8 класс. История. Тема урока: РАЗГРОМ ИМПЕРИИ. НАПОЛЕОНА. ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Скороход Алеся Анатольевна

Тема урока: РАЗГРОМ ИМПЕРИИ. НАПОЛЕОНА. ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС.

Цель урока: объяснить обучающим причины возникновения культа личности Наполеона в Европе и начала освободительной борьбы против француских завоевателей;

дать представление о борьбе за влияние великих держав в Европе на Венском конгрессе и его решениях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 06_10_8klass_razgrom_imperii_napoleona.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: РАЗГРОМ ИМПЕРИИ. НАПОЛЕОНА. ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС.

Цель урока: объяснить обучающим причины возникновения культа личности Наполеона в Европе и начала освободительной борьбы против француских завоевателей;

дать представление о борьбе за влияние великих держав в Европе на Венском конгрессе и его решениях.

Перед началом рассказа учитель предлагает задание. Попытайтесь сформулировать определение культа личности.

Вопрос. Вспомните дату государственного переворота, в результате, которого Наполеон стал главой государства.

За четыре года со времени государственного переворота, который сделал Наполеона главой государства, его власть стала почти безграничной. В это время от республики сохранилось только название. Современник отмечал: «для самых непрозорливых было ясно, что могуществу первого консула недостаёт только одного наименования, и что с давнего времени им делаемое обнаруживало скрытые замыслы и честолюбие, весьма превышавшие пожизненное консульство». Действительно, честолюбие Наполеона было столь велико, что он основал собственную монархию.

Вопрос. Когда Наполеон стал императором?

С одной стороны Наполеон стремился ни в чём не отстать от остальных монархов Европы.

Задание. Докажите это положение, прочитав статью «Жизнь во времена империи», (учебник, стр.89).

С другой стороны, империя НаполеонаI была не похожа на современные ей монархии. Отличие проявлялось во многих отношениях, но, прежде всего, в происхождении и характере власти Наполеона. В соответствии с сенатус-консультом от 18 мая, «управление республикой вверяется императору, который принимает титул императора французов». Император должен был давать присягу французскому народу, которая звучала так: «Клянусь поддерживать целостность территории республики, …уважать и заставлять других уважать равенство в правах, политическую и гражданскую свободу, безвозвратность продажи национальных имуществ, не налагать никаких податей и не взимать никаких сборов, как только в силу закона,… управлять, имея в виду единственно только интересы, счастье и славу французского народа». Как следует из текста документа, империя не отменяла республики, а император клялся защищать права и свободы, завоёванные в ходе революции. Это очевидное стремление совместить несовместимое, объединить монархию и республику проявлялось в империи Наполеона I и в дальнейшем.

Вопрос. В чём отличие характера власти Наполеона?

Вопрос. В чьей поддержке нуждался Наполеон?

Общеупотребимым выражением его времени, было «император Республики» или «император французов». Звание императора должно было восприниматься как особая форма признания выдающихся военных побед Наполеона и его заслуг перед отечеством. На монетах, печатях, официальных документах периода империи значилось: «Французская республика. Император Наполеон I».

Список его титулов был весьма внушительным: император Франции, король Италии, протектор Рейнского союза, медиатор Швейцарии, сюзерен Голландии, Неаполитанского королевства, герцогства Варшавского и других вассальных государств.

Имя его окружалось ореолом легенд, его изображали сверхчеловеком, и он им, бесспорно, был.

Наполеон был необычайно решительным человеком, который мог в любой ситуации совершить такой поступок, на которой, кроме него, вряд ли кто-либо был способен. С этого начиналась вся его карьера, так он поступал на протяжении всей своей жизни. Кроме того, он прекрасно понимал, что именно нужно буржуазному классу, возглавлявшему общественное развитие.

Вопрос. Подумайте, в чём состоит заслуга Наполеона перед странами Европы?

Вывод записывается в тетрадь. Заслуга Наполеона перед странами Европы состоит в том, что за годы своего правления окончательно разрушил старые порядки и вывел страны Европы на новый этап исторического развития, который в будущем привёл её народы к процветанию.

Вопрос. Почему на Ваш взгляд Наполеон одерживал блистательные победы над своими противниками?

В значительной мере потому, что Франция – более прогрессивное государство, имела прогрессивный общественный строй и военную организацию.

Вопрос. Какой строй развивался во Франции?

Вопрос. Какое это было государство?

Наполеон прославил себя как законодатель.

Вопрос. Вспомните, когда был издан Гражданский Кодекс, или Кодекс Наполеона.(§11, стр.88).

Вопрос. Какие главные принципы были положены в его основу?

Государство становилось гарантом сохранения новых буржуазных отношений. Сам Наполеон хорошо понимал историческое значение своей законотворческой деятельности. «Моя истинная слава, - говорил он на о. св. Елены, - не в том, что я выиграл сорок сражений. Ватерлоо изгладит память обо всех этих победах. Но то, что не может быть забыто, то, что будет жить вечно – это мой Гражданский кодекс». Кодекс Наполеона действительно пережил своего создателя. Империя распалась, имя Наполеона ушло в историю, но Франция, а вслед за ней другие буржуазные государства Европы во второй половине XIX -  начале XX вв. продолжали руководствоваться правовыми принципами, изложенными в кодекс Наполеона.

Задание. Сформулируйте определение культа личности.

Определение записывается в тетрадь. Слепое преклонение перед авторитетом какого-либо деятеля, преувеличение его действительных заслуг; абсолютизация выдающихся личностей в истории.  Философский словарь., М.. 1980., стр.172.

2. Наполеоновские войны.

Изучаются при помощи заполнения таблицы, начатой на предыдущем уроке.

Вопрос. Назовите противников Франции в различные годы.

Заполните таблицу, работая над §12, стр.90-93.

Таблица приводиться полностью.

НАПОЛЕОНОВСКИЕ ВОЙНЫ

Дата

Противники

Франции

Основные битвы,

где происходили

Итоги войны

1795-1797гг.

Пруссия,

Англия,

Испания

Рейнская

область,

Австрия,

Северная

Италия

1795 – мир с Пруссией и Испанией. Франции присоединена Бельгия и левый берег Рейна. Образованы республики: Батавская (Голландия), Цизальпийская и Лигурийская (Северная Италия)

1798-1799 гг.

Египет,

Сирия

Египет,

Сирия

Поражение французских войск

1798-1801гг.

Англия,

Австрия,

Неополи-

Танское

Королевство,

Россия,

Турция

Италия,

Швейцария

Образование Гельветической республики (Швейцария), Римской республики

1805-1807гг.

Россия,

Австрия,

Пруссия,

Швеция

Австрия,

Чехия,

Аустерлиц,

Пруссия,

Португалия,

мыс

Трафальгар

Мир с Австрией, Пруссией и Россией. Образование Итальянского, Вестфальского и Голландского королевств, Рейнского союза, герцогства Варшавского. Подчинение Неаполитанского королевства. Присоединение к Франции Пьемонта, Генуи. Россия – союзница Франции.

1808-1810 гг.

Испания,

Австрия,

Англия

Испания (народная

война)

Присоединение к Франции Тосканы, папских владений, иллирийских провинций, Голландии, районов Бремена и Гамбурга

1812 г.

Россия

Россия

Разгром французских войск

1813-1814 гг.

Россия,

Англия,

Пруссия,

Швеция,

Австрия

Германия (битва при

Лейпциге),

Франция

Поражение французских войск.

Ликвидации империи Наполеона I. Реставрация Бурбонов во Франции

1815 г.

Англия,

Пруссия,

Голландия

Бельгия

(битва при

Ватерлоо)

Вторая реставрация Бурбонов во Франции

3. Венский конгресс и его решения (рассказ учителя).

Ожесточенная борьба европейских государств против империи Наполеона закончилась поражением Франции. После победы над Наполеоном победители стремились уничтожить все изменения, внесенные Наполеоном в карте мира, и извлечь при этом максимальную выгоду для себя. Франция должна была стать тем государством, которым она была до 1 января 1792 г. С этой целью, в октябре 1814 г. в Вене был созван конгресс представителей европейских государств. Он работал до июня 1815 г. Вопрос о разделе территорий был единственным, который после победы над Францией связывал государства коалиции. Ведущую роль в Венском конгрессе играл российский император Александр, а также канцлер австрийской империи Меттерних, английский фельдмаршал Веллингтон, министр иностранных дел Пруссии Гарденберг и французский министр иностранных дел Талейран. Они шаг за шагом определяли основные решения конгресса. Учредители конгресса ставили перед собой главную цель - ликвидация политических изменений и преобразований, которые произошли в Европе в результате французской революции и наполеоновских войн.

Задание. Выписать в тетрадь территориальные изменения в Европе и мире. (учебник, стр.93-94).

Проверка задания осуществляется у доски. Обучающимся предлагается соотнести страны и территориальные изменения в Европе и мире.

Франция

Возвращена к границам 1789 г.

Россия

Польша с Варшавой

Англия

о.Мальта, Капская земля, о.Цейлон

Австрия

Венеция, Ломбардия

Пруссия

Саксония и Рейнская область

Германия

Разделена на 38 государств

Италия

Разделена на 8 государств

По итогам наполеоновских войн складывается классическая система пентархии, пятивластие. В Европе находилось пять великих держав, силы которых были практически равнозначны и согласие, между которыми обеспечивает мир в Европе на 40 лет.

Это Англия, господствующая на морях; Франция, существенно ослабленная, но благодаря искусству дипломатов оставляет за собой статус великой державы, на нее возложена контрибуция, но ее границы были сохранены; Пруссия очень серьезно усиливается; Австрия относительно слабеет; Россия, находящаяся на вершине своего могущества.

4. Рефлексия обучающихся проводится с помощью тестирования.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ЕВРОПА В ЭПОХУ НАПОЛЕОНОВСКИХ ВОЙН

И ВЕНСКОГО КОНГРЕССА»

ВАРИАНТ №1

1. Венский конгресс был созван для:

а) создания коалиции государств против революционной Франции;

б) преодоление международных последствий французской революции и наполеоновских войн;

в) решения вопроса о восстановлении королевской династии Бурбонов во Франции;

г) отмены континентальной блокады Англии.

2. Укажите, как назывался в истории Франции период с 9 ноября 1799 г. по 18 мая 1804 г.:

а) директория;

б) империя;

в) консульство;

г) республика.

3. Чем объясняется культ Наполеона в Европе:

а) полководческим талантом;

б) разрушением старых буржуазных порядков;

в) Гражданским кодексом.

4.  В чём  суть континентальной блокады?

ВАРИАНТ №2

1. Результатом наполеоновских войн было:

а) экономическое и политическое ослабление Англии;

б) установление политической гегемонии Франции в Европе;

в) военное ослабление Франции;

г) создание военного союза против России.

2. Укажите, как назывался в истории Франции период с 9 ноября 1799 г. по 18 мая 1804 г.:

а) директория;

б) империя;

в) консульство;

г) республика.

3. Какое своё достижение Наполеон считал самым выдающимся:

а) 40 выигранных битв;

б) Гражданский кодекс;

в) 100 дней второго пришествия во власть;

г) не выделял особо какого-либо из своих достижений.

4. Перечислите англо-французские противоречия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Разгром империи Наполеона. Венский конгресс."

Материал урока содержит развёрнутый материал о причинах возникновения культа личности Наполеона в Европе и начале освободительной борьбы против француских завоевателей, знакомит обучающихся с борьбой ...

Обобщающий урок в 7 классе по теме: «Образование Российской империи. Эпоха Петра Великого».

 Чтобы сделать Петра великим, его     делают небывалым и невероятным.Между тем  надобно изобразить егосамим собою, чтобы он сам собой сталвелик.(В.О. Ключевский)Цели урока: Проверить  знания учеников ...

«РАЗГРОМ ИМПЕРИИ НАПОЛЕОНА. ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС»

Разработана технологическая карта. Подобран материал по теме из которого учащиеся узнают о том, что бесконечные войны ослабляют государство, а попытки решить политические противоречия военным путем об...

Проект урока на тему:Тема урока: Кризис империи: Русско-японская война.

Данный урок создан как  одно из структурных звеньев в цепи уроков, основной целью которых является формирование исторического сознания школьников. Урок по программе Н.В. Загладина "История России...

Тема урока: Установление империи в Риме

     Подвести учащихся к пониманию причин падения республиканского строя в Риме.Обеспечить  усвоение учащихся понятия, делать обобщения , устанавливать причинно-следст...

Технологическая карта урока по предмету "История" 7 класс раздел "Всеобщая история". Тема урока: "Индия. Империя Великих Моголов"

Материал содержит технологическую карту урока в соответствии с требованиями ФГОС. Урок занимает определенное место в теме: "Страны Востока в XVI-XVII веках....