Анализ деятельности музея "Память" МКОУ Бурковская СОШ
статья по истории на тему

Анализ деятельности школьного музея  за 2014-2015 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анализ работы школьного музея  

МКОУ Бурковская СОШ  за 2014-2015 учебный год.

Наименование  музея

«Память»

Профиль музея

  Комплексно- краеведческий

Образовательное учреджение

МКОУ Бурковская СОШ

Свидетельство  о регистрации.

Свидетельство музея образовательного учреждения   № 12692  от апреля 2009 г.

Дата открытия музея

7 мая 2009  года

Субъект Российской Федерации

Волгоградская область

Адрес (индекс, населенный пункт, ул., д.,к.)

404151 Среднеахтубинский район, х. Бурковский, ул. Школьная , д. 6

Телефон с кодом города

88447955325

Электронная почта

burkovka1@mail.ru

Сайт музея

материал о деятельности музея  на сайте www. volganet.ru

Музейный педагог (ФИО)

Молоканова Наталья Александровна

Характеристика помещения

Отдельного кабинета не имеет. Расположен в кабинете истории.

Разделы экспозиций

1.Руский быт села

 

2.Военная история края

 

3.Краеведение

 

4.История школы и детского движения

Краткая характеристика основного фонда музея

В музее представлены  вещественные и письменные  исторические источники (425 шт.): предметы быта, одежды,  книги, письма, фотографии, а  также экспонаты военной этнографии и элементы вооружения периода ВОВ.

                В 2014-2015 учебном году деятельность музея проходила под девизом «Память сильнее времени!» и была посвящена 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.  

Основная цель деятельности музея:

  • Социализация и патриотическое воспитание гражданина, творческой личности средствами музейной педагогики с использованием информационных технологий.
  • Создание образовательной среды, способствующей повышению качества образования в результате становления системы научно-практического образования в области моделирования, дизайна, включающего исследовательскую, проектную и научно-техническое творчество обучающихся.

Задачи:

  • Организация научно-исследовательской, проектной -поисковой работы; сохранение памяти Защитников Родины (участников и очевидцев  (участников и очевидцев  Великой Отечественной войны)
  • Проведение как на базе музея, так и вне музея торжественных акций, посвященных Дню Защитников Отечества, Дню Победы, Дню Героя Отечества, тематических уроков и экскурсий с использованием экспонатов музея.
  • Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.
  • Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
  • Формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектной и учебно-исследовательской деятельности.
  •  Овладение обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования в области информатики.

Работа школьного музея планируется по направлениям, согласно Положению о школьном музее, план работы утвержден директором школы.

Организационно – образовательное направление работы школьного музея.

В течение учебного года проводились

  • заседания  Совета музея, распределение обязанностей, утверждение плана работы музея, утверждение тематики и графика проведения экскурсий, введение в состав Совета новых членов;
  • инвентаризация экспонатов;
  • подготовка экскурсоводов по военно-патриотической тематике музея;
  • активизация работы  по связям с партнерами музея, родственниками солдат ВОВ.

       Подготовка и проведение массовых мероприятий

   В сентябре- октябре руководителем музея были проведены музейные занятия для    классов начального и среднего звена, посвященные 100-летию   Первой Мировой войны.

               Одной из самых эффективных форм воспитания патриотического сознания  школьников являются  «Уроки мужества» с посещением старожилов поселения.  

             Ветеранов на территории поселка на данный момент в живых не осталось.  В мероприятиях, проводимых музеем, принимают участие  труженики тыла, вдовы солдат и ветеранов ВОВ, дети войны.    В результате таких встреч у школьников формируется глубокое чувство  уважения к ветеранам, труженикам тыла, вдовам солдат  ВОВ, детей войны,  укрепляется связь между поколениями.  

            В январе-феврале  для учащихся начального и среднего звена руководителем музея  были проведены музейные занятия «Блокадный Ленинград», «Сталинград. Разрушен, но не побежден!», виртуальная экскурсия «Город-герой  Сталинград-Волгоград».

 Познавательной и интересной для школьников 7-9 классо была встреча с тружениками  тыла: Омаровой М.А.,  Володиной В.Г.,  Трубниковой Т.А. на дому. Ребята узнали много интересных фактов о жизни прифронтовых поселков в период Сталинградской битвы.

                   Участие в районной  Вахте памяти «Никто не забыт, ничто не забыто!» не оставило равнодушными не только школьников, но и взрослых. Организаторами мероприятия стали: МБОУДОД Краснослободский ЦДТ (Яковлева Е.П.), СОШ  №4 г. Краснослободска (Богданова В.С.), МКОУ Бурковская СОШ (Молоканова Н.А.). 30.01.2015 группа школьников и педагогов краснослободских школ и Бурковской СОШ (Совет музея «Память»)  в составе 28 человек  накануне годовщины победы под Сталинградом посетили значимые  исторические объекты, братские могилы г.Краснослободска, х. Госпитомник, х.Бурковский,   прослушали лекции о роли среднеахтубинцев в Сталинградской битве. МКОУ Бурковская СОШ организовала встречу в музее школы. Молоканова Н.А., учитель истории и обществознания и группа обучающихся Совета музея (Садым Д., Атюнина Д., Железнякова В.) подготовили и провели музейное занятие «Сохраним Победу в  сердце!».

                      С большим успехом прошла историко-литературная конференция «Что я знаю о войне?..»   19 февраля.    Организаторами данного мероприятия стали:  Молоканова Н.А. (учитель истории), Червенко В.С., Хорунжая Т.М., Калугина А.М.- учителя русского языка и литературы.  Учителя и ученики 8-10 класса  отобрали художественные тексты, по которым можно отследить судьбу простого советского человека в годы Великой Отечественной войны. Это «Судьба человека» М.Шолохов, «А зори здесь тихие» Б.Васильев, «Дети Сталинграда» Л. Сорокина,  «Навеки 19-летние» А. Бакланов.    В группах изучили, проанализировали тексты, создали зрительный ряд из художественных и документальных фильмов, хроник к своим произведениям, исторический комментарий по своим произведениям.  Создали презентации по избранным книгам. Подготовили защиту прочитанной книги, оценили собственные  впечатления от прочитанных книг. Мероприятие оставило глубокий след  в сердце каждого участника.   Изучив и проанализировав  «сухую» статистику,  данные монографий, карт, документов  и хроник по  теме «Великая Отечественная война»  старшеклассники  сложно восприняли материал. Он остался для них абстрактными цифрами.     Только соотнеся исторические данные с образами, героями, чувствами   художественным текстов  ученики смогли сделать вывод «Я стал больше понимать, что такое война».

                 Организация общешкольной научно-практической  конференции  обучающихся «Память сильнее времени...», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Учитель истории разработала и согласовала с администрацией положение по проведению научно-практической конференции.  В конференции принимали участие ученики 1-11 классов со своими исследованиями, презентациями, рукописными страницами памяти, литературными произведениями. В рамках конференции была  организована работа 4  секций.

Победителями  и призерами  общешкольной исторической ученической   конференции    «Память сильнее времени...», посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной войне стали:

в секции  «Солдат победы в моей семье» (конкурс  рукописных страничек)

1-4 классы:

1 место- Ситников Виталий 3 класс (Рыбян С.В.),

Рыбников Егор 4 класс (Заболоцкая И.Н.)

2 место- Дроздецкая Валерия 4 класс (Заболоцкая И.Н.)

3 место- Семенюк Виктория 4 класс (Заболоцкая И.Н.)

 5-9 классы:

1 место- Мусалова  Кадрия, Михайлова Арина 9 класс (Червенко В.С.)

2 место- Елсукова Валентина 9 класс (Червенко В.С.)

3 место- Качапкина Юлия, Качапкин Александр 8 и 2 класс (Скорикова Т.И., Генералова Н.Н.)

 в секции  «И помнит мир спасенный!»  (конкурс  исследовательских презентаций)

1 место -  Атюнина Дарья 8 класс (Молоканова Н.А.)

2 место - Садым Дарья, Королева Галина 8-9 кл. (Попкова О.В., Молоканова Н.А.)

3 место - Качапкина Юлия, Качапкин Александр 2-8 класс (Скорикова Т.И., Генералова Н.Н.)

в  секции   «Великая Отечественная война в истории моей семьи»

 1-4 классы:

1 место- Ситников Виталий 3 класс (Рыбян С.В.),

группа обучающихся 2 класса школа х.Госптомник (Юрова И.В.)

2 место- Новикова Вероника (Генералова Н.Н.)

5-9 классы:

1 место-   Михайлова Арина 9 класс (Червенко В.С.)

2 место-  не присуждалось

3 место- Попова Анна 7 класс (Чернова Л.А.)

в  секции  «Чтим, храним и помним свято...»  

1-4 класс

1 место- Васильева Полина 3 класс (Рыбян С.В.), Костякова Олеся 1 класс (Сухинина О.В.)

2 место- Гонегер Константин 2 класс (Генералова Н.Н.), Костяева Вероника 2класс (Юрова И.В.)

3 место- Кутнюк Виктория 1 класс (Сухинина О.В.)

5-9 классы

1 место- Комарова Екатерина (Калугина А.М.)

2 место- Горбань Милена 5 «б» (Хорунжая Т.М.)

3 место- Денисова Варвара 5 «б» (Хорунжая Т.М.)

                         Торжественная   тематическая  линейка, посвященной 72-ой годовщине Сталинградской битвы, подготовкой и проведением которой занимались обучающиеся 10 класса вместе с Калугиной А.М., учителем русского языка и литературы и Молокановой Н.А., учителем истории  способствовала  воспитанию у обучающихся нравственных качеств, формированию у них чувства патриотизма и гордости за свою Родину, культуры речевого общения.   После окончания линейки обучающиеся 10-11 классов возложили венок к памятнику на братской могиле в х.Бурковский.

 Экспозиционное  направление работы музея. 

Экспозиция школьного музея   в течение отчетного учебного года обновлялась и дополнялась в связи с пополнением фонда. Оформлены выставки «Солдат Победы»,  «Газеты пишут о Победе»,  «Плакат Победы»,  «Детство, обделенное войной»,  «Города- герои в открытках» и другие.  Экспозиция музея – это не только результат длительной, творческой работы учащихся и руководителя музея, это база для дальнейшей музейной деятельности.

Экскурсионное направление работы школьного музея.

      Экскурсия – основная форма работы музея в течение отчетного учебного года. Совет музея и руководитель музея вовлекают учащихся в эту работу и знакомят школьников с основами экскурсионной деятельности.  Подготовлены экскурсоводы по вновь оформленным  выставкам «Солдат Победы»,  «Газеты пишут о Победе»,  «Плакат Победы»,  «Детство, обделенное войной»,  «Города - герои в открытках» и другие.  Это ученики 8-10 классов: Колпакова К., Борн Е., Хорунжая Е.(10 класс),  Садым Д, Железнякова В., Молоканов Г., Атюнина Д., Тельпова Ю. (8 класс),  Королева Г., Михайлова А., Мусалова К.(9 класс).  

      Юные экскурсоводы  изучают литературу, отбирают материал, который войдет в текст экскурсии, пишут текст. Руководитель координирует деятельность экскурсоводов музея:  просматривает текст, помогает продумать логические переходы в экскурсии, подбирает музыкальное сопровождение, видеоряд для  предварительного погружения в материал экскурсии.  

          В течение учебного года руководителем музея  и группой экскурсоводов были проведены обзорные экскурсии  по экспозиции школьного музея   для учеников  среднего звена (5 «а»,  5 «б», 7 , 8, 9, кл.)  и начального  звена (1-4 кл.), для гостей музея –   для ребят  филиалов МКОУ Бурковская СОШ,   ребят Краснослободских школ в рамках акции «Вахта памяти». Также экскурсоводы подготовили и представили обзорную экскурсию  «Визитная карточка музея» и тематическую экскурсию  «Реликвии семьи» для руководителей школьных музеев  Среднеахтубинского района  в рамках  районного МО. В общей сложности музей «Память» МКОУ Бурковская СОШ посетили более 180 чел.

Фондовое направление работы школьного музея.

              В течение отчетного учебного года проводилась работа с музейным фондом: выявление, отбор,  систематизация, изучение, хранение и демонстрация музейных материалов по разделам музейной экспозиции. Актив и руководитель музея с благодарностью приняли в дар музею  бытовую утварь и предметы ремесла семьи Железняковых, копии семейных архивных документов солдат ВОВ    (Атюнина Д.Р., Молоканов Г.Ф.,  Деева К.Д. ).

          В музейном фонде хранятся: предметы быта, одежды,  книги, письма, фотографии довоенного и послевоенного периода, а  также экспонаты военной этнографии и элементы вооружения периода ВОВ: копии газет времен Великой Отечественной войны личные вещи  солдат, художественно-оформительские стенды, альбомы,     письма ветеранов  и их родственников и др.

Работа с фондом музея  включает также:

- поисковые выходы на местность (походы, экскурсии), совместная деятельность педагогов со школьниками и их родителями, жителями села  по сбору музейных предметов;
- работа с краеведческими, литературными информационными и научными источниками, с архивным материалом; опрос и анкетирование местных жителей, родственников, дарителей, специалистов для определения и описания музейных предметов, их регистрации в инвентарной книге музея.

Научно-исследовательское и  просветительское направление деятельности школьного музея.

Учащиеся школы ведут поиск материалов по истории  ВОВ, родного края, поселения, хуторов, жителей.  Собирают и уточняют сведения   не только  по монографиям  и письменным  источникам, но и в локальной сети «Интернет». Музей оснащен современными средствами информационно-коммуникативных технологий: компьютером, проектором и экраном. По результатам поиска школьники выступают с сообщениями, оформляют тематические папки, создают презентации, пишут исследовательские работы.  

Просветительская деятельность музея включает в себя:

  • встречи со знаменитыми и интересными людьми села, участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;
  • публикации в СМИ заметок о музее и об истории села;
  • использование музейной информации в учебно-воспитательном процессе школы;
  • написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов и участие в конкурсах, семинарах и т.п. на муниципальном, региональном, федеральном уровнях;
  • ведение летописи школы и села;
  • ретрансляция опыта на районных, областных семинарах руководителя краеведческой работы;
  • организация и проведение акций.

                Школьники  участвовали в традиционных музейных военно-патриотических  мероприятиях Всероссийского, регионального,  районного, школьного уровней:

          Участие в дистанционном Всероссийском конкурсе  исследовательских, литературных и исторических работ « Всегда Россия славилась отважным героями»  В данном конкурсе приняли участие  7 учеников : Богданова Марина, Глущенко Анна-9 кл., Борн Екатерина, Хорунжая Екатерина-10 кл., Молоканов Георгий 8 кл., Попова Анна 7 кл..  Обучающиеся показали высокий уровень подготовки  к конкурсу.

Результат: Молоканов Г.   2 место, Богданова М.-3 место, Борн Е.-3 место (рук. Молоканова Н.А.). Остальные обучающиеся отмечены сертификатами участников. Педагоги Хорунжая Т.М., Калугина А.М., Чернова Л.А., Молоканова Н.А. отмечены благодарственным письмами.

         Участие  в 17-ом Всероссийском патриотическом литературно-художественном конкурсе для детей и юношества «СТАЛИНГРАДСКАЯ СИРЕНЬ» (результат после 15 мая 2015г.).

         Участие в региональном молодежном конкурсе исследовательских работ «Музей XXI века». Исследовательская работа Борн Е. «Детство, обделенное войной». Результат:    номинация « Историческая ценность и воспитательное значение экспоната»

         Участие в областном  конкурсе  "И помнит мир спасенный", посвященном 70-летию
Победы в Великой Отечественной войне.  
Результат: ( после 15 мая 2015г.)  Богданова М.,  Глущенко А., Елсукова В., Молоканов Г.  

         Участие в районной научно-практической конференции  «Салют и слава годовщине навеки памятного дня».  На конкурс были подготовлены и  представлены работы в   двух номинациях:     исследовательские работы ( Молоканов Г. «Память поколений»),   конкурс  презентаций (Садым Д., Королева Г. «Сталинград. Разрушен, но не побежден»).  

 Результат:  Молоканов Г.- 2 место в номинации исследовательская работа (рук. Молоканова Н.А.), Садым Д., Королева Г.-  2 место в номинации «Презентации» (рук. Попкова О.В., Молоканова Н.А.)

Участие в районном конкурсе-слете «Музей и дети». Результат: Актив школьного музея «Память» МКОУ Бурковская СОШ- 3 место, конкурс выставок- 2 место, конкурс эрудитов-2 место, конкурс фондовиков-1 место.

Участие в районной военно-патриотической игре «Зарница» конкурс  «Страницы истории и родного края». Результат: команда МКОУ Бурковская СОШ- 1 место.

Участие в общешкольном  конкурсе  исследовательских работ. Результат:  Атюнина Д. (исследовательская работа «Сто лет моей семьи»)-1 место.

             Участие в общешкольной  конференции «Память сильнее времени...».  Результат: Атюнина Д.- 1 место,  Садым Д., Королева Г.-2 место.

           

В этом году музей провел следующие акции:

  • «Голубь мира»;
  •  «Плакат Победы»;
  •   «Подарок ветерану»;
  • «Рукотворная  открытка ветерану»;
  • «Ветеран живет рядом»;
  •  «Георгиевская ленточка»;
  • «Бессмертный полк»;
  •  «Газета Победы в каждый дом».

Самой запоминающейся   стала  акция  «Газета Победы в каждый дом». В ней приняли участие       сотрудники  Фрунзенской  сельской Администрации,  ученики  и учителя Бурковской школы,  актив ДК «Стимул», ТОСы,  простые жители Фрунзенского  поселения.     В  преддверии  семидесятилетия ПОБЕДЫ  в Великой Отечественной решили создать  газету и  посвятить этот выпуск   землякам свершившим Победу.

 Молоканова Н.А., Хорунжая Т.М., Калугина А.М., обучающиеся 5-10 классов, сотрудники администрации и ДК  посетили ветеранов войны, тружеников тыла, узников концлагерей, детей войны  побеседовали с ними, записали воспоминания, сфотографировались на память.  Все записи оформили в статьи.   Администрация  Фрунзенского сельского поселения при помощи издательства районной газеты «Звезда» напечатали газету. Активисты ТОС (простые жители) разнесли бесплатные  газеты в каждый дом. Опыт общения, сотрудничества, совместной работы очень важен и значим для  всего коллектива  выпускавшего газету.  

Ретрансляция опыта деятельности музея:

Участие в международной  научно-практической   конференции  Подвиг народа и Слава Отечества: вехи истории,  Посвященной  70летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

              Участие в  V Всероссийском  конкурсе методических разработок «Нескучные уроки».   Интегрированные урок: « Отражение темы «Гражданская войны»  в  истории России  и литературе  ХХ века». Результат:  Молокнова Н.А., учитель истории,  Хорунжая  Т.М., учитель литературы- 3 место.

                Участие   в конкурсе «Мастер- класс от учителя» в рамках районной конференции ученических проектов с   демонстрацией мастер-класса по теме «Организация деятельности музея с применением современного информационного пространства». Результат:    Молоканова Н.А., руководитель школьного музея«Память», учитель истории, Попкова О.В., учитель информатики   МКОУ Бурковская СОШ -1 место.

Общественно-полезная  работа. Социальное партнерство.

На протяжении многих лет сложилась добрая традиция – шефство школьников над братской могилой  в хуторе Бурковском. Осенью и весной школьники участвуют в трудовой акции по благоустройству территории вокруг обелиска.  Шефство над местами боевой славы воспитывает гуманизм, уважение к защитникам  Отечества, формирует трудовые навыки.

           Социальное партнерство с Администрацией Фрунзенского сельского поселения, Ассоциацией  ТОС  очень важно  для школьного музея. Так в поисковой  работе по установлению  места захоронения солдат, внесения дополнительных фамилий на плиты обелиска невозможно без тесного сотрудничества с местной администрацией. Так только  в 2014-2015 уч. году   был установлен факт захоронения в братской могиле х. Бурковский   Беяева Н.П., Баранова О.П.. Эти фамилии появятся  в дополнительном списке захороненных  благодаря социальному партнерству  активной работе  школы и  главе поселения Патрину Н.Г..  Летние поисковые практики,  концерты ветеранам, трудовые десанты становятся возможными при поддержки и помощи Ассоциации ТОС  Фрунзенского сельского поселения.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ деятельности ГМО учителей биологии, 2011г.

Структурированный анализ деятельности городского методического объединения учителей биологии за 2010- 2011 учебный год...

Анализ деятельности детской общественной организации

Подробный отчет деятельности ДОО "ШТОРМ" МОУ-СОШ №1 р.п.Степное за 1 полугодие 2011-2012 учебного года. Общественная организация работает по программе, утвержденной Советом лидеров организации и дирек...

Анализ деятельности руководителя детской вокальной группы Асановой З.И -2014

Анализ деятельностируководителя детской  вокальной группы АСАНОВОЙ З.И. Успешность и эффективность обучения и образования детей зависит, прежде всего, от деятельности руководителя круж...

Анализ деятельности летнего пришкольного лагеря «Солнышко» в 2012 году

Анализ деятельности летнего пришкольного лагеря «Солнышко» в 2012 году         Цель: анализ создания условий для оздоровления и отдыха детей на осно...

Всесторонний анализ деятельности учителей методического объединения иностранных языков за 2009-2012гг.

В данном всестороннем анализе подробно описывается деятельность ШМО за период 2009-2012 годов. Данный анализ подготовлен к аккредитации школы....

Анализ деятельности за период с 2008 по 2011 год.

Анализ психолого-педагогической деятельности, внесение коррективов в план работы проводится психологом школы  ежегодно. Вся документация педагога-психолога утвержденная директором школы и  в...