"Крымская война 1853-56гг: поражение России или самодержавия?" Урок в 8 классе. История России XIX века.
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Анаева Марина Николаевна

Проблемный урок  с использованием ИКТ и ТРКМ.

Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргументировать свою точку зрения; участвовать в дискуссии.

Опережающие задания способствуют развитию навыка  самостоятельной работы с исторической и художественной литературой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon slaydy_k_ur.ppt2.28 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КРЫМСКАЯ ВОЙНА: поражение России или самодержавия?

Слайд 2

«Государство, которое не ведёт войн, перестаёт быть влиятельной державой. Только участвуя в войнах, можно укрепить свой авторитет на международной арене»

Слайд 3

«Сильная власть может компенсировать экономическую отсталость страны. Методами жестокого террора можно избежать кризиса в стране»

Слайд 4

«Война – это возможность укрепить власть. Даже если она окажется неудачной, это отвлечёт народ от внутренних проблем в государстве»

Слайд 5

«Известия о военных победах привели бы нас (Россию) в пропасть » (С.М.Соловьёв)

Слайд 6

«Для победы в войне недостаточно героизма солдат и военного опыта офицеров. Государство, прежде всего, должно обладать военно-экономической мощью »

Слайд 7

Группа № 1. «Российская империя была ________ страной, так как большую часть населения составляли ________. В стране существовала сложившаяся ранее ________ льно-кр ________ система землевладения. Собственниками земли являлись ________, а работали ________ крестьяне. За пользование землёй крестьяне несли повинности: платили ________ и отрабатывали ________ Появляются крестьяне- ________, временно уходившие на заработки в город или на с/х работы. Главной повинностью уходивших на заработки крестьян был ________. В это время происходит ________ ение крестьян. Из крестьянской среды появляются так называемые ________ крестьяне, которые занимались предпринимательством. В первой половине XIX века ________ льно-кр ________ система вступает в стадию ________, и появляются элементы ________ системы. От ________ о, рас ________ е крестьянства свидетельствуют о разложении ________ зма. Развитие экономики страны находилось в прямой зависимости от ________ отношений в деревне. Без ликвидации ________ ________ невозможно было говорить о развитии ________ » .

Слайд 8

Группа № 2. Рекрутская система формирования армии Содержание армии численностью более 1 млн. человек Отсутствие дееспособного генштаба. В.А.Долгоруков: «Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю». Войска рассредоточены по всей территории страны Отсутствие разветвлённой системы железных дорог В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 800м 0 1880 единиц на 42 000 солдат). Из 21 военного корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные – парусные. Большие расходы государства на содержание армии Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны Много времени на переброску войск к театру военных действий Низкая манёвренность войск Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий

Слайд 9

Группа № 3. «В результате восточной политики ________ I в 1801-1813 г.г. в состав России вошли следующие земли: Бесс________, часть ________ побережья ________ с городом С__х___. Эти территории Россия получила по ________ мирному договору в мае 1812 года. Это договор был заключён по окончании русско- ________ войны 18__ - 1812г.г. В 1804-1813 г.г. Россия воевала с ________________. По Гюлистанскому мирному договору от 24 октября 1813 г. ________ шах признал за Россией территории современной ________зии, Да________ и ряд иных. России было предоставлено право свободного плавания на ________________ море. При ________ I опять разгорелась русско- ________ война 1826-1828г.г., которая завершилась _________- мирным договором, по которому __________ выплачивал России _________ в размере 20 млн. рублей. И отныне только Россия имела право держать военный флот на ________________ море. По Адрианопольскому мирному договору в 18__ году, котрый был заключён между Россией и ___________ по окончании войны 1828 - ____ года, Россия получила: дельту _________, ________ побережье________ от А________ до П________, восточную ________, свободу ________ и навигации в проливах, кон________. В 18__ году состоялась ______________ конвенция, по которой судоходство в проливах ставилось под ______________ контроль».

Слайд 10

Группа № 4. «Николай I стремился ________ позиции России на ________ п-ве и ______________ Востоке. России нужен был свободный выход в ______________ море. В начале 1850-х годов Николай I готовился нанести _________ империи решительный удар. Российский император рассчитывал воевать с ослабленным противником и сравнивал ________________ империю с «больным человеком». Николай I _________ оценил обстановку, полагая, что __________ державы не будут препятствовать войне с ________. Но военные и дипломатические успехи России вызывали __________ реакцию на Западе. Начав войну с одним противником, России предстояло воевать со всей __________.

Слайд 11

Обострение «восточного вопроса» - борьба европейских стран за турецкие владения для расширения рынков сбыта и сферы влияния. Причины КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ 1853 -1856 г.г.

Слайд 12

Крымская война 1853-1856 гг. Страны – участницы войны Цели стран – участниц войны РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ пересмотр режима черноморских проливов; усиление влияния на Балканском полуострове ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ подавление национально-освободительного движения на Балканах; возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ подорвать международный авторитет России, ослабить её позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от неё территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии; укрепить свои позиции на Ближнем востоке, используя его как рынок сбыта; Луи Бонопарт, французский император, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну АВСТРИЯ ПРУССИЯ Вооружённый нейтралитет

Слайд 13

I этап войны октябрь 1853 - март 1854 гг. русско - турецкие военные действия II этап войны март 1854 – февраль 1856гг. англо- французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке

Слайд 14

I этап войны ноябрь 1853 - апрель 1854 гг. русско - турецкие военные действия II этап войны апрель 1854 – февраль 1856 англо- французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке

Слайд 19

Оборона Севастополя Истомин В.И. Корнилов В.А. Нахимов П.С. Тотлебен Э.И.

Слайд 21

Медаль «За оборону Севастополя» Учреждена 22 декабря 1942 года

Слайд 22

23 Парижский договор 18 марта 1856 г. “ Россия не имела права иметь крепости и флот на Черном море, вернула Карс Турции в обмен на Севастополь. ” 1 “ Чёрное море – нейтральное (и Турция не могла иметь крепости и флот) ” 2 “ Россия уступила южную часть Бессарабии ” 3 ИТОГИ ВОЙНЫ

Слайд 23

23 “ Политический просчет Николая I – не ожидал столкновения с Европой. ” 1 ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ “ Экономическая и военная отсталость России. ” 2

Слайд 24

23 “ Подрыв русского военного могущества ” 1 ЗНАЧЕНИЕ КРЫМСКОЙ ВОЙНЫ “ Невозможность дальнейшего развития страны без ликвидации крепостного права ” 2 “ Подъем патриотизма и героизм русского народа при защите Севастополя ” 3

Слайд 25

КРЫМСКАЯ ВОЙНА: поражение России или самодержавия?

Слайд 26

ТЕМЫ ДЛЯ СИНКВЕЙНОВ Группа №2 СЕВАСТОПОЛЬ Группа №3 НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ Группа №1 САМОДЕРЖАВИЕ Группа №4 ПАТРИОТИЗМ

Слайд 27

КРЫМСКАЯ ВОЙНА: поражение России или самодержавия?



Предварительный просмотр:

ИСТОРИЯ РОССИИ

 XIX ВЕК

Урок с использованием компьютерных технологий.

Слайд №1.

«Тема урока:

(проблемный урок)»

Цель урока: «проанализировать ход войны, выяснить её предпосылки и причины поражения России; показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала толчок последующей модернизации».

Образовательные задачи:

 1) Учатся решать проблемные задания; переносить полученные знания в новые ситуации; анализировать полученную информацию; сравнивать; делать выводы; аргументировать свою точку зрения; участвовать в дискуссии.

2) Работа с исторической картой.

3) Развитие навыка  самостоятельной работы с исторической и художественной литературой.

Развивающая задача:

Развивать умение выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

Развитие познавательной активности, критического мышления, коммуникативных умений и творческого потенциала учащихся.

Воспитательная задача:

 Воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах мужественной обороны родной земли российскими солдатами, офицерами и простыми людьми во время героической обороны Севастополя.

Предварительная подготовка.

1. Создание презентации.

2. Самостоятельная работа учащихся с исторической и художественной литературой (опережающее задание)

 Сообщения по темам:

а) Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы»

б) Адмирал В.А.Корнилов

в) Адмирал П.С. Нахимов

г) Хирург Н.И.Пирогов

д) героическая оборона Севастополя во время Крымской войны (1853 – 1856 г.г.)

I. Вступительное слово учителя (1 мин):

В теме нашего сегодняшнего урока есть понятие «война». Вам уже понятно, о чём пойдёт речь. Географически мы тоже можем определить, где проходила эта война. Это видно из названия темы. Но вы также видите, что тема урока содержит вопрос. Значит, перед нами не стоит цель изложения событий Крымской войны и только. Нам предстоит решить ряд исторических задач: определить, с кем и почему воевала Россия, насколько  исход этой войны зависел от внутриполитической ситуации в стране, отвечало ли участие России в Крымской кампании  интересам страны. И, наконец,  повлиял ли результат Крымской войны  на ход исторического развития России в дальнейшем?

II. Учитель:

 Предлагаю вам определить своё отношение к тем понятиям, о которых пойдёт речь в ходе урока.

Технология критического мышления. Стратегия «Как вы думаете?»

(2 минуты – обсуждение,

3 минуты – ответы)

Слайд №2. «Время – 2 минуты»

Учащимся на игровом поле предлагается разложить карточки с высказываниями и аргументировать свой выбор. Работа проходит в группах. Принимаются особые мнения (в этом случае карточка остаётся вне игрового поля).

Высказывания не подразумевают однозначного ответа, носят дискуссионный характер.

Примерные высказывания:

Слайд №3.

«Государство, которое не ведёт войн, перестаёт быть влиятельной державой. Только участвуя в войнах, можно укрепить свой авторитет на международной арене».

Слайд №4.

«Сильная власть может компенсировать экономическую отсталость страны. Методами жестокого террора можно избежать кризиса в стране».

Слайд №5.

«Война – это возможность укрепить власть. Даже если она окажется неудачной, это отвлечёт народ от внутренних проблем в государстве».

Слайд №6.

«Известия о военных победах привели бы нас (Россию) в пропасть (С.М.Соловьёв)».

Слайд №7.

«Для победы в войне недостаточно героизма солдат и военного опыта офицеров. Государство, прежде всего, должно обладать военно-экономической мощью».

Слайд №8. «Герб»

 Учитель:

Вы знаете, что история -  это наука, требующая кропотливого труда, огромного количества времени и умения применять уже полученные знания в новых ситуациях. Очень часто историкам приходится по крупицам, по буковкам воссоздавать исторический документ, найденный при археологических раскопках. И от того, насколько верно будет реставрирован этот документ, зависит правильность выводов о том или ином событии и даже целой эпохе.

Постарайтесь и вы вспомнить те события, о которых пойдёт речь в ваших «документах» и сделать правильные выводы.

Игра «Реставрация» с элементами проблемных заданий.

(3 минуты – выполнение заданий,

4 группы – по 2 минуты на ответ = 8 минут)

Группа № 1.

(эксперты по социально-экономическому развитию России в п.п.XIX века)

1)Заполните пропуски в карточке. На основании полученного текста сделайте вывод о состоянии экономики  России в первой половине XIX века.

Слайд №9.

«Российская империя была__________ страной, так как большую часть населения составляли ______________. В стране существовала сложившаяся ранее ________________льно-кр_____________ система землевладения. Собственниками земли являлись _______________, а работали ________________крестьяне. За пользование землёй крестьяне несли повинности: платили ________________ и отрабатывали _______________.

Появляются крестьяне-________________, временно уходившие на заработки в город или на с/х работы. Главной повинностью уходивших на заработки крестьян был ______________.

В это время происходит  _______________ение крестьян. Из крестьянской среды появляются так называемые _______________ крестьяне, которые занимались предпринимательством.

В первой половине XIX века ________________-льно-кр_______________ система вступает в стадию ______________, и появляются элементы ________________системы. От________________о, рас________________е крестьянства свидетельствуют о разложении _______________зма.

Развитие экономики страны находилось в прямой зависимости от________________ отношений в деревне. Без ликвидации _______________  невозможно было говорить о развитии ________________.

  1. Сравните экономическое развитие России с экономическим развитием Англии и Франции к середине XIX века.

  1. Попробуйте дать прогноз, как состояние экономики России могло повлиять на её военную мощь в ходе войны. Аргументируйте свой ответ.

Группа № 2.

( военные эксперты)

  1. Составьте блоки из карточек, исходя из наличия причинно-следственных связей между написанными на карточках утверждениями.

Карточки наклеиваются на чистый лист бумаги.

Учащиеся должны быть обеспечены клеем и бумагой.

Слайд №10.

Рекрутская система формирования армии

Содержание армии численностью

 более 1 млн. человек

Большие расходы государства на содержание армии

Отсутствие дееспособного генштаба.

В.А.Долгоруков: «Единственной мыслью во время войны военного министра было скрывать от государя положение дел, не расстраивать его дурными вестями, не перечить царю».

Ошибки в разработке стратегических планов ведения войны

Войска рассредоточены по всей территории страны

Много времени на переброску войск к театру военных действий

Отсутствие разветвлённой системы железных дорог

Низкая манёвренность войск

В армии процветает показная строевая выучка, проведение парадов

Плохая подготовка сухопутных войск к ведению боевых действий

Амуниция солдат весила 2 пуда с четвертью

Амуниция солдат мало приспособлена к ведению боя

Плохое техническое оснащение армии (ружья, поражавшие цель до 800м 0 1880 единиц на 42 000 солдат).

Из 21 военного корабля черноморской эскадры – 7 паровые, остальные – парусные.

Необходимость вести ближний бой, что повышало уязвимость солдат при наличии у противника более совершенных, дальнобойных орудий

  1. На основании полученного текста сделайте вывод о состоянии российской армии накануне Крымской войны.

Группа № 3.

(эксперты по внешней политике)

  1. Заполните пропуски в карточке. На основании полученного текста сделайте вывод о результатах восточной политики России в XIX веке?

Слайд №11.

«В результате восточной  политики ________________ I в 1801-1813 г.г.  в состав России вошли следующие земли: Бесс________________, часть ________________ побережья ________________   с городом С__х___. Эти территории Россия получила  по _______________мирному договору в мае 1812 года. Это договор был заключён по окончании русско- ________________ войны 18__ - 1812г.г.

В 1804-1813 г.г.  Россия воевала с ________________. По Гюлистанскому мирному договору от 24 октября 1813 г. ________________ шах признал за Россией территории современной ________________зии, Да__________ и ряд иных. России было предоставлено право свободного плавания на ________________ море.

При ________________ I  опять разгорелась русско-  _____________  война 1826-1828г.г., которая завершилась __________________________ мирным договором, по которому _______________ выплачивал России _______________ в размере 20 млн. рублей. И отныне только Россия имела право держать военный флот на ________________-  море.

По Адрианопольскому мирному договору в 18___году, котрый был заключён между Россией и ______________ по окончании войны 1828 - ____- года, Россия получила: дельту ____________, ___________ побережье_______________ от А____________ до П________, восточную ____________, свободу _______________ и навигации в проливах, кон_______________-.

В 18___году состоялась ________________ конвенция, по которой судоходство в проливах ставилось под_______________ контроль.

     2) Подумайте, каково было отрицательное значение Лондонской конвенции для России?

(Для Российского военного флота был закрыт выход в Средиземное море, он был заперт в Чёрном море. Незащищённость южных границ России, т.к. Турция могла открыть проливы для военных судов европейских держав во время войны, что и случилось во время Крымской войны)

Группа №4.

(эксперты по международным отношениям)

1)Заполните пропуски в карточке. На основании полученного текста сделайте вывод о взаимоотношениях России с ведущими европейскими державами.

Слайд №12.

«Николай I стремился _______________ позиции России на _______________ п-ве и ________________ Востоке. России нужен был свободный выход в _______________море. В начале 1850-х годов Николай I готовился нанести ________________империи решительный удар.

Российский император рассчитывал воевать с ослабленным противником и сравнивал ________________ империю с «больным человеком». Николай I ________________  оценил обстановку, полагая, что ________________ державы не будут препятствовать войне с _______________.

 Но военные и дипломатические успехи России вызывали _________ реакцию на Западе. Начав войну с одним противником, России предстояло воевать со всей ________________.

  1. Есть ли связь между успехами России в наполеоновских войнах в начале века и вступлением в войну Англии и Франции в середине века на стороне Турции?

III. Предъявление нового материала. (19-20 минут)

Учитель:

Итак, давайте попробуем определить причины войны, которая началась в 1853 году.

(1 минута)

Слайд №13.

Причины:

Обострение «восточного вопроса» - борьба европейских стран за турецкие владения для расширения рынков сбыта и сферы влияния.

(4 минуты)

Начавшаяся в 1853 году война между Россией и коалицией государств в составе Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства была вызвана обострением  противоречий между соперниками в южных морях, на Балканах и Ближнем востоке, в Закавказье.

Эта война, в ходе которой основные боевые действия развернулись на Крымском полуострове, получила в России название «Крымской», в европейскую же историю она вошла как «Восточная».

Вопрос: какие цели будут преследовать страны-участницы, прежде всего, Россия и Турция?

Слайд № 14. 

Страны –

участницы войны

Цели стран – участниц войны

Российская

Империя

пересмотр режима черноморских проливов;

усиление влияния на Балканском полуострове

Османская

Империя

подавление национально-освободительного движения на Балканах;

возвращение Крыма и черноморского побережья Кавказа

Англия

Франция

подорвать международный авторитет России, ослабить её позиции на Ближнем Востоке, отторгнуть от неё территории Польши, Крыма, Кавказа, Финляндии;

укрепить свои позиции на Ближнем востоке, используя его как рынок сбыта;

Луи Бонопарт, французский император, мечтал об укреплении своей власти через победоносную войну

Австрия

Пруссия

Вооружённый нейтралитет

Поводом к войне послужил спор между католическим и православным духовенством в Палестине о том, кто будет блюстителем храма гроба Господня в Иерусалиме и храма в Вифлиеме. При этом речь не шла о доступе к святым местам, т.к. ими пользовались на равных правах все паломники. Спор о Святых местах нельзя назвать надуманным поводом к развязыванию войны. Историки иногда называют этот спор одной из причин войны, учитывая «глубокий религиозный менталитет людей того времени. Защита привилегий православной общины Палестины составляла часть общей задачи покровительства России всему христианскому населению в Турции».

Слайд №15. «Карта ”Крымская война” и этапы войны».

1) В начале 1850-х гг. Николай I готовился нанести Османской империи решительный удар. Однако военные и дипломатические успехи России вызывали негативную реакцию на Западе. Россия оказалась в политической изоляции. Николай I приказал занять Дунайские княжества — Молдавию

и Валахию. 16 октября 1853 г. султан объявил России войну. Русский флот под командованием П. С. Нахимова разгромил противника в Синопской бухте. В феврале 1854 г. в войну вступили Beликобритания и  Франция. Крайне неблагожелательную по отношению к России позицию враждебного нейтралитета  заняла Австрийская  империя, совсем недавно спасенная Николаем I от полного крушения.  Николай I  подчинился австрийскому ультиматуму и вывел свои войска из Молдавии и Валахии. Последовало вторжение в Крым английских и французских войск.

Война велась в Крыму, в Закавказье, англо-французский флот блокировал Кронштадт, высаживал десанты в Финляндии. Hа Дальнем Востоке были атакованы Петропавловск-Камчатский и устье Амура. Даже со стороны Ледовитого океана совершались нападения на Кольский залив, Соловецкий монастырь и Архангельск. Англо-французские корабли высаживали десанты на Кавказе, вооружая горцев имама Шамиля в их войне против России.

Таков был размах военных действий. Главные русские сухопутные силы располагались у западных границ, а не в Крыму и в Закавказье, где велись основные боевые действия с противником.

2)Этапы войны:

I этап войны октябрь 1853 - март 1854 гг.

(русско - турецкие военные действия)

II этап войны март 1854 – февраль 1856гг.( начало перемирия)

(англо- французская интервенция в Крым, появление военных кораблей Западных держав на Балтийском и Белом морях и на Камчатке)

а) март 1854 – август 1854гг. (русские отошли за Дунай, затем за р. Прут; Союзники Турции атакуют с моря русские порты)

б) сентябрь 1854 – август 1855гг. (десант в Крыму, оборона Севастополя, сражение у р.Альма)

Слайд №16. «Анимация ”Крымская война”» (5 минут)

Слайд №17 – 20. «Фото».(1 минута)

Слайд №21. «Оборона Севастополя». (5 минут)

Учитель:

Почему оборона Севастополя считается единственной для русской армии светлой страницей всей Крымской войны?

(Военные действия развивались крайне неудачно для России. И лишь самоотверженность солдат и офицеров Севастополя, которые упорно сопротивлялись превосходящему их в технике противнику, ускорила заключение мирного договора и его относительную мягкость для России, спасла честь страны.)

За мужественную защиту «величественного» города, а именно так с греческого переводится название Севастополь, была учреждена мадаль:

Слайд № 22. «Медаль ”За защиту Севастополя с 13.09.1854 по 26.08.1855г.г.”»

Этот город в середине следующего столетия вновь покрыл себя славой. В годы Великой Отечественной войны, 60- летие Победы в которой мы отмечаем в этом году, была учреждена ещё одна медаль в память и награду мужественным защитникам города:

Слайд №23. ««Медаль ”За оборону Севастополя” 1942 года»

Учитель:

20 декабря 1855 г. Александр II принял решение согласиться  с предварительными условиями окончания Восточной войны, предложенными Австрией.

В начале 1856 г. в Париже начались переговоры, которые  завершились подписанием мирного трактата, подведшего итоги Крымской войны.

Слайд №24. «Парижский мир. Итоги войны».

Слайд № 25. «Причины поражения».                    (2 минуты)

Слайд № 26. «Значение Крымской войны».

Учитель:

Россия в целом устояла под ударами объединённой Европы. Почему же до сих пор мы говорим о разгроме царской России в Крымской войне?

(1 минута)

Вывод. Возвращаемся к теме урока.

Учитель:

Я думаю, мы готовы дать ответ на вопрос, который поставили в начале урока.

Слайд №27.

«Тема урока:

»

IV. Закрепление изученного. (5-6 минут)

Технология критического мышления.

Учитель:

Чтобы закрепить те мысли и выводы, к которым мы пришли в ходе  нашего урока, я предлагаю вам написать синквейны по следующим темам:

Слайд №28.

Примерные темы для синквейнов:

  1. Николаевская Россия
  2. Самодержавие
  3. Севастополь
  4. Патриотизм

(3 минуты – составление,

2 минуты – представление)

Слайд №29.

VI. Объяснение домашнего задания. (1-2 минуты)

Учитель:

Д/З: В ходе нашего урока вы поняли те проблемы, которые стояли перед Россией в середине XIX века. Я предлагаю вам написать наказ следующему Российскому императору (а вы уже знаете, что им стал Александр II), в котором вы укажете, какие преобразования по вашему мнению необходимо провести в государстве  и, самое главное, вы должны  аргументировать свою точку зрения, иначе ваши слова окажутся только словами. Вы знаете, насколько трудно убеждать правителей, поэтому ваши аргументы должны быть очень убедительны.

V. Учитель подводит итоги урока и выставляет оценки. (1 минута)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. История России. Урок повторения "Россия в 17 веке"

Методическая разработка урока-повторения в форме игры, с ответами....

Презентация и конспект урока на тему: "Крымская война" ( 8 класс. История России)

Конспект открытого урока и презентация по истории России в 8 классе....

Программа интегрированного учебного курса по Новой истории и истории России XIX века 8 класс.

Примерная программа выполняет две основные функции:Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей страте...

Урок-презентация на тему "Программа модернизации России в начале XX века" (9 класс, история России).

Презентация  содержит теоретический, фактический и иллюстративный материал по теме. Для проверки знаний или самопроверки предлагаются варианты тестовых и  развивающих заданий....

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Практическая работа по истории "П.А. Столыпин - реформатор России", 9 и 11 класс, история России.

Практическая работа « П.А. Столыпин - реформатор России».Цель: анализ документов -II, III, ознакомление с историческими справками.***Материал может быть использован в 9 классе (выборочно), либо 11 кла...

«Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века»

«Гражданская война – величайшая трагедия в истории России XX века»...