Выступление на Педагогических чтениях о воспитании патриота, гражданина, используя разные образовательные технологии
методическая разработка по истории (6, 7, 8, 9 класс) на тему

Шлендова Майя Александровна
(Тезисы) Выступление на педагогических чтениях (май 2015 год)секция №4 Шлендова М.А. ГБОУ СОШ №422 Кронштадт Духовно-нравственное воспитание - очень важная составляющая часть образовательного процесса, цель которой сохранение духовно-нравственного здоровья нации. Отсюда задачи, которые определены в учебных программах на 2014-2015 уч. год изучения истории родного края для учащихся 3-4-х , 5-7- х и 8-9-х классов. Задачи: научить жить в коллективе людей, любить свою Родину, уважать нравственные нормы христианской морали. Развивать интерес к национальным культурным традициям, к родному языку и литературе. Научить анализировать художественные произведения, делать собственные выводы. А для выполнения этих задач необходимо создать условия при которых каждый ученик смог бы , полученные знания, применить на практике. Главная идея: формировать у юного поколения позитивное, бережливое отношение к культурному наследию своего народа. Основные понятия: Нравственность — происходит от корня «нрав». В словарь русского языка попало в XVIII столетии и употреблялось наряду со словами «этика» и «мораль» как синоним. Н.— есть принятие на себя ответственности за свои поступки, внутренняя установка действовать согласно своей совести. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. П. предполагает гордость достижениями своей Родины, желание сохранять её культурные особенности, стремление защищать интересы Родины . Родина — Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность. Место, откуда произошли предки, корни человека. Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось. Тонкое умение сострадать и приходить на помощь. Это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения. Отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека. Актуальность духовно-нравственного воспитание подрастающего поколения объясняется негативными проявлениями в обществе: • низкий уровень доверия общества к власти и друг к другу; • отсутствие преемственности поколений; • недостаточность патриотического, гражданственного самосознания; • рост национализма, ксенофобии; • снижение ценности производительного труда, творчества, образования; • усиление миграции; снижение семейных ценностей; • ослабление физического, социального, психического здоровья общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shlendova_m.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

 Выступление на педагогических чтениях (май 2015 год)секция №4

Шлендова М.А. ГБОУ СОШ №422 Кронштадт (Тезисы)

Духовно-нравственное воспитание - очень важная составляющая часть образовательного процесса, цель которой сохранение духовно-нравственного здоровья нации.

Отсюда задачи, которые определены в  учебных программах на 2014-2015 уч. год  изучения истории родного края для учащихся 3-4-х , 5-7- х и 8-9-х классов.

Задачи: научить  жить в коллективе людей, любить свою Родину, уважать нравственные нормы христианской морали. Развивать интерес  к национальным культурным традициям, к родному языку и литературе. Научить анализировать художественные произведения, делать собственные выводы.  

А для выполнения этих задач необходимо создать условия  при которых  каждый  ученик смог бы , полученные знания, применить  на практике.

Главная идея: формировать у юного поколения позитивное, бережливое отношение к  культурному наследию  своего народа.

Основные понятия: Нравственность — происходит от корня «нрав».  В словарь русского языка попало в XVIII столетии и употреблялось наряду со словами «этика» и «мораль» как синоним. Н.— есть принятие на себя ответственности за свои поступки, внутренняя установка  действовать согласно своей совести.

Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, это любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. П. предполагает гордость достижениями своей Родины, желание сохранять её культурные особенности, стремление защищать интересы Родины .

Родина —  Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою духовную сопричастность. Место, откуда произошли предки, корни человека.

  Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось. Тонкое умение сострадать и приходить на помощь. Это образованность, нравственная чистота и цельность мировоззрения. Отсутствие корыстности в мыслях, словах и поступках человека.

Актуальность духовно-нравственного воспитание подрастающего поколения  объясняется негативными  проявлениями  в обществе:

  • низкий уровень доверия общества к власти и друг к другу;
  • отсутствие преемственности поколений;
  • недостаточность патриотического, гражданственного самосознания;
  • рост национализма, ксенофобии;
  • снижение ценности производительного труда, творчества, образования;
  • усиление миграции; снижение семейных ценностей;
  • ослабление физического, социального, психического здоровья общества

"Наша молодёжь любит роскошь, она плохо воспитана, насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говорят, они очень плохие" Сократ 380 г до н.э. (25 веков тому назад, а ведь как актуально сегодня! ).

Это проблемы внутри самого  общества  и решить их можно только совместными усилиями семьи, общества, власти в комплексе разнообразных  педагогических методов, форм и приёмов воспитательного воздействия.

Перед началом учебного года учителю предстоит трудная задача:  отобрать  учебный материал  по возрастному  принципу, определить формы и методы работы на основании  требований ФГОС, учесть технические возможности школы, родительскую общественность и спланировать мероприятия по предмету.

Школа имеет музей,  при музее работает клуб краеведов- это отличная возможность учителям - предметникам и классным руководителям  планировать уроки и внеклассные работу на базе музея.

 

Формы и методы совместной работы по духовно-нравственному воспитанию

I.Музейный урок

Цель - воспитание гордости за героическое прошлое Кронштадта, познание значимости роли крепости Кронштадт в защите Ленинграда.

 1. Традиционно 1 сентября в музее школы для учащихся 4-5-х классов проводится  урок "Моя малая Родина".

В плане урока:

-  музыкально-литературная композиция "Кронштадт- город воинской славы" ;

 - путешествие по карте города"Памятники войны";

 -  рассказ о фортах "Огневой щит Ленинграда" с показом презентации;

 -  просмотр в/ролика "Мы -петербуржцы"

 - викторина " Что я узнал о Кронштадте"

 - песня о городе -герое Ленинграде  исполняют все краеведы и слушатели

 - награждение победителей викторины и поздравление с началом нового учебного года.

На уроке дети получили новые знания о городе, познакомились с настенной картой города и попутешествовали по фортам и улицам Кронштадта.

2. Первая половина сентября. Проводится формирование групп 3-4 х классов  по проектной деятельности на базе музея.

 Цель: воспитание интереса к героическому прошлому родного города, знакомство с жизнью и деятельностью ПетраI

 Для занятия подобраны карты острова Котлин (VI век, XVI век, 1721 г., 1742, 2015 г. Раздаточный материал.

- Рассказ об острове в разные периоды истории Сопоставьте карты острова.

-Мифы и легенды ( Об Андрее Первозванном, о  новгородском старосте  Пелгусии, о князьях Борисе и Глебе, сродниках князя Александра, о битве на Неве (1240 г)

 Дети  выбирают  темы для проектной деятельности по истории города.

3. Как  и кто строил крепость?

 Игра "Что, где, когда? Брейн - -ринг.

4. Экспедиция в прошлое. Викторина. Приёмы поиска. Пропавшие памятники

 Перед ребятами демонстрируются экспонаты 18 века.

 Каждому ученику дана подсказка с текстом. Так, например,

 ядро петровского времени, гвоздь, телефон нач. 20 века

Задание: что здесь лишнее и почему  вы так считает?

 А знаете ли вы как эти экспонаты попали к нам в музей.

Рассказ учителя: "Вот какая история произошла с этими экспонатами..."

5. Урок-эстафета.  Передача ценностей от старших к младшим. Старшеклассники  (11 кл.) передают младшим краеведам письмо напутствие, а ребята 8 класса проводят для выпускников экскурсию по экспозиции музея, которую оценивают старшеклассники. На уроке присутствуют ветераны войны, военрук школы . В конце урока показ видеоролика  о работе экскурсоводов за последние 2 года и награждение актива музея.

6. Урок-экскурсия по местам боевой славы. Кронштадтское сражение

 У каждого участника карточка с вопросами по истории города.

 После экскурсии дети сдают карточки с ответами.

7. Игра "Путешествия по музейной выставке" Герои- балтийцы"

   Маршрутные листы у 3-х команд. Все залы музея оборудованы электронной техникой. На экранах викторины.

 Темы викторин : 1. Знаменитые кронштадтцы,2. Герои Балтики; 3. "Знание -сила"

8. Экскурсии для гостей (на английском языке)

9. Интервью с ветеранами. Запись на в/ролик (показ)

10. Исследовательский проект" Петровский док- техническое чудо 18 века(Коваль О.-8-м)

11. Вахта памяти. В течение  года  экскурсоводы готовят тематические экскурсии с показом презентаций и в/фильмов. Выходы в классы. Показ презентаций на темы:

 - Моя семья в годы войны

 - Фронтовые письма

 - Мой родной город;

 - Кронштадт. Война, Блокада;

 - История одного подвига;

 - Морская пехота

12. Герб Кронштадта. Аппликации. Викторина

13 Историческое ориентирование.

 Памятники войны на улицах Кронштадта (6-8 кл.)

14. На катере по фортам Кронштадта.

     Опускание венка в воды залива.

15. Встречи краеведов музеев школ города в СПБ

       Обмен опытом.

16. Экскурсии по фото выставке в школе:

   "Царская семья". Подготовка экскурсоводов 7-9 классов.

17. Задания мудрецов. Мудрость  - поиск  истины. (Щастный)

 18. Школьный дневник. Воспитание гордости за своих земляков.

Заключение: о формировании позитивных чувств  участников воспитательного процесса. Результативность работы: из 24 обучающихся участниками конкурсов, олимпиад разного уровня стали все 24 человека, из них - победителями районного уровня стали 20 человек, городского уровня - 7 человек, межрегионального : 3 человека

Стихотворение автора "Два  "я" во мне - борьба с собою"

 Вывод: "Конечная цель разумного воспитания:

- понимание окружающей среды;

- инстинкты к восприятию добра, стремление к идеалам правды;

- воспитание твёрдого характера и воли"  Н.И.Пирогов

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы Шлендовой М.А. Выступление на районной конференции. тема "Воспитание патриота, гражданина, формирование высоко-нравственной личности".

В данной презентации представлено выступление на педагогической конференции в 2016 году, тема которой затрагивала актуальный вопрос о воспитании патриота и гражданина.Обобщён опыт работы с учащимися 5...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

Выступление на педагогическом совете "Среда воспитания" - "Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа формирования личности", "Воспитание творчеством"

          Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсут...

Выступление на педагогических чтениях по теме: "Экологическое воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы"

Кратко изложены примеры экологического воспитания на уроках русского языка и литературы....

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи "Воспитание патриота, гражданина, человека"

Данная программа представлена на республиканский конкурс "За нравственный подвиг учителя" В номинации: «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания д...

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве».

Патриотическое воспитание обучающихся МОБУ «Центр образования» в рамках программы школы «Воспитание законопослушного гражданина в едином образовательном пространстве»....

Критерий 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов деятель.

4.1.1. Методическая деятельность в сфере образования4.1.2. Разработка электронных образовательных продуктов4.1.3.Повышение квалификации педагогов4.1.4. Проектирование уроков на основе применения образ...