Рабочая программа по истории средних веков. 6 класс.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Егорова Ольга Петровна.

 

         Программа  составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса Вигасина А. А., Годер,  Г. И., Ртищевой Г. А.  История средних веков,  М., Просвещение, 2007.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_progr_sr_veka_6_kl.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

         Программа  составлена в соответствии с  Государственным Федеральным  стандартом  основного общего  образования, Примерной программой основного общего  образования по истории, Программой  курса Вигасина А. А., Годер,  Г. И., Ртищевой Г. А.  История средних веков,  М., Просвещение, 2007

         Программа по истории средних веков хронологически и тематически охватывает  период всеобщей истории, начиная с середины 5 в.  и завершая  16 веком. В программе учтены новые веяния, появившиеся в последние годы в исторической науке, предпринята попытка поставить человека в центр изучения истории, показать его во взаимодействии с природой и социумом. В то же время человек удачно вписан в контекст цивилизационного развития.

         Программа соответствуют современным целям и задачам изучения истории, а также требованиям обязательного минимума содержания исторического образования в основной школе.

          Она составлена на основе обязательного минимума содержания исторического образования в соответствии с  объемом времени, отводимого на изучение данного  предмета по Базисному учебному плану.

         ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества,;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  • подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
  • формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
  • обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.

     Данная программа обеспечивает изучение курса истории  Средних веков учащимися  6   класса.

     Рабочая программа рассчитана на общеобразовательный уровень учащихся основной школы. Изучение  учебного предмета рассчитано на 2 учебных часа в неделю и составляет 68 часов в год.

    В Рабочей программе учтены различные формы урока:

  • уроки изучения нового материала и контроля знаний учащихся;
  • уроки повторения и закрепления изученного;
  • комбинированные уроки;
  • уроки- игры;
  • урок взаимообучения;
  • урок творчества;
  • смотр знаний

Формы контроля

  • Исторические диктанты
  • Тесты
  • Контрольные работы
  • Практические работы
  • Индивидуальный опрос
  • Самостоятельная работа
  • Взаимоконтроль
  • Творческие домашние задания
  • Зачет

Методы обучения, предусмотренные программой:

  • наглядный,
  • словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, дискуссия),
  • работа с книгой (чтение, изучение, цитирование, составление плана),
  • видеометод.

Используемые технологии обучения:

  • компьютерные (новые информационные) технологии обучения,
  • проблемное обучение.

      Данная рабочая программа рассчитана на один учебный год.

УМК по истории  Средних веков  является частью линии УМК по всеобщей истории А.А. Вигасин – О.С. Сороко-Цюпа.

  • Вигасин А. А.,Годер Г. И.,Ртищева Г. А.История Средних веков:6 класс.— 287 с.: ил., карты. — Пер. /М.: «Просвещение», 2006
  • Годер Г. И.,Ртищева Г. А.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.— 96 с.: ил., карты. — Обл. ./М.: «Просвещение», 2006
  • Годер Г.И. История Средних веков: Методические рекомендации:6 класс./М.: «Просвещение», 2006

Данный УМК соответствует современному уровню исторической науки и содержанию Федерального образовательного стандарта по истории.

В  соответствии с учебным планом школы рабочая  программа рассчитана   на 68 часов, по 2 часа в неделю.

2. Содержание учебного курса «История средних веков»

Введение (1 час)

Что изучает история средних веков. История средних веков— часть всемирной истории. Исторические источники по истории средневековья

                                                         Раздел I. Становление средневекового общества: христианский и исламский мир (14часов)
Франки создают государство в Галлии. Из законов франков Григорий Турский — историк франков.Христианская церковь в раннее Средневековье.. Наследница Римской империи — Византия.4. Византия при императоре Юстиниане (527—565 годы) Загадка крупнейшего византийского историка Прокопия Кесарийского «Греческий огонь».Споры между почитателями икон и иконоборцами (VIII—IX века). Новая религия — ислам. Пять обязанностей мусульман Коран — священная книга мусульман Мечеть. Арабский халифат. Религиозный раскол между мусульманами. Завоевание мусульманами Пиренейского полуострова. Школы и книги в странах Халифата. Франкское государство во времена «ленивых королей».Обряд помазания.«Константинов дар». Империя Карла Великого. Карл Великий — человек и государь. «Каролингское возрождение». Свободные крестьяне становятся зависимыми. Описание страшного голода. Усиление власти землевладельцев. Образец королевской грамоты, жалующей сеньору особые права. Из средневековой книги о вассальной служб. Норманны и их походы. Как хоронили знатных норманнов. Империя германских государей.. Оттоновское возрождение». Из сборника пословиц, предназначенного детям. Государства славянских народов Великие славянске просветители Кирилл и Мефодий.

                                                                     Раздел П. Средневековые общества Индии и Китая (2 часа)
В средневековой Индии. Рассказ о горшечнике, пожелавшем стать воином. Сказания о Кришне.«Хождение за три моря». В средневековом Китае. Марко Поло — европеец в Китае. В средневековой Японии

                                                   Раздел III. Средневековое общество Европы: сословия, повседневная жизнь, культура (5 часов)
Средневековые рыцари и их жизнь. Замок — дом сеньора и его крепость. Вооружение рыцаря и приемы конного боя. Рыцарские турниры. Рыцарские романы. Поэма «Песнь о Роланде». Из стихов рыцаря и поэта Бертрана де Борна (XII век) . Средневековые крестьяне и их жизнь. Освоение новых земель и новые способы их обработки. Средневековые горожане и их жизнь. Городской собор и ратуша. Торговля в Средние века. Венеция — богатейший торговый город Европы. Рост могущества церкви в Западной Европе. Основные различия между католической и православной церквями. Еретики и нищенствующие монахи. Из стихов Франциска Ассизского. Как средневековые европейцы представляли себе мир.
Средневековые школы и университеты Строительное искусство в Средние века.

                                                      Раздел IV. Средневековое общество: христианские и исламские государства (9 часов)
Нормандское завоевание Англии. Франция и Англия при первых Капетингах и Плантагенетах. Алиенора Аквитанская — жена двух королей. Король Франции Людовик IX Святой. Священная Римская империя в XII веке. Как в Европе появилось новое государство — Швейцария . Крестовые походы. Военно-монашеские ордены Король Англии Ричард Львиное Сердце Как крестоносцы изменили делу освобождения Святой земли. Начало парламента и Генеральных штатов Как Филипп IV Красивый пополнял казну Реконкиста и возникновение королевств Испания и Португалия. Начало Столетней войны Огнестрельное оружие в Столетней войне. Времена бедствий. Окончание Столетней войны. Война Алой и Белой розы в Англии (1455—1485 годы) . Франция после победы в Столетней войне. Филипп де Коммин о последних годах жизни Людовика XI .Чехия в конце Средних веков Городская жизнь в Италии XIV—XV веков Поэт Данте и художник Джотто — предвестники Возрождения .Первый человек эпохи Возрождения — Франческо Петрарка Турецкие завоевания и падение Византии

                                                                    Итоговое повторение и обобщение (1 ч). 

Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы

3. Требования к уровню подготовки

   В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать: 

  • основные этапы и ключевые события истории Средних веков; выдающихся деятелей  всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь:

  • выделять главную мысль, идею в учебнике и рассказе учителя, письменном тексте, документе;
  • рассматривать общественные явления в развитии, в конкретно – исторических явлениях, применяя принципы историзма;
  • раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;
  • анализировать исторические явления, процессы, факты;
  • обобщать и систематизировать полученную информацию;
  • давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
  • осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа действительности и собственного социального опыта;
  • определять личную точку зрения, уметь её формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;
  • обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии;
  • участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;
  • определять цели своей деятельности и представлять её результаты;
  • выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности;
  • осуществлять самоконтроль и самооценку.
  • соотносить даты событий всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;         
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

4. Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто

5. Материально-техническое обеспечение

1) Учебно- методическая литература

  • Вигасин А. А.,Годер Г. И.,Ртищева Г. А.История Средних веков:6 класс.— 287 с.: ил., карты. — Пер. /М.: «Просвещение», 2006
  • Годер Г. И.,Ртищева Г. А.Рабочая тетрадь по истории Средних веков: 6 класс.— 96 с.: ил., карты. — Обл. ./М.: «Просвещение», 2006
  • Годер Г.И. История Средних веков: Методические рекомендации:6 класс./М.: «Просвещение», 2006
  • Зверева Л.И. Мир и Россия в средние века. 6 кл.: краткие конспекты уроков для учителя истории / Л.И. Зверева, А.Е. Тувельман. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  • История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс / авт. – сост. Н.Ю. Колесниченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • История. 5-9 классы: повторительно-обобщающие уроки в нетрадиционных формах/ авт. – сост. С.В. Парецкова, И.И. Варакина. – Волгоград: Учитель, 2007.
  • История. 5 – 10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/авт.-сост. Н.Н. Ярцева. – Волгоград: Учитель, 2009.
  • Малышева Т.В. Дидактические игры на уроках истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2005.
  • Малышева Т.В. Открытые уроки истории. (Методическое пособие для учителя истории). – Екатеринбург. – Изд-во Т.И.Возяковой, 2006.

2) Экранно-звуковые пособия

3) Технические средства обучения

  • компьютер

4) Цифровые образовательные ресурсы

  • Министерство образования и науки Российской Федерации

      http://www.mon.gov.ru

  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)

       http://www.obrnadzor.gov.ru

  • Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

       http://www.ed.gov.ru

  • Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

       http://www.fasi.gov.ru

  • Федеральный портал «Российское образование»

       http://www.edu.ru

  • Российский общеобразовательный портал

      http://www.school.edu.ru

  • Газета «Первое сентября»

      http://ps.1september.ru

5) Настенные исторические карты

    (некоторые карты взаимозаменяемы)

1.Европа в 14-15 вв.

2. Арабы в 7-11 вв.

3. Европа в 16 – 17 вв.

4. Индия и Китай в средние века

5. Образование независимых государств в Латинской Америке

6. Календарно-тематическое планирование (32 ч.)

№ п/п

Тема урока

Цели

Формируемые компетенции учащихся

Контроль

Проектная деятельность

Исторические термины

Оборудование

Дата проведения

план

факт.

1. Вводный урок

Сформировать у учащихся представление о Средневековье как об одном из периодов Всеобщей истории, сформировать у учащихся  представление о времени Великого переселения народов.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Задания с кратким ответом

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Средние века, исторические источники, архив, хроники, феодализм, цивилизация

Стр. 6-9 Карта «Мир в средние века», атласы

Сентябрь

1 неделя

Раздел I. Становление средневекового общества: христианский и исламский мир (14 часов)

 2. Древние  германцы и Римская империя.

Подвести учащихся к пониманию причин возникновения государства у франков

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев , римлян и франков

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Варвавры, готы, гунны, германцы, род, племя

§ 1, карта «Европа в 5-7 вв.», атласы

Сентябрь

1 неделя

3. Франки создают государство в Галлии

Подвести учащихся к пониманию причин возникновения государства у франков

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев , римлян и франков

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Варвавры, готы, гунны, германцы, род, плем династия, корона, король, королевский двор, граф, сборник законов я,

§ 1. карта «Европа в 5-7 вв.», атласы

Сентябрь

2 неделя

4.Христианская церковь в раннее Средневековье

Показать роль  христианской церкви в формировании мировоззрения жителей Средневековья и подвести к пониманию причин широкого  распространения христианства.

Называть существенные черты христианской церкви в средневековье.

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Духовенство, миряне, епископ, архиепископ, аббат, монах, келье, трапезная, грех, обет, Папская область

§ 2. карта «Европа в 5-7 вв.», атласы

Сентябрь

2 неделя

5.Наследница Римской империи — Византия

Подвести учащихся к пониманию того, почему Византийская империя стала центром мира в период раннего Средневековья

Выделять причины возвышения  Византии, показывать на настенной карте территорию империи

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Ромеи, симфония, Сенат, автократия, икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта

§ 3. карта «Византийская империя и славяне в 6-11 вв»

Сентябрь

3 неделя

6.Византия при императоре Юстиниане (527—565 годы)

Раскрыть особенности императорской власти  в Византийской империи на примере императора Юстиниана, познакомить с основными достижениями Византии в её «золотой век», показать высокий уровень её культуры

Составлять описание произведений искусства; давать характеристику государства  

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Ромеи, симфония, Сенат, автократия, икона, иконопись, мозаика, фреска, смальта

§ 4. карта «Византийская империя и славяне в 6-11 вв»

Сентябрь

3 неделя

7.Новая религия — ислам

Рассмотреть особенности жизни арабских племён и проследить пути возникновения государства у арабов. Сформировать представление о новой мировой  религии

Выявлять различия католической и православной церквей

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Ислам, мусульманство, Коран, халиф, халифат, мечеть, минарет, медресе, пророк, шариат, калым

§ 5. карта «Арабы в 7-13 вв.»

Сентябрь

4 неделя

8.Арабский халифат

Подвести учащихся к пониманию причин распада Арабского халифата, раскрыть особенности  взаимоотношений победителей арабов  и народов завоёванных стран, сформировать у учащихся яркий образ культуры мусульманского мира

Умения и навыки работы с  контурной и настенной  картой, составлять описание произведений искусства.

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

турки-османы, султан, янычары, сипахи, военно-дминистративная система

§ 6. карта «Арабы в 7-13 вв.»

Сентябрь

4 неделя

9.Франкское государство во времена «ленивых королей»

Проследить процесс образования государства франков, раскрыть роль союза франкских королей и римской церкви в укреплении государственности

Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Империя, император

§ 7. , карта «Западная Европа в 14-17 вв.»

Октябрь

5 неделя

10.Империя Карла Великого

Подвести учащихся к пониманию основных направлений политики Карла Великого, показать значение его деятельности для государства франков

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Феодализм, феодал, феодальное общество, феодальная лестница, междоусобные войны, вассалы, сеньоры, герцог, граф, барон, виконт, рыцарь

§ 8. , карта «Западная Европа в 14-17 вв.»

Октябрь

5 неделя

11.Свободные крестьяне становятся зависимыми

Сформировать у учащихся представление о средневековых сословиях, выяснить причины потери независимости  крестьянами и охарактеризовать основные виды крестьянских повинностей

Определять причинно- следственные связи  попадания крестьян в зависимость

схема

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Феодальная вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство

§ 9.

Октябрь

6 неделя

12.Усиление власти землевладельцев

Сформировать у учащихся представление о земле как главной ценности в Средневековье, определить главных держателей земли и подчеркнуть различия между ними, раскрыть смысл  и значение вассальных отношений в эпоху Средневековья

Показывать на карте государства, образовавшиеся после распада империи Карла Великого, определить причины усиления власти землевладельцев.

Схема «Феодальная лестница».

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Феодальная вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство

§ 10.

Октябрь

6 неделя

13.Норманны и их походы

Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний викингов, сформировать  представление об особенностях уклада жизни, занятиях и мифологии норманнов

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли;

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги, «Круглый стол

§ 11. , карта «Западная Европа в 14-17 вв.»

Октябрь

7 неделя

14.Империя германских государей  

Раскрыть особенности складывания германской  державы –Священной Римской империи

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям и личностям (на примере Оттона I)

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

§12.

Октябрь

7 неделя

15.Государства славянских народов

Раскрыть особенности возникновения государственности у славянских народов, познакомить с занятиями и образом жизни славян в первые века

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития славянских государств

тестирование

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Великоморавская держава, Чешское и Польское государства, Киевская Русь, Болгарское царство  

§ 13.карта «Византийская империя и славяне в 6-11 вв»

Октябрь

8 неделя

Раздел П. Средневековые общества Индии и Китая (2 часа)

16.В средневековой Индии

Создать у учащихся яркий образ индийской культуры и религии, подвести к пониманию того, почему завоеватели разных стран устремились в Индию.

Составлять описание достижений и особенностей  развития культуры страны

вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Султанат, касты, брахманизм, буддизм, ислам, Великий шелковый путь, пагода, фарфор, пейзажи, улусы Делийский султанат,  Империя Великих моголов,

§ 14. , карта «Индия и Китай в средние века»

Октябрь

8 неделя

17.В средневековом Китае

Раскрыть особенности  складывания китайского государства и управления им в Средневековье, познакомить учащихся с достижениями  китайской культуры, показав их значение в мировой истории

Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

тестирование

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Султанат, касты, брахманизм, буддизм, ислам, Великий шелковый путь, пагода, фарфор, пейзажи, улусы Делийский султанат,  Империя Великих моголов,

§ 15, карта «Индия и Китай в средние века»

Ноябрь

9 неделя

Раздел III. Средневековое общество Европы: сословия, повседневная жизнь, культура (5 часов)

18.Средневековые рыцари и их жизнь

Сформировать у учащихся яркое, образное представление о средневековых рыцарях и правилах рыцарского поведения, вооружении рыцарей, замках, турнирах

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

схема

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Замок, донжон, рыцарь, кольчуга, латы, забрало, турнир, герольды, герб, девиз, правила рыцарской чести

§ 16.

Ноябрь

9 неделя

19.Средневековые крестьяне и их жизнь

Раскрыть причины постепенного освобождения крестьян от личной зависимости, познакомить с занятиями и образом жизни, дать понятия натурального хозяйства

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Феодальная вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство

§ 17.

Ноябрь

10 неделя

20.Средневековые горожане и их жизнь

Раскрыть пути образования западноевропейских городов в Средние века, сформировать представление о торговых путях и центрах  в Европе, познакомить с объединениями  ремесленников- цехами.

Сформировать образное  представление об облике средневекового города, его управлении.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Задания с развёрнутым ответом.

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Гильдии, цехи, средневековый город, коммуна, городской совет, бургомистр, мэр, патриции,ратуша Гильдии, цехи, мастер, подмастерье, братство

§ 18.

Ноябрь

10 неделя

21.Рост могущества церкви в Западной Европе

Раскрыть суть взаимоотношений светской и духовной власти в средневековой Европе, показать основные этапы борьбы пап и германских императоров, сформировать представление о причинах возникающих ересей и способах борьбы католической церкви с ними

Сравнивать особенности религиозного развития, давать самостоятельную оценку историческим событиям.

вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

§ 19.

Ноябрь

11 неделя

22.Как средневековые европейцы представляли себе мир  

Сформировать  у учащихся представление  об уровне образования европейцев в Средние века, его своеобразии. Показать роль университетов, познакомить с бытовой культурой, особенностями архитектуры.

Называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Тестирование

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Книгопечатание, капелла, инициалы, пергамент, хроники, житие, эпические поэмы, гимны, академия

§ 20.

Ноябрь

11 неделя

Раздел IV. Средневековое общество: христианские и исламские государства (10 часов)

23.Нормандское завоевание Англии

Определить причины усиления королевской власти  в Англии

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Задания с кратким ответом

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги, «Круглый стол»

§ 21

Ноябрь

12 неделя

24. Франция и Англия при первых Капетингах и Плантаге-
нетах

Раскрыть особенности формирования государственности в Англии и Франции и  роли королевской власти в государствах

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы

Вопросы

Работа над проектом «Роль личности в истории»

§ 22.

Ноябрь

12 неделя

25. Крестовые походы

Подвести учащихся  к пониманию причин, по которым различные сословия и группы населения участвовали в крестовых походах, определить основные события первого, второго, третьего и четвёртого  крестовых походов.

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев.

Хронологическая  таблица

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Крестовый поход, тамплиеры, госпитальеры, монашеский орден, Тевтонский орден

§ 23 карта «Крестовые походы»

Декабрь

13 неделя

26.Начало парламента и Генеральных штатов

Сформировать представление о сословных органах в Англии и Франции, определить причины возникновения парламента и Генеральных штатов

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Задания с кратким ответом

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Сословия, Генеральные штаты, сословно-представительная монархия, Парламент, палата лордов, палата общин, реформы, сословно-представительная монархия, Великая Хартия Вольностей

§ 24. карта «Западная Европа в 14-17 вв.»

Декабрь

13 неделя

27.Начало Столетней войны

Сформировать представление об одной из наиболее продолжительных войн в европейской истории, описать основные события войны и героическую роль в ней Жанны дАрк, подвести учащихся к пониманию причин  начавшегося движения за реформирование церкви

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Хронологическая  таблица

Работа над проектом «Роль личности в истории»

абсолютизм

§ 25. карта «Западная Европа в 14-17 вв.»

Декабрь

14 неделя

28.Окончание Столетней войны

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Хронологическая  таблица

Работа над проектом «Роль личности в истории»

§ 26. карта «Западная Европа в 14-17 вв.»

Декабрь

14 неделя

29.Франция после победы в Столетней войне

Подвести учащихся к пониманию значения победы в Столетней войне  для  образования централизованного государства во Франции

Сравнивать причины, ход, последствия восстаний во Франции и Англии.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Задания с кратким ответом

Работа над проектом «Роль личности в истории»

§ 27 карта «Западная Европа в 14-17 вв.»

Декабрь

15 неделя

30. Городская жизнь в Италии XIV—XV веков

Подвести учащихся к пониманию причин подъёма культуры в Италии в XIV веке , обеспечить усвоение учащимися понятия «Культура Возрождения»

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой. Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов. Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

Задания с развёрнутым  ответом

Работа над проектом «Роль личности в истории»

Гвельфы и гибеллины, чомпи, тирания, мараны, булла, курфюрсты, тиран, тирания

§ 28 карта «Западная Европа в 14-17 вв.»

Декабрь

15 неделя

31.Турецкие завоевания и падение Византии        

Подвести учащихся к пониманию причин быстрого захвата  турками –османами Балканского полуострова и причин упадка Османской империи

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Хронологическая  таблица

Работа над проектом «Роль личности в истории»

§ 29 карта «Западная Европа в 14-17 вв.»

Декабрь

16 неделя

32.Урок обобщающего повторения

Систематизировать и обобщить знания учащихся за курс истории Средних веков, показывая общие черты и особенности развития стран, закрепить умение работать  с различными источниками

Сравнивать исторические явления, события.

Блиц-опрос

Защита проекта  «Роль личности в истории»

Декабрь

16 неделя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс

Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

Рабочая программа по ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ Класс 6

Рабочая программа составлена  в соответствии с примерной программой по истории для основного общего образования  МО РФ 2004г. Данная программа предусматривает базовый уровень изучения учебно...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов

В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.

Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...