Повторительно - обобщающий урок по теме: "Россия в 16-17 веках"
план-конспект занятия по истории (10 класс) на тему

 Цели:

-образовательная :закрепить знания обучающихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы 16-17 веков ,проверить знания обучающихся и степень усвоения изученного материала
-развивающая:  развивать умения и навыки: делать выводы, находить причинно-следственные связи, способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления
-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoritelno-obobshch_16-17_veka.docx130.92 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно - обобщающий урок по теме:

"Россия в 16-17 веках" (2 урока)

 Цели:

-образовательная :закрепить знания обучающихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала; систематизировать знания и создать целостность картины событий; проследить основные исторические процессы 16-17 веков ,проверить знания обучающихся и степень усвоения изученного материала
-развивающая:
 развивать умения и навыки: делать выводы, находить причинно-следственные связи, способствовать развитию умения анализировать и обобщать исторические факты и явления
-воспитательная: способствовать чувству гордости за историческое прошлое своего народа.

Тип урока: повторительно - обобщающий

Продолжительность: два академических часа с перерывом на перемену.

Оборудование: учебник- Сахаров А.Н., Буганов В.И. " История России с древнейших времён до конца 17 века", мультимедиа проектор, портреты основных правителей  16-17 веков, раздаточный материал  (кроссворд без ответов).

Предварительная подготовка к уроку: 

Персоналии в истории 16-17 веков , "Крылатые выражения 16-17 веков".

План работы на уроке

А. - Повторение и обобщение

1. "Вектор времени"- важнейшие даты и события 16-17 веков.

2. Персоналии в истории 16-17 веков .

3. Исторические термины и личности в кроссворде .

Б.- Новые знания

4. Устный журнал "Крылатые выражения 16-17 веков"

5.Новшества в одеянии

В.- Рефлексия .

Выполнение тестового задания.

Г.- Выводы. Осмысление.

Д. - Подведение итогов работы.

Итак, мы закончили с вами изучение событий, происходящих в России в 16-17 веках. Главной нашей задачей сегодня станет повторение и закрепление знаний по данному периоду истории нашего государства. Вам предстоит показать, насколько хорошо вы знаете события этого периода и их хронологию, владеете терминологией данного периода, знаете исторических деятелей, умеете анализировать, сравнивать, обобщать.

А. - Повторение и обобщение

1. "Вектор времени"- важнейшие даты и события 16-17 веков(оформляем в тетради, вспоминая основные события, изученные на предыдущих уроках )

 Важнейшие даты:

1505 -1533 – правление Василия III

1547 – венчание Ивана IV на царство

1547–1584 – царствование Ивана Грозного (с 1533 по 1547 он был Великим князем, а не царем)

 1549 – Земский собор

1550 – новый Судебник, начало формирования стрелецкого войска

1551 – Стоглавый собор

1552 – взятие Казани

1555 – отмена кормлений

1556 – присоединение Астрахани

1558 -1583 – Ливонская война (1582г. –Ям – Запольский мир с Польшей – на 10 лет; 

 1583 – перемирие со Швецией на 10 лет – на реке Плюссе)

1565 – 1572 – опричнина

1571 – нашествие Давлет-Гирея и сожжение Москвы

1581-1585 – поход Ермака в Сибирь

1589 – избрание первого русского патриарха Иова

1584-1598 – правление Фёдора Ивановича

1601–1603 гг. – голод в России

1598–1613 гг.– смутное время в России

1606–1607 гг. – восстание Ивана Болотникова

1612 г. – освобождение Москвы вторым ополчением К. Минина и Д. Пожарского

1613 г. – избрание Земским собором царем Михаила Романова (1613-1645)

1645–1676 гг. – царствование Алексея Михайловича

^ 1648 г. – начало восстания Богдана Хмельницкого на Украине

1648–1650 гг. – городские восстания в России

1653–1654 гг. – начало церковного раскола

^ 1654 г. – Переяславская Рада. Решение о присоединении Украины к России

1661- 1682 гг. – царствование Фёдора Алексеевича

1654–1667 гг. – война с Польшей

1670–1671 гг. – восстание Степана Разина (иногда 1667–1671гг.)

2.  Личности  (устный журнал- краткое сообщение обучающихся о каждой личности )

Иван Грозный - 1й царь Российского государства.

Иов - первый патриарх.

Иван Фёдоров -первопечатник.

Андрей Чохов - выдающийся русский пушечный и колокольный мастер, литейщик.

Борис Годунов - русский царь с 1598-1605, избранный  Земским собором.

Иван Исаевич Болотников  — военный и политический деятель Смутного времени в России, предводитель восстания 1606—1607 годов.

Минин и Пожарский — лидеры Второго народного ополчения в годы Смуты.

Михаил Романов (1613—1645) — первый русский царь из династии Романовых , избран на царствование Земским собором. 

Алексей Михайлович Романов (Тишайший ) -(1645 - 1676) — второй русский царь из династии Романовых 

Патриарх Никон - седьмой московский патриарх, имевший официальный титул патриарх Московский и всея Руси

Симеон   Полоцкий - деятель восточнославянской культуры, духовный писатель,  переводчик,  наставник детей русского царя Алексея Михайловича. 

Протопо́п  Аввакýм —  противник церковной реформы Патриарха Никона XVII века, духовный писатель.

Симон  Фёдорович Ушаков  — русский московский  иконописец и график.

Стро́гановы  — род русских купцов и промышленников, Строганов Аника Федорович - умный и предприимчивый человек, учредил (1515) на р. Вычегде  соляные варницы,  приобрёл огромное состояние.

Задание для обучающихся :1.  Составить  3 синквейна по любой личности.

2. Определить, кто изображён на портрете. Приложение 1 .

3. Исторические события и личности  в кроссворде.

 Выполняем кроссворд, используя термины и личности по теме:

По горизонтали
4. Имя наследника царского престола, за которого выдавали себя самозванцы
6. Резиденция Лжедмитрия 2
10. Фамилия избранного земским собором царя
11. В 1611 году создано первое … 
12. Формальный царь при боярском правительстве, наследник польского трона
16. Противники реформы Никона
21. Как называли «мир» заключённый Б.Хмельницким и Речью Посполитой?
22. Выточенная из дерева чашка

По вертикали
1.  Кто правил в 1676-1682 ? 
2. Назовите отчество посадского старосты в Нижнем Новгороде 1611 года 
3. Озеро - место Ледового побоища 
5.  Патриарх Московский и всея Руси
7. Политика, направленная на укрепление самодержавия 
8. Противник Руси в Невской битве 
9. Место, где  подписан мир со Швецией 
13. Вмешательство Польши во внутренние дела России 
14. 25летняя война  во время царствования Ивана 4 
15. Глава регентского совета при Федоре Иоанновиче 
16.  Боярское правительство 
17. Фамилия атамана жившего с 1630 годя по 1671 год 
18. Предводитель крестьянского восстания 
19. Фамилия предводителя ополчения, освободившего Москву от польской интервенции 
20. Прозвище московского князя, возглавлявшего русские войска в Куликовской битве 
21. Короткая мужская куртка без воротника из сукна 
22.  Регентша Ивана и Петра Романовых  (Приложение 2)

4. Рождено эпохой.( Крылатые выражения 16-17 веков.)

На данном этапе важным является правило: «Любое мнение обучающегося ценно». Заранее готовим сообщения по крылатому выражению , используя книгу В. Балязина "Занимательная история России" (сер. 16 - конец 17 века)

Крылатое выражение

Как я  понимаю?

Что это значит?

"Делу время и потехе час"

"Верста коломенская"

"Долгий ящик"

"У чёрта на куличках"

"На курьих ножках"

"Не мытьём, так катаньем"

 5. Новшества в одеянии.

Несмотря на то, что в 17 веке одежда россиян в основном оставалась традиционной, всё же и сюда проникали новшества.

-Новая ткань - бумазея

-Новая одежда - душегрея

-Дополнения к одежде священнослужителей

В.- Рефлексия .

Выполнение тестового задания(на оценку)

 «Российское государство в  XVI-ХYII веках»

1.Какое событие произошло позже других?

1) правление Василия Шуйского,
2) «Угличская драма»,
3) правление Лжедмитрия I,
4) воцарение династии Романовых.
2. Какое событие произошло в 1645 году?

1) начало царствования Алексея Михайловича,
2) Соляной бунт,
3) принятие Соборного уложения,
4) начало церковной реформы патриарха Никона.
3. В каком году началось царствование династии Романовых?

1) 1584, 2) 1598,
3) 1605, 4) 1613.

4.В чем причина денежной реформы Елены Глинской?

1) дефицит денег в казне,
2) недостаток серебра для чеканки монет,
3) потребность в создании единой монетной системы на всей территории страны,
4) увеличение торгового оборота с Европой.
5.Кто такой Малюта Скуратов?

1) книгопечатник, 2) опричник,
3) основатель купеческой династии, 4) путешественник.
6.В каком году заключен Столбовский мир?

1) 1617, 2) 1634, 3) 1648, 4) 1667.

7.Какова причина разрыва между Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном?

1) изъятие церковных ценностей для нужд государства,
2) неудачи в ходе русско-польской войны,
3) притязания Никона на верховенство церковной власти,
4) симпатии царя к старообрядцам.
8.Как называется порядок назначения на должности в соответствии с заслугами рода?

1) головничество, 2) кормление,
3) местничество, 4) пожилое.
9.Что из перечисленного произошло в царствование Федора Ивановича?

1) заключено Полюсское перемирие со Швецией,
2) началось восстание Хлопка,
3) принят указ о «заповедных летах»,
4) смерть царевича Дмитрия.
10.Что является итогом Смуты?
1) воцарение династии Романовых,
2) союз с Речью Посполитой против Крымского ханства,
3) установление сословно-представительной монархии в России,
4) утрата независимости Российского государства.
11.Каким портом Россия обладала в течение всего XVII века?

1) Азовом, 2) Архангельском,
3) Выборгом, 4) Мурманском. 
12.Что из названного было одной из главных причин городских восстаний XVII века?

1) введение подушной подати,
2) ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов,
3) преследование старообрядцев,
4) введение в городах цехов и гильдий.

13. Понятие «Вечный мир» связано с отношениями России в XVII веке с

1) Польшей, 2) Турцией,
3) Швецией, 4) Англией.
14.Что было одной из причин народных волнений в XVII веке?

1) окончательное закрепощение крестьян,
2) введение Юрьева дня,
3) введение рекрутской повинности,
4) введение подушной подати.
15.Как называлась система мер, предпринятых Иваном Грозным в 1565-1572 годах для укрепления своей самодержавной власти?

1) местничество, 2) опричнина,
3) нестяжательство, 4) земщина.
16.Кого в период Смуты называли «тушинским вором»?

1) Лжедмитрия II, 2) Василия Шуйского,
3) Ивана Болотникова, 4) Ивана Заруцкого.
17.Какие из названных имен связаны с событиями церковного раскола?

а) Филарет, б) Аввакум,
в) Никон, г) Иосиф Волоцкий,
д) царь Алексей Михайлович, е) царь Федор Иванович.
1) АБВ, 2) АВГ, 3) БВД, 4) БВЕ.
18. Система содержания должностных лиц за счет местного населения в России называлась

1) местничеством, 2) полюдьем,
3) барщиной, 4) кормлением.
19.Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича?

а) принятие Соборного уложения, б) Северная война,
в) разделы Речи Посполитой, г) Медный бунт,
д) Семилетняя война, е) восстание Степана Разина.
1) АБД, 2) АГЕ, 3) БВЕ, 4) ВДЕ.
20.Утверждение «Священство выше царства» связано с:

1) борьбой иосифлян и нестяжателей,
2) событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона,
3) реформами Избранной рады,
4) ликвидацией патриаршества в начале XVIII века.
21.Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в годы Смуты?

1) 1589, 2) 1612, 3) 1662, 4) 1701.
22.Одним из последствий принятия Соборного уложения стало:

1) установление бессрочного срока сыска беглых крестьян,
2) продление срока сыска крестьян до 15 лет,
3) упразднение правила «С Дона выдачи нет»,
4) разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь.
23.Какое из положений содержалось в Соборном уложении?

1) введение опричнины,
2) запрещение передавать поместья по наследству,
3) установление Юрьева дня,
4) объявление крепостного состояния крестьян наследственным.
24.В каком году в Москве вспыхнул Соляной бунт?

1) 1480, 2) 1648, 3) 1662, 4) 1700.
25.Что из названного относится к итогам деятельности Избранной Рады?

1) отмена кормлений, 2) отмена местничества,
3) отмена рекрутчины, 4) отмена Юрьева дня.
26.Какое из названных событий произошло в XVII веке?

1) появление поместий,
2) формирование единого российского рынка,
3) кризис крепостнической системы хозяйства,
27.В каком ряду названы даты закрепощения крестьян?

1) 1558, 1584, 2) 1581, 1597,
3) 1480, 1485, 4) 1310, 1325.

Г.- Выводы. Осмысление.

Беседа и оформление в виде кластера.

Таким образом, Россия в XVII в. была готова к масштабным преобразованиям, которые затем проведет Петр I. 

Д- Подведение итогов . Выставление оценок за работу на уроке.

Всех  благодарю за работу на уроке!

Использованная литература.

Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца 17 века.

Серов Б.Н.Поурочные разработки по истории России с конца 16 до конца 18 века.

Балязин В. Занимательная история.

 Колиснеченко Н.Ю. Дидактический материал. История России конец 16-18 века.

Приложение 2.

Кроссворд по предмету истории - на тему 'Россия в XVII веке'

Кроссворд по предмету истории - на тему 'Россия в XVII веке'

                                           Приложение 1.

C:\Users\User\Desktop\150px-Ivan_grozny_frame.jpg

Иван 4 Грозный

C:\Users\User\Desktop\150px-Boris_Godunov.jpg

Борис Годунов

C:\Users\User\Desktop\150px-Tsar_Mikhail_I_-cropped (1).JPG

Михаил Фёдорович Романов

C:\Users\User\Desktop\Alexis_I_of_Russia_(1670-1680s,_GIM).jpg

Алексей Михайлович


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.

помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....

повторительно - обобщающий урок по теме "Страны Азии в 19 веке", новая история 8 класс.

помещаемый материал содержит презентацию и план урока по теме, включая весь необходимый раздаточный материал для урока....

Конспект повторительно-обобщающего урока по теме: "Россия при Петре 1"

Данный урок дает возможность закрепить знания учащихся по теме петровского периода правления, урок проводится в 7 классе. К конспекту прилагается презентация....

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в XVII веке»

Урок с использованием компьютерных технологий. Проводится в форме игры по основным разделам темы....

Учебно-методическая разработка повторительно-обобщающего урока, 10 класс. "Россия в конце XIX века"

Цели урокаОбразовательная - провести объективный анализ развития ведущих стран мира...

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I»

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Россия в годы правления Александра I»Разработан и проведен Аминовой И.А.Цель урока: Повторение и обобщение изученного материала.Образовательная: закрепить матер...

Повторительно – обобщающий урок по теме «Россия в период царствования Александра II»

Цель урока: создать условия для систематизации и обобщения учебного материала на основе использования интерактивных методов обучения...