5 класс: "Рим и Карфаген"
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

Троицкая Татьяна Викторовна

Уроки истории для 5 классов в рамках требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_rim_i_karfagen.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс                            Рим и Карфаген

Цель урока: формирование у обучающихся представления что Рим - сильнейшая держава Средиземноморья.

Задачи:
предметные: изучить причины, характер и ход  Пунических войн, показать их захватнический характер как со стороны Рима, так и со стороны Карфагена.
личностные:  формирование устойчивого познавательного интереса к предмету; развитие умения самооценки и взаимопроверки.
метапредметные:  формировать у учащихся умения работать по алгоритму; умение работать с различными источниками информации, учить делать выводы и обобщения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса к предмету.

Предметные УУД:
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, работа по алгоритму;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Метапредметные УУД:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- выработка умений работать с учебной информацией;
- готовность к сотрудничеству с одноклассниками;
- формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; умение делать выводы и давать оценку исторической личности;

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Используемые технологии:  обучение в сотрудничестве, ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

                                                       

                                                          ХОД УРОКА:

 

1. Орг. момент.

2. Проверка знаний – тестирование.

- С историей какого государства мы знакомимся на последних уроках?

- Вспомним, какие факты мы изучили, выполнив тестовые задания.

ТЕСТЫ ПО ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ

 1. Установи соответствие между понятиями и их значением

А. Консул         1. «Общее дело»

Б. Легион        2. Высшая должность в Римской республике

В. Республика        3. Высший орган власти в Римской республике

Г. Сенат        4.  Боевая единица римского войска

           

А

Б

В

Г

2. Установи соответствие между датами и событиями

А. 753 г. до н.э.        1. Установление республики в Риме

Б. 509 г. до н.э.        2. Война галлов и римлянами

В. 390 г. до н.э.        3. Основание Рима

Г. 265 г. до н.э.        4. Установление господства Рима над

            Италией

А

Б

В

Г

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

1.

А

Б

В

Г

2

4

1

3

2.

А

Б

В

Г

3

1

2

4

«5»: 8 баллов     «4»: 7 – 6 баллов     «3»: 5 – 4 баллов        «2» ≤ 4 балла

- Поменялись, проверяем. Оценки.

3. Изучение нового материала.

Просмотр видеофрагмента.  22.12 – 22.40.

- При просмотре видеофрагмента попробуйте сформулировать тему и цель нашего урока.

- Предположите, как складывались отношения между Римом и Карфагеном?

- К чему стремился Рим?

- К чему стремился Карфаген?

- Как сформулируем тему сегодняшнего урока? Какова будет цель нашего урока?

- Тема нашего урока сегодня: «Рим и Карфаген».

Мы познакомимся с тремя войнами между Римом и Карфагеном.  

План. 

1. Первая Пуническая война – 264 – 241 гг. до н.э.

2. Ганнибалова  война – 218 – 201 гг. до н.э.

- Переход через Альпы.

- Битва при Каннах.

- Битва при Заме.

3. Третья Пуническая война – 149 – 146 гг. до н.э.

А так же будем продолжать учиться разбирать военное событие по плану  и давать характеристику исторической личности по алгоритму.

- Я приготовила для вас рабочие листы, которые помогут нам в нашей работе. Посмотрите на них внимательно.

- Чего не хватает в таблице?

- По какому алгоритму мы изучаем войны?

1 война.

Работа с учебником.

Стр. 224 – 225, прочитайте первый пункт параграфа, проверьте правильность заполнения таблицы и заполните пропуски.

Проверяем.

- Почему войны называются Пуническими?  (Пуны – жители Карфагена. Войны – Пунические)

- Назовите дату 1 войны.

- В чем причина 1 войны?

- Где проходили основные сражения?

- Каков итог 1 войны между Римом и Карфагеном?

- Каким был характер этой войны?

2 война.

О второй войне между Римом и Карфагеном вам расскажут ваши одноклассники. Вы будете внимательно слушать их, и заполнять таблицу.

Материалы для учителя.

Карфаген, потеряв острова на Средиземном море, сохранил своё военное могущество и готовился к новой войне. Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое морское могущество в Западном Средиземноморье, а Рим естественно не хотел терять свое господство на Средиземном море.

Во главе армии Карфагена, находившейся в Испании, встал молодой и талантливый полководец - Ганнибал.

Обе стороны стали готовиться к войне.

-Предположите, куда римляне собирались направить одну армию и куда вторую? (В Испанию и Карфаген).

Но Ганнибал спутал все планы римлян. Он решил сам вторгнуться в Италию. Поход начался в 218 году до н.э.

Осенью 218 года до н.э. Ганнибал  подошёл к Альпам и приказал перейти через них.

Его войско ужаснулось, когда они увидели горы. Хороших дорог не было, на перевалах лежал снег. Целых 15 суток войско карабкалось вверх, потом спускалось вниз. Люди, животные срывались со скал. Но Ганнибал не щадил никого. Он хотел как можно скорее покинуть эти горы. Ведь здесь было холодно даже летом, а  стоял сентябрь. Он давал им несколько часов для сна, а потом снова двигались в путь. На привале оставались только обмороженные трупы людей и животных. Когда Ганнибал перешёл Альпы, то он потерял более половины своих воинов.

Когда они оказались в долине реки По, то Ганнибал встретил там племена галлов. ОН объявил им: « Мы воюем только  с римлянами, остальные народы – наши друзья!»

Галлы выдали Ганнибалу продовольствие и лошадей, вступили в его войско.

Первые столкновения с римскими воинами закончились победой Ганнибала. Единственным римским полководцем, который успешно противостоял Ганнибалу, был Квинт Фабий Максим. Он избегал крупных сражений, постоянно нападал на отдельные отряды Ганнибала. Римляне прозвали его Медлителем, а через несколько лет признали абсолютно правильным такое ведение войны.

Войско Ганнибала было измотано, Ганнибал понимал, что ему не взять хорошо укреплённый Рим,  и двинулся на юг страны.

Риму удалось собрать большое войско во главе с двумя консулами. Войско Рима настигло войска Ганнибала у города Канны, где состоялось сражение. Римское войско было разбито.  У римлян было 80 тысяч войска, а у Ганнибала только 40 тысяч. В чем же причина поражения Рима? В правильной постановке войска. Ганнибал выстроил своих воинов полумесяцем, причем выпуклой стороной полумесяц был обращен в сторону римлян. Центр войска Ганнибала был не сильным, и когда римляне ударили, то рога полумесяца прогнулись и с флангов окружили римское войско. Римская армия была уничтожена.

Но римляне не растерялись, они стали срочно собирать новую армию. Война становилась все более затяжной. В конце концов, талантливый римский полководец Сципион предложил высадиться на территории Африки и ударить на Карфаген. Так и было сделано. Ганнибал поспешил на защиту родного города и покинул Италию.

Следующее крупное сражение произошло в 202 году до н.э.  около города Зама на юге от Карфагена. Ганнибал был разбит, в первый и последний раз в своей жизни. Карфаген лишился всех своих владений за пределами Африки, лишился армии и флота, но сохранил свободу.

Проверим:

- Название 2 войны?  Почему такое?

- Дата войны?

- Причины войны?

- Основные события?

- Итог войны? Каким был характер войны?

3 война.

Работа с учебником.

Стр. 229, прочитайте пятый пункт параграфа, и заполните таблицу самостоятельно.

Проверим.

- Дата войны?

- Причины войны?

- Основные события?

- Итог войны? Каким был характер войны?

Какой вывод можно сделать?

Вывод: В результате Пунических Рим стал самым могущественным государством на Средиземном море.

- Как он этого добился?

- Какой характер носили войны?

- Посчитайте, сколько лет Рим воевал с Карфагеном.  (118 лет)

4. Закрепление изученного:

- Над какой темой работали  сегодня на уроке?

- Какова была цель урока?

- Сколько войн было между Римом и Карфагеном?

- Имена каких полководцев древности нам стали известны сегодня?

- Кто из вас знает, что сейчас на месте Карфагена?

- Что вы хотели бы еще узнать?

5. Д/З:

 § 44, вопросы устно.

Контурная карта «Вторая пуническая война».

Дать характеристику личности Ганнибала по памятке № 7 на стр. 300.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «Вторая война Рима с Карфагеном»

Урок из цикла "Пунические войны" по истории Древнего мира в 5 классе...

Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс

19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...

Вторая война с Карфагеном. Урок в 5 классе

Это методические разработки урока в 5 классе по теме: "Вторая война с Карфагеном". Тип урока: комбинированный с элементами разноуровневого обучения; индивидуальной и групповой работы....

Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном»

Урок истории Древнего мира в 5 классе по теме: «Вторая война Рима с Карфагеном»...

Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт...

Сценарий урока истории в 5 классе "Вторая война Рима с Карфагеном" в соответствии с ФГОС

Предлагамые материалы можно использовать для работы на уроках истории в 5 классе....