Методическая разработка урока по теме: "Бунташный век"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Гоголь Игорь Вениаминович

Методическая разработка урока по теме: "Бунташный век"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buntashnyy_vek_urok.docx19.38 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по теме « Бунташный век».

7 класс.

Цель урока:

Раскрыть сущность «Бунташного века».

Задачи:

  1. Образовательные- исследовать причины и особенности народных выступлений 17 в.
  2. Развивающие – способствовать развитию умений учащихся выделять главные мысли в тексте, определять причинно- следственные связи, делать самостоятельные выводы, составлять сравнительные таблицы, работать с историческими документами.
  3. Воспитательные – способствовать формированию работоспособности и дисциплинированности, умению работать в паре, уважать и слышать друг друга, уважать и любить историю своего государства.

Основные понятия: Соляной бунт, Медный бунт, Соборное уложение.

Технология: системно- деятельностная

Проблема урока: Почему 17 век называют «Бунташным веком»?

Вводно – мотивационный этап.

Ребята, уже на протяжении нескольких уроков мы с вами изучаем историю 17 века. Это был один из самых сложных периодов в истории России, настолько сложный, что впоследствии учёные дали ему собственное название. Общепринятое название 17 века – «Бунташный век». Это будет темой сегодняшнего урока.

Целью нашего урока будет знакомство с народными движениями , которые позволяют дать такое название 17 веку, выявить их причины, особенности, сравнить их.

В конце урока мы ответим на вопрос: справедливо ли 17 век называют «Бунташным веком».

   

Опрос домашнего задания.

Прежде чем перейти к изучению новой темы , давайте вспомним о событиях и явлениях, которые стали прологом и причинами народных движений.

-Как называется начальный период 17 века?

- Какой период времени охватывает Смута?

- В чём её причины?

- Что характерно для периода Смуты?

- Каковы её последствия?

 Сумела ли Россия выйти из кризиса?

 - Что стало с её экономикой, для этого вспомните новые черты экономики.

Новые черты проявились не только в экономике, но и в духовной жизни. И связаны они были с РПЦ.

Давайте вспомним, какую роль играла церковь после Смуты.

- Кто был инициатором проведения реформ?

- Чтобы вспомнить причины реформы, выполним задание №1 рабочего листа.

- Кто такие старообрядцы? Кто был их лидером?

 _В чём причины разногласий между царём и патриархом?

Чем закончился этот конфликт?

- Вспомните решения церковного собора 1666-1667 гг., выполнив задание №2 рабочего листа.

 Т. О. 17 век- век церковного раскола, который проходил очень тяжело и часто сопровождался большими жертвами.

Кроме этого, в это время произошли существенные изменения в положении крестьян. Как изменяется положение крестьян?

Чтобы вспомнить основные этапы закрепощения крестьян, выполните задание №3 .

Что было характерно для политического развития страны?

Все эти события и явления не могли пройти бесследно, они привели к народным восстаниям, о которых мы сегодня начнём разговор.

Объяснение нового материала.

Из сказанного выше , попробуйте выделить причины народного недовольства.

А теперь все вместе давайте составим план изучения нового материала. Для этого вспомните план изучения народных восстаний.

Изучать новый материал мы будем заполняя параллельно сравнительную таблицу, которую вы видите в задании №4 рабочих листов.

Первое из восстаний, с которым мы познакомимся- Соляной бунт. Соляной бунт произошёл летом 1648 года. Причины, место бунта мы узнаем из художественного произведения Н. Кончаловской « Наша древняя столица». Перед вами в раб. Листах задание №5, в котором представлен отрывок « Быль о том , как русский люд трём врагам устроил суд».

Подумайте, кто принимал участие в бунте.

Цели, основные события, итоги вы узнаете из 2 отрывка, который я вам сейчас зачитаю.

ИТОГ: власть пошла на уступки, о чём это говорит?

Медный бунт произошёл летом 1662 года. Чтобы заполнить 2 колонку таблицы , будем работать с историческим документом. В задании №6- отрывок из работы историка Катошихина.

Царю удалось собрать войска и безоружная толпа была разогнана. Начались расправы над участниками восстания. Зачинщики бунта были повешены в центре Москвы. Многим его участникам по приговору суда были отсечены руки, ноги, языки. Другие были биты кнутом и отправлены в ссылку. Тем не мене хождение медных денег было отменено.

Сравните 2 восстания. Что общего и в чём различия.

Усилению власти царя способствовало Соборное уложение 1649 года.  В первых трёх главах Уложения говорилось о преступлениях против церкви и царской власти.

Давайте познакомимся с отрывком из Уложения в задании №7.

Церковный раскол привёл к массовым религиозным восстаниям. Движение старообрядцев Объединяло самые разнообразные слои от , от крестьян до бояр и имело разнообразные формы, от неуплаты налогов до самосожжения.

Крупнейшими вооружёнными религиозными выступлениями были:

 1668- 1676гг.- Соловецкое восстание.

1682г. Московское восстание.

Т. о. усиление феодального гнёта , закрепощение крестьян , борьба со старообрядцами привели к массовым выступлениям

 Давайте подведём итог: справедливо ли 17 век называют « Бунташным» ?

Для закрепления изученного материала выполните задание №8 рабочего листа.

Сегодня мы изучили городские восстания, а на следующем уроке поговорим о крестьянском восстании под руководством С. Разина.

Д/з: п. 8, сравнить положение крестьян в России и Европе в 17 веке.

Оценки  

 рефлексия:

Я узнал  

Я научился……


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Урок на тему "Бунташный век"

            ЦельВыявить причины народных выступлений в конце XVII начале XVIII вв.Дать оценку восстаниям и их руководителям....

Презентация урока по теме" Бунташный век" (10 класс)

Презентация урока по истории в 10 классе на тему "Бунташный век",...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...