Рабочая программа. История России. 6 класс
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических  и возрастных осбенностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nafikova_l.n._rp_istoriya_rossii._6kl.docx72.19 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное казённое учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования»

(МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО»)

РАССМОТРЕНО и

 РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей гуманитарного цикла

Протокол от «03» сентября 2013 г. №1

Руководитель _____________        И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «05» сентября 2013 г.    №1

Председатель    _________

Т.А. Ничкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель  директора   школы - интерната по МР  

__________  Т.А. Ничкова 

«06» сентября 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«10» сентября 2013 г.

Приказ «30» сентября 2013 г.     № 264

Рабочая программа

 История России

6а, 6б классы

Составитель:

Нафикова Лариса Николаевна,

учитель истории и обществознания,

высшая КК

   

с. Панаевск

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по истории России для 6 класса Муниципального казённого учреждения общеобразовательная школа-интернат «Панаевская школа-интернат среднего (полного) общего образования» разработана на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.

 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).

  • Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
  • Авторской программы. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс. -  М.: Просвещение, 2011.
  • Авторской программы История России. Рабочие программы.  Предметная линия учебников А.А. Данилова, Л.. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Ю. Морозов. – М.: Просвещение, 2011.
  • Основной образовательной программы 4-11 классов МКУОШИ «Панаевская ШИС(П)ОО» (приказ № 219 от 29.08. 2013 г.).

      Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

      Задачи изучения истории в основной школе:

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
  • формирование у обучающихся целостного представления об историческом пути России и о судьбах населяющих её народов, об основных этапах, о важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • воспитание патриотизма, уважения к своему Отечеству, правам и свободам другого человека, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, убеждённости в необходимости соблюдения моральных норм, принятых в обществе;
  • развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
  • формирование умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан.

Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.

        Главная содержательная линия курса  - человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям. Деятельность людей развёртывается в историческом времени и историческом пространстве, а своим результатом имеет историческое движение.

Основные содержательные линии программы в 6 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и в соответствии с учебным планом школы в 6 классе программа устанавливает примерное распределение учебного времени: 36 часов - «История России» и 32 часа - «История Средних веков». (68 часов, 2 часа в неделю)

Необходимость разработки и значимость рабочей программы по истории России обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.

В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями шестиклассников.

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.

Новизна рабочей программы заключается  в уменьшении количества часов на изучение курса с 40ч. до 36ч. (не используется резервное время); во включении в неё тематического тестирования, презентаций, составленных обучающимися.

           Объектом изучения курса «История России. С древнейших времён до конца XVI века» являются события, явления и процессы истории России в  период Древнерусского государства и средневековья (до конца XVIв.).

 Цель изучения истории в школе образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации обучающихся.

Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок; определение места России в общем потоке истории человечества. Особенность курса заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

           Общие задачи изучения истории России в 6 классе:

  • формирование первичных ориентиров для этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;
  • овладение обучающимися основными знаниями по истории России с древнейших времен до конца XVI в., понимание ими места и роли Древней, Новгородской, Владимиро-Суздальской и Московской Руси во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества;
  • воспитание обучающихся в духе уважения к своей древней истории и гордости за героические свершения предков;
  • развитие способности обучающихся анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах («Русская Правда», Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси.

 В рабочей программе курс «История России. С древнейших времён до конца XVI века» для шестого класса представлен 3 темами:

  1. Древняя Русь в VIII – первой половине XIIв.
  2. Политическая раздробленность на Руси.
  3. Русь Московская.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «История России» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего  образования.

Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 6 классе  выделяется  36 часов, (2 ч в неделю), из которых  на контрольные работы – 4 часа. В программе предусмотрены вводные и повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют активизации учебной работы обучающихся, формированию у них целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении всеобщей и отечественной истории.

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу история России: История России с древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2010.

Учебник содержит теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий  сосредоточен в рабочей тетради, содержание которого достаточно обширно для многовариантной организации практической работы учащихся.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты изучения курса «История России. С древнейших времён до конца XVI века» включают в себя:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта периода Древней и Московской Руси; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия Восточной Европы в изучаемый период, уважение к древнерусской культуре и культуре соседних народов.

        Предметные результаты изучения курса «История России. С древнейших времён до конца XVI века» включают в себя:

  • овладение целостным представлением об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;
  • способность применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; Русь Удельная; Московская Русь);
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III Великого, Ивана IV Грозного;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.

Метапредметные результаты изучения курса «История России. С древнейших времён до конца XVI века» включают в себя:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и другую;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый планы, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информацию, в том числе материалы на электронных носителях и Интернет-ресурсы;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
  • владение умениями работать в группе, слушать партнёра, формулировать и аргументировать своё мнение, отстаивать свою позицию.

Межпредметные связи: всеобщая история, обществознание, география, ИЗО, музыка, МХК.

Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:

  • Технология проектного обучения        ;
  • Технология исследовательской направленности;
  • Здоровьесберегающая технология        ;
  • Технология игрового обучения;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология проблемного обучения;
  • Игровые технологии. 

Основные формы и средства  контроля:

  • Тестирование (как тематическое, так в форме ГИА)
  • Исторические диктанты
  • Контрольная работа
  • Творческие работы
  • Составление  простого и сложного плана к тексту
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ
  • Электронная презентация по материалам сети Интернет
  • Мини-проекты
  • Тематический кроссворд
  • Работа с контурными картами

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

Количество часов

20

16

36

Контрольные работы

2

2

4

Практические, творческие

Др. виды деятельности

Составление простого плана к тексту, составление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ, тестирование, тематический кроссворд

        

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Введение (1ч.)

Что изучает история Отечества. История России – часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Факторы самобытности российской истории. Исторические источники о прошлом нашей Родины.

Тема 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII в. – 9 ч.

Восточные славяне и их соседи. Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.

Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина,  полюдье, вече.

Первые русские князья, их внутренняя и внешняя политика.

Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Христианство и язычество. Владимир Святославович. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.

Внутренняя и внешняя  политика Ярослава Мудрого.  Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любечский съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и её соседи.

Социально-экономический и политический строй Древней Руси. Управление государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли. 

Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Монументальная живопись (фреска, мозаика). Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Прикладное искусство. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.

Быт и нравы Древней Руси.. Образ жизни князей и бояр.. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси – 9ч.

Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.

Крупнейшие самостоятельные центры Руси, особенности их географического положения, экономического и социально-политического развития.

 Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище.

Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».

Тема 3. Московская Русь в XIV – XVI вв. – 16ч.

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва центр борьбы с ордынским владычеством. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже XIII – XIV вв. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой накануне Куликовской битвы.Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.

Московское княжество и его соседи в конце XIV—-середине XV в. Василий I. Московская усобица второй четверти XVв., ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель. Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства.

Социально-экономическое и политическое развитие Руси в XIV – XV вв. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура русского средневекового общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».

Культура и быт в XIV—-начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV— начале XVI в. Расцвет культуры Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «Задонщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Развитие зодчества (главные сооружения Московского Кремля, монастырские комплексы-крепости). Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.

Социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в первой половине XVI в. Боярское правление. Ивана IV: психологический портрет. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы. Цели и значение реформ 1550-х гг.

Внешняя политика  и международные связи Московского царства в XVI в. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.

Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 1560-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность, причины и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.

Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны. Дальнейшее закрепощение крестьян.

Культура и быт в XVI в. Особенности российской культуры XVI в. Устное народное творчество. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы.

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. «Домострой».

        Итоговое повторение и обобщение (1ч)

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.

Введение.

1

Тема 1.        Древняя Русь в VIII – первой половине XII в. – 9ч.

2.

Восточные славяне.

1

3.

Соседи восточных славян.

1

4.

Формирование Древнерусского государства. 

1

5.

Первые русские князья.

1

6.

Владимир Святославович. Принятие христианства.

1

7.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.  

1

8.

Культура Древней Руси.

1

9.

Быт и нравы Древней Руси.

1

10.

Контрольная работа по теме: «Древняя Русь»

1

Тема 2. Политическая раздробленность на Руси – 9ч.

11.

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

12-13.

Главные политические центры Руси.

2

14.

Нашествие с Востока.

1

15.

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

16.

Русь и Орда.

1

17.

Русь и Литва.

1

18.

Культура русских земель в XII – XIII в.

1

19.

Повторение и обобщение темы «Русь в XII-XIVвв.»

1

Тема 3. Московская Русь  – 16ч.

20.

Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

21.

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

1

22.

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV в.

1

23.

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

24-25.

Московское государство в конце XV - начале XVI в.

2

26.

Церковь и государство в конце XV - начале XVI в.

1

27-28.

Реформы Избранной рады.

2

29-30.

Внешняя политика Ивана IV.

2

31.

Опричнина

1

32.

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV- XVI вв.

1

33.

Архитектура и живопись в XIV- XVI вв.

1

34.

Быт  в XV- XVI вв.

1

35.

Повторение и обобщение темы «Русь Московская»

1

36.

Итоговое повторение по курсу (тестирование) – 1ч.

ВСЕГО

36ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; ксерокс; оборудование компьютерной сети;

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.

ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Основная:

1. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2010.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6класс. - М.: Просвещение, 2012.

3. Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1984.

4. Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X -- начало XII в. М., 1988.

5. Слово о полку Игореве. Любое издание.

6. Былины. Русские народные сказки. Любое издание.

Дополнительная:

1. Бадигин К. Покорители студеных морей. М., 1962

2. Блок Г. Московляне. М., 1975.

3. Волков А. Зодчие.

4. Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X-XX вв.

5. Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода.

6. Караев Г., Потресов А. Загадка Чудского озера. М., 1976.

7. Караев Г., Потресов А. Путем Александра Невского. М., 1970.

8. Каратеев М. Ярлык Великого хана.

9. Ладинский А.. Анна Ярославна - королева Франции; Когда пал Херсонес; Последний путь Владимира Мономаха.

10. Обухова Л. Набатное утро. М., 1978.

11. Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1976.

12. Панова В. Сказание об Ольге. Л., 1975.

13. Пашуто В. Александр Невский. М., 1975.

14. Рассказы русских летописей XII --XIV веков. М., 1973.

15. Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории.

16. Толстой А.К. Князь Серебряный.

17. Шторм Г. Подвиги Святослава.-- В кн.: Шторм Г. Повести. М., 1974.

18. Ян В. Чингисхан. Батый.

Для учителя

Основная:

1. История России с древнейших времен до конца XVI века: Учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений. / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М.: Просвещение, 2010.

2. Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс /Сост. К.В. Волкова. – М.: Вако, 2011.

3. Симонова Е.В. Поурочные разработки по истории России. 6 кл. М., Экзамен, 2008.

4. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по истории России. 6 класс. – М.: Вако, 2013.

Дополнительная:

1. Кулагина Г.А. Сто игр по истории. - М., «Просвещение»,1983.

2. История государства Российского: хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения X – XIV вв. / Г.Е. Миронов. – М., 1996.

3. История государства Российского: хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения XV – XVI вв. / Г.Е. Миронов. – М., 1998.

4. Карамзин Н.М. История государства Российского.

5. Соловьёв С.М. История России с древнейших времён.

 

Мультимедийные пособия: 

1. Династия Романовых. Историческая энциклопедия. (СД).

2. История Отечества. 882 – 917. (СД).

3. Краткая Российская энциклопедия. (СД).

4. Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. (СД).

5. Уроки истории Отечества. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Адреса Интернет-ресурсов

  1. http:/school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  2. http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос»
  3. http://rules.narod.ru – проект  «Всемирная история в лицах»
  4. http://www.vostlit.info – средневековые исторические источники
  5. http://artclassic.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура»
  6. http://www.rusedu.ru
  7. http://rus.1september.ru
  8. http://www.openclass.ru
  9. http://www.metodist.ru
  10. http://www.lesson-history.narod.ru – компьютер на уроках истории (методическая коллекция А.И.Чернова)
  11. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  12. http:// www.avorhist.ru/ - Русь Древняя и Удельная
  13. http:// statehistory.ru – сайт «История государства»
  14. http:// www.booksite.ru/enciklopedia/ - древнерусская жизнь в картинках

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по истории России в 6 классе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате изучения курса «История России. С древнейших времён до конца XVI века» обучающиеся должны:

• получить целостное представление об историческом пути Руси, соседних народов и государств с древнейших времен до конца XVI в.;

• научиться применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; Крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;

• уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.);

• получить опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III Великого, Ивана IV Грозного;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

Владеть компетенциями: информационно-поисковой; учебно-познавательной; коммуникативной; рефлексивной; смысло-поисковой, профессионально-трудовой, компетенцией личностного саморазвития.

Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших школьников основной школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа История России XX век 9 класс 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России (XX в.) для учащихся 9 класса имеет следующие составные части: 1. Пояснительная записка. 2. Содержание рабочей программы. 3. Требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа.История России (с древнейших времен до конца XIX в.). 10 класс. 2012-2013 учебный год

Рабочая программа по истории России 10 класса включает  в себя:  пояснительную записку, содержание, требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, планируемые результаты освоен...

Рабочая программа. История России (XX- начало XXI в.). 11 класс. 2012-2013 учебный год.

Рабочая программа по истории России 11 класса соответствует требованиям для составления материалов данной категории....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...