План – конспект урока истории древнего мира в 5-х классах
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Царицынская Ирина Григорьевна

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_rabstvo.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

урока истории древнего мира в 5-х классах

Тема урока: Рабство в Древнем Риме.

Цели урока:

 - познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме и с источниками происхождения  рабства.

- продолжить формирование умений работать с историческими источниками, текстом учебника, иллюстрациями, давать характеристику событиям и их участникам.

Учебное оборудование: учебник, иллюстрации « продажа рабов», «гладиаторский бой»

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II веке до н.э.».

Сюрпризный момент – игра « Почта» (подготовка устного ответа по карточке  № 43)

  1. Проверка домашнего задания. На доске вопрос - «Как воевала римская армия» и план ответа на него и карта «Римская республика в III-I в. до н.э.».

План ответа

-Какие государства смог подчинить себе Рим во II веке до н.э.?

- Какие технические приспособления использовали римляне?

- Как были вооружены воины Рима?

- Какую тактику чаще всего использовали римские полководцы?

- Вывод.

Вопрос задается всему классу, а готовиться к ответу и отвечать будет кто-то один из учащихся. Ученику дается время для подготовки, в это время организуется работа с классом.

  1. Работа с классом. Решение задачи: Захватнические войны Рима принесли народным массам еще большее обнищание, в то время как крупные римские рабовладельцы получали огромные богатства: рабов, землю, деньги и т.д. Во время второй Пунической войны рабов в Риме было уже столько, сколько свободных. Так, 150 тысяч жителей из 70 городов Эпира были проданы римлянами в рабство. Каковы были последствия захватнических войн Рима?
  2. Устный ответ ученика  по домашнему заданию, отзыв на нее одноклассников.
  1.  Переход к изучению новой темы. Итак, ведя войны с разными государствами, богатые римляне приобретали дешевую рабочую силу – рабов.

Задача для учащихся: Выяснить, где применялся труд рабов в Древнем Риме?

  1. Изучение новой темы.

План

  1. Источники рабства
  2. Использование труда рабов
  1. Физминутка тематического характера. На предложенные утверждения учащимся предлагается реагировать следующим образом: признак первобытного строя – шаг назад, признак рабовладельческого – шаг вперед.
  • Все члены общества лично свободны.
  • Частная собственность на людей.
  • Наличие классов.
  • Наличие государства.
  • Наличие эксплуатации.
  • Земля принадлежит всем членам общества.
  • Земля принадлежит отдельным частным лицам.
  • Орудия труда принадлежат всем членам общества.
  • Орудия труда принадлежат отдельным частным лицам.

? – вспомните, кого называют рабами? (неполноправный член общества)

? – что вам известно о положении рабов?

? – вспомните источники рабства на примере Древней Греции.

  1. Карта памяти «Рабство в Древнем Риме» (составляется на доске по ходу обсуждения с учащимися и записывается в тетрадь). С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Каковы были источники в Древнем Риме?» Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
  2.  Физ.минутка на координацию движений.
    Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.
    Сидя. Взяться  правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой – правое ухо, правой-кончик носа. Гимнастика для улучшения слуха – самомассаж ушей.
  3. Продолжение работы с картой памяти.  Вопрос «Как использовался труд рабов?» Работа с историческим документом. Учителем зачитывается фрагмент из трактата «Земледелие» Марка Порция Катона. На доске – портрет этого деятеля. Вопросы : - Как содержались рабы? – Где применялся труд рабов?
  4. Работа с иллюстрациями -  С помощью иллюстраций на доске детям предлагается ответить на вопрос «Где еще применялся труд рабов?» Иллюстрации должны показывать труд рабов в богатом доме, на строительстве дорог, на камнеломнях, в рудниках. Ответы заносятся в тетради в виде схемы.
  5. Самостоятельная работа с текстом учебника. Прочитать п. 4 §49. Вопрос – Хотели бы вы побывать в роли гладиатора? Обсуждение.

Где же еще применялся труд рабов в Древнем Риме? Ответ заносится в тетради.

  1. Полученная карта памяти:

г

Закрепление изученного на уроке.

  1. Решение задачи. Захваченных в плен рабов продавали потом на невольничьих рынках. Особенно прославился работорговлей остров Делос, где в течение дня продавалось несколько тысяч невольников. Цены на рабов были самые различные в зависимости от притока рабов в разное время. Почему в период крупных завоеваний цена на рабов сильно падала? Какие рабы ценились особенно дорого?
  2. Если позволяет время – начать оформление карты памяти – придумать условные значки для иллюстрации схем.

Домашнее задание:

- оформить карту памяти

- прочитать §49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока Тема: Древний Египет и Междуречье 5 класс

План-коспект повторительно-обобщающего урока по истории Древнего мира для 5 класс по теме : " Древний Египет и Междуречье" в игровой форме....

План – конспект урока истории (с использованием ЭОР) в 6 классе "Борьба Руси с западными завоевателями"

Конспект представлен  в технологической форме, в системно-деятельностном подходе, прописаны предметные, метапр...

План -конспект урока по живому миру Насекомые: Муха (3 класс)

Конспект урока по живому миру в третьем классе коррекционной школы 8 вида по теме: Насекомые: Муха. Знакомство с насекомым, выделение его существенных признаков, формирование умения отличать насекомых...

План-конспект урока истории "Коллективизация сельского хозяйства" в 9 классе

Разработка урока составлена по учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной "История России, ХХ – начало XXI века"...

технологическая карта урока истории Древнего мира 5 класс "Жизнь в Древнем Египте"

Технологическая карта урока составлена с учетом требований ФГОС ООО, выделены этапы урока, предполагаемые результаты, определены действия учителя и учащихся....