Урок истории "Русское зарубежье 20-30 годы"
план-конспект урока по истории (11 класс) на тему

Базарова Лхамажап Содбоевна

Урок-панорама, историко-литературный альманах «Русское Зарубежье 20-30 гг. ХХ века в контексте мировой истории». Вы познакомитесь с сообщениями о писателях, философах, поэтах, художниках, музыкантах, оказавшихся в 20-30 гг. в эмиграции. Быть вне России, но думать, писать о ней – нет горше доли для русского писателя. Небывало сложными путями шла русская литература ХХ века началось манящим Серебряным веком русской культуры. Обнадеживший с самого начала великолепным цветением, век этот был почти сразу же надломлен: с первых лет его сотрясали одна за другой революции, войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: «РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ»

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: урок-панорама, историко-литературный альманах

Оборудование урока:

• Мультимедийные учебные карты «Европа в первой половине ХХ века», «Европа во второй половине ХХ века»;

• портреты: И.А.Бунина, Н.А.Бердяева, Ф.И.Шаляпина, А.Вертинского, К.Бальмонта, В.Набокова, И.Северянина, и других деятелей русского зарубежья;

• музыкальное сопровождение –2 концерт Рахманинова, песня в исполнении А.Вертинского «Ваши пальцы пахнут ладаном», романс Ф. Шаляпина «Сомнения»;

• репродукции картин М.Шагала, В.Кандинского;

• ТСО: компьютер, мультимедийный проектор с экраном.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- создание условий для обобщения знаний учащихся о русской культуре начала ХХ века;

- формирование у учащихся интереса к своей истории, представлений о сложности историко-литературного процесса начала ХХ века, об особенностях развития литературы, о неоднозначности трактовки творчества деятелей Русского Зарубежья;

- помочь учащимся осознать роль творчества русской эмиграции «первой волны» для культурного Возрождения России;

- воспитание любви к Родине, чувства патриотизма, нравственных качеств, интереса к историческому прошлому, уважения к памяти предшествующих поколений;

- развитие речи, культуры общения, навыков публичного выступления

- развитие у школьников помимо общеобразовательных, новые информационные компетенции.

ХОД УРОКА:

1.Вступительное беседа учителя- мотивация к уроку: Перед вами картина Верещагина «Апофеоз войны», какие ассоциации вызывает у вас данная картина?

Учащиеся высказываются по теме войны, гибели и разрушениях, которых она несет.

Учитель: Сегодня мы будем говорить о теме культуры, о созидании, а не – разрушении, ведь человеку свойственно должно быть созидание, преображение, красота.

Наш сегодняшний урок не простой обычный урок, а урок-панорама, историко-литературный альманах «Русское Зарубежье 20-30 гг. ХХ века в контексте мировой истории».  

Вы познакомитесь с сообщениями о писателях, философах, поэтах, художниках, музыкантах, оказавшихся в 20-30 гг. в эмиграции.

Конечно, охватить всех деятелей русского зарубежья мы не сможем, слишком многочисленен этот пласт эмигрантской культуры.

Уже скоро вам предстоит стать студентами ВУЗов, в которых основным методом работы является лекция. Поэтому одной из целей урока является научиться или закрепить умение слушать лекционный материал, выделять в нем главные мысли, обобщать и делать выводы.  

УЧИТЕЛЬ истории – Задание на уроке:

-составить историко-литературный комментарий к одной из страниц альманаха. Ваша письменная работа по своему жанру будет являться сочинением в форме эссе.

- составить таблицу «Три волны эмиграции»;

- написать конспект лекции.

На экран проецируется ПЛАН мини- сочинения:

1.Исторические условия творчества (писателя, поэта и т.д.)

2. Личные впечатления от услышанного в ходе урока, обоснование выбора темы.

3. Отражение темы Родины в творчестве.

4. Художественные особенности и своеобразие творчества.

5. Выводы (влияние исторической обстановки на творчество).

Эпиграфом к нашему уроку являются слова из стихотворения И.А.Бунина «Изгнание». Послушайте его. (один из учеников читает стихотворение).

Звучит 2 концерт Рахманинова. На фоне музыки выходят ведущие Олеся и Алеша .

Ведущая: Нет числа русским трагедиям века нынешнего, чей белый плат надежд был изорван на братоубийственных ветрах. Все потери сполна оплаканы, осознаны?

 Быть вне России, но думать, писать о ней – нет горше доли для русского писателя. Вырвутся тягостным выходом строки – они больше, чем поэзия, они исповедывают уже перед самим Господом. Такие стихи и есть, как у Бунина, «боль крестных ран».

Ведущий: Небывало сложными путями шла русская литература ХХ века началось манящим Серебряным веком русской культуры. Обнадеживший с самого начала великолепным цветением, век этот был почти сразу же надломлен: с первых лет его сотрясали одна за другой революции, войны.

Ведущая: С большим опозданием, заплатив за позднее прозрение неслыханно дорогую цену – погубленными писательскими жизнями, сломанными судьбами, – мы начали в конце века с трудом связывать разорванное и рассеченное историей.

Ведущий: В годы революции и гражданской войны из России ушло в изгнание, рассеявшись по всему миру, около трех миллионов человек, в том числе множество людей образованных. Во многих случаях это была русская культурная элита: крупные писатели, художники, артисты, музыканты, артисты, известные ученые, философы, видные инженеры, экономисты, кооператоры. Особенно памятной как знак культурной беды была высылка «инакомыслящих» в 1922 году. Во внесудебном порядке, «по постановлению государственного политического управления, - как было сказано в опубликованной в «Правде» статье с красноречивым названием «первое предупреждение», - наиболее активные контрреволюционные элементы из среды профессуры, врачей, агрономов, литераторов высылаются частью в северные губернии России, частью за границу..» Среди высланных за границу были философы Н.А.Бердяев, И.А. Ильин, литераторы Ю.А.Айхенвальд, М.А. Осоргин и многие другие. В списках на высылку были В.Ходасевич и Е.Замятин. Как писал впоследствии Н.Бердяев, он «был выслан из своей родины не по политическим, а по идеологическим причинам». «Я не хотел эмигрировать,- признавался Бердяев, - у меня было отталкивание от эмиграции…»

В сущности это была крупнейшая «утечка мозгов» в нашей истории. Она нанесла сильнейший удар национальной культуре.

Не ужился с новой властью даже М.Горький (хотя его эмиграция была замаскирована словами о выезде на лечение).

География рассеяния русских эмигрантов – литераторов оказалась необычайно широкой. Главные «гнезда» эмиграции были до Второй мировой войны в Центральной Европе (Берлин, Прага, Белград, София, а более всего Париж), в Прибалтике (Рига и Таллинн), на Востоке (Харбин и Шанхай). Крупнейшим центром русской литературы многие годы была Франция, где к началу 30 годов находилось около полумиллиона русских.

Ведущая: Русская культурная эмиграция шла тремя волнами.

Первая из них – самая внушительная и принципиально значительная для облика русской литературы в изгнании – относится к 1917-1923 гг. Вне России оказались А.Аверченко, Л.Андреев, К.Бальмонт, Андрей Белый, И.Бунин, М.Горький, Б.Зайцев, Георгий Иванов, А.Куприн, Д.Мережковский, В.Набоков, М. Осоргин, А.Ремизов, И.Северянин, А.Н.Толстой, Н.Тэффи, В.Ходасевич, М.Цветаева, Саша Черный, И.Шмелев и многие другие.

Вторая эмиграция, тоже в значительной степени вынужденная, относится ко времени Великой Отечественной войны, когда с оккупированных территорий СССР были вывезены или выехали добровольно, сначала в Германию, а затем рассеялись по всему миру так называемые «перемещенные лица». Среди литераторов «второй половины» наиболее известен поэт И.Елагин.

«Третья волна» эмиграции, приходящаяся на 60—80 годы имеет свою, специфическую предысторию. Время «оттепели» разбудило ожидания, во многом наивные и замещенные на «чистом» революционном энтузиазме. Однако шаг за шагом жизнь все более и более разочаровывала в этих ожиданиях: кампания против Пастернака, погромы художественных выставок, арест «органами» рукописей В.Гроссмана, травля «Нового мира», процессы над И.Бродским, А.Синявским и Ю. Даниэлем, а особенно – жестокие преследования А. Солженицына и т.д. Многие литераторы в те годы активно в «правозащитное» движение, стали «диссидентами».

Вскоре началась прямая эмиграция. За границу уехали В. Аксенов, И.Бродский, Г.Владимов, В.Войнович, А.Галич, Н.Коржавин, В.Максимов, В.Некрасов; принудительному «выдворению» был подвергнут А.Солженицын.

Но вернемся к разговору о «первой волне» русской эмиграции, как мы уже говорили, самой внушительной и дающей достаточно полное представление о литературе русского Зарубежья.

Ведущий: В чем же своеобразие литературы русского зарубежья? Дано ли было ей сказать свое слово о России?

Расставание с Отечеством нелегко давалось русским писателям. Оставленная Россия была для них как цветущий и плодоносящий сад, как весенний дух, как большой обжитый дом.

Литература русского зарубежья стала разрабатывать свою главную тему – восстановление образа России, сохраняющего ее неповторимые приметы, ее духовные ценности.

Ведущая: Открываем первую страницу нашего альманаха «Писатели и философы Русского Зарубежья».

Ведущий: И начинаем мы с Ивана Алексеевича Бунина, который был признанным классиком литературы, ее первым Нобелевским лауреатом. Рассказ о Бунине.

Ведущий: Помимо Бунина, Зайцева, Михаила Ремизова в литературе русского Зарубежья существовало еще немало значительных писателей. Достаточно назвать Дмитрия Мережковского, который был кандидатом на Нобелевскую премию.

Ведущая: Одним из авторитетных мыслителей серебряного века является российских религиозный философ Николай Александрович Бердяев. Смысл истории, по Бердяеву, мистически постигается в мире свободного духа, за пределами исторического времени.

 Рассказ о Бердяеве.

Ведущий: открываем вторую страницу альманаха, посвященную поэтам Русского Зарубежья.

Ведущая: « Нет дня, когда бы я не порывался вернуться. И когда мне говорят, что той России, которую я люблю, которую я целую жизнь любил, все равно сейчас нет, мне эти слова не кажутся убедительными. Россия всегда есть Россия». Эти слова из воспоминаний К.Бальмонта.

Рассказ о Бальмонте, стих «Здесь и там».

Ведущий: Они писали только о России. Говорят, что если все время смотреть на раны – они не заживают. Такой незаживающей раной для них была память об утраченной родине. Следующая страница нашего альманаха посвящена художникам русского зарубежья.

Ведущая: Навсегда покидает в 1922 году Россию художник Марк Шагал. Но, как писал его биограф Майер, «отъезд на Запад не означал внутреннего разрыва с родиной. Десятки лет спустя Шагал продолжал ощущать себя таким же близким России, как в день отъезда».

Рассказ о Шагале. Показ репродукций картин через проектор.

Ведущий: Завершает наш альманах страница, посвященная музыкантам и исполнителям русского Зарубежья.

Ведущая: «Вас нельзя ни спрятать, ни прогнать. Надо жить – не надо вспоминать» выпевал свою и общую ностальгию, разъезжая по чужим градам и весям, талантливый поэт и исполнитель собственных романсов А.Н.Вертинский, в творчестве которого неослабно живы думы о Родине.

Ведущий: (на фоне романса «Сомнения»). Заканчивается наш историко-литературный альманах рассказом о выдающемся русском певце, басе – Федоре Ивановиче Шаляпине

Рассказ о Шаляпине. Затем звучит романс «Сомнение» в исполнении Ф. Шаляпина.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ Уроки истории оказались суровыми. То, что видели вынужденные эмигранты со стороны, было незаметно изнутри страны, а если и замечалось, то, открыто высказать свое мнение было практически без последствий для себя невозможно. Поэтому сегодня мы заново открываем для себя новые грани творчества наших соотечественников, стараясь извлечь уроки для себя, понять их, ведь они обращались в своих произведениях к нам – своим потомкам.

Вы прослушали и просмотрели материал альманаха. Ответьте на вопрос: - В чем заключается влияние исторической обстановки 20-30 гг. на творчество деятелей русского зарубежья?

1. Не было бы революции, гражданской войны, вообще не было бы

 -понятия русское зарубежье;

- насильственного изгнания,

-  «утечки мозгов»;

Про ценности…. Взрыв в Домодедово!!

Заключительное слово.

В заключение я хочу привести слова Ивана Шмелёва (тоже писателя-эмигранта) «Из писем о России». «Думайте о России, знайте о ней. Познавайте и смрадную, нагноище её. Набирайтесь знаний, готовьте себя к работе: школьной, учебной, всякой, какая кому по склонностям и силам. Но прежде всего: живую человеческую душу в себе храните, чтобы творить с любовью. Вашему поколению выпадает великая работа – освящать, очищать Россию. От вас зависит величайшее дело духовного возрождения нового поколения России».

Теперь звучит романс «Я встретил вас» в исполнении ученика.

 Приложение 1

Иван Бунин

Изгнание

Темнеют, свищут сумерки в пустыне.

              Поля и океан...

Кто утолит в пустыне, на чужбине

              Боль крестных ран?

Гляжу вперед, на черное Распятье

              Среди дорог -

И простирает скорбные объятья

              Почивший Бог. Бретань. 1920



Предварительный просмотр:

ПЛАН мини- сочинения:

1.Исторические условия творчества (писателя, поэта и т.д.)

2. Личные впечатления от услышанного в ходе урока, обоснование выбора темы.

3. Отражение темы Родины в творчестве.

4. Художественные особенности и своеобразие творчества.

5. Выводы (влияние исторической обстановки на творчество).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Апофеоз войны

Слайд 2

Шэнэхэнские буряты

Слайд 3

« Иностранный гражданин и лицо без гражданства должны владеть русским языком. Для чего лица, имеющие иное гражданство и не обучавшиеся на территории СССР до 91 года и на территории России после 91 года, должны получить сертификат о знании русского языка».

Слайд 4

Дэмидэ, солистка театра песни и танца «Байкал»: «Прабабушка, прадедушка, все отсюда. Большинство шэнэхэнских бурят, которые живут в Китае, хотят приехать сюда. Говорят, Бурятия – это наша родина Шэнэхэнские буряты надеялись услышать, что для них требования для получения гражданства будут упрощены. Но им дали понять, что закон для всех един. Не стала Бурятия участвовать и в программе по возвращению из-за рубежа соотечественников, которую приняли 14 субъектов России.

Слайд 5

«РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ 20-30 ГОДОВ ХХ ВЕКА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ИСТОРИИ» Урок в 11 классе Базарова Л. С.

Слайд 6

Альманахом называется сборник литературно-художественных произведений различного содержания. Комментарий – объяснение, толкование к какому-нибудь тексту (сочинения Пушкина с комментариями), рассуждения, пояснительные и критические замечания о чём-нибудь.

Слайд 7

Задание классу: Составить историческое эссе Составить таблицу «Три волны эмиграции» Записать кратко содержание лекции

Слайд 8

ПЛАН мини- сочинения: 1.Исторические условия творчества (писателя, поэта и т.д.) 2. Личные впечатления от услышанного в ходе урока, обоснование выбора темы. 3. Отражение темы Родины в творчестве. 4. Художественные особенности и своеобразие творчества. 5. Выводы (влияние исторической обстановки на творчество).

Слайд 9

Рахманинов Сергей Васильевич(1 апреля (20 марта) 1873(18730320)—28 марта 1943)

Слайд 10

Иван Бунин Изгнание Темнеют, свищут сумерки в пустыне. Поля и океан... Кто утолит в пустыне, на чужбине Боль крестных ран? Гляжу вперед, на черное Распятье Среди дорог - И простирает скорбные объятья Почивший Бог. Бретань. 1920

Слайд 11

Владимир Набоков К России. Отвяжись, я тебя умоляю! Вечер страшен, гул жизни затих. Я беспомощен. Я умираю от слепых наплываний твоих. Тот, кто вольно отчизну покинул, волен выть на вершинах о ней, но теперь я спустился в долину, и теперь приближаться не смей. Навсегда я готов затаиться и без имени жить. Я готов, чтоб с тобой и во снах не сходиться, отказаться от всяческих снов; обескровить себя, искалечить, не касаться любимейших книг, променять на любое наречье все, что есть у меня,- мой язык. Но зато, о Россия, сквозь слезы, сквозь траву двух несмежных могил, сквозь дрожащие пятна березы, сквозь все то, чем я смолоду жил, дорогими слепыми глазами не смотри на меня, пожалей, не ищи в этой угольной яме, не нащупывай жизни моей! Ибо годы прошли и столетья, и за горе, за муку, за стыд,- поздно, поздно!- никто не ответит, и душа никому не простит.

Слайд 12

Николай Бердяев

Слайд 14

ЗДЕСЬ И ТАМ О. Бальмонт Здесь гулкий Париж и повторны погудки, Хотя и на новый, но ведомый лад. А там на черте бочагов - незабудки, И в чаще - давнишний алкаемый клад. Здесь вихри и рокоты слова и славы, Но душами правит летучая мышь. Там в пряном цветенье болотные травы, Безбрежное поле, бездонная тишь. Здесь в близком и в точном - расчисленный разум, Чуть глянут провалы, он шепчет: "Засыпь". Там стебли дурмана с их ядом и сглазом, И стонет в болотах зловещая выпь. Здесь вежливо холодны к бесу и к богу, И путь по земным направляют звездам. Молю тебя, вышний, построй мне дорогу, Чтоб быть мне хоть мертвым в желаемом там.

Слайд 15

Вопросы классу: В чем заключается влияние исторической обстановки 20-30 годов на творчество деятелей русского зарубежья?

Слайд 16

«Думайте о России, знайте о ней…От вас зависит величайщее дело духовного возрождения нового поколения России» Иван шмелев

Слайд 17

Домашне задание: Написать эссе Сравнительный анализ текста параграфа 20 УМК Н. В. Загладина «История России» с лекцией урока;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие по теме "Времена года"

Ф.И.О. участника:     Филиппова Лилия Николаевна...

Урок-конкурс "Подготовка к Новому Году"

Отражены приемы организации самостоятельной творческой работы учащихся...

Урок "Политический режим 30-х годов в СССР"

Данный урок- исследовательское моделирование проводится мной с 2004 года, в классах разного уровня. Потрясающая атмосфера на уроке  Это погружение в эпоху 30-х годов позволяет на основе личностно...

Урок в 3 классе "Времена года и месяцы"

Урок в 3 классе по УМК М.З Биболетовой (урок №37) представлен конспектом урока и презентацией....

Урок по теме "Война двенадцатого года"

Урок истории посвящен Отечественной войне 1812 года. Желательно провести двухчасовой урок....

Урок литературы "Изображение войны 1812 года в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Отечественная война 1812 года – кульминационный центр романа: она сломала прежние условия жизни, разрушила, хотя бы временно, социальные перегородки, выдвинула на передний край главную силу исто...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...