Развитие УУД на уроках истории.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Дистрян Маргарита Борисовна

В данной статье идет речь об изменениях в преподавании истории в связи с требованиями ФГОС второго поколения. Сегодня педагоги вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же  его адаптации  в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_uud_na_urokakh_istorii.doc90 КБ
Office presentation icon razvitie_uud_na_urokakh_istorii.ppt409 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие УУД на уроках истории.

Автор: М.Б. Дистрян,  учитель истории и обществознания МАОУ «ЦО №13 имени Героя Советского Союза Н.А. Кузнецова» города Тамбова.

«Доводы, до которых человек додумывается сам,

обычно убеждают его больше, нежели те,

которые пришли в голову с помощью других»

Б.Паскаль.

Федеральный государственный стандарт второго поколения, внедряемый в школьную жизнь с 2010 года, кардинально меняет подходы к общему образованию в современной школе. Он «акцентирует свое внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей».  Сформулированы основные требования к итоговым навыкам и умениям учеников по истории, а именно:

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного,  цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Таким образом, мы - педагоги вынуждены  отказаться от традиционных технологий и перейти на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же  его адаптации  в обществе.

 «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Есть мнение, с которым нельзя не согласиться,  что существенных изменений в практику работы учителя истории перечень универсальных учебных действий, представленных в проекте нового образовательного стандарта, не внесет. Учителя-практики всегда работали на  уроках  истории и с документами, и с проблемными задачами, организовывали дискуссии по наиболее значимым проблемным вопросам.  Как назвать формируемые умения - это всего лишь вопрос терминологии. Тем не менее, познакомимся  с теорией этого вопроса.

       Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

        В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

        Одной из особенностей УУД является их универсальность, которая проявляется в том, что они:

- носят надпредметный, метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

- обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.        

 К основным функциям УУД относятся:

-обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-  создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни в  поликультурном обществе, высокой  социальной и профессиональной мобильности;

-  обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и  компетентностей в любой предметной области познания.

Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:

1.Личностный.

2.Регулятивный.

3.Познавательный.

4.Коммуникативный.

Личностные УДД:

- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

- формирование исторической  компетентности.

        Критериями сформированности личностных УУД следует считать:

1) структуру ценностного сознания;

2) уровень развития морального сознания;

3) присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;

4) полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.      

Регулятивные УУД:

- умение выделять свойства в изучаемых событиях  и дифференцировать их;

- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

- работа по алгоритму, с памятками, правилами – ориентирами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению исторических  понятий.        

       Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

• выбирать средства для организации своего поведения;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

• предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

• тормозить ненужные реакции.

Познавательные УУД:

- овладение приёмами анализа  исторического события, документов,

- выведение следствий из определения понятия;

- умение  сравнивать, приводить контрпримеры;

 -постановка проблемного вопроса или проблемной ситуации, побуждающий у учащихся интерес к поиску ответа в ходе работы с дополнительным материалом.  

- создание на уроках игровых ситуаций, игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Вопросы в игре не должны быть и не очень простыми ( если ответ лежит на поверхности, то у большинства учеников исчезает азарт и интерес к игре), и в тоже время, не очень сложным и не понятными (это тоже снижает интерес у основной массы учащихся). Вопрос должен порождать стимул к работе с дополнительной литературой, к более глубокому осмыслению темы, а ответ должен строиться не только из найденных фактов, а логически построенной цепи суждений и личного мнения.

              Предполагается, что результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения  проблемных ситуаций;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;;

• ориентироваться на разнообразие  точек зрения и мнений;

• учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, документов; уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

• уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

• уметь осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• уметь устанавливать причинно-следственные связи;

• уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• уметь устанавливать аналогии;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины).

   

   Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;

- совершенствование навыков работы в группе (расширение опыта совместной деятельности)

        Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

       Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет и не может быть. Однако, перенос акцентов возможен.  На уроках истории при изучении  одних тем может уделяться большое внимание формированию одних видов УУД, в других – на формирование других УУД. Но в целом, содержание учебного курса истории  должно быть выстроено так, чтобы одним из планируемых результатов изучения различных тем стало бы формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.

Например, формирование универсальных логических действий, т.е. логической грамотности учащихся, происходит во всех учебных предметах, но  изучение  истории   позволяет целенаправленно формировать логические универсальные действия, универсальные  действия нравственно-этического оценивания. В рамках уроков истории  формируются и основные виды коммуникативных универсальных действий, в т.ч. речевых действий в ходе дискуссий, диспутов, деловых и ролевых игр, работы в малых группах и др.

       Примером формирования всех видов УУД одновременно можно рассмотреть учебную деятельность по усвоению исторических понятий. Понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Об этом замечательно писал выдающийся российский психолог Василий Давыдов - основатель деятельностного подхода в отечественном образовании. За каждым понятием можно восстановить способ его порождения, если учитель раскрывает для учащегося такой способ и передает его последнему как средство его собственного действия, то можно утверждать, что учитель работает с понятием как с деятельностной единицей содержания образования. В качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели,  схемы, системы знаний, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Если учитель, работая с определенным предметным  историческим понятием, передает учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, то он поднимается с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый преподавателем способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или схемой к разным предметным областям. Допустим, учитель работает на уроке истории или обществознания с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, он может показать, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале. Метапредметный подход позволяет не запоминать, а промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания, как бы заново открывать понятия.

    Наблюдаются значительные изменения в наполнении всех  УУД на разных ступенях обучения истории, постепенно  возрастает уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их формирования. Всё это обусловлено объективными и субъективными причинами. Прежде всего, все изменения связаны с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов. Уровень и состав универсальных учебных действий для старшей школы будет усложняться,-  а  основная база должна закладываться  в основной школе.

  Таким образом, предполагается,  что результатом изучения истории  является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения практических, в том числе, новых задач. История может научить жизни лишь в том случае, если достаточное количество полученных знаний перейдет в качество, позволяющее делать обобщения и выводы, анализировать, строить прогнозы.      Изучение истории как науки, а не просто учебного предмета, в принципе не может быть осуществлено в рамках только одного подхода, концепции или технологии. Изучение истории настоятельно требует сочетания компетентностного подхода с системным освоением "знаниевой составляющей".

  В связи с этим имеет смысл уточнить: что следует понимать под "способностью использовать знания и умения в реальной жизни" применительно к истории, которая в принципе-то изучает "дела минувших дней"? Ответ на этот вопрос действительно важен с точки зрения организации познавательной деятельности на уроках истории, Действительно, история изучает «дела минувших дней», но в то же время имеет важное «прикладное» значение - например, рассказывает о чужих ошибках, на которых, как известно, желательно учиться.

Важно научить детей высказывать свое мнение, вступать в полемику, причем красиво и доказательно -  это пригодиться им и в  жизни и на других уроках.   Уроки истории  дают  возможность  научить наших учеников  способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации. Причем научить детей добывать информацию там, где это нужно.

«Практикоориентированность" исторического знания и связанных с ним способов анализа социальной действительности заключается в том, что они позволяют лучше понимать сегодняшний мир, в котором мы живем и принимать осознанные самостоятельные решения в нем.

История – это "знаниеориентированной" учебный предмет. Стандартные КИМы государственной итоговой аттестации по истории в 9 и 11 классах содержат как задания, направленные на проверку формализованных знаний, так и задания требующие умений находить, анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать историческую информацию (часть С), поэтому в своей практической деятельности учитель должен использовать эти задания.

Хорошим подспорьем в развитии УУД  являются  рабочие тетради , например  к УМК Данилова, Косулиной. Дело в том, что они включают в себя целый ряд таких типов заданий, которые затруднительно включить в сам учебник. Это, например: 1) "умные" тесты, проверяющие не столько знание фактов, сколько понимание каких-то характерных черт, признаков, тенденций развития исторических явлений (каждое такое тестовое задание может стать затем основой для короткого обсуждения, позволяющего скорректировать представления учащихся); 2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; 3) задания на анализ цифровой информации; 4) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников; 5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике и т.д.    Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Все выше перечисленное вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий. Стандарты второго поколения требуют перехода от репродуктивных способов и методов передачи знаний к конструкторским и исследовательским. Следовательно, и построение урока должно быть соответствующим.

        Уроки-дебаты, дискуссии - это наиболее интересная форма работы на современном этапе. На таком уроке  можно проследить не только за уровнем самостоятельной научно-поисковой работы учащихся, но и за умением использовать этот материал в работе, в нестандартных ситуациях, доказывая свою точку зрения. Чтобы дебаты прошли интересно необходимо найти такую тему, где нет  однозначной  оценки событий, что предполагает поиск доказательств, правоты своего мнения.

      Формированию  универсальных учебных действий в значительной степени способствует      методика изучения материала крупными блоками. Основная идея данной методики: изучаемая тема не дробится на отдельные мелкие фрагменты (параграфы), а представляется целиком на лекционном занятии, затем повторно проводится через различные виды практической самостоятельной работы и, наконец, третий раз «пропускается» через сознание и память школьников посредством контрольных заданий различного характера (как репродуктивных и конструктивных, так и творческих).

Этапы работы с блоком

I. Введение в тему (составление блок-схемы).

     Самый сложный этап для учителя, так как нужно изложить большой объем материала с привлечением различных средств обучения: историческая карта, наглядные пособия, электронные пособия; мультимедиа-лекции; презентации; видеофильмы.

     Подготовка к этому этапу должна быть тщательно продумана: нужно выделить главное из огромного количества деталей и постараться изложить разделы темы единым целым. В то же время материал должен быть достаточно компактным. Главная задача учителя на данном этапе – заложить основы знаний при помощи всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, дискретной.

     Блок-схема составляется  в виде опорного конспекта (ОК). ОК требует от составителя не только глубокого знания предмета, но и межпредметных связей и дидактических задач.

Используется  первичное закрепление и обобщение знаний на первом уроке, задается  воспроизведение блок-схемы на дом. Повышается осознанность и активность домашней работы. Ученик правильно излагает вопрос только в том случае, если разбирается в схеме, если усвоил самый смысл исторического явления, отраженного в схеме.

II. Урок (уроки) практических занятий.

    Этот этап блока включает в себя самостоятельную работу. Именно на данном этапе формируются умения и навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, его систематизации и анализа. На таком уроке (уроках) ребята составляют план текста, формулируют определения, составляют схемы, заполняют таблицы, учатся извлекать информацию из текста. Развиваются творческие способности обучающихся: они пишут рассказы, сочинения, выступают в роли экскурсовода, рисуют, совершают воображаемые путешествия, инсценируют исторические события и т.д. Развиваются и коммуникативные способности, поскольку применяю работу в парах, группах.

     Некоторые задания на этом этапе могут быть сложными, трудоемкими, требующими волевых проявлений ученика. С целью повышения познавательной активности учащихся, стимулирования интереса, развития самооценки, волевых усилий, применяется  рейтинговая  система оценивания  Составляю рейтинговую карту по теме, знакомлю с нею учащихся на вводном занятии. Ведется учет рейтинга ученика в сравнении с одноклассниками и относительно самого себя в предыдущей теме (темах). В некоторых классах при изучении определенных тем использую модульную программу, что позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе. Объем домашнего задания зависит в этом случае от объема выполненной на уроке работы. На данном этапе работы с блоком функция учителя определяется как информационно-консультативная, организующая.

III. Урок обобщения и контроля.

Его цель: определить  уровень усвоения материала. Достигается это сочетанием самостоятельной индивидуальной и групповой работ. Эффективен дифференцированный контроль, программированные задания (тесты, в том числе и компьютерные), познавательные задачи и др. Уровень сложности может быть задан любой, он зависит от цели, степени подготовленности детей и т.д.

Предложенные формы работы в основном используются  на уроках истории в старших классах.  Но работу над УУД надо начинать на уроках истории уже с 5 класса.

     На примере темы «Религия древних греков» можно увидеть, как меняется система подачи информации в новых условиях, когда используя   компетентностный  подход,  мы работаем над развитием основных УУД.

«Религия древних греков»

Традиционный урок

Урок, основанный на компетентностном подходе

Ι. Опрос по домашнему заданию.

Обычно это ответы на вопросы в конце параграфа, пересказ.        

Ι. Домашнее задание может варьироваться от самостоятельного составления учащимися  вопросов по пройденному материалу, которые они задают одноклассникам, до опережающего задания по следующему параграфу, которое проверяется только в ходе урока.

ΙΙ. Введение: сообщение темы урока учителем.

«Религия древних греков»        

ΙΙ. Тема формулируется учащимися в конце урока самостоятельно, т.о. осуществляется рефлексия, когда дети проговаривают основную мысль урока так, как они ее поняли.

Тема………………..

ΙΙΙ. Основная часть.

Рассказ учителя с опорой на текст учебника и иллюстративный материал.

План

Как возник мир по мнению древних греков.

Картина мира древних греков.

Значение религии для древних греков.         

ΙΙΙ. Создание проблемной ситуации.

Учащиеся с помощью текста учебника выявляют противоречие в оценках роли богов у древних народов Востока и у древних греков.

«1 факт: люди почитали богов и не смели им перечить.

2 факт: люди спорили с богами».

        2. Учащиеся формулируют проблему (вопрос темы, на который следует ответить, чтобы разрешить противоречие)

        «Почему греки спорили с богами?»

        3. Ученики предлагают свои версии ответов (предположения).

«– Грекам надоело подчиняться; – Греки перестали бояться богов…»

4.Актуализация знаний, необходимых для решения проблемы и выяснение, что необходимо узнать для этого.

«Надо узнать:

– Мифы о происхождении мира и богов.

– Мифы об отношениях богов и людей.

– Мораль греческого полиса».

5. Поиск решения проблемы с помощью текста учебника, иллюстраций, карт. Может быть и доклад «Герои древней Греции». Форма может быть как фронтальная, так и групповая.

Учащиеся читают миф о происхождении мира и богов и работают с иллюстрацией.

«– Какие события из истории Древней Греции могли отразиться в этих мифах?

– На какие части делили мир древние греки?

– Чем греческие боги похожи и чем не похожи на древневосточных богов?

– Какие поступки богов, на ваш взгляд, противоречат моральным ценностям древних греков?»

    Учащиеся читают мифы об отношениях богов и людей.

«Можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?»

     Мораль жителей греческих полисов.

Учащиеся работают с текстом учебника.

Почему некоторые люди стали сомневаться в существовании олимпийских богов?

ΙV. Закрепление.

Различные задания на повторение пройденного.

ΙV. Ответ на вопрос темы на основании тех фактов, которые учащиеся сами нашли в предложенных педагогом текстах.

Формулирование детьми темы урока.

V. Домашнее задание.        

V. Домашнее задание носит индивидуальный характер.

         Во втором варианте проведения урока работа направлена на развитие  универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных). На уроке развиваются не только предметные компетенции, но и надпредметные, – информационная, культурологическая. Учитель здесь выполняет роль координатора, создавая условия для работы школьников. Он не диктует свою позицию, а выступает в качестве соучастника образовательного процесса. Подобное положение на уроках истории особенно важно, когда неоднозначность и неоднородность исторического материала изначально подталкивает учителя и ученика к развитию самостоятельности мышления, самобытности выводов.  

  Большие возможности для развития УУД  дает групповая работа.  Можно выделить следующие преимущества совместной работы:

- возрастает объем и глубина понимания усваиваемого материала;

- на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

- уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (сокращается число учеников, не работающих на уроке, не выполняющих домашние задания);

- снижается школьная тревожность;

- возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- возрастает сплоченность класса;

- меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают лучше понимать друг друга и самих себя;

- растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности, лучше себя контролирует;

- дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением относятся к труду учителя;

- дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей;

- учитель получает возможность реально осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся: учитывать их способности, темп работы, взаимную склонность при делении класса на группы, давать группам задания, различные по трудности, уделят больше внимания «слабым».

Подводя итог, можно выделить несколько позиций обобщающего характера:

1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

2. Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.

3. В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

4. Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов.

5. В образовательной практике происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

        И самое главное – заложенные в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения основы формирования универсальных учебных действий подчёркивают ценность современного образования – школа должна побуждать молодёжь принимать активную гражданскую позицию, усиливать личностное развитие и безопасную социальную включённость в жизнь общества. И роль учителя истории в этом нельзя переоценить!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие УУД на уроках истории

Слайд 2

Требования ФГОС к итоговым навыкам и умениям по истории: 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов; 3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

Слайд 3

Требования ФГОС к итоговым навыкам и умениям по истории: 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности , миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества ; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней ; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России ; восприятие традиций исторического диалога , сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.

Слайд 4

Цель образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности

Слайд 5

Планируемые результаты: Личностные Метапредметные Предметные

Слайд 6

УУД Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта .

Слайд 7

Универсальность УУД проявляется в том, что они: - носят метапредметный характер; - обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; - обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; - лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; - обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Слайд 8

Типы УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 9

Результат изучения истории развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной) , когнитивной (познавательной) , информационно-технологической , коммуникативной; Формирование у учеников способности к самостоятельному усвоению новых знаний, добыванию информации.

Слайд 10

Примеры заданий для развития УУД 1) "умные" тесты; 2) заполнение систематизирующих и сравнительных таблиц, логических схем; 3) задания на анализ цифровой информации; 4) задания, требующие использования информации одновременно из нескольких предлагаемых в рабочей тетради источников; 5) задания на определение персоналий по приведенной характеристике.

Слайд 11

Формирование УУД при усвоении исторических понятий Понятие «государство» Используем разные источники Разные мыслители - разные точки зрения Ленин, Платон, Мандельштам Ленин - Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства . С точки зрения Платона, государство является выражением идеи справедливости. По мнению Мандельштама, идея создания общечеловеческого гражданского права является такой же утопией, как и родственные ей идеи всемирного языка и всемирного государства. Понятие создается на основе различений.

Слайд 12

Роль учителя Традиционный урок Урок, основанный на компетентностном подходе Источник информации Организатор, инициатор поиска информации

Слайд 13

«Религия древних греков» Традиционный урок Урок, основанный на компетентностном подходе Ι. Опрос по домашнему заданию. Обычно это ответы на вопросы в конце параграфа, пересказ. Ι. Домашнее задание может варьироваться от самостоятельного составления учащимися вопросов по пройденному материалу, которые они задают одноклассникам, до опережающего задания по следующему параграфу, которое проверяется только в ходе урока. ΙΙ. Введение: сообщение темы урока учителем. «Религия древних греков» ΙΙ. Тема формулируется учащимися в конце урока самостоятельно, т.о. осуществляется рефлексия, когда дети проговаривают основную мысль урока так, как они ее поняли. Тема………………..

Слайд 14

«Религия древних греков» ΙΙΙ . Основная часть. Рассказ учителя с опорой на текст учебника и иллюстративный материал. План Как возник мир по мнению древних греков. Картина мира древних греков. Значение религии для древних греков. ΙΙΙ. Создание проблемной ситуации. 1. Учащиеся с помощью текста учебника выявляют противоречие в оценках роли богов у древних народов Востока и у древних греков. 1 факт: «люди почитали богов и не смели им перечить». 2 факт: «люди спорили с богами». 2. Учащиеся формулируют проблем у (вопрос темы, на который следует ответить, чтобы разрешить противоречие) «Почему греки спорили с богами?» 3. Ученики предлагают свои версии ответов (предположения). «– Грекам надоело подчиняться; – Греки перестали бояться богов…» 4.Актуализация знаний, необходимых для решения проблемы и выяснение, что необходимо узнать для этого. « Надо узнать : – Мифы о происхождении мира и богов. – Мифы об отношениях богов и людей. 5. Поиск решения проблемы с помощью текста учебника, иллюстраций, карт . Может быть и доклад «Герои древней Греции». Форма может быть как фронтальная, так и групповая. Учащиеся читают миф о происхождении мира и богов и работают с иллюстрацией. «– Какие события из истории Древней Греции могли отразиться в этих мифах? – На какие части делили мир древние греки? – Чем греческие боги похожи и чем не похожи на древневосточных богов? Учащиеся читают мифы об отношениях богов и людей. «Можно ли сказать, что боги Греции были похожи на самих греков?» Учащиеся работают с текстом учебник а. Почему некоторые люди стали сомневаться в существовании олимпийских богов?

Слайд 15

«Религия древних греков» Традиционный урок Урок, основанный на компетентностном подходе ΙV. Закрепление. Различные задания на повторение пройденного. ΙV. Ответ на вопрос темы на основании тех фактов, которые учащиеся сами нашли в предложенных педагогом текстах. Формулирование детьми темы урока. V. Домашнее задание. V. Домашнее задание носит индивидуальный характер.

Слайд 16

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов. Проектная деятельность учащихся 7 А класса учебный год Форма представления результата Участие в конкурсе проектов: «Древний Египет», «Мое путешествие по Древнему миру». 2012-2013 Информационно-иллюстративный плакат. Участие в музейном кружке. 2013-2014 Проведение экскурсий. Участие в музейном кружке. Участие в научно-практической конференции «Малые грани творчества». 2014-2015 Проведение экскурсий, пополнение музейных ресурсов; Исследовательские проекты по истории, обществознанию.

Слайд 17

Выводы: В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций; Формирование универсальных учебных действий способствует индивидуализации обучения, нацеленности учебного процесса на каждом его этапе на достижение определенных, заранее планируемых учителем результатов; Происходит переход от обучения как преподнесения учителем обучающимся системы знаний к активному решению проблем с целью выработки определённых решений ; от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных жизненных ситуаций ; к сотрудничеству обучающихся и учителя в ходе овладения знаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История развития Робототехники на уроках истории. Статья

В статье рассказывается об истории развития Робототехники от фантастических идей философов Древней Греции до претворение в жизнь в современном мире....

Развитие УУД на уроках истории

Учитель истории МБОУ«Топкановская ООШ» Яцкина Г.В....

«Развитие речи на уроках истории и обществознания»

Проблема развития речи учащих­ся сегодня чрезвычайно актуаль­на. Уровень речевого развития значительного числа школьников явно недостаточен. Об этом говорят их односложные и невы­разительн...

Историческое краеведение как ресурс воспитания патриотизма и духовно-нравственного развития личности на уроках истории.

«Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой  культурный уровень»....

Статья "Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории"

Организация учебно-исследовательской работы обучащихся, их участие в проектной деятельности; технологии, методы и приемы развития УУД на уроке истории...

Выступление на конкурсе «Учитель года -2013» Тема методического объединения: «Духовно – нравственное развитие личности на уроках истории»

Тема методического  объединения: «Духовно – нравственное развитие  личности  на уроках истории»...

Формирование и развитие УУД на уроках истории в основной школе (на примере урока истории в 6 классе "Русь и Золотая Орда")

В разработке  урока истории в 6 классе показаны методические приемы по формированию универсальных учебных действий на разных этапах комбинированного урока. Системно-деятельностный подход позволяе...