методические рекомендации к учебному занятию
учебно-методический материал по истории

Тюлюш Чодураа Викторовна

Учебное занятие формирует  интерес  и стремление к глубокому  изучению истории своего  и других  народов, воспитывает толерантность, развивает навыки  анализа исторических событий; умения выступать, доказывать, формировать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_urok_goda.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие.

                                                           Тюлюш Ч.В.,МОУ СОШ №2 г. Турана.

                    Конспект конкурсного  урока  «Достоин памятника»

Цели:

  • Образовательная: ознакомить  учащихся с  ролью   И.Г.Сафьянова  в  истории Тувы.
  • воспитательная: формировать  интерес  и стремление к глубокому  изучению истории своего  и других  народов, воспитание толерантности.
  • развивающая: развивать навыки  анализа исторических событий; умения выступать, доказывать, формировать выводы.
  • Цель  урока (для учащихся): на основе анализа исторических событий определить свое отношение  к  личности   И.Г. Сафьянова.

           

Тип урока: систематизация, обобщение и применение знаний в новой ситуации.

Методы и приемы работы: наблюдение над изученным материалом, анализ и синтез  изученного материала.

Форма урока: нетрадиционное историческое исследование.

Оборудование: электронная доска, слайды, портреты , карта Тувы, фотографии памятников, иллюстративный материал.

Опорные понятия: памятник, память, историческая память, сознание, самосознание, национальное самосознание, суверенитет, протекторат.

                                                          Ход урока.

  • Вступительное слово учителя. Сегодня мы проведем итоговый урок   по  большому разделу, предшествующему  истории Тувинской Народной Республики. Вы  ознакомитесь с личностями, сыгравшими  роль в становлении государственности  Тувы. На основе анализа исторических событий определите свое отношение  к  личности   И.Г. Сафьянова. Тема нашего урока «Достоин памятника» Запишите число и тему.

 1.Работа над осмыслением темы.( чтобы осмыслить тему урока, проведем словарную работу). Словарная работа.

  • Памятник – разобрать по составу.
  • Память – способность сохранять и воспроизводить  в сознании прежние впечатления, опыт.
  • Историческая память –( способность сохранять в сознании  исторический  путь своего народа.)
  • Сознание – мысль, чувство, ясное понимание чего-нибудь.
  • Самосознание – (ясное понимание самого себя)
  • Национальное самосознание  - представления  о культуре, историческом прошлом, территории, психологических особенностях своего народа, отношение к  своему и другим этносам.
  • Суверенитет – независимость  и  самостоятельность государства.
  • Протекторат – покровительство, защита.

2.Актуализация знаний - посредством воспроизведения ранее полученных знаний подготовить почву   для активного усвоения нового материала  через  работу над тестами. Групповая работа обусловлена тем, что очень важно  эмоционально-психологическое состояние  ребенка. В группе он чувствует себя уверенно.

( Чтобы воспроизвести в памяти ранее изученные темы,  на которые будем опираться в ходе урока, поработайте над тестами.  На интерактивной доске.)

Найдите соответствия.

1.Укажите период в истории Тувы, когда она

   была  в составе

  Тюркского каганата                           9-12 в.в.

  Уйгурского каганата                          6-8 в.в.

  Кыргызского  каганата.                     750-840 г.г.

2. Тува в составе

  Маньчжурской  династии Китая       13 век.

  Империи Чингис-Хана                       1 пол. 18 в.

  Государства Алтын-ханов                 1757- 1911 г.г.

                                           

 3. Какие памятники      соответствуют  следующим периодам:

Тюркскому каганату                    Енисейская письменность

Уйгурскому каганату                   Каменные изваяния.

Кыргызскому каганату                Городища.

   Группы  меняются   выполненными тестами, соотносят свои ответы с ответами других групп. Сверяют с доской.

                      Викторина.

  • 1.Первое русское поселение в Туве?
  • 2.В каком году основан Туран?
  • 3.Кто построил  первый дом в Туране?
  • 4. В каком году Тува освободилась от  маньчжурского ига?
  • 5. В каком году  Тува  вошла под протекторат России?
  • 6. Кого тувинцы называли Цаган -ханом?

                      Ответы.

  • 1. Туран.
  • 2. В 1885 г.
  • 3. Сафьянов Г.П.
  • 4. В 1912 г.
  • 5. В 1914 г.

            6. Царя Николая -2 .

3.  Краткий экскурс в историю. Данная работа важна для восстановления в памяти учащихся ранее изученного, так как урок нацелен на выработку целостного взгляда на исторические события, на  их причинно-следственную связь: «причина - событие -последствия», выделение узловых проблем и событий. Учащиеся должны понять  основные причины, последовательность событий в целом, ключевые даты, понятия, главных героев исторического события, его итоги, последствия. В сознании учащихся  формируется  образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.

  • Общественность Тувы собирает средства для установления памятника  первому   председателю тувинского правительства  Монгушу Буян-Бадыргы и  И.Г. Сафьянову.
  • Как  вы думаете, в ознаменование какого  события? ( В августе  2011 года  будем отмечать  90-летие провозглашения первого  в истории Тувы  суверенного государства  -Тувинской Народной Республики). (  зачитать отрывок из «Тыва дептер»  С.К. Шойгу.) .
  • Проведем краткий экскурс в историю.  Экскурс вводит в историю,  в конкретную эпоху, ставит в позицию участника, который имеет к событиям свое отношение
  •     Сигнальные  карточки-даты. 1758-1912 г.г.       Маньчжурское иго. В 1758 году  Тува стала колониальной окраиной  маньчжурской  империи Китая.Жизнь  аратов  стала  очень трудной под  тройным гнетом: маньчжуров, амбын-нойона и кожуунных  феодалов.

Народ не раз поднимался на  борьбу против угнетателей, но стихийные  выступления аратов терпели поражение.

В 1911 году под влиянием  первой русской революции  в Китае произошла  демократическая революция.  Маньчжуры были  изгнаны из Китая.  Весной  1912 года  монгольские и тувинские войска  разгромили  военный гарнизон  маньчжуров в  крепости Кобдо  в Монголии. Монголия и Тува освободились от  маньчжурского ига.

  • Тувинские  нойоны  стали  совещаться  о дальнейшей судьбе  Тувы. Некоторые  нойоны склонялись к тому, чтобы присоединиться к Монголии( амбын-нойон), некоторые – к России.(Буян-Бадыргы)  
  • Включается документ-камера. Откройте учебники на стр.83.
  • Найдите в тексте  обоснование  прошения о покровительстве  (ввиду малочисленности). Малочисленность может быть причиной чего? -  (Оккупации, интервенции со стороны Китая и Монголии)

  • 18 апреля 1914 года был объявлен протекторат России над Тувой.
  • 28 июня 1914 года  - Первая мировая война.
  • 25 октября 1917 года – Великая Октябрьская Социалистическая революция.
  • (Декреты)
  • 16 марта 1918 года  4 съездом русского населения  провозглашена Советская власть в Туве. Образован Урянхайский краевой совет рабочих и крестьянских депутатов. Председателем исполкома стал  С.К.Беспалов.
  • Конец апреля 1918 г. Турано-Уюкские кулаки подняли мятеж против  советской власти, убили  С.К. Беспалова- председателя исполкома, Н.Г. Крюкова-заведующего земельным отделом, красногвардейцев А. Норкина, С.Данилкина.
  • 11 июня 1918  года открылся  5 съезд русского населения.
  • 13 июня  1918 года съезд представителей тувинского народа  принял решение о самоопределении Тувы. (Роль  И.Г.Сафьянова).
  • На совместном заседании русского и тувинского съездов был подписан Договор о самоопределении Тувы,  дружбы и взаимной помощи  русского и тувинского населения.
  • Зачем нужен был такой Договор?
  • Историческое значение Договора в том, что впервые в многовековой истории тувинского народа были созданы предпосылки для  создания  суверенного государства.
  • Дальнейшие  события показали  правильность предположения тувинских нойонов о том, что Тува стала бы легкой добычей  иностранных интервентов  и необходимость  Договора о взаимной помощи.
  • Осенью 1918 года  китайский вооруженный отряд  из 150 человек под  командованием Ян Шичао  вторгся в юго-западную часть Тувы  и расположился в районе Чадана и Шагонара.(Карта)
  • Военный отряд монгольских  феодалов занял восточную часть Тандынского  кожууна.(Карта)

Мнения по поводу дальнейшей судьбы  Тувы  разделились.

  • Крупные  феодалы Соднам-Балчыр, Идам-Сюрюн, Тонмит перешли на сторону  монгольских феодалов.
  • Буян-Бадыргы, Тактан  камбы-лама поддерживали связь с китайцами.
  • Чамзы  камбы-лама , Чымба Бээзи   ориентировались на колчаковцев.
  • Простые араты  восстали против  колчаковцев, которых преследовали  красные партизаны. Был создан  объединенный партизанский отряд  под командованием  Сергея Кузьмича Кочетова.

  • В конце июля 1920  года  монгольский отряд был отозван в Монголию, так как там ширилось движение народных масс  за  социальное освобождение от  феодалов.
  • В  марте 1921 года  партизаны разгромили  отряд китайских оккупантов.(Оттук-Дашский бой).
  • Тува освобождена от  интервентов.
  • Как вы думаете, какая задача стояла перед тувинским народом?(Решить вопрос о государственности) В 1918 году Тува самоопределилась. Почему сразу нельзя было решить вопрос о государственности?(Помешала Гражданская война в России и  военная интервенция со стороны Китая и Монголии).

  • 25-26  июня 1921 года в Чадане  проходили  переговоры  между представителями  самых многочисленных кожуунов Даа и Бээзи и  мирной русской делегацией. На переговорах было решено  создать  суверенное  государство  и организовать Центральную власть в Туве.
  • 13-16 августа 1921 года  в местности Суг-Бажы (Кочетовка Тандынского кожууна) состоялся  Всетувинский Учредительный Хурал..
  • Присутствовало  
  • 63 представителя от  тувинских кожуунов,
  • 17 – от Советской России,
  • 3 – от народно-революционной Монголии,
  • 1 – от Коминтерна. Всетувинский Учредительный Хурал провозгласил   образование первого в истории Тувы  суверенного  государства -  Танну- Тыва Улус  -  Тувинской Народной Республики  под покровительством  РСФСР, утвердил первую конституцию  Тувы . Столицей  объявлен город Кызыл.
  • Органы народной власти: Великий Хурал (верховная власть)- законодательная власть, Центральный Совет (правительство)- исполнительная власть,

            Советы хошунов и сумонов (местные органы власти).

            Документ-камера . Стр. 110. Откройте текст  первой Конституции  Тувы. Ожесточенные споры вызвали п.2 и п.7. Зачитайте их.

  • Как вы думаете, зачем нужны были переговоры между представителями двух  многочисленных кожуунов и русской делегацией?(Для подготовки Учредительного Хурала)
  • Как вы думаете, кто повлиял  на  выбор формы государства – республики? Разве это единственно возможная форма?(Под влиянием  советской России)
  • Как вы думаете, нужна ли специальная подготовка для организации и проведения Учредительного Хурала  и выработки его решений?
  • Кто же был инициатором этого знаменательного события?
  • В декабре 1921 года, спустя  3 месяца после провозглашения  ТНР,  из Монголии в Туву пришел  пятитысячный отряд генерала Бакича  и напал на Атамановку (Кочетово), где располагался штаб  красных партизан. Красными партизанами  банда генерала Бакича была разгромлена. Так  еще раз  подтвердилась необходимость объединения усилий в борьбе против общих врагов.

В составе каких государств  находилась Тува в разные исторические периоды? (Тюркский, уйгурский, кыргызский каганаты, государство  Алтын-ханов, Китайская империя, протекторат России)

  • Для чего надо было  самоопределяться?

   Для чего нужно было создавать  суверенное государство, ведь в 1944 году Тувинская  Народная Республика  вошла в состав Советского Союза?

   (Это очень важный этап  в развитии  нации, в становлении единой экономики,  формировании литературного языка, развитии культуры. Тува  на протяжении своей многовековой истории не имела своей государственности. Это  очень важно, чтобы малочисленный народ обрел свое  национальное достоинство).

 

  • 4. О Сафьянове И.Г. Личность в истории-вопрос, предполагающий обязательное  изучение вклада той или иной личности в определенную сферу политики и культуры; раскрытие  личных качеств, ознакомление с фактами из личной жизни личности в контексте эпохи, его вклада в дальнейшее развитие событий.

(Внимание  учащихся переключается на  Верещагину Т.Е.- директора музея имени  Сафьяновых.)

Татьяна Евгеньевна написала  очень интересную  книгу  «Эккендей», К.С. Шойгу «Перо черного грифа»,  в   «Тыва дептер»  С.К.Шойгу.

  • Какое отношение имел И.Г. Сафьянов к Турану?

5. Возвращение к теме урока. От утверждения к вопросу «Достоин памятника

И.Г. Сафьянов?»

  Кому  нужен  этот памятник? Если нам, то почему? (Для сохранения исторической памяти).

  Для чего нужна историческая память? (Чтобы  сохранить себя  как этнос)

  • Предлагается  дома письменно поразмышлять над  темами «Без прошлого нет будущего», « Твой след на земле», «Человек жив,  пока жива память о нем» – написать эссе.
  • 6.Итог урока. Что нового вы узнали на этом уроке?
  • Какие выводы для себя сделали? Обсудить в группах.

            Рефлексия. Продолжить фразу  «Сегодня на уроке я понял, что…»

            7. Статья из газеты «Центр Азии». Нарисовать свой макет памятника.

  • 8. Оценки. То, что сегодня  стоит вопрос о  памятнике  основателям тувинской государственности  говорит  о стремлении нашего правительства восстановить историческую справедливость, сохранить историческую память  народа. Мы с вами  не только  свидетели  исторических событий, но и творцы истории. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка учебного занятия, основанного на применении учебно-исследовательской деятельности

Представленную разработку рекомендуется использовать на уроке обществознания в 9 классе. Данный макет урока отражает основные методы учебно-исследовательской деятельности, которые можно эффективно исп...

• Учебная деятельность - пространство для воспитания. Воспитательный потенциал учебного занятия

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Предмет «География», благодаря своей специфике, предоставляет широкие возможности для воспитания обу...

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Урок музыки 2 класс. Проектирование учебного занятия в формате рекомендаций ФГОС. Тема учебного занятия: «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация».

Открытый урок проводился на окружном семинаре. Дети делились на 4 группы, вели себя очень октивно, урок всем понравился....

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...