Воспитательная программа патриотического воспитания "Память"
рабочая программа по истории на тему

Калошкина Ольга Викторовна

Данная воспитательнаЯ программа отражает работу школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyat_novoe.docx663.98 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей – воспитательная программа школы «Патриот», которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность  школьного музея. Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.

Компонентом (подпрограммой) воспитательной программы школы «Патриот» является деятельность объединения «Память».

Объединение «Память» - массовое неформальное объединение детей и подростков МАОУ «СОШ №3 с. Алакуртти».

Цели объединения «Память»:

  1. Социализация и воспитание творческой личности воспитанников средствами музея.
  2. Героико-патриотическое воспитание.
  3. Воспитание чувства гражданского долга.
  4. Расширение кругозора.
  5. Изучение истории родного края.

Задачи объединения «Память»:

  1. Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности социально-нравственных ценностей.
  2. Воспитание патриотизма, гражданственности, духовности, чувства сопричастности у молодого поколения к истории.
  3. Приобщение детей и подростков к историческому, культурному, духовному наследию нашего Отечества, малой Родины.
  4. Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными экспонатами.
  5. Воспитание музейной культурой, обучение музейному языку, музейной терминологии.
  6. Формирование научных и профессиональных интересов.

Девиз: «Никто не забыт, ничто не забыто».

Заповеди:

      1.   Живи для Родины, и человечества.

      2.   Не жди от других, но сам делай всё,  что можешь.

      3.   Бережно относись к традициям, культуре и истории своего народа.

      4.   Пусть твоя первая мысль будет о других, лишь вторая – о себе.

      5.   Будь верен своему слову. Делай так, чтобы слово не расходилось с делом.

Эмблема:

Автор: Букашкина Анастасия

Программа деятельности объединения  ориентирована на сочетание системы работы с предметами, явлениями, ситуациями и системой взаимоотношений людей. Она включает следующее содержание:
-         изучение документальных, вещественных (предметов, памятников) истории;
-         описание музейных памятников;
-         ознакомление на основе документальных материалов с цепью исторических событий,  в частности событий Великой Отечественной войны.
-         изучение характера этих событий;
-         расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников событий разных периодов жизни страны;
-         ознакомление с причинами исторических перемен, их следствиями, подвигами, действиями  людей.

Программа соотнесена с программами по истории, географии, краеведению, граждановедению. Возраст занимающихся- 10-15 лет. Программа не ограничена временными рамками.

Музейная работа объединения ведётся по следующим направлениям:

  •  История школы.
  •  Довоенная история села.
  •  Алакуртти в годы войн.
  •  Алакуртти в послевоенные годы.
  •  Гордость села.

 Структура объединения «Память»                                                                                                                                                                                                                      

Координатором работы является – АКТИВ.

Он организует работу следующих секций:

- секция исторической информации;

- секция лекторов, экскурсоводов;

- секция оформителей;

Добровольными помощниками являются:

- учителя;

- ветераны;

- представители воинских частей.                                                

 

Содержание работы секций:

  • Секция лекторов и экскурсоводов занимается просветительской работой; разрабатывает и проводит классные часы и экскурсии, посвященные истории села.
  • Секция оформителей принимает участие в оформлении школьного музея, организует выставки.
  • Секция исторической информации накапливает и систематизирует материал, отражающий историю школы и села; изучает документальные и вещественные свидетельства; описывает музейные памятники; занимается перепиской с ветеранами.

Правила приема и выхода из объединения:

В объединение принимаются учащиеся 5-11 классов. Прием осуществляется на основании устного заявления. Группы одновозрастные и разновозрастные, примерно одинакового уровня подготовки, а также специфические (актив музея, экскурсоводы). Выход осуществляется на основании устного заявления.

Меры поощрения:

Наиболее активные члены объединения поощряются благодарностями, грамотами, экскурсиями.


Примерное содержание работы объединения «Память»:

1. « Здравствуй, музей!»
Цель этого цикла – знакомство с отдельными музейными экспонатами.
Примерные темы занятий:
« Здравствуй, музей».
«О чём рассказала реликвия».
«Моя семья — моя родословная».
«Идёт война народная».
«Рассмотри, запомни, назови».
«Я — музейный хранитель».
Цель всех музейных занятий цикла – ответить на вопросы: « Что такое музей?», «Зачем мы храним там предметы?», «В чём выражается память о людях», «Зачем хранить эту память?», воспитать у ребёнка уважительное отношение к музею, памятникам прошлого, чувство гражданского долга.
Воспитанники  усваивают понятия «прошлое», «настоящее», «память», «гражданственность», «патриотизм», приобщаются к музейной культуре, получают знания о понятиях «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод» и т.п.

2. « За страницами школьных учебников»
Основное назначение занятий этого цикла – помочь воспитанникам в самоопределении, побудить их к историческому самообразованию.
В содержании выделяются следующие блоки:
1.     Источники знаний:
-         письменные источники;
-         устные источники.
2.     Специальные исторические науки:
-         документалистика;
-         историография;
-         филателия;
-         фаллеристика;
-         геральдика;
-         нумизматика.
3.     Методика научного изучения музейных предметов (исследовательская, поисково- собирательская деятельность).
Данный цикл строится на основе интересов школьников, направленных на развитие навыков поисковой, исследовательской работы, изучение специальных исторических дисциплин.
Формы занятий: музейный урок, урок мужества, урок – диспут, урок памяти, историческая игра, викторина, конкурс.
Примерные темы занятий:
« Отзовись, фотография»,
«Исповедь опалённой души»,
« Интересная наука геральдика»,
« Урок трудных дней»
« Рассказы об открытках».
Итогом деятельности являются: краеведческий альбом, коллекционирование предметов музейного значения, подготовка и проведение экскурсии по музею, элементарная исследовательская деятельность, оказание помощи ветеранам  и старикам, оформление Книги Памяти, приведение в порядок  памятников воинской славы, воинских захоронений.
На занятиях учащиеся самостоятельно анализируют исторические процессы, события, образ жизни людей старшего поколения в связи с понятиями « гражданский долг», «сыновья память».

3.« ЭХО»
Цель данного цикла — изучение  истории родного края, села, школы, героических страничек истории.
1.     Работа в школьном музее:
- оформление Книги Памяти;
- сбор старинных вещей, исторического материала;
- оформление выставок, фотоальбомов;
- исследовательская работа по краеведению;
- проведение экскурсий, турпоходов по местам боевой славы, историческим местам.

4.     Наше «Древо жизни»
Цель этого цикла – воспитание учащихся на традициях русской культуры, использование фольклора в воспитании любви к малой Родине. Развивать и изучать традиции, обряды и обычаи народа, семьи. Возрождать, хранить эти традиции и передавать другим.
1.     Изучение исторического и культурного наследия России.
2.     Изучение народных игр, песен, сказок, обрядов и обычаев, декоративно- прикладного искусства, одежды, народной медицины и кухни.
3.     Подготовка и проведение фольклорных праздников.
4.     Создание и оформление этнографического уголка.
5.     Знакомство с народными инструментами (балалайка, гармонь, гусли).
6.     « Моя родословная».

Принципы программы
1.Принцип междисциплинарности.
2. Принцип гуманизации.
3. Принцип проблемности.
4. Принцип историзма.
5. Личностно – деятельностный принцип.


План работы школьного музея на 2014-2015 учебный год

Направления деятельности

Выполняемые работы

Сроки

Ответственный

Примечание

1

Работа со школьным активом музея

- Формирование состава школьного актива музея, рабочих групп и разработка заданий для них;

- Обучение школьного актива музея основам музееведения (экскурсионная, фондовая работа, исследовательская и проектная деятельность).

Сентябрь-октябрь

Калошкина О.В.

2

Исследовательская и проектная деятельность

- Изучение возможности реализации инновационных образовательных музейных проектов;

- Участие школьного актива музея в исследовательской и проектной деятельности;

- Представление результатов исследовательской и проектной деятельности на конкурсах, семинарах.

В течение года

Калошкина О.В.,

Водяницкая М.Ч.

3

Экспозиционная работа

- Дополнение и совершенствование разделов экспозиций с учётом новых поступлений.

В течение года

Калошкина О.В.

4

Работа с фондами

- Изучение и обработка фондов музея;

- Комплектование вещевого, документального и видеофонда музея;

- Ведение книг учёта, составление актов, карточек, паспортов на музейные предметы, составление топографических описей (витрины, столы в открытом хранении)

В течение года

Калошкина О.В.

5

Просветительская (экскурсионно-массовая) работа

- Проведение обзорных и тематических экскурсий для учащихся и различных категорий посетителей (жителей района, пенсионеров, учащихся школы, воспитанников детских садов, сотрудников различных организаций, гостей школы);

- Участие членов актива школьного музея в различных массовых мероприятиях общешкольного, районного и городского уровня (конкурсах, конференциях, семинарах и т.д.).

В течение года

Калошкина О.В.

6

Методическая работа

- Разработка и составление планов;

- Разработка экскурсий (обзорных, тематических), лекций для школьников по экспозиции музея, подбор дидактического материала;

- Разработка методических материалов для проведения интегрированных уроков;

В течение года

Калошкина О.В.

7

Информационная, рекламная и издательская деятельность

- Подготовка материалов к публикации в газетах и журналах, привлечение представителей СМИ к проводимым мероприятиям;

- Подготовка компьютерных презентаций – сопроводительного иллюстративного материала – к выступлениям с докладами на различных музееведческих конференциях, к экскурсиям, лекциям, проектной деятельности.

В течение года

Калошкина О.В.

8

Организационная работа

- Участие в производственных совещаниях

- Составление планово-отчётной документации

-Составление заявок на материально-техническое снабжение

В течение года

Калошкина О.В.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы "Патриотическое воспитание"

В числе глобальных проблем человечества проблема воспитания подрастающего поколения становится для всех народов и государств одной из самых актуальных.Что такое воспитание? Воспитание — это целенаправ...

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"

Как организовать воспитательную работу в классе? Каким содержанием её наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности? Какими средствами, с опорой на какие ценности восп...

Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс

Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...

Программа патриотического и духовно-нравственного воспитания (на основе интегрирования воспитательного потенциала школьного музея, проектной и исследовательской деятельности краеведческой и церковно-краеведческой направленности, кадетского движения)

Патриотическое воспитание подрастающего поколения, формирование его национального мировоззрения - важнейшая задача российской системы образования в начале XXI века. Государственная программа патриотич...

Воспитательная программа по военно-патриотическому направлению

Комплекс мероприятий, направленных на формирование у учащихся чувства любви и гордости к Родине...

ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧЕРТ ХАРАКТЕРА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕАЛИЗАЦИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Люблю Отчизну Я!»

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к в...