Внеклассное мероприятие по истории в 5 классе «Путешествие по Древнему Востоку»
презентация к уроку по истории (5 класс) на тему

Кыркалов Николай Иольевич

Данное внеклассное мероприятие позволяет закрепить в игровой форме полученные на уроках истории знания об истории цивилизаций Древнего Востока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории в 5 классе

 «Путешествие по Древнему Востоку»

Цели:

обучающая повторить изученный на уроках материал о цивилизациях Древнего Востока;

развивающая развивать мыслительные и коммуникативные способности;

воспитывающая – формировать интерес к истории, воспитывать качества, необходимые в командной деятельности..

Оборудование урока: презентация  и мультимедийное устройство.

Подготовка к уроку: класс делится на 2-4 команды, каждая из которых в ходе «путешествия» отвечает на вопросы, выбранные самой командой.  Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если дан ответ не полный – 0,5 балла. Другие команды имеют право дать ответ, если играющая команда не дает ответа или он не полный.

Ход мероприятия.

На экран выводится слайд с изображением карты Древнего Востока.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по Древнему Востоку! Мы снова побываем с вами у древних египтян, посетим Израильское царство, заглянем в древний финикийский город Тир, а завершим путешествие в Древнем Двуречье. Чтобы снова оказаться в этих местах, каждой команде необходимо будет вспомнить древнюю  историю этих стран и народов  и ответить на вопросы.

Давайте пожелаем друг другу счастливого путешествия!

И начальный пункт нашего путешествия Древний Египет.

На карте подчеркивается название столицы древнего Египта г. Мемфис и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Это растение произрастало в Египте по берегам  реки Нил.

Как называется это растение и как его использовали египтяне? (Ответ: это папирус – высокий тростник. Использовался для постройки домов, для крыш, изготавливались циновки на пол, а также для изготовления материала для письма – папируса)

2. Это сооружение можно было увидеть на берегу  реки Нил.

Как называется это сооружение и для чего его использовали египтяне? (Ответ: это шадуф – приспособление для полива садов и огородов, куда не доходила вода во время разливов Нила)

3. Египетское войско выступило в военный поход.

Из каких частей состояло войско фараона и какой металл использовали египтяне для изготовления оружия? (Ответ: отряды египетской армии формировались из лучников, копейщиков и боевых колесниц. Наконечники копий, кинжалы и боевые топорики изготавливались из бронзы – сплава меди с оловом).

4. Это грандиозное сооружение – единственное из сохранившихся семи чудес света.

Что это за сооружение и для чего строились в Египте такие сооружения? (Ответ: это пирамиды, которые строились для погребения фараонов).

А сейчас мы отправляемся в столицу Израильского царства г. Иерусалим. Израильское царство.

На карте подчеркивается название столицы Израильского царства  г. Иерусалим и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Как назывался древний город, стены которого, согласно сказанию, рухнули от звуков военных труб израильтян?

Подсказка: ОХИНЕИР (Ответ: Иерихон)

2. Как звали филистимлянского богатыря с которым вышел сразиться будущий царь Израиля – юный Давид?

Подсказка: ЛАФИГО (Ответ: Голиаф)

3. Как звали этого героя библейских сказаний, чья великая сила была в его длинных волосах?

Подсказка: СОНАМС (Ответ: Самсон)

4. Как звали царя Израиля, славившегося богатством и мудростью?

Подсказка: НОЛОСОМ (Ответ: Соломон)

Наша следующая остановка в древнем финикийском городе Тир. Древняя Финикия.

На карте подчеркивается название г. Тир и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Одно из занятий жителей Финикии – торговля.

Что могли предлагать для продажи сами финикийцы? (Ответ: финикийские торговцы предлагали для продажи - оливковое масло, бревна из ливанского кедра, пурпурные ткани, вино, стеклянные бусы и сосуды).

2. Некоторые буквы финикийского алфавита.

В чем было преимущество финикийского алфавита перед письменностью Египта? (Ответ: в египетском письме было более 700 иероглифов, а финикийский алфавит состоял всего  из 22 букв, которые запомнить было легче).

3. Владения финикийцев располагались на восточном побережье Средиземного моря, но финикийцам принадлежали и другие берега Средиземного моря.

Почему? (Ответ: для ведения торговли финикийцы основывали поселения в тех краях, где они постоянно бывали. Такие поселения стали называться колониями и располагались они по берегам Средиземного моря).

4. В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Название же Финикия придумали греки. Это они дали жителям Библа, Тира, Сидона прозвище «финикийцы», что по-гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в лилово-красный цвет».

Чем можно объяснить такое прозвище? (Ответ: финикийцы на дне моря находили особые раковины и из улиток добывали пурпурную, т.е. лилово-красную  краску. По названию этой краски древние греки и стали так называть эту территорию).

А сейчас наш путь в Древнее Двуречье и первая страна на нашем пути – Вавилонское царство и мы в его столице г. Вавилоне. Вавилонское царство.

На карте подчеркивается название г. Вавилон и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Вавилонское царство располагалось в Двуречье.

Какое второе название имеет эта территория? Почему она так называется? (Ответ: Двуречье по другому называется Междуречье, а называется эта территория так потому, что расположена она между двумя реками – Тигр и Евфрат).

2. Этот предмет был найден при раскопках в Вавилоне. (На слайде изображение глиняной таблички).

Что это? Почему именно на территории древнего  Двуречья его можно было найти? (Ответ: это глиняная табличка, на которой писали клинописью жители городов  Древнего Двуречья. Глина – это основной материал, который использовали жители Двуречья как для строительства, так и для изготовления материала для письма. Глина оставалась на берегах после бурных разливов рек Тигр и Евфрат).

3. В Вавилоне при самом могущественном царе Хаммурапи появились законы о преступлениях. А потом возникло выражение «око за око, зуб за зуб».

Объясните, почему могло возникнуть это выражение? (Ответ: в Вавилонском царстве, в соответствии с законами царя Хаммурапи обычно заставляли испытать то же самое, что они причиняли жертве. В законах прямо было записано: «Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб»).

4. В Вавилоне как и в других городах Двуречья возвышались высокие ступенчатые башни.

Для чего они строились? (Ответ: это были храмы богов, на вершине находилось святилище бога. Подниматься туда могли только жрецы, где они, как верили жители Двуречья, беседовали с богами. Жрецы на этих башнях также вели наблюдения за движением Солнца и Луны, за звездами).

 

И завершим мы наше путешествие в г. Ниневия – городе львов, как называли этот город жители Ассирийской державы. Ассирийская держава.

На карте подчеркивается название г. Ниневия и появляются 4 разноцветных круга с номерами вопросов. Команды по очереди выбирают номер вопроса, кружок-кнопка активируется и на экране появляется выбранный вопрос. Каждый вопрос сопровождается иллюстрацией.

1. Армия ассирийских царей была самой  сильной в мире.

Почему? (Ответ: армия ассирийских царей была самой сильной потому, что ассирийские воины первыми имели оружие, изготовленное их железа – мечи и боевые топорики. Они также первыми стали использовать конницу, тараны, которыми они разрушали крепостные стены).

2. Столицу Ассирии город Ниневия в древности называли «городом крови».

Почему? (Ответ: в завоеванных странах ассирийцы устраивали массовые казни, уводили в плен целые народы, все, что было ценного увозили к себе в Ниневию. Ассирийские художники любили изображать писцов, считающих угнанный скот и отрубленные головы вражеских воинов. Поэтому жители покоренных стран называли столицу Ассирийской державы логовищем львов и городом крови).

3. Известно, что во время захвата Ниневии сгорел царский дворец вместе с библиотекой царя Ашшурбанапала. Но  книги уцелели.

Почему? Какие книги находились в его библиотеке? (Ответ: эти книги были написаны на глиняных табличках, а в огне глина становится еще прочнее. В библиотеке Ашшурбанапала хранились ассирийские и вавилонские мифы, восхваления богов, сочинения мудрецов).

4. Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства  и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне.

Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы? (Ответ: нет, не мог. Столица Ассирии г. Ниневия была захвачена в результате восстания вавилонян в 612 г. до н.э., а вавилонский царь Хаммурапи жил раньше – в 1792-1750 гг. до н.э.).

Заключительное слово учителя: Вот и закончилось наше путешествие! Оно было не легким, но интересным! А вам оно понравилось? (Ребята оценивают свою работу в командах и мероприятие в целом).

А теперь подведем итоги!

Использованная литература:

1.   История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений /А.А.            Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – Просвещение, 2011.

2.   Детская Библия. – Институт перевода Библии, 1991.

3.   Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. – ООО «Кирилл и Мефодий», 2008.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Древний Восток 1 2 4 3 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Слайд 2

Древний Египет Это растение произрастало в Египте по берегам реки Нил. Как называется это растение и как его использовали египтяне?

Слайд 3

Древний Египет Это сооружение можно было увидеть на берегу реки Нил. Как называется это сооружение и для чего его использовали египтяне?

Слайд 4

Древний Египет Египетское войско выступило в военный поход. Из каких частей состояло войско фараона и какой металл использовали египтяне для изготовления оружия?

Слайд 5

Древний Египет Это грандиозное сооружение – единственное из сохранившихся семи чудес света. Что это за сооружение и для чего строились в Египте такие сооружения?

Слайд 6

Израильское царство Как назывался древний город, стены которого, согласно сказанию, рухнули от звуков военных труб израильтян? ОХИНЕИР Подсказка

Слайд 7

Израильское царство Как звали филистимлянского богатыря с которым вышел сразиться будущий царь Израиля – юный Давид? ЛАФИГО Подсказка

Слайд 8

Израильское царство Как звали этого героя библейских сказаний, чья великая сила была в его длинных волосах? СОНАМС Подсказка

Слайд 9

Израильское царство Как звали царя Израиля, славившегося богатством и мудростью? НОЛОСОМ Подсказка

Слайд 10

Финикия Одно из занятий жителей Финикии – торговля. Что могли предлагать для продажи сами финикийцы?

Слайд 11

Финикия Некоторые буквы финикийского алфавита. В чем было преимущество финикийского алфавита перед письменностью Египта?

Слайд 12

Финикия Владения финикийцев располагались на восточном побережье Средиземного моря, но финикийцам принадлежали и другие берега Средиземного моря. Почему?

Слайд 13

В древности Финикия была частью обширной области, называемой Ханаан. Название же Финикия придумали греки. Это они дали жителям Библа, Тира, Сидона прозвище «финикийцы», что по гречески означает «красноватые», или, точнее, «красящие в лилово-красный цвет». Чем можно объяснить такое прозвище?

Слайд 14

Вавилонское царство Вавилонское царство располагалось в Двуречье . Какое второе название имеет эта территория? Почему она так называется?

Слайд 15

Вавилонское царство Этот предмет был найден при раскопках в Вавилоне. Что это? Почему именно на территории древнего Двуречья его можно было найти?

Слайд 16

Вавилонское царство В Вавилоне при самом могущественном царе Хаммурапи появились законы о преступлениях. А потом возникло выражение «око за око, зуб за зуб». Объясните, почему могло возникнуть это выражение?

Слайд 17

Вавилонское царство В Вавилоне как и в других городах Двуречья возвышались высокие ступенчатые башни. Для чего они строились?

Слайд 18

Ассирийская держава Армия ассирийских царей была самой сильной в мире. Почему?

Слайд 19

Ассирийская держава Столицу Ассирии город Ниневия в древности называли «городом крови». Почему?

Слайд 20

Ассирийская держава Известно, что во время захвата Ниневии сгорел царский дворец вместе с библиотекой царя Ашшурбанапала . Но книги уцелели. Почему? Какие книги находились в его библиотеке?

Слайд 21

Ассирийская держава Известно, что главную роль в гибели Ассирийского царства и разрушении Ниневии сыграли вавилоняне. Мог ли вавилонский царь Хаммурапи участвовать в празднике по случаю этой победы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Внеклассное мероприятие по биологии 6 класс" Путешествие в мир здоровья"

Можно использовать на уроках биологии и классном часе в 5 - 6 классах....

Внеклассное мероприятие для учащихся 6 классов "Путешествие на планету Нептун"

Данный материал можно использовать при проведении нестандартного урока в конце учебного года  при повторении  курса математики 6 класса или как внеклассное мероприятие.  При использован...

Внеклассное мероприятие для 6-7 классов "Путешествие в город Толерантность"

Данное мероприятие преследует следующие цели:·         Познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности.  Способст...

Внеклассное мероприятие в 8-а классе Путешествие по стране «Здоровье»

          Воспитательные задачи: 1.    Формировать культуру здоровья учеников.2.    Развивать чувство товари...

Внеклассное мероприятие по математике 5 класс "Путешествие в страну сказок"

Внеклассное мероприятие по математике 5 класс "Путешествие в страну сказок"...