Духовно-нравственное воспитание в дореволюционной России
статья по истории на тему

Духовно-нравственный кризис поразил многие социальные институты России, в том числе и образование. Проведение масштабного экспериментирования в системе народного образования без соответствующей материально-технической и кадровой базы, без теоретического обеспечения не привело к позитивным результатам. Но, пожалуй, наиболее значимым фактором, негативно сказавшимся на развитии современной системы российского образования, стало поспешное копирование зарубежного опыта без знания и учёта своей национальной «специфики». Ориентация учащихся на атрибуты массовой культуры за счёт заметного снижения культурных, духовных и подлинно национальных ценностей привело к появлению нравственной глухоты, потери способности к сопереживанию, дегуманизации поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx44.37 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОГО ОТКРЫТОГО КОНКУРСА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ МОЛОДЁЖИ

«МЕНЯ ОЦЕНЯТ В XXI ВЕКЕ»

_______________________________________________________

Секция: История

Тема: Духовно-нравственное воспитание в дореволюционной России

Автор: Клеймёнов Василий

Научный руководитель: Кокшаров Н.А.

Место выполнения работы: МБОУ «ООШ №13»

2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

        §1 Фольклор, как средство воспитания

4

        §2 Средства народной педагогики

7

        §3 Простонародное воспитание и народная школа

9

         §4 Традиции народной культуры в духовно-нравственном воспитании школьников

10

Заключение

14

Список использованных источников

15

ВВЕДЕНИЕ

Педагогическая мысль в Древней Руси дошла до наших дней в произведениях, не имевших специального педагогического характера. Не было ещё специальных трактатов, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей у детей, в то время даже и терминов таких не знали… Но сами педагогические идеи можно было встретить в памятниках литературы, произведениях изобразительного искусства, в устном творчестве, церковной практике и т.д.

Актуальность. Духовно-нравственный кризис поразил многие социальные институты России, в том числе и образование. Проведение масштабного экспериментирования в системе народного образования без соответствующей материально-технической и кадровой базы, без теоретического обеспечения не привело к позитивным результатам. Но, пожалуй, наиболее значимым фактором, негативно сказавшимся на развитии современной системы российского образования, стало поспешное копирование зарубежного опыта без знания и учёта своей национальной «специфики». Ориентация учащихся на атрибуты массовой культуры за счёт заметного снижения культурных, духовных и подлинно национальных ценностей привело к появлению нравственной глухоты, потери способности к сопереживанию, дегуманизации поведения.

Выбранная тема является актуальной, ведь только используя многовековой опыт воспитания школьников в духе русской культуры и народных традиций, мы сможем преодолеть духовно-нравственный кризис современного общества.

Цель исследования: выяснить влияние средств народной культуры и традиций на формирование духовно-нравственных ценностей школьника.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по проблеме исследования и раскрыть сущность средств народной культуры и традиций в области воспитания.

2. Выявить специфические особенности народной культуры как педагогического явления.

В исследовании мы исходим из гипотезы, что духовно-нравственное воспитание есть сложный, нелинейный, целенаправленно организованный педагогом-профессионалом процесс восхождения ребёнка к культуре, обнаружение и открытие им с помощью педагога духовных ценностей и смыслов, развитие его духовных сил – разума и свободы, творчества и саморегуляции, способности к преобразованию себя.

Практическая значимость научно-исследовательской работы обусловлена тем, что её результаты могут быть использованы в практической деятельности и профессиональной подготовке педагогов, а также в системе повышения их квалификации.

§1 ФОЛЬКЛОР, КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Глубокая народная мудрость, оттачиваясь веками, сконцентрировалась в произведениях русского фольклора. Эта область народного устного творчества представляет собою одно из средств народной педагогики.

Могучая музыкально-речевая русская культура включала в себя множество жанров, множество видов самовыражения. Среди этого множества отдельные жанры не стремились к обособлению; каждый был всего лишь камнем в монолите народной культуры, частью необъятной стихии устного творчества, неразрывного с другими видами творчества.

Для нашего народа само Слово вообще приравнивалось к самой жизни. Слово объясняло жизнь и было хранителем народной памяти. Слово утешало, помогало, лечило, побуждало и вдохновляло на подвиг.

Еще в глубокой древности была осознана огромная роль первых месяцев и лет жизни ребенка в его дальнейшем развитии. Поэтому с первых дней своей жизни младенец попадал в атмосферу материнской любви, нежности, выражавшуюся и специальными художественными средствами – поэзией пестования. Она включает в себя колыбельные песни, назначение которых – убаюкать, усыпить, оберечь младенца; пестушки – вызвать у ребенка бодрые, радостные эмоции; потешки – песни к первым играм ребенка с ручками, ножками; прибаутки – стихи с занятным содержанием.

Колыбельные песни – это осознание матерью необходимости постоянного общения с ребенком, приобщение его к речи. Издавна матери и бабушки понимали, как это важно для развития ребенка. Основные мотивы колыбельных песен – пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. В песнях мать обращалась к ребенку с самыми нежными словами.

Назначение, цель колыбельной песни, как издавна было ясно матери, не только в убаюкивании, она многофункциональна: укрепляла здоровье младенца, развивала его слух и эстетическое чувство, знакомила его с жизнью. Даже тогда, когда не формировано сознание человека, в подсознании откладываются ценнейшие для будущей жизни данные об окружающем мире, об отношениях людей между собой, в подсознании же хранятся "чувства" – любовь, нежность, - подсознание "заведует" игрой, творчеством. И все дальнейшее развитие ребенка во многом определяется первыми годами и даже месяцами его жизни. Душевный комфорт, получаемый ребенком в первые годы жизни, благодаря близости матери, сохраняется у него надолго, даже часто на всю жизнь. И все это передавалось малышу с колыбельной песней, а также с пестушкой, потешкой. Так приобщался он к человеческой речи, начинал слышать в ней звуки, слова, ее музыку, мелодику. Постепенно усваивал он слова и понятия, развивалось его мышление, формировались духовные и нравственные ценности.

Но не только ребенку была полезна материнская поэзия, она обогащала душу и самой пестуньи. Баюкая и теша ребенка, она успокаивалась и сама, отходила мыслями от житейских проблем. И в ней просыпался художественный талант, дар, о котором она и не подозревала; любовь к малышу чудодейственно преображала и ее.

Другим по значимости видом фольклора были былины. Они пелись и сказывались одновременно. Былины отличаются грандиозностью, величавостью образов, значительностью действия и торжественностью тона.

Это и рассказ, и речь, и стих, и песня. Их соединение стало возможным потому, что эпос возникал на заре народной истории, когда пение и рассказывание еще не стали разными видами художественного творчества. Пение придавало рассказу торжественность, а рассказывание так подчиняло себе пение, что оно казалось существующим именно ради рассказа. Торжественность нужна была для прославления народных деяний. Пение закрепляло в памяти людской мерные строки рассказа, чтобы он точно удержался в памяти.

Былины возникли в раннюю эпоху существования древнерусского государства, когда главными городами на Руси были Киев и Новгород, а Москва только-только основалась как небольшое поселение и еще не играла в жизни народа и государства своей роли. Все упоминания о Москве появились в былинах позднее, когда русский эпос уже сложился.

Действие былин происходит чаще всего в Киеве и Новгороде, реже – в Чернигове, Ростове, Муроме или в других столь же известных древних городах. Былины донесли до нас думы, мысли и чувства народа давно минувших времен. В памяти удерживалось все самое важное, что имело цену и в жизни последующих поколений.

На одном уровне в народной поэзии Древней Руси вместе с былинами стояли духовные стихи. Они служили для утешения и спасения души человека. Их источником служила христианская литература. Кроме книг Священного Писания, в первые века распространения христианства существовал целый пласт апокрифической, еретической литературы, не признаваемой церковью. В ней рассказывалось и жизни Богоматери, о других сюжетах Священного писания. Духовные стихи – это результат эстетического освоения народом идей христианского вероучения.

Все духовное в Древней Руси противопоставлялось мирскому, светскому, не имеющему отношения к божественному. Считалось, что сказками или песнями люди "беса тешили", губили свою душу.

Создателями и исполнителями духовных стихов были калики-перехожие, паломники по святым местам. Исполнение духовных стихов было профессией калик-перехожих. Впоследствии каликами стали бродячие нищие, слепые, добывающие пением духовных стихов средства к существованию. Они пели стихи в селениях под окнами, на церковных папертях, на ярмарках, в монастырях во время праздников. Их слушали с огромным вниманием, сопереживая им. Особенно внимательно к ним прислушивались дети, на которых духовные стихи производили огромное впечатление. Передавая мораль и нравственность христианской мысли, они участвовали в формировании духовных ценностей слушателей.

Среди жанров фольклора нельзя обойти стороной народную песню и ее воспитательные функции. Сам термин "Народная песня" очень широк. Он охватывает разные по тематике и бытованию песенные жанры: колыбельные, календарные и семейные обрядовые песни, хороводные и плясовые, лирические семейные, любовные, шуточные, подблюдные, рекрутские, бурлацкие и др. Н.В. Гоголь писал о том, что трудно найти еще такой народ, у которого было бы больше песен. По Волге, от верховья до моря, на всей веренице влекущихся барж заливаются бурлацкие песни. Под песни рубятся из сосновых бревен избы по всей Руси.

В русской народной песне передано все богатство человеческих чувств: печаль и радость, любовь и дружба, верность, ревность, мечты о счастье, жажда воли и протест против угнетения.

Другой жанр – поговорки. Во время уборки, когда "кончают огребать вороха", обращаясь к хозяину, говорили: "Хозяину ворошок, а нам каши горшок!"

В обрядовых песнях выделяют шесть жанров: ритуальные, заклинательные, величальные, корильные, игровые и лирические песни.

Заклинальные (календарные) песни будучи приуроченными к народному календарю, представляют собой несколько групп песен. Песни одной группы связаны с обрядами празднования Нового года, другой – со встречей весны, третье – с обрядами и т.д.

Игровые песни, предметом изображения которых являлись мир растительности и мир животных, человек использовал для заклинания природы. Растительный мир в песнях представлен лишь в определенной своей части – культурными растениями. Животный же мир изображался широко, что объясняется важностью для жизни человека как диких, так и домашних животных. Этим обусловлено то, как представлены в игровых песнях полезные и вредные для крестьянина-землепашца птицы и животные.

Лирические песни, в центре внимания которых был мир человеческих взаимоотношений, заключали в себе обряд выражения эмоциональной оценки изображаемых явлений. Совершавшиеся обрядовые действия ставили участников ритуала в определенные взаимоотношения, благодаря чему создавался эмоциональный колорит, имевший большое значение при совершении всех обрядовых действий.

Но лирические песни не замыкались в рамках обрядовых интересов исполнителей. Их идейно-художественное значение значительно шире. И это проявляется прежде всего в тематике песен, в основном семейно-бытовой. Все песни нравоучительны. Показывая равноправие во взаимоотношениях молодежи, уважение друг к другу, песни воспитывали у молодежи чувство собственного достоинства, воспевали радость взаимной любви. Особенно ярко эта сторона лирических песен проявилась в песнях, в которых прямо высказывались советы, за кого можно выходить замуж и на ком можно жениться.

Исторические песни, как жанр зародились в условиях Московской Руси. Этот жанр можно определить как народные песни, рассказывающие о событиях гражданской и военной истории в основном XIII – XIX веков и содержащие оценку деятельности исторических лиц и событий.

Также сюда следует включить малые жанры фольклора – это загадки, пословицы и поговорки.

§2 СРЕДСТВА НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Русско-крестьянское бытовое искусство, представляя собой наиболее интересные страницы русского искусства вообще, является в то же время самой малоисследованной частью художественной истории.

Крестьянское искусство находится в постоянной и неразрывной связи с вещественным бытом. Жилище, его обстановка, костюм, утварь, орудия труда, средства передвижения, предметы культа – весь вещественный быт в целом является той реальной основой, которая отражает всю стилистическую и техническую многогранность крестьянского художественного творчества. Круг вещей обусловлен основными потребностями климата, пола, хозяйства, ремесла, труда. Это не праздные и нарочито надуманные предметы, но продукты сурового и трезвого бытового порядка. Изучение памятников крестьянского искусства заставляет решительно отказаться от широко распространенного и неправильного представления о крестьянском художественном творчестве как о случайной, несложной детали в народном быту. Все формальное богатство его создавалось путем постоянных повторений; медленное накапливание дополнений, поправок, изменений – незаметных и родственных вариаций и отпечатков художественного вкуса и мастерства – приводило к созданию выношенных, проверенных, кристаллизовавшихся форм.

Отвечая на разнообразные повседневные потребности жизни, крестьянское творчество естественно, использовало различные материалы и технически осваивало их. Дерево, ткань, металл, глина, кость подвергались особой обработке и вызывали длинный ряд своеобразных и тонких приемов, навыков и сноровок.

Дерево, будучи наиболее распространенным, податливым и удобным материалом, в лесной стране явилось главным материалом всего крестьянского искусства. Слишком многое в крестьянском хозяйстве было сделано из дерева. И в долгие зимние вечера народные умельцы народные умельцы покрывали декоративной резьбой ковши и сосуды, прялки и донца, вальки и гребни. Классические мотивы: растительные побеги, гранаты, виноградные гроздья, перевязи, ниспадающие кисти. И в этом классическом строе орнаментики – образы древнего происхождения в виде сирен, львов, птиц и других миологических существ. И искусство это передавалось из поколения в поколение.

Жизнь среди природы сказывалась на образах и формах народного искусства. Геометрический орнамент, так часто покрывавший предметы домашней утвари, представлял собой сложное сплетение миологических обозначений. Прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая – воду, крестом изображали огонь; ромб, круг, квадрат символизировали небесный огонь – солнце. Уже утратив мифологический смысл, эти элементы столетиями охранялись в народном искусстве: в резьбе, росписи, вышивке. Резьба в виде розеток, треугольников, ромбов, пересеченных квадратов, веерообразные лучи, заполняющие квадраты и круги, - все это покрывало сундуки, шкафчики, веретена, дуги и переборки в избах, украшая их и зазывая счастье и удачу в дом. И удача, конечно же, приходила туда, где неустанно трудились умелые руки, где они превращали самые обычные предметы в сказку.

Даже такие обиходные вещи, как глиняная посуда, превращались в звериные и птичьи подобия. Баранчики, свинки, орлы, петухи, львы, человеческие фигуры – являлись постоянными прообразами тех сосудов, которым художник хотел придать, в отличие от простейших кринок, корчаг и горшков, более декоративные и богатые формы. Стали искусно украшаться, радуя и забавляя глаз, квасники и кувшины, шаровидные кубышки для масла и корчаги для теста, рукомои, большие кружки и даже печные горшки. Ножки домашних вещей превращались в звериные лапы, а рельефное горлышко посуды – в чью-то голову. Особая замеска глины и приготовление глазури придавали изделию разнообразную окраску.

Внимание многих педагогов и искусствоведов занимали народные игрушки и игры как средство развития ребенка.

В ряду известных средств народной педагогики особое место занимает игрушка – один из видов народного искусства. Она имеет долгую историю, в которой были периоды расцвета и упадка, связанные с историей народа, с его жизнью и бытом, культурой и изменением ее стилей.

Появление первых игрушек объясняется тем, что ребенку были не по силам предметы труда для взрослых; поэтому ему стали делать маленькие орудия земледелия или охоты. При раскопках детских захоронений археологами были найдены игрушки, которые были сделаны три тысячелетия тому назад. Многие из них представляли точную копию предметов труда взрослых. Это миниатюрные предметы охоты, предметы быта. Позже появились фигурки людей и зверей. Некоторые игрушки были созданы явно для забавы. Археологические находки свидетельствуют о том, что уже с Х века ремесленники Киева, а затем Новгорода вместе с прочими изделиями делали игрушки. В качестве материала для изготовления игрушек чаще всего применялись глина и дерево.

Народная крестьянская игрушка была многофункциональной, выполняла разные роли. Это была детская забава, средство воспитания, предмет магии, праздничный подарок, свадебный атрибут, украшение, и все это выполняло одну главную функцию – функцию духовного общения. Игрушка была одним из тех средства, с помощью которых старшее поколение передавало, а младшее принимало, сохраняло накопленный жизненный опыт.

Среди игрушек не было случайных поделок, все они активно готовили детей к жизни, развивали их физически и духовно соответственно возрасту.

Дети рано приобщались к музыкальному искусству деревни. Дудки, рожки, сопилки, свирели, свистульки – целый оркестр народных инструментов был в их распоряжении.

Старинные народные праздники имели не менее важное воспитательное и образовательное значения. Именно праздники выражают быт народа, его понятия о природе, о нравственности, его верования, историю и поэзию. Нигде с такой полнотою не раскрывается душа народа, как в праздниках, нигде люди не сближаются так сердечно, как на них.

Каждый народный праздник в России сопровождался обрядами и песнями. Большая их часть возникла еще во времена язычества, и сохранились они в виде увеселений, обычаев. Многие языческие праздники, обряды были восприняты церковью, переплелись с событиями, отмечаемыми ею. Такими стали святки, праздник Ивана Купалы и др.

Не было на Руси более веселого, более радостного праздника, чем тот, который приходился на конец декабря – начало января. Этот праздник назывался святки. На святочные дни приходилось Рождество, встреча Нового года (с XVIII в.), Крещение.

Вместе с тем распространена была Коляда – поначалу имя славянского языческого бога, а затем хождение ребятишек и молодежи по домам с поздравлениями. На святках можно было увидеть как языческие обычаи и обряды, так и некоторые христианские.

§3 ПРОСТОНАРОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И НАРОДНАЯ ШКОЛА

Воспитание детей в крестьянской семье на протяжении веков менялось незначительно, сохраняя присущие ему особенности и в XVIII, и в XIX, и в начале XX вв.

Вот как описывает семейное воспитание в русской деревне В. Ильинский:

"Вся северная и средняя Россия была покрыта деревнями с маленькими избами под почерневшими крышами, с амбарами около изб и овинами позади деревень. В крестьянской избе в 'красном' углу стояли на полочках или в киоте образа...

Характер крестьянина формировался под сильным влиянием всей окружающей его с детства жизни, жизни суровой и трудовой. В крестьянском быту женщина, как и другие члены семьи, выполняла много тяжелых работ: очень часто на нее, как на рабочую лошадь, взваливали все, что было потруднее. Немного больше уважения от окружающих выпадало лишь вдове, у которой были дети. Суровая крестьянская жизнь выработала и суровую этику, согласно которой муж не мог проявлять к своей жене ласку, внимание, заботливость, особенно при других людях…

Заботу и уход за маленькими детьми нередко доверяли более старшим 8–10 летним детям. Первые годы жизни крестьянский ребенок мало бывал на свежем воздухе; его больше держали в избе, особенно зимой, из-за недостатка теплой одежды. Дети обычно ютились на печи. Там они играли, и там они спали…

Крестьянский ребенок, таким образом, формировался под влиянием среды со всеми ее противоречиями: угнетенностью и беспечностью, состраданием и жестокостью, искренней религиозно-нравственной настроенностью и бедность. Дети впитывали эту атмосферу с ее темными и светлыми сторонами. Поскольку среда была цельной и замкнутой, дети легко усваивали влияние и склад жизни старших поколений."

Широкая просветительная деятельность Петра I меньше всего коснулась широких крестьянских масс. Школы, созданные в первой четверти XVIII в., предназначались в основном для детей дворян, которые, получив образование, должны были занять руководящие посты в армии, на флоте, в общей системе государственного управления.

Отдельные школы были созданы и для других сословий – для детей солдат, мастеровых, приказных и т.д. Целью этих школ была подготовка специалистов низшего звена. Однако и в эти школы крестьянские дети по существовавшим тогда правилам не принимались. Особенно строго запрещалось принимать в школы детей крепостных крестьян.

Отрицательное отношение правительства к вопросам крестьянского образования было связано с общим направлением крестьянской политики самодержавия, с усилением крепостной неволи и эксплуатации крестьян со стороны государства. Вместе с тем потребности государства: создание регулярной армии, развитие промышленности и т.д. – заставляли правительство, вопреки основной, сословной линии его внутренней политики, нередко нарушать сословный принцип комплектования школы. Именно этим обстоятельством объясняется то, что некоторым из крестьянских детей удавалось получить образование, удавалось преодолеть запрет на учение, тяготевший над крестьянским сословием. Это были немногие, единичные случаи, лишь подчеркивавшие бесправные условия, в которых жили крестьянские массы в России.

§4 ТРАДИЦИИ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Проблема нравственного воспитания посредством этнопедагогических традиций в настоящее время является актуальной. Связано это с необходимостью обращаться в современных условиях к социально-исторической и культурной памяти народа. В настоящее время происходит девальвация нравственных ценностей. Явным дефицитом стали такие этические категории как добро, великодушие, благородство, совесть, долг, доброжелательное отношение друг к другу. Утрата исторических и культурных корней своего народа может привести к бездуховности личности.

Приобщая школьников к национальной культуре, мы формируем духовность, любовь к своему народу, своей Родине. Мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что любовь к Родине зарождается в человеке с малых лет, начинается с любви к матери и отцу, дедушке и бабушке, родному языку, колыбельной песне и сказке, культуре и истории Отечества. Без таких истоков формирование "корня духовности" невозможно организовать.

Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим интеллектом, духовностью.

В качестве основных средств воспитания народная педагогика использует такие компоненты народной культуры: фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы и т.д. Именно они определяли содержание воспитания и обучения детей; основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений; отражали мировоззрение человека через мифологию, религию, предания и поверия; описывали историю народа в виде эпоса, летописей и устного творчества. Благодаря им раскрывались эстетические воззрения народа, украшая повседневную жизнь, труд и отдых.

Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса – былин, песенного искусства. Особенность фольклора – его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность.

Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время, следовательно, фольклор может использоваться в учебно-воспитательном процессе школьников так же, как и во времена наших прабабушек.

Очень красив язык сказок: он певуч и поэтичен, содержит множество метафор и сравнений. Сказка позволяет ребенку сформировать представление о том, что добро побеждает, но не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Эта идея послужит организации новой работы со сказкой – сочинению сказок самими детьми.

Развиваясь и совершенствуя средства и  факторы воспитания, народная педагогика сформировала в своем арсенале так называемые малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. В них, как в капле воды, сконцентрировалась народная мудрость. Причем пословицы и поговорки, с одной стороны, и загадки – с другой, несут разные функции в воспитании детей.

Пословицы и поговорки представляют собой систему норма и правил, регламентирующих поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они могут быть выражены в форме запретов, иронии, иносказаний, похвалы и т.д. Исторически пословицы и поговорки всегда относились к поступкам и деятельности людей. Они сопровождают человека с детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям и т.д. Точность мысли, лаконичность изложения позволяют быстро усваивать их с детства, воспринимать не как пожелания, а как жизненную норму. Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни, которым руководствовались взрослые, приобщая к ним детей. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

Пословицы и поговорки украшают речь человека, делают ее более образной и живой, поэтому включение ребенка в их мир является эффективным средством обогащения его речи. У него расширяется словарный запас, развивается и воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать свое суждение.

В течение тысячелетий традиционная культура помогала человеку в познании мира, природы, самого себя, адаптировала к жизни, запоминала, систематизировала и хранила знания, становясь источником прогресса. Небрежное, скептическое, порой даже враждебное отношение к народной культуре, и особенно к фольклору, в течение многих лет способствовало размыванию и утрате этнических традиций, основополагающих ценностей.

Сегодня с одной стороны, наблюдается быстрый рост национального самосознания, интерес к основам традиционной культуры, а с другой, отсутствие целенаправленной программы поддержки народной и духовной сущности человека, поэтому проблема нравственного воспитания младших школьников посредством народной педагогики является актуальной, поскольку она вобрала в себя всю мудрость народа за многие поколения.

Ввиду роста потребности нашего народа в национальной идентичности, в осмыслении своей истории, культуры, определяющих и регламентирующих жизнь народа в обществе своевременной и значимой представляется осуществляемая сегодня проблематика историко-педагогических чтений, которые помогут выявить смысловой и содержательный объем его ключевых базовых понятий, таких как "духовность", "нравственность", "воспитание" и т.п. в контексте продуктивного сопряжения двух социальных пространств – пространства национальной культуры во всем многообразии ее пластов, жанров, видов, форм бытования и трансляции, с огромным числом социальных институтов, обеспечивающих ее включение в современные духовные процессы и жизнедеятельность человека – и образовательного пространства, в котором этот творческо-деятельный, гуманистический процесс освоения, сохранения и передачи духовных ценностей, умений, знаний, опыта народа, собственно, и осуществляется.

Научно-теоретические общения на уровне историко-педагогических чтений дают возможность определить пути профессионального, научно-творческого сотрудничества на личностном уровне в осмыслении столь деликатных, специфически человеческих качеств, характеризующих мотивацию и смысл поведения личности.

Вот почему духовно-нравственное воспитание рассматривается нами в широком, социальном плане как продукт и фундаментальное основание культуры, проявление "человеческого в человеке" с позиции целостного сознания: нравственно-этического, политического, религиозного, эстетического в процессе творческого усвоения культурных ценностей в конкретном социально-историческом контексте, отражая триаду: "знания – убеждения – практическая деятельность", формируя, таким образом, доминантную основу для преображения российского общества во всех направлениях его жизнедеятельности.

Историко-культурное наследие русского народа – это, прежде всего, огромный мир духовного и практического опыта народа, его знаний, ценностей, норм и образцов жизнедеятельности, потребность в освоении, сохранении и развитии которых есть реальность нашего времени, данная нам в мудрости народного слова и народной традиции, в архаике фольклорной песни и музыки, в пластике танца и линии орнамента.

В современных условиях, когда практически утрачены традиционные, прежде всего, этнопедагогические механизмы передачи художественного опыта и знаний, основная роль в освоении, сохранении и развитии русского художественного наследия как всенародного достояния должна принадлежать образовательным, социально-культурным, научно-исследовательским учреждениям и организациям. А все наши концепции реализуются на основе научной, педагогической, творческой консолидации инициатив ученых, специалистов-практиков, студенческой молодежи, общественных и религиозных организаций, направленных на широкое приобщение молодого поколения к лучшим традициям народной культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе выявлено влияние средств народной культуры и традиций на духовно-нравственные ценности. В качестве основных средств воспитания, народная педагогика использует такие компоненты народной культуры, как фольклор, песню, сказку, пословицы и поговорки, народные художественные промыслы и т.д. Именно они оказывают влияние на формирование мировоззрения подростков.

Приобщая школьников к национальной культуре, мы формируем духовность, любовь к своему народу, своей Родине. Мудрый опыт народного воспитания свидетельствует о том, что любовь к Родине зарождается в человеке с малых лет, начинается с любви к матери и отцу, дедушке и бабушке, родному языку, колыбельной песне и сказке, культуре и истории Отечества. Без таких истоков формирование "корня духовности" невозможно организовать.

Национальное воспитание придает личности самобытность, индивидуальность, наделяет ее своим интеллектом, духовностью.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России: Учебное пособие/Д.И.Латышина. – М.: Форум, 1998 г. – 584 с.
  2. Ильинский, Вл. Как ведется воспитание детей в деревенской Руси/Вл.Ильинский. – СПб, 1096 г.
  3. Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы II Региональных историко-педагогических чтений (Белгород, БелГУ, 15 ноября 2007 г.)/Отв.ред. И.Ф.Исаев, А.М.Болгова. – Белгород: БелГУ, 2007. – 352 с.
  4. Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее: материалы историко-педагогических чтений (Белгород, 5 декабря 2006 г.)/Отв.ред. И.Ф.Исаев, А.М.Болгова. – Белгород: БелГУ, 2007. – 348 с.
  5. Арнольдов, А.И. Введение в культурологию/А.И.Арнольдов. – М., 1993г.
  6. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор/В.П.Аникин. – М., 1957 г.
  7. Каптерев, П.Ф. История русской педагогики/П.Ф.Каптерев. – Пг., 1915 г.
  8. Богуславская, И.Я. Русское народное искусство/И.Я.Богуславская. – Л., 1986 г.
  9. Воронов, В.С. О крестьянском искусстве/В.С.Воронов. – М., 1972 г.
  10. Русский народ. Обычаи, обряды, предания / Сост. М.Забылин. – М.,    1880 г.
  11. Аникин, В.И. Русское народное поэтическое творчество/В.И.Аникин, Ю.Г.Круглов. – М., 1983 г.
  12. Жегалова, С.К. Русская народная живопись/С.К.Жегалова. – М., 1984 г.
  13. Маленькие чудеса. Сборник очерков о русском народном искусстве / Сост. Н.В.Тарановская. – Л., 1981 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья и краткие методические комментарии помогут педагогам образовательного учреждения в проектировании основной общеобразовательной программы (ООП) в условиях реализации ФГОС-2009 , Программы духовн...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11класса

Воспитательная программа "Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся11класса"...

Проект "Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье"

Актуальность. На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных о...

базовые национальные ценности в духовно-нравственном развитиии воспитании школьников через уроки физики

Современное общество озадачено проблемой духовно-нравственного воспитания молодежи. В статье показаны формы духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся 7 - 11 классов через уроки физики....

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени общего образования

Сообщение к конференции "Актуальные вопросы повышения качества учебно-воспитательного процесса в условиях модернизации образования"...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального государственного образовательного ст...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...