Рабочая программа "История"
рабочая программа по истории на тему

Рыжков Роман Леонидович

Программа предназначена для студентов колледжей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_transport_48.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История

2012 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки от 05.11.2009 №535) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 190631 «Техническое облуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Организация-разработчик: Г(о)БОУ СПО Усманский промышленно-технологический колледж

Разработчик:

Рыжков Роман Леонидович, преподаватель социально-экономических  дисциплин  Усманского промышленно-технологического колледжа

Заключение

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ        4 ДИСЦИПЛИНЫ
  2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ        6 ДИСЦИПЛИНЫ
  3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        9
  4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ        10 УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей СПО технического профиля и обучающиеся в учреждении СПО по данному профилю изучают историю в объеме 48 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Особенность изучения истории как профильного учебного предмета заключается в увеличении глубины рассмотрения тем, входящих в базовое содержание, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся, различных форм творческой работы (подготовки и защиты рефератов, проектов).

Содержание учебного материала для учреждений СПО структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и умений в общеобразовательной школе.

Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Проводится сравнительное рассмотрение отдельных процессов и явлений отечественной и всеобщей истории, таких, как социально-экономические и политические отношения в странах Европы и на Руси в раннее Средневековье, политическая раздробленность и формирование централизованных государств, отношения светской и церковной властей, история сословно-представительных органов, становление абсолютизма, индустриализация и др. Раскрываются не только внутренние, но и внешние факторы, влиявшие на развитие страны. Сравнительный анализ позволяет сопоставить

социальные, экономические и ментальные структуры, политические и правовые системы, культуру и повседневную жизнь России и зарубежных стран.

Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ— XXI вв.

Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.

Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
  2. Цели        и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

знать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты;

уметь:

  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 64 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

64

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:

индивидуальные творческие задания

4

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

14

Итоговая аттестация в форме  дифференцированного зачета

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная

работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ-ХХ1 вв)

26

Тема 1.1. Распад СССР. Формирование ближнего зарубежья

Основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже ХХ и ХХ1 веков. Ближний круг или ближнее зарубежье России. Распад СССР. Крупнейшее геополитическое катастрофа, изменившая всю систему международных отношений.

4

2

Формирование содружества независимых государств позволило сделать процесс распада СССР максимально бесконфликтным.

Тема 1.2. Миссия сверх держав.

Назначение ООН. НАТО, ЕС в решении вопросов национальной безопасности государств. В поисках решения проблем глобальной безопасности. Основные мировые державы, различные подходы и принципы в решении важных международных вопросов.

6

2

США и принципы экзаменатора и двойных стандартов.

Россия и Китай сосредоточение условий для собственного экономического прорыва. Россия и ее идеология много полярного мира.

Тема 1.3. Китай: непростой путь от региональной к глобальной державе

Китай самый молодой центр геополитической силы. Китай и проблемы его внутреннего развития.

4

1

Китай бросает вызов региональному доминированию Японии и глобальному доминированию США.

Тема 1.4. Международные отношения в конце ХХ-ХХ1 века

Проблемы разоружения в конце ХХ-ХХ1 века

6

2

Встречи президентов США Д.Буша и президента России В.В.Путина в ноябре 2001 года и в мае 2002г.

Признание со стороны США России страной с рыночной экономикой. Провал операции по « разоружению» Ирака.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Интернациональные идеи создания СНГ, так и остались нереализованными.

Стремление политических элит, новых государств к полной самостоятельности и независимости.

Проблема Тайвань . Поддержка США сепаратисткой политики правительства Тайваня.

6

Раздел 2

Сущность и причины локальных и региональных межгосударственных конфликтов в конце XX начале XXI вв

26

Тема 2.1. Региональные конфликты с глобальными последствиями

Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения. Операция «Решительная сила» против Югославии 1999 г.

6

2

Военная операция в Афганистане «Несокрушимая свобода», направленная против режима талибов и террористической сети «Аль-Каида»

Договор о нераспространении ядерного оружия и его неспособность сдержать распространение ядерного вооружения. Атомные оружейные программы Ирака и КНДР - новая угроза миру

Тема 2.2. Иллюзия утраченных угроз

Избавится ли человечество от новых угроз ХХ века

4

3

Мир продолжает вооружаться. Стремление государств к политическому доминированию

Тема 2.3. Глобальная безопасность: кто и кому и чем угрожает в современном мире

Международная безопасность и суверенитет

4

2

Международный терроризм - угроза человечеству

Тема 2.4. Ахилесовы пяты современной цивилизации

Угроза глобального и диктаторского режима.

2

1

Тема 2.5. Понятие исламского вызова

Цивилизационное противостояние или «возрождение» ислама. Глобализация и исламский мир.

2

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Атомные оружейные программы Ирака и КНДР - новая угроза миру. Экологический тоталитаризм. Межэтнический конфликт в Руанде .

Станислав Петров - человек, который предотвратил мировую войну

8

Раздел 3

Основные процессы политического развития ведущих государств и регионов мира

14

Тема 3.1. Признаки новой экономической эпохи

Роль науки, культуры и религии в сохранении укреплении национальных и государственных традиций в России и мире. Формирование глобальной экономики. Структура глобальной экономики

2

2

Тема 3.2. Историческое перепутье России

Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира. Трофейная экономика. Россия - своеобразное геоэкономическое пространство.

4

3

Современная экономическая, политическая и культурная ситуация в России и в мире. Инновационная революция. Индекс развития человеческого потенциала

Тема 3.3. Понятие национальных задач. Спектр национальных задач России

Победа над бедностью. Установление справедливого общественного и морального порядка

4

3

Построение эффективной демократии Обеспечение единства страны, умножение экономического потенциала в России. Реконструкция системы здравоохранения и образования

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Сырьевой Юг и высокотехнологический Север Теория пределов роста.

Реконструкция системы здравоохранения и образования

4

3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «История».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий по истории.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
  1. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интеренет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Анисимов Е. В. Юный град. Петербург времен Петра Великого. — СПб., 2013.
  2. Анисимов Е. В. Анна Иоанновна. — М., 2012.
  3. Анисимов Е. В. Елизавета Петровна. — М., 2011.
  4. Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. — М., 2012.
  5. Война в Корее. — СПб., 2012.
  6. Волковский Н.Л. История информационных войн. — М., 2013.
  7. Галактионов М. Париж 1914. — М., 2011.
  8. Генифе П. Политика революционного террора 1789—1794. — М., 2013.
  9. Герцог Х. Арабо-израильские войны. — М., 2014.
  10. Губер П. Мазарини. — М., 2012.
  11. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры. — М., 2012.
  12. Делюмо Ж. Грех и страх: формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII—XVIII вв.). — Екатеринбург, 2013.
  13. Дроз Ж. История Германии. — М., 2012.
  14. Дуршмид Э. Победы, которых могло не быть. — М., 2011.
  15. Зайончковский А.М. Первая мировая война. — М., 2011.

Дополнительные источники:

  1. Ивашко М.И. История России в таблицах и схемах в 3 ч.: учеб. пособие. — М., 2006.
  2. Ивашко М.И. История России. Ч. 1. Вторая половина IX—XVI вв. Плакаты. — М., 2007.
  3. Ивашко М.И. Отечественная история. XX век. Учебное пособие в схемах. — М., 2006.
  4. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVII век. — М., 2006.
  5. Исторический лексикон. История в лицах и событиях: XVIII век. — М., 2006.
  6. Кенигсбергер Г. Европа раннего Нового времени, 1500—1789. — М., 2006.
  7. Лавренев С., Попов В. Советский Союз в локальных войнах и конфликтах. — М., 2002.
  8. Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. — М., 2003.
  9. Марчук М.М., Ларин Е.А., Мамонтов С.П. История и культура Латинской Америки (от доколумбовых цивилизаций до 1918 года). — М., 2005.
  10. Мезин С. А. История русской культуры X — XVIII вв. — М., 2003.
  11. Мелин Я., Юханссон А.В., Хеденборг С. История Швеции. — М., 2002.
  12. Метивье Ю. Франция в XVI—XVIII вв. от Франциска I до Людовика XV. — М., 2005.
  13. Мир Просвещения. Исторический словарь. — М., 2003.
  14. Мыльников А. С. Петр III: Повествование в документах и версиях. — М., 2002.
  15. Национальная идея в Западной Европе в Новое время. — М., 2005.
  16. Озуф М. Революционный праздник: 1789—1799. — М., 2003.
  17. Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. Т. 1—3. — М., 1994—2000.
  18. Павленко Н. И. Екатерина I. — М., 2004.
  19. Павленко Н. И. Екатерина Великая. — М., 2003.
  20. Посконина О.И. История Латинской Америки (до ХХ века). — М., 2005.
  21. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555—1648. — СПб., 2002.
  22. Смирнов А. Арабо-израильские войны. — М., 2002.
  23. Сьюк У. Корейская война. — М., 2003.
  24. Типельскирх К. Вторая мировая война (любое издание)
  25. Тольятти П. Лекции о фашизме. Ч. 1—3. — М., 1991.
  26. Хеншелл Н. Миф абсолютизма. — СПб., 2003.
  27. Черников И. Гибель империи. — М., 2002.
  28. Чудинов А.В. Французская революция: история и мифы. — М., 2007.
  1. Шатохина-Мордвинцева Г. А. Нидерланды в новое и новейшее время. — М., 2002.
  2. Шоню П. Цивилизация классической Европы. — Екатеринбург, 2005.
  3. Элиас Н. Придворное общество. — М., 2002.
  4. Вокруг света: журнал-учредитель ООО «ВОКРУГ СВЕТА»
  5. Наука и Религия: научно-популярный журнал. Учредитель - ООО «НИР Лтд»
  6. Преподавание истории в школе: научно-методический журнал. Учрежден Министерством образования РФ
  7. Электронное учебное пособие. Компакт диск Электронные карты энциклопедия «Истории России»

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;

Индивидуальные задания

- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;

Исследовательская работа

Знания:

- концепции исторического развития;

Тестирование

- варианты и типологии цивилизаций;

Домашняя работа

- факторы исторического развития, природно- климатический, этнический, экологический, культурно-политический, социальный;

Индивидуальные задания

- закономерности и особенности русской истории как части мировой и европейской истории;

Письменный и устный опрос

- периодизацию всемирной истории;

Тестовый контроль

- общественную роль и функции истории.

Тестовый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...