Конспект урока "Греко-персидские войны"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Мехонцева Юлия Вадимовна

Конспект урока по истории Древнего мира на тему "Греко-персидские войны"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл greko-persidskie_voyny.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель истории

Мехонцева Ю. В. _______

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету «История Древнего мира»

разработанный для проведения в 5  классе Новоселовской ОШ.

Тема: Греко-персидские войны

Цель:

1.Образовательная: ознакомить учеников с причинами и ходом греко-персидских войн, основными событиями периода.

2. Воспитательная: формировать у учеников чувство толерантности  и интереса к истории.

3. Развивающая: совершенствовать навыки сравнения и характеристики исторических явлений, установления причинно-следственных связей, формирования умения высказывать собственное мнение, работы с учебником, исторической картой.

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

1.Организационный момент;

2.   Изучение нового материала:

3. Закрепление нового материала

4. Итоги урока;

5.Домашнее задание.

  1. Приветствие, сообщение темы урока.
  2. Изучение нового материала.
  1. Марафонская битва.

В начале 5 в. до н.э. множество греческих городов Малой Азии оказалось под властью Персии. Когда греки поднимали восстания, персы  жестоко подавляли их. После этого, Персидский царь решил завоевать и всю остальную часть Греции.

Вопрос: из каких частей состояла территория Греции?

Некоторые греческие города-полисы почти сразу были готовы принять власть персов, но Афины, Спарта и Милет не покорились.

В 490 г. до н.э. войско персов переплыло через Эгейское море и высадилось на Марафонской равнине в Аттике, всего в 42 км от Афин. Греки успели собрать большое войско и несмотря на численный перевес персидской армии, победили в сражении.

  1. Через 10 лет огромное персидское войско вместе с флотом снова направилось в Грецию. Во главе войска стоял сын Дария – царь Ксеркс. Кроме самих персов в их армии служили и воины из ранее покоренных персами народов – мидийцы, эфиопы, индийцы и проч.

Работа с документом: на странице 159 учебника задание: прочитайте документ – описание нашествия персов Геродотом и ответьте на вопросы:

- кто такой Геродот?

- на что историк обращает больше внимание в своем описании?

- как историк описывает внешний вид воинов армии персов?

Царь Ксеркс переправил свое войско через пролив Геллеспонт (ныне – пролив Дарданеллы).

В Греции множество полисов объединилось для борьбы с персами. Возглавила их Спарта. Персидский царь быстро завоевал Северную Грецию и приближался к Средней. Спартанский царь Леонид защищал со своими воинами горный перевал Фермопилы, по которому только и можно было попасть в Среднюю Грецию.

Спартанцы перегородили проход каменной стеной, но  нашелся предатель, проведший персов в тыл спартанской армии. Тогда Леонид отправил основную армию защищать родной город, а сам с 300 спартанцами остался защищать Фермопилы. Произошло это в 480 г. до н.э.

Через Фермопилы персы прорвались в Среднюю Грецию. Узнав о поражении спартанцев. Афиняне вывезли стариков, женщин и детей на остров Саламин, откуда видели, как горели подожженные персами Афины.

Греки, однако готовились к вторжению персов и за те 10 лет, пока  не было войны, они построили мощный флот, состоящий из небольших гребных судов – триер. С этими триерами, афинский стратег Фемистокл в 480 г. одержал крупную победу в морском сражении в саламинском проливе.

Задание: о саламинском сражении читать на странице 160-161 из исторического источника – Трагедии «Персы» Эсхила.

Вопрос:

- какая именно часть битвы описана поэтом?

- Как вы думаете, почему он называет персидскую армию варварами?

- Как поэт восхваляет победу греков?

Задание: об афинском морском союзе читать на странице 162. Вопросы:

-  Назовите причины образования АМС?

- Как вы думаете, какую роль сыграло образование АМС для развития Афин?

3.  Закрепление нового материала.

Беседа. Вопросы для беседы:

- Каковы причины войны греков с персами?

- какие события греко-персидских войн вам запомнились и почему?

- Почему в битве при Фермопилах славились не победившие персы, а проигравшие греки?

- Почему, как вы думаете, АМС возглавили именно Афины, а не Спарта?

Как вы думаете, какие преимущества  сторон были в Саламинском сражении? Почему преимущество персов в количестве и размере кораблей стало причиной их поражения?

  1. Итоги урока предлагается подвести самим ученикам. Вопрос: о чем вы узнали на сегодняшнем уроке и что вам запомнилось боле всего?
  2. Домашнее задание: пар. 34, в. №5 на странице 163 письменно в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "крестьянская война под предводительством И.Пугачева"

Цели: Обучающая:продолжить учить учащихся навыкам систематизации исторических знаний на основе анализа и сравнения.Воспитывающая:воспитывать у школьников активную гражданскую позицию.Развивающая...

конспект урока "Отечественная война 1812 года"

Тема урока «Отечественная война 1812 года»Цель урока: Выяснить соотношение сил сторон и их планы, основные события и результаты  войны 1812 года. Реализация цели через задачи:Учит...

конспект урока "Отечественная война 1812 г . в литературе и искусстве"

События Отечественной войны 1812 г . рассматриваются через памятники культуры, что позволяет более эмоционально и глубже преподнести материал  учащимся и способствует лучшему его усвоению.  ...

План-конспект "Великая Отечественная война"

План-конспект урока в 11 классе по теме "Великая Отечественная война"...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...