средневековья, обозначить три его периода и выделить при этом особенности каждого, с целью понимания исторических событий, значения личностей, достижений духовной сферы.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам Средневековья,  и  особенностям развития Европы, Азии и Африки, а также проследит динамику исторического развития и выделить в рамках Средневековья его основные этапы. Курс включает историю Европы, Азии, Африки, Южной Америки при этом основное внимание уделяется Европе, при возможности акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственного стандарта, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования. 

Рабочая программа разработана на основе:

  1. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).// Сборник нормативных документов. История./ сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007. С. 3-11.
  2. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «История» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
  3. Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений (сб. «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознаний 5-11/ М. «Просвещение 2008»).  
  4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Цели курса:

  1. сформировать у учащихся целостное представление об истории средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  2. осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;
  3. охарактеризовать наиболее яркие личности Средневековья, их роль в истории и различия;
  4. показать возникновение и  развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, номы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама;
  5. сформировать умения:

          -  связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

          -  анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических событий и явлений;

          - сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходства и раз

Задачи курса – создать учащимся возможности для

· воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран и народов, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

· освоения знаний о важнейших событиях, процессах всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности (т.е. формирование общеучебных ЗУНов, определяемых Обязательным минимумом исторического образования и ГОСТом);

· овладения элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации (т.е. формирование новых и закрепление ранее приобретенных СУДов, в том числе самостоятельного исторического синтеза и анализа (текстов и др. документов, причинно-следственных связей, целей и результатов, конкретных исторических ситуаций и пр.); обобщения, сопоставления различных фактов, явлений, оценок, суждений, гипотез и пр. (в том числе и с учетом элементов историографии); использования различных источников информации, включая  INTERNET);

· формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

· применения знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6-го  класса по истории средних веков:

1.Хронологические знания и умения:

 1.1 знать и  называть хронологические рамки истории средневековья;

 1.2 знать и называть этапы  и даты основных событий Средневековья;

 1.3 оперировать историческими датами, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений

2. Знание фактов, характеристика, описание (реконструкция):

 2.1 излагать основные события политической истории Средневековья; характеризовать политических и государственных деятелей, деятелей культуры;

 2.2 называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий Средневековья;

 2.3. излагать основные факты и события внешней политики государств Европы и Востока в средние века; характеризовать отношения народов  (торговые и культурные связи);

 2.4. уяснить характер этнических процессов средневековья;

2.5. проследить эволюцию хозяйственной деятельности человека в средневековом  обществе, представлять сущность и своеобразие поземельных отношений в средневековых обществах; показывать роль городов в политической, религиозной, хозяйственной и культурной жизни средневекового общества;

 2.6. представлять социальную структуру европейского и восточного средневековых обществ; ее изменение от раннего средневековья к началу нового времени; знать характерные черты  различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство), описывать образ их жизни и быт; наиболее значительные социальные движения и выступления, крестьянские и городские восстания в Западной Европе и на Востоке;

 2.7.знать и описывать историю становления и развития крупнейших государств в Европе и других регионах, рассказывать о становлении ранней государственности, политической раздробленности, образовании централизованных государств в Европе;

 2.8  представлять формы политической власти в средневековых государствах, динамику развития абсолютизма;

 2.9. иметь представление и характеризовать религиозные верования народов мира, место церкви в средневековом обществе; влияние католицизма, православия, восточных религий на культурную и духовную жизнь людей в эпоху средневековья

 2.10.  знать и называть основные достижения культуры народов эпохи Средневековья; характеризовать и оценивать выдающиеся памятники культуры и их творцов;

 3. Работа с исторической картой и другими источниками:

 3.1. читать историческую карту, определять местоположение историко – географических объектов (показывать на исторической карте территории, границы государств, города, места сражений, направления миграции народов Европы и Азии и др.); сопровождать показ словесным описанием.

 3.2. уметь в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации

 3.3. учиться проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках; высказывать суждение о назначении, ценности источника;

 3.4. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

 4. Анализ, сравнение, оценки:

 4.1.выявлять общее и особенное в историческом развитии различных

регионов мира в эпоху средневековья, значение средневековых цивилизаций для последующей истории человечества;

 4.2. выявлять общее и особенное в жизни различных групп населения (феодальная знать, крестьяне, горожане, духовенство);

 4.3. выявлять общее и особенное в исторических явлениях, процессах Средневековья (социальные движения – восстания, войны и пр.);

 4.4. давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; спорить и отстаивать свои взгляды.

Учебно-методические материалы по курсу.

 I Учебники, учебные пособия для учащихся:

1.Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;

II.Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1.Книга для чтения по истории Средних веков / под ред. С.А. Сказкина. Ч. I М., «Просвещение», 1969 г.

III. Учебно-методическая литература:

1.Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

2.Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.  Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая уния Польши и Литвы. Грюнвальд.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)

Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ (28 часов)

Тема урока

Колич.

часов

Тип урока, форма

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид

контроля

Дом. задание

1

Введение

1

Вводный. Урок изучения нового

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы

Введение

2

Древние германцы и Римская империя

1

Комбинированный

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян.

Задания с кратким ответом

§1

3

Королевство франков и христианская церковь

1

Комбинированный

Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг. Христианская церковь. Монастыри.

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Вопросы

§ 2

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

1

Комбинированный

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Вопросы.

Составление схемы.

§ 3, к.к.

5

Западная Европа  в IX – XI вв. 

1

Комбинированный

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли;

Задания с кратким ответом

§ 4

6.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

1

называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

таблица

§ 5

7

Образование славянских государств

1

Комбинированный

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Задания с кратким ответом. Таблица.

§ 8, к.к

8

Византия при Юстиниане

1

Комбинированный

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана. Культура Византии. Вторжения славян и арабов.

Составлять описание произведений искусства; сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Вопросы.

§ 6, к.к

9

Возникновение ислама и объединение арабов.  Арабский халифат.

1

Комбинированный

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе. Распространение ислама. Культура арабов.

Работать с контурной картой, составлять описание произведений искусства.

Задания с развёрнутым ответом.


 

§ 8,9, к.к.

10-11

Культура Раннего Средневековья

2

Комбинированный

Представления людей о мире. Каролингское Возрождение. Искусство. Литература.

называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Задания с кратким ответом

§ 7, 10

12

Феодалы и крестьяне

1

Комбинированный

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей. Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Задания с кратким ответом, таблица

§ 11-12

13-14

Средневековый город в Западной и Центральной Европе

2

Комбинированный

Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 13-14, сообщения, к.к
 

15

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы.

1

Комбинированный

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков. Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев.

Выявлять различия католической и православной церквей. Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Таблица.

§ 15-16, к.к

16-17

Объединение Франции и Англии

1

Комбинированный

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения. Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап). Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Задания с кратким ответом.

Схема.

§ 17-18, таблица, к.к

18

Столетняя война 1337 – 1453 гг. Крестьянские восстания

1

Комбинированный

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Вопросы.

Таблица

§ 19-20

19

Усиление королевской власти во Франции и Англии.

1

Комбинированный

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Таблица, тест.

§ 21

20-23

Государства Южной и Центральной Европы. Реконкиста. Гуситское движение в Чехии

2

Комбинированный

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании. Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

 Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с контурной картой. Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям

оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Задания с кратким ответом.

§ 22-25

24

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Император и подданные.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

культуры стран.

Задания с кратким ответом.

§ 26

25-26

Образование и философия. Средневековая литература и искусство

2

Комбинированный

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь.

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

таблица

§ 27,28

27

Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения

1

Комбинированный

Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

таьлица

§ 29,30

28

Китай в средние века. Индия в  средние века.

1

Комбинированный

Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Составлять описание достижений

Сравнивать особенности развития Китая и Индии

выявлять особенности развития стран.

Задания с кратким ответом.

§ 31, 32

29

Народы Америки и Африки в средние века

1

Комбинированный

Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

Задания с кратким ответом.

§ 33-34

30

Итоговый урок по истории средних веков.

1

Урок обобщения

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач
 

Представление творческих работ.

Заключение
 

История России   с древнейших времён до конца XVI века

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  

Тематическое планирование по истории России для 6 класса составлено на основе содержания  Федерального компонента Государственного образовательного стандарта, Базисного учебного плана 2004 года и Государственных программ по истории.

Главная цель курса состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма.

В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминами, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге всё это способствует также и развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня.

В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории.

В данном курсе большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры (в широком смысле этого слова), т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей.

Именно поэтому, с одной стороны, внимание сосредоточено на личностях российских правителей и их конкретной деятельности, а с другой, в особые главки выделены не только такие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура, живопись и т.д., но и повседневная, бытовая жизнь человека средневековой Руси и Российской империи, а также, как важнейший аспект, история церкви, духовной жизни.

При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также другим религиям народов нашей страны.

В истории культуры также особо выделен вопрос об истории русской письменности и книжности, поскольку именно письменность представляет собой своего рода стержень культуры, дающий ей полноценную жизнь и сохраняющий народную память о прошлом.

История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчёркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России — Волжской Булгарии, Хазарского каганата, Золотой Орды и других.

Истории Золотой Орды уделено существенное внимание прежде всего потому, что это государство оказало огромное влияние на весь ход истории России, а распад его вызвал к жизни целый ряд современных народов Российской Федерации. Упомянуты, конечно же, и балтские, и финно-угорские этнические и языковые компоненты российской истории.

Всё это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории XVII века автор стремился показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по XVIII веку — со Швецией и Османской империей.

В целом, в основе курса лежит представление о системообразующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или иной историографической концепции. Материал курсов направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого.

Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху.

Изучение  истории  в 6 классе рассчитано на достижение следующих целей обучения:

Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие  мировоззренческих убеждений уч-ся   на основе осмысления им  исторически  сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных  и социальных  установок,  идеологических  доктрин.

Развитие  способности  понимать историческую  обусловленность  явлений  и процессов  современного мира,  определять  собственную  позицию по отношению  к окружающей  реальности, соотносить свои взгляды  и принципы  с исторически  возникшими  мировоззренческими  системами.

Освоение  систематизированных  знаний  об  истории человечества, формирование  целостного  представления о месте  и роли России  во всемирно-историческом процессе.

Овладение  умениями  и навыками поиска, систематизации и комплексного  анализа  исторической информации.

Формирование  исторического  мышления – способности  рассматривать  события  и явления  с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные  версии и оценки  исторических событий  и личностей, определять собственное  отношение  к дискуссионным  проблемам  прошлого и современности.

Курс  «История Россия »   призван  решить следующие образовательные  задачи:

воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и сво бодам человека, демократическим принципам общественной жизни;

освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

овладение  методами исторического познания, умениями работать с раз личными источниками исторической информации;

формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями;

 применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе;

формирование толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Цели курса:

Знать исторические термины,  основные периоды отечественной истории  с древнейших времён до конца  XVI века  и этапы наиболее масштабных событий.

Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.

Называть: место, обстоятельства, участников событий, крупнейших государственных и общественных деятелей, основные политические течения, партийные организации, выдающихся представителей и достижения науки и культуры, известных полководцев, участников военных событий.

Показывать на исторической карте территорию России, промышленные центры, места важнейших военных сражений.

Проводить поиск (устно или письменно) о наиболее значимых событиях отечественной истории.  

Учебно – тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

и тем

Кол-во часов

Вид занятия

Умения, навыкии

Виды контроля

Основные понятия

Д.З.

1

Введение

1

Вводный урок.

Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Беседа

Быт, летописи, хронология

Стр.4-6, дид.мат

2

Восточные славяне

1

Комбинированный

Уметь доказывать и опровергать,  чтение исторических карт.

Беседа

Индоевропейская группа народов, славянская языко-вая семья, вервь, вече, дань.

§ 1, к.к дид.мат

3

Соседи восточных славян

1

Комбинированный

Самостоятельная проверка получаемого результата.

Устный опрос

печенеги, хазары, язычество, колонизация, каганат.

§2 к.к дид.мат

4

Формирование Древнерусского государства

1

Комбинированный

Выписка нужных материалов из текста

Тест

Администрация, государство, политика,

§3 к.к дид.мат

5

Первые киевские князья

1

Комбинированный

Составление плана по тексту и его запись

Письменное задание

Дружина, полюдье, реформа.

§4 к.к дид.мат

6

Владимир Святославович. Принятие христианства

1

Комбинированный

Оценивать свою работу и деятельность одноклассников

Беседа

Христианство, ересь, православие, епископ, митрополит, монастырь, десятина.

§5 дид.мат

7-8

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

1

Комбинированный

Определение причинно – следственных,  межпредметных связей

Устный опрос

Усобицы, половцы, бояре, вотчина, холопы, смерды, рядовичи, посадник

§6 к.к дид.мат

9

Культура Древней Руси

1

Комбинированный

Установление межпредметных связей,  выслушивать и объективно оценивать другого.

Устный опрос

Культура, зодчество, житие, самобытный

Патриотизм

§7 дид.мат

10

Быт и нравы Древней Руси

1

Комбинированный

Выписка нужных материалов из текста

Тест

Образ жизни, слободы, хоромы.

§8 дид.мат

11

Контрольное обобщение по теме:

«Древняя Русь»

1

Контрольный

Составление плана по тексту и его запись

Беседа, тест

12

Начало раздробленности Древнерусского государства

1

Урок- изучения нового материала

Выписка нужных материалов из текста

Беседа

Феодальная раздробленность, удельное княжество, дворяне

княжеская динас-тия, наместник, рать, эксплуатация

§9 к.к дид.мат

13-14

Главные политические центры Руси

2

Комбинированный

Составление хронологических таблиц, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Устный опрос

Владыка, стольный.

§10-11 дид.мат

15

Нашествие с Востока

1

Комбинированный

Составление плана по тексту и его запись

Тест

Улус, деспот

§12 к.к дид.мат

16

Борьба Руси с западными завоевателями

2

Комбинированный

Выписка нужных материалов из текста

Письменное задание

Рыцарский орден, крестовый поход, крестоносцы,

§13 к.к дид.мат

17

Русь и Золотая Орда

1

Комбинированный

Составление плана-схемы изученной темы

Беседа

баскак, ярлык, иго,.

§14 к.к дид.мат

18

Русь и Литва

1

Комбинированный

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Устный опрос

Уния

§15 к.к дид.мат

19

Культура русских земель в XII – XIII веках

1

Комбинированный

Составлять сложный план

Устный опрос

Национальное самосознание, уникальный, канон.

§16 дид.мат

20

Контрольное обобщение по теме:

«Политическая раздробленность на Руси»

1

Контрольный

дид.мат


21

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества

1

Урок- изучения нового материала

Организовывать деятельность в  парах,  уметь вести диалог

Беседа

Иерархия, рубеж, предпосылки.

§17 дид.мат

22

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Комбинированный

Оценивание своей работы и деятельность одноклассников

Устный опрос

Маневр, привилегия.

§18 к. к дид.мат

23

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв.

1

Комбинированный

Составление характеристик  деятелей Просвещения

Тест

Диалект, уния.

§19 дид.мат

24

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

1

Комбинированный

Установление межпредметных связей

Письменное задание

Государь, поместье

§20 к.к дид.мат

25

Московское государство в конце XV -  начале XVI века

1

Комбинированный

Формулировать проблемные вопросы

Беседа

Боярская дума, чин, кормление.

§21 дид.мат

26

Церковь и государство в конце XV -  начале XVI века

1

Комбинированный

Формулировать проблемные вопросы

Устный опрос

Дьякон, православие, церковный собор

§22 дид.мат

27

Реформы Избранной рады

1

Комбинированный

Составление хронологических таблиц

Устный опрос

Земский собор, сословия, сословно-представительная монархия.

§23 дид.мат

28-29

Внешняя политика Ивана IV

1

Комбинированный

Установление межпредметных связей

Тест

казачество

§24 к.к

30

Опричнина

2

Комбинированный

Правильное применение счета лет, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Письменное задание

Опричнина, земщина, посад, крепостное право.

§25 дид.мат

31

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVI веках

1

Комбинированный

Чтение исторической карты, соотнесение  года, века, тысячелетия и эры.

Беседа

культура

§26 дид.мат

32

Архитектура и живопись в XIV- XVI веках

1

Комбинированный

Уметь вести дискуссию, диалог.

Устный опрос

культура

§27 дид.мат

33

Быт в XV- XVI веках

1

Комбинированный

Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий

Устный опрос

народность

§28 дид.мат

34

Контрольное обобщение по теме:

«Русь Московская»

1

Контрольный

Выписка нужных материалов из текста,  чтение исторической карты

Тест, дид.мат

 дид.мат

35

Итоговое повторение курса

1

Контрольный

Сравнивать исторические явления. Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний. Уметь анализировать, отвечать на вопросы, выделять главное, использовать ранее   изученный   материал для решения познавательных задач

дид.мат

Знать основные положения изученного курса. Разъяснять смысл высказываний.

дид.мат

36-38

Резервные уроки

Учебно – тематическое планирование

Планирование составлено на основе  Программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования Российской Федерации. Истории 6 -9 класс                                                                                                                                                                                                                        Учебник  А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVI век» (М.: Дрофа, 2009 г).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА

Тема 1. Введение (1 час)

Глава I. Древняя Русь (9 часов)

В главе изучается история Древнерусского государства до начала удельного периода. Материалы этого раздела имеют очень важное значение, поскольку в них изложены фундаментальные для дальнейшей русской истории события, такие, как образование Русского государства и принятие христианской веры.

Учащиеся получают представление о следующих проблемах:

а) причины, сам процесс и этапы образования Древнерусского государства;

б) значение христианизации Руси и её этапы;

в) культурное развитие древнерусского государства;

г) причины княжеских усобиц и распада Руси на самостоятельные княжества.

Опорные понятия и термины: государство, дружина, дань, купцы, города, торговые пути, полюдье, варяги, печенеги, усобица, воевода, посадник, митрополит, епископ, священник, монастырь, смерды, бояре, вотчина, тиуны, вече, уделы, письменность, кириллица, летопись, зодчество, иконопись.

Персоналии: Кий, Рюрик, Аскольд и Дир, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб, Ярославичи, Владимир Мономах, Феодосии и Антоний Печерские, Иларион, Константин (Кирилл) и Мефодий, Алимпий, Агапит.

Тема 2. Восточные славяне. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт и нравы. Верования. Управление.

Тема 3. Соседи восточных славян. Жители лесной полосы Восточной Европы. Тюркский и Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Тема 4. Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины создания Древнерусского государства. Варяги в Восточной Европе. Образование государственных центров. Образование Древнерусского государства. Его внутренняя организация.

Тема 5. Первые киевские князья. Деятельность князя Олега. Правление Игоря и Ольги. Походы князя Святослава.

Тема 6. Владимир Святославович. Принятие христианства..Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства на Руси. Крещение Руси. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Тема 7. Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Внутренняя политика Ярослава. Управление государством при Ярославе Мудром. Внешняя политика Ярослава Мудрого. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные слои населения.

Тема 8. Культура Древней Руси. Особенности культуры Древней Руси. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Тема 9. Быт и нравы Древней Руси. Повседневная жизнь земледельцев и горожан. Военное дело. Жилище. Одежда.

Тема 10. Контрольное обобщение по теме «Древняя Русь»

Глава II. Политическая раздробленность на Руси (10 часов)

Материалы главы призваны познакомить учащихся с предпосылками и причинами распада Киевской Руси на отдельные княжества, с политической историей наиболее значительных из этих русских земель, с их географическими и природными особенностями, населением, экономическим развитием, политическим устройством, культурой. Обращается внимание на внешнюю политику русских княжеств в связи с историей половецкого народа. Учащимся предлагается оценить положительные и отрицательные стороны удельной системы на Руси.

В главе содержится большой фактический материал, охватывающий историю соседних с Русью государств — Монгольской империи и Золотой Орды, Ливонского ордена, Великого княжества Литовского. Учащиеся получают представление об исторических процессах международного масштаба, к которым оказались причастны и русские земли. В процессе изучения материалов раздела привлекаются знания учащихся по всеобщей истории Средневековья, расширяется их общеисторический кругозор. Подчеркивается географическое положение Руси на стыке Запада и Европы. Показаны не только завоевательные походы на Русь, но и особенности положения русских земель в период ордынского ига и в составе Литовского государства, последствия иноземных нашествий, разделение исторических судеб восточных славян.

Учащиеся ориентируются на сравнение государственного и общественного строя западных и восточных стран и на изучение тех изменений, которые произошли в русской жизни под влиянием этих государств и культур.

Опорные понятия и термины: уделы, княжеские династии, раздробленность, усобицы, города, князья, бояре, вотчинники, вече, степняки, нашествие, завоевание, монголы, ордынцы, татары, иго, хан, улус, ярлык, баскак, украинцы, белорусы, литовцы, шляхта, рыцари.

Персоналии: Мстислав Великий, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Галицкий, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Тугоркан, Кончак, Чингисхан, Батый, Михаил черниговский, Александр Невский, Биргер, Узбек, Гедимин, Ольгерд, Витовт, Ягайло.

Тема 11. Начало раздробленности Древнерусского государства. Половецкая угроза и распад союза Ярославовичей. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Причины раздробленности Древнерусского государства. Государственное правление в период раздробленности.

Тема 12. Главные политические центры Руси. Освоение Северо – Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо – восточных землях. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский. Всеволод Большое Гнездо. Новгородская земля. Политические особенности Новгородской земли. Галицко – Волынское княжество.

Тема 13. Нашествие с Востока. Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго – Западную Русь и Центральную Европу.

Тема 14. Борьба Руси с западными завоевателями. Походы шведов. Походы крестоносцев. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище.

Тема 15. Русь и Золотая Орда. Образование золотой Орды. Ордынское владычество на Руси. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Тема 16. Русь и Литва. Формирование Литовско – Русского государства. Гедимин. Характер Литовско – Русского государства. Значение присоединения русских земель к Литве.

Тема 17. Культура русских земель в XII – XIII веках. Особенности культуры XII – XIII вв. Накопление научных знаний. Литература.  Зодчество. Живопись. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Тема 18. Контрольное обобщение по теме «Политическая раздробленность на Руси»

Глава III. Русь Московская (14 часов)

В главе содержится фактический материал, рассказывающий о создании Московского царства:

а) окончательное объединение русских земель московскими великими князьями;

б) ликвидация ордынского господства и борьба с наследниками Золотой Орды;

в) создание централизованного государственного управления;

г) установление полной независимости Русской православной церкви;

д) формирование культуры единого Московского царства.

Учащиеся знакомятся не только с позитивными сторонами процесса создания централизованного государства, но и с особенностями русского самодержавства, превратившегося при Иване Грозном в тиранию. Особое внимание уделено новой государственной, общественной, экономической и идеологической системе Русского государства.

Учащиеся ориентируются на понимание процессов централизации и образования единого Русского государства.

Опорные понятия и термины: объединение, централизация, княжества, крестьяне, дань, иго, набеги, ордынцы, татары, митрополия, монашество, уния, ереси, царство, Боярская дума, земский собор, приказы, уезды, сословия, боярство, дворянство, вотчины, поместья, слободы, посады, тягло, стрельцы, крепостное право, барщина, оброк, казачество, патриаршество, книгопечатание, парсуна.

Персоналии: Михаил тверской, Даниил Александрович, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, Тохтамыш, Тамерлан, Василий I, Василий II, Юрий галичский, Василий Косой и Дмитрий Шемяка, митрополиты Пётр, Алексей, Иона, Сергий Радонежский, Феофан Грек, Андрей Рублёв, Афанасий Никитин.

Тема 19. Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Предпосылки и причины объединения русских земель. Политическая система Руси. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Тема 20. Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. Борьба Москвы за политическое первенство. Русь и Орда накануне решающего столкновения. Борьба на поле Куликовом. Набег Тохтамыша. Значение Куликовской битвы.

Тема 21. Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV вв. Василий I. Московская усобица. Распад золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, белорусской и украинской народностей.

Тема 22. Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. Иван III. Начало борьбы с Новгородом. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Завершение объединения русских земель.

Тема 23. Московское государство в конце XV -  начале XVI века. Возвышение великокняжеской власти. Органы управления государством. Преобразования в войске. Изменения в порядке владения землей. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества.

Тема 24. Церковь и государство в конце XV -  начале XVI века. Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Разработка теории «Москва – третий Рим»

Тема 25. Реформы Избранной радыБоярское правление. Укрепление центральной власти. Стоглавый собор. Реформа местного самоуправления. Военная реформа.

Тема 26. Внешняя политика Ивана IV. Завоевание Казанского ханства. Присоединение Астраханского ханства. Значение присоединения Поволжья к России. Оборона южных рубежей. Покорение Западной Сибири. Начало Ливонской войны. Окончание Ливонской войны.

Тема 27. Опричнина. Разрыв Ивана IV с Избранной Радой. Расправа царя с приближенными. Установление опричнины. Итоги царствования Ивана Грозного.

Тема 28. Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVI веках. Особенности развития русской культуры в XIV- XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Устное народное творчество. Литература. Развитие литературы XVI века.

Тема 29. Архитектура и живопись в XIV- XVI веках. Зодчество в XIV- XVI веках. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись XIV века. Феофан Грек. Русская живопись XV-XVI века. Андрей Рублев.

Тема 30. Быт в XV- XVI веках. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Тема 31. Контрольное обобщение по теме «Русь Московская»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать: 

основные периоды в истории России с IX по XVI века.;

место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий древней и  средневековой  России;

существенные черты социального положения людей в России в древности и  средние века;

существенные черты политического устройства России;

Учащиеся должны уметь:

работать с картами и атласами;

описывать условия и образ жизни, занятия людей в данную историческую эпоху;

ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий;

рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников  культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;

соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические явления и события по заданному  признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;                                                                                                                                         Контролирующие элементы, заложенные в программе по Истории 6 класс.
I. Хронологические знания и умения:
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4.Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
Перечень учебно-методического обеспечения

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.

А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  «История России   с древнейших времён до конца XVI века» учебник  для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.

Э.В.Уткина «История России. Разноуровневые задания. 6 класс. Дидактические материалы», М: «ВАКО», 2011г.

Электронное приложение к учебнику История России : с древнейших времен до конца XVI века : учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений /А.А. Данилов, Л. Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...