открытый урок «Достоин памятника»
план-конспект урока по истории

Тюлюш Чодураа Викторовна

Итоговый урок   по  большому разделу, предшествующему  истории Тувинской Народной Республики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok_goda.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие.

                                                           Тюлюш Ч.В.,МОУ СОШ №2 г. Турана.

                    Конспект конкурсного  урока  «Достоин памятника»

Цели:

  • Образовательная: ознакомить  учащихся с  ролью   И.Г.Сафьянова  в  истории Тувы.
  • воспитательная: формировать  интерес  и стремление к глубокому  изучению истории своего  и других  народов, воспитание толерантности.
  • развивающая: развивать навыки  анализа исторических событий; умения выступать, доказывать, формировать выводы.
  • Цель  урока (для учащихся): на основе анализа исторических событий определить свое отношение  к  личности   И.Г. Сафьянова.

           

Тип урока: систематизация, обобщение и применение знаний в новой ситуации.

Методы и приемы работы: наблюдение над изученным материалом, анализ и синтез  изученного материала.

Форма урока: нетрадиционное историческое исследование.

Оборудование: электронная доска, слайды, портреты , карта Тувы, фотографии памятников, иллюстративный материал.

Опорные понятия: памятник, память, историческая память, сознание, самосознание, национальное самосознание, суверенитет, протекторат.

                                                          Ход урока.

  • Вступительное слово учителя. Сегодня мы проведем итоговый урок   по  большому разделу, предшествующему  истории Тувинской Народной Республики. Вы  ознакомитесь с личностями, сыгравшими  роль в становлении государственности  Тувы. На основе анализа исторических событий определите свое отношение  к  личности   И.Г. Сафьянова. Тема нашего урока «Достоин памятника» Запишите число и тему.

 1.Работа над осмыслением темы.( чтобы осмыслить тему урока, проведем словарную работу). Словарная работа.

  • Памятник – разобрать по составу.
  • Память – способность сохранять и воспроизводить  в сознании прежние впечатления, опыт.
  • Историческая память –( способность сохранять в сознании  исторический  путь своего народа.)
  • Сознание – мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь.
  • Самосознание – (ясное понимание самого себя)
  • Национальное самосознание  - представления  о культуре, историческом прошлом, территории, психологических особенностях своего народа, отношение к  своему и другим этносам.
  • Суверенитет – независимость  и  самостоятельность государства.
  • Протекторат – покровительство, защита.

2.Актуализация знаний - посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву   для активного усвоения нового материала  через  работу над тестами. Групповая работа обусловлена тем, что очень важно  эмоционально-психологическое состояние  ребенка. В группе он чувствует себя уверенно.

( Чтобы воспроизвести в памяти ранее изученные темы,  на которые будем опираться в ходе урока, поработайте над тестами.  На интерактивной доске.)

Найдите соответствия.

1.Укажите период в истории Тувы, когда она

   была  в составе

  Тюркского каганата                           9-12 в.в.

  Уйгурского каганата                          6-8 в.в.

  Кыргызского  каганата.                     750-840 г.г.

2. Тува в составе

  Маньчжурской  династии Китая       13 век.

  Империи Чингис-Хана                       1 пол. 18 в.

  Государства Алтын-ханов                 1757- 1911 г.г.

                                           

 3. Какие памятники      соответствуют  следующим периодам:

Тюркскому каганату                    Енисейская письменность

Уйгурскому каганату                   Каменные изваяния.

Кыргызскому каганату                Городища.

   Группы  меняются   выполненными тестами, соотносят свои ответы с ответами других групп. Сверяют с доской.

                      Викторина.

  • 1.Первое русское поселение в Туве?
  • 2.В каком году основан Туран?
  • 3.Кто построил  первый дом в Туране?
  • 4. В каком году Тува освободилась от  маньчжурского ига?
  • 5. В каком году  Тува  вошла под протекторат России?
  • 6. Кого тувинцы называли Цаган -ханом?

                      Ответы.

  • 1. Туран.
  • 2. В 1885 г.
  • 3. Сафьянов Г.П.
  • 4. В 1912 г.
  • 5. В 1914 г.

            6. Царя Николая -2 .

3.  Краткий экскурс в историю. Данная работа важна для восстановления в памяти учащихся ранее изученного, так как урок нацелен на выработку целостного взгляда на исторические события, на  их причинно-следственную связь: «причина - событие -последствия», выделение узловых проблем и событий. Учащиеся должны понять  основные причины, последовательность событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, его итоги, последствия. В сознании учащихся  формируется  образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.

  • Общественность Тувы собирает средства для установления памятника  первому   председателю тувинского правительства  Монгушу Буян-Бадыргы и  И.Г. Сафьянову.
  • Как  вы думаете, в ознаменование какого  события? ( В августе  2011 года  будем отмечать  90-летие провозглашения первого  в истории Тувы  суверенного государства  -Тувинской Народной Республики). (  зачитать отрывок из «Тыва дептер»  С.К. Шойгу.) .
  • Проведем краткий экскурс в историю.  Экскурс вводит в историю,  в конкретную эпоху, ставит в позицию участника, который имеет к событиям свое отношение
  •     Сигнальные  карточки-даты. 1758-1912 г.г.       Маньчжурское иго. В 1758 году  Тува стала колониальной окраиной  маньчжурской  империи Китая.Жизнь  аратов  стала  очень трудной под  тройным гнетом: маньчжуров, амбын-нойона и кожуунных  феодалов.

Народ не раз поднимался на  борьбу против угнетателей, но стихийные  выступления аратов терпели поражение.

В 1911 году под влиянием  первой русской революции  в Китае произошла  демократическая революция.  Маньчжуры были  изгнаны из Китая.  Весной  1912 года  монгольские и тувинские войска  разгромили  военный гарнизон  маньчжуров в  крепости Кобдо  в Монголии. Монголия и Тува освободились от  маньчжурского ига.

  • Тувинские  нойоны  стали  совещаться  о дальнейшей судьбе  Тувы. Некоторые  нойоны склонялись к тому, чтобы присоединиться к Монголии( амбын-нойон), некоторые – к России.(Буян-Бадыргы)  
  • Включается документ-камера. Откройте учебники на стр.83.
  • Найдите в тексте  обоснование  прошения о покровительстве  (ввиду малочисленности). Малочисленность может быть причиной чего? -  (Оккупации, интервенции со стороны Китая и Монголии)

  • 18 апреля 1914 года был объявлен протекторат России над Тувой.
  • 28 июня 1914 года  - Первая мировая война.
  • 25 октября 1917 года – Великая Октябрьская Социалистическая революция.
  • (Декреты)
  • 16 марта 1918 года  4 съездом русского населения  провозглашена Советская власть в Туве. Образован Урянхайский краевой совет рабочих и крестьянских депутатов. Председателем исполкома стал  С.К.Беспалов.
  • Конец апреля 1918 г. Турано-Уюкские кулаки подняли мятеж против  советской власти, убили  С.К. Беспалова- председателя исполкома, Н.Г. Крюкова-заведующего земельным отделом, красногвардейцев А. Норкина, С.Данилкина.
  • 11 июня 1918  года открылся  5 съезд русского населения.
  • 13 июня  1918 года съезд представителей тувинского народа  принял решение о самоопределении Тувы. (Роль  И.Г.Сафьянова).
  • На совместном заседании русского и тувинского съездов был подписан Договор о самоопределении Тувы,  дружбы и взаимной помощи  русского и тувинского населения.
  • Зачем нужен был такой Договор?
  • Историческое значение Договора в том, что впервые в многовековой истории тувинского народа были созданы предпосылки для  создания  суверенного государства.
  • Дальнейшие  события показали  правильность предположения тувинских нойонов о том, что Тува стала бы легкой добычей  иностранных интервентов  и необходимость  Договора о взаимной помощи.
  • Осенью 1918 года  китайский вооруженный отряд  из 150 человек под  командованием Ян Шичао  вторгся в юго-западную часть Тувы  и расположился в районе Чадана и Шагонара.(Карта)
  • Военный отряд монгольских  феодалов занял восточную часть Тандынского  кожууна.(Карта)

Мнения по поводу дальнейшей судьбы  Тувы  разделились.

  • Крупные  феодалы Соднам-Балчыр, Идам-Сюрюн, Тонмит перешли на сторону  монгольских феодалов.
  • Буян-Бадыргы, Тактан  камбы-лама поддерживали связь с китайцами.
  • Чамзы  камбы-лама , Чымба Бээзи   ориентировались на колчаковцев.
  • Простые араты  восстали против  колчаковцев, которых преследовали  красные партизаны. Был создан  объединенный партизанский отряд  под командованием  Сергея Кузьмича Кочетова.

  • В конце июля 1920  года  монгольский отряд был отозван в Монголию, так как там ширилось движение народных масс  за  социальное освобождение от  феодалов.
  • В  марте 1921 года  партизаны разгромили  отряд китайских оккупантов.(Оттук-Дашский бой).
  • Тува освобождена от  интервентов.
  • Как вы думаете, какая задача стояла перед тувинским народом?(Решить вопрос о государственности) В 1918 году Тува самоопределилась. Почему сразу нельзя было решить вопрос о государственности?(Помешала Гражданская война в России и  военная интервенция со стороны Китая и Монголии).

  • 25-26  июня 1921 года в Чадане  проходили  переговоры  между представителями  самых многочисленных кожуунов Даа и Бээзи и  мирной русской делегацией. На переговорах было решено  создать  суверенное  государство  и организовать Центральную власть в Туве.
  • 13-16 августа 1921 года  в местности Суг-Бажы (Кочетовка Тандынского кожууна) состоялся  Всетувинский Учредительный Хурал..
  • Присутствовало  
  • 63 представителя от  тувинских кожуунов,
  • 17 – от Советской России,
  • 3 – от народно-революционной Монголии,
  • 1 – от Коминтерна. Всетувинский Учредительный Хурал провозгласил   образование первого в истории Тувы  суверенного  государства -  Танну- Тыва Улус  -  Тувинской Народной Республики  под покровительством  РСФСР, утвердил первую конституцию  Тувы . Столицей  объявлен город Кызыл.
  • Органы народной власти: Великий Хурал (верховная власть)- законодательная власть, Центральный Совет (правительство)- исполнительная власть,

            Советы хошунов и сумонов (местные органы власти).

            Документ-камера . Стр. 110. Откройте текст  первой Конституции  Тувы. Ожесточенные споры вызвали п.2 и п.7. Зачитайте их.

  • Как вы думаете, зачем нужны были переговоры между представителями двух  многочисленных кожуунов и русской делегацией?(Для подготовки Учредительного Хурала)
  • Как вы думаете, кто повлиял  на  выбор формы государства – республики? Разве это единственно возможная форма?(Под влиянием  советской России)
  • Как вы думаете, нужна ли специальная подготовка для организации и проведения Учредительного Хурала  и выработки его решений?
  • Кто же был инициатором этого знаменательного события?
  • В декабре 1921 года, спустя  3 месяца после провозглашения  ТНР,  из Монголии в Туву пришел  пятитысячный отряд генерала Бакича  и напал на Атамановку (Кочетово), где располагался штаб  красных партизан. Красными партизанами  банда генерала Бакича была разгромлена. Так  еще раз  подтвердилась необходимость объединения усилий в борьбе против общих врагов.

В составе каких государств  находилась Тува в разные исторические периоды? (Тюркский, уйгурский, кыргызский каганаты, государство  Алтын-ханов, Китайская империя, протекторат России)

  • Для чего надо было  самоопределяться?

   Для чего нужно было создавать  суверенное государство, ведь в 1944 году Тувинская  Народная Республика  вошла в состав Советского Союза?

   (Это очень важный этап  в развитии  нации, в становлении единой экономики,  формировании литературного языка, развитии культуры. Тува  на протяжении своей многовековой истории не имела своей государственности. Это  очень важно, чтобы малочисленный народ обрел свое  национальное достоинство).

 

  • 4. О Сафьянове И.Г. Личность в истории-вопрос, предполагающий обязательное  изучение вклада той или иной личности в определенную сферу политики и культуры; раскрытие  личных качеств, ознакомление с фактами из личной жизни личности в контексте эпохи, его вклада в дальнейшее развитие событий.

(Внимание  учащихся переключается на  Верещагину Т.Е.- директора музея имени  Сафьяновых.)

Татьяна Евгеньевна написала  очень интересную  книгу  «Эккендей», К.С. Шойгу «Перо черного грифа»,  в   «Тыва дептер»  С.К.Шойгу.

  • Какое отношение имел И.Г. Сафьянов к Турану?

5. Возвращение к теме урока. От утверждения к вопросу «Достоин памятника

И.Г. Сафьянов?»

  Кому  нужен  этот памятник? Если нам, то почему? (Для сохранения исторической памяти).

  Для чего нужна историческая память? (Чтобы  сохранить себя  как этнос)

  • Предлагается  дома письменно поразмышлять над  темами «Без прошлого нет будущего», « Твой след на земле», «Человек жив,  пока жива память о нем» – написать эссе.
  • 6.Итог урока. Что нового вы узнали на этом уроке?
  • Какие выводы для себя сделали? Обсудить в группах.

            Рефлексия. Продолжить фразу  «Сегодня на уроке я понял, что…»

            7. Статья из газеты «Центр Азии». Нарисовать свой макет памятника.

  • 8. Оценки. То, что сегодня  стоит вопрос о  памятнике  основателям тувинской государственности  говорит  о стремлении нашего правительства восстановить историческую справедливость, сохранить историческую память  народа. Мы с вами  не только  свидетели  исторических событий, но и творцы истории. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина "Памятники литературным героям"

Урок-викторина состоит из небольших отрывков из художественных произведений, прослушав которые ученик должен угадать, кому из литературных героев поставлен памятник....

Урок-презентация. Памятники природы Русской равнины. Карелия

На  данном уроке рассматривается краткая характеристика и природа Карелии: озёра, заповеднкики реки....

Урок - конференция "Памятник лягушке: за какие заслуги?"

Подробный сценарий урока "Памятник лягушке: за какие заслуги?".  Прилагается план урока, информационный материал для учащихся, карточки для самостоятельной работы. Форма урока - конференция....

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: открытый урок по истории России в 7 классе

Презентация для открытого урока по истории России в 7 классе "Реформа Никона в исторических и литературных памятниках"...

Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках: приложения к открытому уроку по истории России в 7 классе

Приложения к открытому уроку "Реформа Никона и церковный раскол в исторических источниках и литературных памятниках". 7 класс....