Урок ОПК "Монастырь".
рабочая программа по истории (5 класс)

Цель урока – сформировать образ монастыря.

Задачи урока:

предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России; донести до сознания учащихся лексическое значение слов «монах, монастырь, призвание, послушание», раскрыть особенности любви человека к Богу;
метапредметные - развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную и письменную речь учащихся; навык самостоятельной работы с текстом; осмыслить роль монахов в истории России;

личностные - развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу.

Подготовительная работа: экскурсия в храм, подбор музыкального сопровождения для урока, подбор и оформление творческих домашних заданий, оформление презентации «Когалымская Пюхтица», карточки-понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_opk._monastyr.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «МОНАСТЫРЬ»

Фокина Надежда Ивановна

Учитель истории и обществознания

I квалификационная категория

Цель урока – сформировать образ монастыря.

Задачи урока:

предметные - формировать первоначальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального народа России; донести до сознания учащихся лексическое значение слов «монах, монастырь, призвание, послушание», раскрыть особенности любви человека к Богу;
метапредметные - развивать познавательный интерес к истории нашей Родины; развивать устную и письменную речь учащихся; навык самостоятельной работы с текстом; осмыслить роль монахов в истории России;

личностные - развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей, помочь учащимся осмыслить монашество как добровольный выбор человеком пути служения Богу.

Подготовительная работа: экскурсия в храм, подбор музыкального сопровождения для урока, подбор и оформление творческих домашних заданий, оформление презентации «Когалымская Пюхтица», карточки-понятия.

Оборудование: компьютер, проектор; карточки-термины, магниты и магнитная доска, презентации «Когалымская Пюхтица», «Иоанн Кронштадтский», раздаточный материал (карточки с заданиями), ватман, (на ватмане) проиллюстрировать соответствие понятий и определений, кроссворд.

Ход урока

  1. Вступительная беседа с опорой на группу подготовленных учащихся.

Мы с вами не раз бывали в нашем когалымском храме Свято-Успенского женского монастыря. Нас встречал там Отец Илия, иерей патриаршего подворья Свято-Успенского Пюхтицкого Ставропигиального женского монастыря. В храме можно видеть сестёр-монашек, занятых своими делами. Монашеская жизнь скрыта от посторонних глаз, лишь иногда удается к ней прикоснуться. Тем временем фильмы о быте и отношениях внутри монастырских стен, такие как "Остров" Павла Лунгина или "Скоро весна" Веры Сторожевой, привлекают широкую аудиторию, а книга о проблемах современного монашества "Плач третьей птицы" стала бестселлером церковных лавок.

Как вы думаете - когда человек свободнее: когда он живёт в полном достатке мирской жизни, или когда все его имущество может уместиться в одном чемодане?

Что по-житейски означает монашеский обет отказа от собственности? Что вы узнали о жизни в монастыре?

(Отвечают ученики по группам. Группы работали по опережающему заданию под руководством детей, посещающих воскресную школу при храме). Рассказ сопровождается слайдами.)

1 группа. Когда человек только поступает в монастырь, испытывая любовь к Господу, желание служить Богу и ближним искренне и сильно. В первое время ему легко исполнять любое послушание, он готов отказываться от любого своего мнения. Но проходит время. И пребывание в монастыре начинает приниматься человеком как испытание. На верность, на прочность, на искренность. Испытание истинности и силы любви к Богу и ближнему. Вот тут-то с человеком и начинает происходить то, что непременно должно произойти, чтобы определились в человеческой душе все изъяны и слабые места. Однако сестры, поступившие в монастырь, имеют цель желанную и горячо ожидаемую - это монашеский постриг, во время которого, как известно, человек дает Богу обеты. А уж раз дает, то их непременно надо исполнить. А без предварительной подготовки, без уроков, без шишек и синяков, без неизбежных при этом ошибок и работы над ними не обойтись никак.

Ну что такое собственность в монастыре? Это ведь не квартира. Это не дача и не машина. Это даже не стиральная машина и не кухонная плита. Все это осталось в миру. Монах нищ. Нет у него своего ничего. Монастырь общежительный, значит и житие общее.

Как проходит день в монастыре. Не у игуменьи, а у простой монахини или послушницы. С чего и во сколько он начинается, как проходит, чем заканчивается?

2 группа. Каждый день в монастыре начинается с полунощницы в 6.15 утра.  Полунощница продолжается до 7.30.

В 7.40. начинаются Часы и Литургия, которая заканчивается около 10 часов. До десяти часов каждая из сестер молится в храме, кроме тех, которые несут послушания на кухне, в трапезной, в просфорне,

     Сразу после Литургии - завтрак. Затем все сестры расходятся на послушания.

     О том, чем предстоит сестре заниматься в этот день, она узнает накануне из сетки расписаний. С вечера благочинная назначает каждую сестру на конкретный вид послушаний и вывешивает эту информацию на доске объявлений.

В 14 часов обед - трапеза. После трапезы - вновь выход на послушания.

     Вечерняя служба в 17 часов и заканчивается в восьмом часу вечера. Сразу по окончании вечерней службы - ужин. И вновь все сестры должны присутствовать на трапезе. После этого чтение общих вечерних правил. После вечернего правила часть сестер расходится на послушания, часть идет на крестный ход. Крестный ход заканчивается в 21 час.

     Во время трапезы сёстры слушают душеполезное чтение, что-либо из житий святых.

Что означает слово «послушание»? Какой смысл в него вкладывается?

3 группа. У слова «послушание» два смысла. Первый и самый простой - полезная деятельность или труд в соответствии с нуждами монастыря. Это может быть и приготовление еды на кухне, и обслуживание трапезы сестер и духовенства, и работа в швейной мастерской - шитье облачений, мелкий ремонт одежды. Возрождаются древние монастырские традиции: сестры вышивают золотой и серебряной нитью, пишут иконы. Но и уборка храма после богослужения - это тоже послушание.

     Есть у слова «послушание» и другой, более глубокий смысл. Когда за внешним простым исполнением того или иного поручения, за каждой ситуацией, которая возникает между старшим по духовному званию и младшим, скрывается непростая, серьезная, кропотливая духовная работа, в процессе которой сестры учатся полностью отсекать свою волю и видеть во всем только Волю Божию. Этот труд - тяжкий. Порой лишь к концу жизни этот труд приносит плоды. Пример тому - судьба одной сестры женского монастыря, располагавшегося в Рязанской губернии: «Монахиня Порфирия, поступила в монастырь в десять лет, обучена грамоте в монастырской школе. Сорок лет провела в послушницах. Монашеский постриг состоялся, когда ей исполнилось пятьдесят лет. И как итог: «Монахиня хорошая и к послушанию способная»».

     А если совсем просто, то каждая сестра несет в монастыре то послушание, которое сможет принести ей несомненную духовную пользу, и уж руководство-то монастыря об этом позаботится непременно.

 Монах оставляет мир, но какова мера отношений сестер с близкими, которые остались в миру? 

Назад в мир сестер родственники не тянут. Рассуждения и мудрости хватает у обеих сторон.

  1. Работа с учебником.

Чтение текста. Урок 26.

Рассуждение после чтения текста

Объясни значения слов «инок» и «монах».

Каковы этапы возрастания от послушника до монаха. Что здесь вам кажется самым трудным?

Монахи - избранные из избранных. Ведь Господь далеко не всех призывает к монашеству, и поэтому мало иноков. Люди, которые однажды были призваны Богом и поступили в монастырь, живут в очень маленьком и достаточно закрытом коллективе. А поэтому и круг людей, через которых Господь духовно учит иноков, очень мал.

  1. Активизация изучаемой темы. Работа в группах.

Соотнесите термин и определение (можно использовать учебник).

Настоятель

Братья

Трапеза

Устав

Преподобный

Игумен

Скит

Мантия

Обет

Келья

титул настоятеля монастыря;

монахи, живущие в монастыре; небольшая обитель;

жилище, монаха, комната или отдельно срубленный дом;

образец, форма, установление, правило для жизни монахов;

глава монастыря;

вкушение пищи, сопровождаемое чтением жития святых или чтением поучений;

строгие обязательства монаха;

очень, весьма подобный Богу, святой;

облачение, окутывающие все тело, знак жизни под Божьей защитой;

Какой элемент монашеской одежды вы нашли?

Какие другие элементы монашеского облачения вы знаете? Что символизируют элементы монашеского облачения?

Как монахи оказались в городах?

Почему монахи так ценят послушание?

Прочитайте отрывок из стихотворения. Автор: Мать Мария, 1930

Ввели босого и в рубахе –

Пускай он ищет наг, один,

Простертый на полу, во прахе

Свой ангелоподобный чин.

Там, в прошлом, страстной воли скрежет;

Был нерадивый Иоанн,

Потом власы главы обрежут,

Обет священный будет дан.

И облекут в иное платье,

И отрешат от прежних мук.

Вставай же инок, брат Игнатий,

Твою главу венчал клобук.

Новоначального помилуй

И отгони полночный страх,

Ты, чьей недремлющею силой

Вооружается монах…

Как названо в стихотворении монашеское служение (ангелоподобный чин) и почему? (Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, посланцам Бога).

Зачитайте, как проходит чин пострига.

Почему Иоанн стал братом Игнатием? (Перемена имени человека, избравшего монашеское служение).

У Кого просит защиты лирический герой стихотворения.

Почему монахи считают себя воинами? С кем или с чем они ведут борьбу?

Как вы думаете, почему тип святости, к которому причисляют монахов, называется «преподобные»?(Показать репродукции икон преподобных Серафима Саровского, Иоанна Кроншадтского или других).

Материнской обителью монастырского подворья в Когалыме является Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь, что в Эстонии, возникший молитвами великого праведника российской земли св. Иоанна Кронштадтского. Иоанн Кронштадтский был человеком с обострённо чуткой совестью, чужие страдания принимал как свои собственные, старался помочь каждому нуждающемуся. Но его помощь заключалась в том, что он, прежде всего, старался привести человека к Богу, так как только Бог может сделать человека счастливым. А для этого следовало научить людей видеть любовь Божию, верить и надеяться на Его помощь. А время для России было сложное, переломное. (Слайды презентации «Иоанн Кронштадтский» ).

Используя текст учебника на с.83, приведите пример героического служения Отечеству Святого Луки.

Почему он принял монашество и почему продолжал заниматься врачебной деятельностью?

  1. Закрепление. (Включение в систему знаний )

Отгадывание кроссворда на листах ватмана. (коллективная творческая деятельность обучающихся)

Вопросы к кроссворду.

По горизонтали.

  1. Главный труд монаха.
  2. Титул настоятельницы женского монастыря.
  3. Как монахини обращаются к послушницам.
  4. Свод правил для жизни монахов.
  5. Строгое обязательство.
  6. Подобный Богу.
  7. Принятие пищи.
  8. Жилище монаха.

Ответы: молитва, игуменья, сестра, устав, обет, преподобный, трапеза, келья.

По вертикали

  1. Ключевое слово – монастырь.

5. Подведение итогов

1. Как вы считаете, кто выбирает путь монашества? Выскажите свое мнение о том, почему возникают монастыри и к чему призваны люди, избравшие путь монашеского служения?

2. И что самое сложное, на ваш взгляд, в монашеском делании? (Послушание).

3. Почему именно в послушании Богу и старшим традиционно воспитывались дети?

4. В чем послушание не для монаха, а для обычного человека (послушание в семье, в школе, в обществе) полезно, а в каком случае оно может тормозить развитие человека?

5. А вы хотели бы найти свое призвание?

  1. Домашнее задание (по выбору учащихся):

Приготовить сообщение об Иоанне Кронштадтском.

Приготовить информацию о монастырях России, которые известны вам по рассказам ваших близких, или где хотели бы вы побывать.

  1. Рефлексия.

Что нового вы узнали на нашем уроке? Мне важно узнать, пригодятся ли вам эти знания?

Поблагодарить учащихся за активную работу на уроке.

Памятка для семьи (раздать учащимся)

Что нужно соблюдать в монастыре при паломничестве. 

• Придя в монастырь паломником или трудником, помните, что в монастыре на всё испрашивают благословение и неукоснительно его выполняют.

• Из монастыря без благословения выходить нельзя.

• Оставляют вне монастыря все свои греховные привычки и пристрастия (вино, табак, сквернословие и т. п.).

• Разговоры ведут только о духовном, не вспоминают про мирскую жизнь, не поучают друг друга, но знают только два слова – "прости" и "благослови".

• Без ропота довольствуются пищей, одеждой, условиями сна, употребляют пищу только на общей трапезе.

• Не ходят в чужие келии, кроме случаев, когда бывают посланы настоятелем. При входе в келию творят вслух молитву: "Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас" (в женском монастыре: "Молитвами святых матерей наших..."). Не входят в келию, покуда не услышат из-за двери: "Аминь".

• Избегают вольного обращения, смеха, шуток.

• При работе на послушаниях стараются щадить немощного, который работает рядом, любовью покрывая погрешности в его работе. При взаимной встрече приветствуют друг друга поклонами и словами: "Спасайся, брат (сестра)"; а другой отвечает на это: "Спаси, Господи". В отличие от мира, за руку друг друга не берут.

• Садясь за стол в трапезной, соблюдают порядок старшинства. На молитву, которую творит подающий пищу, отвечают "Аминь", за столом молчат и внимают чтению.

• К богослужению не опаздывают, разве только при занятости на послушании.

• Оскорбления, встречающиеся на общих послушаниях, переносят смиренно, приобретая тем опытность в духовной жизни и любовь к братии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...