Урок на тему "Бунташный век"
план-конспект урока по истории на тему

Петрук (Ротанова) Елена Олеговна

              Цель

  1. Выявить причины народных выступлений в конце XVII начале XVIII вв.
  2. Дать оценку восстаниям и их руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon buntashnyy_vek.zip209.49 КБ

Предварительный просмотр:

История Бунташный век.

Конспект урока истории в 7классе по теме «Народные движения в 17 веке»

Ротанова Елена Олеговна студентка БрГУ

  1. Выявить причины народных выступлений в конце XVII начале XVIII вв.
  2. Дать оценку восстаниям и их руководителям.

Оборудование: Таблички с названием восстаний , карта, разделение класса на зоны, портреты К.Булавина и С.Разина.

(Для проведения этого занятия детям дается опережающее задание, познакомиться с народными выступлениями в конце XVII начале XVIII вв.)

Тема урока: Народные движения в XVII веке. (тема записывается в тетрадь).

(Оргмомент настраивает детей на восприятие нового материала. Очень важно создать благоприятную обстановку)

На протяжении нескольких уроков мы изучали XVII век, который назван “Бунташным”. Почему? (Потому что было много восстаний, народных волнений.)

Как вы думаете, почему происходили эти волнения? (Из-за разногласий между правительством и народом. Царь не хотел видеть, какие проблемы волнуют простой народ и, чтобы отвлечь народ, царь постоянно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656–1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634 гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др.)

Но ведь царю помогала церковь, на нее были возложены большие надежды. (Дело в том, что между церковью и правительством произошел разрыв из-за церковной реформы, которую возглавил Никон.)

Но ведь царь сам поручил Никону провести эту реформу. Что же случилось? (Церковная реформа разделила общество на старообрядцев и нововеров, что еще больше внесло неразберихи в умы простого народа.)

Хорошо, вернемся к самому определению “Бунташный век”. Вы сказали, что было много народных волнений. Домой вам было дано задание: рассмотреть народные восстания, причины этих восстаний, дать оценку их руководителям. Давайте мы выслушаем представителей – участников этих восстаний и представим себе картину происходящего.

Учитель подготавливает класс к восприятию материала.

http://stepanov01.narod.ru/images/salt01.gif

Закрыли глаза… Москва. 1648 год. “Соляной бунт”. (Слово предоставляется группе детей, приготовивших рассказ о “Соляном бунте”.)

Снова закрываем глаза… Два города перед глазами, два восстания: Псков и Новгород. (Слово следующей группе.)

А мы опять закрываем глаза… Медленно идет время, бедствуют люди, растет их недовольство и злость. И вновь перед нами Москва, 1662 год, “Медный бунт”. (Слово группе “Медного бунта”.)

И снова закрываем глаза… Мы видим, как быстро проходит время, исторические рамки сужаются, город за городом – везде тяжело народу, кругом чувствуется рука хладнокровного царя. Остановимся здесь, в Астрахани. (Слово следующей группе.)

А вот еще один смелый человек поднял за собой народ. (Слово группе, приготовившей рассказ о Кондратии Булавине). На доске портрет К.Булавина.

Но вершиной “Бунташного” века стало восстание Степана Разина, которое зародилось в станицах донского казачества. Переносимся на Дон. (Слово группе). Портрет С.Разина.

http://stepanov01.narod.ru/images/razin.gif

http://stepanov01.narod.ru/images/razin02.jpg

Степан Разин с братом Фролом.
 Английская гравюра 1672 г.

Приговор Степану Разину

Итак, давайте подведем итоги:

  1. Каковы были причины восстания?
  2. Можно ли их объединить?

(Дети отвечают или “да” или “нет” и доказывают свое мнение.)

Давайте попробуем объединить. (Ответы детей обобщаются)

  1. Закрепощение крестьян и рост их повинностей.
  2. Усиление крепостного гнета.
  3. Попытка ограничения казачьей вольности.
  4. Церковный раскол и преследование старообрядцев.
  5. Повышение цен на хлеб и соль.
  6. Нежелание царя быть ближе к народу.

Каковы же были цели у восставших? (Ответы детей обобщаются)

  1. Захват Москвы.
  2. Уничтожение бояр и дворян.
  3. Ликвидация крепостного права.
  4. Облегчение жизни крестьян и ремесленников.

Назовите главные причины поражения этих выступлений. (Ответы детей обобщаются)

  1. Восставшие не имели ясных целей.
  2. Верили в “добрых” царей, которые вели их за собой.
  3. Имели плохое вооружение.
  4. Разнородный состав восставших (каждый шел за своей правдой).

Итог: 17 век, выдался трудным для России. Трудно подобрать нужные слова, что бы описать все страдания, обрушившиеся на русский народ в это тяжелое время. Смута закончилась, а жить все равно было не просто, недаром современники нарекли век 17-ый,  веком бунташным. Главные события, давшие 17 веку такое название, произошло при «тишайшем» правители. Вторым царем России из династии Романовых, Алексеем Михайловичем. Есть ли здесь противоречия? Царь тишайший, век бунташныйАлексей Михайлович действительно был тишайшим, а вот время, в которое он правил не спокойным, бунташным. Повезло России, что в бунташный век, страной правил спокойный, незлобный и уравновешенный правитель. Не всегда, правда, удавалось проявить Алексею Михайловичу доброту и с нисхождение, но все, же последствия при другом правителе могли быть куда более кровавыми и тяжкими. Да, и откуда у Алексея Михайловича должна взяться доброта? Летопись повествует о различных восстания как о бунтах черни, людей коварных, недобрых и злых. Но бунтовали то, они от нужды, унижения и бесправия. Все социальные движения 17 века отличались размахом, длительностью и напряженностью. Это были массовые выступления в масштабах страны. Борьба с обеих сторон была ожесточенной, порой принимая характер гражданской войны.Соляной бунтМедный бунтЧумной бунтРазинщина и другие городские волнения, были вызванные вполне определенными непродуманными действиями власти. Эти действия приводили народ к возмущению и соответственно  к попыткам поиска правды. Вот такой вот был Бунташный век.

Как вы думаете какова же была цель нашего урока? (Ответ детей записывается в тетрадь)

Далее объяснение домашнего задания и запись его в дневники.

На данном уроке можно использовать презентации выполненные детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...