Рабочая программа по истории в 8 классе
рабочая программа по истории (8 класс) на тему

Рабочая программа по истории в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i_8_k.odt54.39 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Пояснительная записка

Изучение истории в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей:

  • взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран;

  • ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического пути развития народов России;

  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого России, пользуясь приемами исторического анализа;

  • развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение их к ценностям национальной культуры.

 Задачи.

В результате изучения истории в 8 классе учащиеся должны:

  • - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты выявлять существенные черты исторических процессов, явлений изученных исторических понятий и терминов;

- определять на основе учебного материала причины и следствия исторических событий объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов: показывать на карте территорию расселения народов границы государств  города:

- рассказывать о важнейших исторических событиях и  участниках,  учатся определять круг информации для решения проблем. Извлекать нужную информацию, делать сообщения, давать оценку деятеля, взаимодействовать с товарищами , моделировать ситуации, учатся «проживать» ту эпоху;

- уметь анализировать исторический документ выделять главное сравнивать; ставить и разрешать проблемы:

Нормативно-правовые документы

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • закон Тамбовской области  от 01.10.2013 №321-З «Об образовании в Тамбовской области»;
  • закон Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
  • приказ Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 19.10.2009 № 427
    «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России от 31.08.2009  №320 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  •  приказ Минобразования России от 03.06.2008  № 164 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • приказ Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. N 39 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 января 2012 г. N 69 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
       
    Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 января 2011 г. N 2643 "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089"
         Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

         Устав МБОУ Сосновской СОШ №1.

Сведения о программе.

     Данная программа по истории составлена на основе примерной программы (основного) общего образования.
      Выбранная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции исторического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов истории и проявления творческой инициативы учителей.

Обоснование выбора программы.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения по данной программе у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.  
Изучая историю в восьмом классе учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Данная рабочая программа позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом  изучение истории ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Информация о внесённых изменениях
В рабочей программе отводится 8 часов на изучение истории Тамбовского края.

Определение места и роли учебного курса

           

       Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далёком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.
В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма , мужества, благородства , мудрости. Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования.
      Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.
Данная программа позволяет формировать следующее:
- умения связно пересказывать текст учебника, отделяя главное от второстепенного
- умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий
- умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия
- умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям событиям личностям
- умения отстаивать свои взгляды
- умения самостоятельно анализировать исторические источники, как письменные, так и вещественные и изобразительные
- умения работать с исторической картой
- умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений

Информация о количестве учебных часов
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации  для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе  основного общего образования в 8 классе отводит 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. В данной программе 26 часов отводится на изучение новой истории, 36 часов на изучение Истории России и 8 часов на изучение Краеведения. При этом на обобщение пройденного материала в форме тестирования  отводится  4 часа. Два часа при изучении Новой истории и два часа при изучении истории России.

Формы организации учебного процесса:

  • Урок путешествие;
  • Практические занятия;
  • Применение мультимедийного материала;
  • Решение творческих задач;
  • Круглый стол
  • Проектная и исследовательская деятельность;

Технологии обучения:

  • Технология проблемного обучения;
  • ИКТ технологии;
  • Технология игрового обучения;
  • Технология проектного обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся

Содержание материала внутри предмета подбирается  под сформулированный результат. Меняются также и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
Меняются формы и методы организации занятий - обучение приобретает деятельностный характер. Учащиеся под руководством учителя добывают и усваивают новые знания, сами исследуют факты и делают выводы.

Виды  и формы контроля

  • Тестирование
  • Фронтальный опрос
  • Индивидуальные карточки занятия
  • Решение проблемных задач

Планируемый уровень подготовки
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся 8 классов», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.

Информация об используемых учебниках.

1. Юдовская А.Я.,  Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Всеобщая история. История Нового времени 1800 – 1913гг. Москва «Просвещение». 2011г.

  1. 2. История России. Конец XVI – XVIII век Данилов А.А. , Косулина Л.Г  Москва «Просвещение». 2011г.

3. Краеведение. История Тамбовского края: учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/ Ю.А. Мизис, В.В Канищев, Л.Г. Протасов, В.Л. Дьячков .- Тамбов: 2010

Основное содержание

70 часов

Новая история 26 часов

Раздел I. Европа и Северная Америка в XIX - начале XX вв.

От традиционного общества к обществу индустриальному. Индустриальная революция достижения и проблемы Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Индустриальное общество: новые ценности. Человек в изменившемся мире. Наука: создание научной картины мира.

             XIX век в зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Романтизм. Реализм. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения. .Империя Наполеона I во Франции. «Гражданский кодекс». Наполеоновские войны. Венский конгресс.Священный союз. «Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в.Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Возникновение рабочего движения.Чартистское движение в Англии. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции.

Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единогогерманского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-187! гг. Образование Германской империи.

        Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в.

       Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения.Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы.

Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс.Анархизм, Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизмво второй половине XIX начале XX вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж.Клемансо.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIXначале XX веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострениепротиворечий индустриального общества.

Повторительно – обобщающий урок по теме: Европа и Северная Америкав вXIX – начале XX века в форме тестирования.

 Требования к уровню подготовки обучающихся по теме: Европа и Северная Америка в XIX - начале XX вв.

Ученик должен: знать/понимать

-основные этапы и ключевые события истории Европы и Северной Америки в XIX - начале XX вв
-причины европейских революций
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей сложившихся в указанный период;

Уметь:

  • определять последовательность событий;
    - использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; сравнивать свидетельства   различных источников по вопросам: Венский конгресс, революция 1848г. Во Франции, Викторианская эпоха в Великобритании, третья республика во Франции, объединение Германии и Италии, Гражданская война в США...;
    -рассказывать о достижениях науки, культуры, искусства;
    - соотносить общие исторические процессы и отдельные факты
    - выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий
    - объяснить смысл изученных исторических понятий и терминов:либерализм,консерватизм,социализм,импрессионизм,индустриализация, модернизация,капитализм,монополия,радикализм;
  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • понимания исторических причин и исторического значения событий в странах Европы и США;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов Европы и США.

Раздел2. Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX - начале XX вв.

Провозглашение независимых государств в Латинской Америке. С. Боливар. X. Сан- Маргин. США и страны Латинской Америки. Доктрина Монро. Мексиканская революция 1910-1917 гг.

Создание колониальных империй. Установление британского колониального господства в Индии. Восстание сипаев 1857-1859 гг. «Опиумные войны». Движение тайпинов. Колониальные захваты в Африке, Империализм - идеология и Политика.

        Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране. Османской империи, Китае.

        Повторительно – обобщающий урок по теме: Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале XX века в форме тестирования. 

Требования к уровню подготовки обучающихся. По теме:. Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX - начале XX вв.

Ученик должен:

 Знать/понимать

      - основные этапы и ключевые события истории Стран Латинской Америки, Алии и Африки в XIX - начале XX вв.
- причины насильственного разрушения индийского общества, модернизации в Японии, сопротивления реформам в Китае
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей сложившихся в указанный период;

уметь

-определять последовательность событий;

-использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; сравнивать свидетельства различных источников по вопросам реформы Мейдзи, внешнеполитический курс Японии, опиумные войны, политика самоусиления, восстание ихэтуаней ,политика Цыси, вхождение Индии в мировой рынок, европейская колонизация Африки.:
- рассказывать о достижениях науки, культуры, искусства
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий объяснить смысл изученных исторических понятий и терминов: Ямато, сипаи, резервация, миграция, каудильо

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий в странах Латинской Америки, Азии и Африки;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов Латинской Америки, Азии и Африки.

История России З6 часов

Раздел 1. Внутренняя и внешняя политика в первой половине XIX в.

Территория и население. Кризис крепостного хозяйства. Отходничество. Вну тренняя и внешняя торговля.Развитие транспорта. Первые железные дороги. Развитие капиталистических отношений.Начало промышленногопереворота.

Александр I. Негласный комитет. Указ о вольных хлебопашцах. Учреждение Министерств. Создание 1 Государственного совета. М.М.Сперанский.Участие России в антифранцузских коалициях. Тильзитский мир и русско- французский союз.Континентальная блокада. Вхождение Грузии в состав России. 1 Трисоединение Финляндии. Бухарестский мир с Турцией. Отечественная война 1812 г.: причины, планы сторон, ход военных действий. М. Бар клай-де-Толли. М.Кутузов. Д. Давыдов. Бородинская битва. Народный характер войны. Изгнание наполеоновских войск из России.Заграничные походы русской армии. Российская дипломатия на Венском конгрессе. Россия и Священный союз.

      Усиление консервативных тенденций во внутренней политике после Отечественной войны 1812г. А.А.Аракчеев. Военные поселения. Цензурные ограничения.Движение декабристов. Первые тайные организации. Северное и Южное общества, их программы.Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. Восстание Черниговского полка.

Николай I. Усиление самодержавной власти. Ужесточение контроля над обществом. 111 Отделение. А.Х.Бенкедорф. Кодификация законов. «Манифест о почетном гражданстве». «Указ об обязанных крестьянах».Политика в области просвещения. Польское восстание 1830-1831 гг.Общественная мысль и общественные движения второй четверти XIX в. 11..М. Карамзин, Теорияофициальной,народности. Кружки конца 1820-х - 1830-х гг. Славянофилы и западники. 11.Я.Чаадаев. Русский у 1 о п и чески й социал изм. Петрашевцы.

     Внешняя политика второй четверти XIX в. Восточный вопрос. Россия и освобождение Греции. Россия иреволюции в Европе. Вхождение Кавказа в состав России. Шамиль. Кавказская война. Крымская война: причины,участники. Оборона Севастополя, ее герои. Парижский мир. Причины и последствияпоражения России в Крымскойвойне.

Русская культура первой половины XIX в. Создание системы общеобразовательных учреждений. Успехи русской науки. Н. И.Л обачевский. ОткрытиеАнтарктиды русскими мореплавателями. Становление литературного русского языка. Золотой век русской поэзии.Основные-стили в художественной культуре (сентиментализм, романтизм, реализм, ампир).

      Повторительно -  обобщающий урок. по теме Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX века в форме тестирования.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся. По теме:. Внутренняя и внешняя политика в первой половине XIX в

. Ученик должен:

 Знать/понимать

- основные этапы и ключевые события истории России в первой половине 19 века, - причины победы русского народа в Отечественной войне 1812г., появление тайных организаций.
- важнейшие достижения отечественной науки и культуры в указанный период;
-уметь определять последовательность событий;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; сравнивать свидетельства различных источников по вопросам: реформаторская деятельность М. Сперанского, участие России в Венском конгрессе, попытки укрепления империи при Николае I, причины неудачи в Крымской войне; рассказывать о достижениях науки, культуры, искусства; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты выявлять существенные черты общественных движений первой половины 19 века.; объяснить смысл изученных исторических понятий и терминов министерства, декабристы, Союз спасения, Союз Благоденствия, теория официальной народности:
- давать оценку деятельности Александра I,М.Сперанского, Николая1, С.Уварова, П.Киселёва, Е. Канкрина.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий в России в первой половине 19 века.
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии России первой половины 19 века.

Раздел 2. Внутренняя и внешняя политика во второй половине XIX в. Великие реформы 60-70-х it. XIX в.

     Александр II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Положение 19 февраля 1861 г. Отменакрепостного права. Наделы. Выкуп и выкупная операция. Повинности временнообязанных крестьян. Крестьянскоесамоуправление. Земская, городская, судебная реформы. Реформы в области образования. Военные реформы.Значение реформ 60-70 гг. XIX в. в истории России.

     Общественные движения 50-60-х гг. XIX в. Подъем общественного движения после поражения в Крымскойвойне. А.И. Герцен и Н.И. Огарев. Вольная русская типография в Лондоне. «Полярная звезда», «Колокол».Н.Г.Чернышевский. Н.А.Добролюбов. Журнал «Современник». Революционные организации и кружки середины 60-х - начала 70-х гг. XIX в. Россия конце XIX в.

      Социально-экономическое развитие пореформенной России. Завершение промышленного переворота.Формирование классов индустриального общества. Фабрично-заводское строительство. Новые промышленныерайоны и отрасли хозяйства. Железнодорожное строительство. Развитие капитализма в сельском хозяйстве. Остаткикрепостничества и общинного быта. Аграрной кризис 80-90-х гг. XIX в.

      Кризис самодержавия на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Политика лавирования. М.Т. Лорис-Меликов. УбийствоАлександра II. Александр III. Манифест о незыблемости самодержавия. К.П.Победопоспев. Контрреформы.

      Реакционная политика в области просвещения. Национальная политика самодержавия в конце XIX в.Общественные движения 70-90-х гг. XIX в. Земское движение. Идеология народничества. М.А. Бакунин. П.Л.Лавров. ГШ. Ткачев. Н.К.Михайловский. Политические организации народников. «Хождение в народ». Первыерабочие организации. Распространение идей марксизма. Г.В. Плеханов. «Освобождение труда». П.Б. Струве и«легальный марксизм». В.И. Ленин. «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

      Внешняя политика во второй половине XIX в. Борьба за ликвидацию последствий Крымской войны. A.M. Горчаков. Присоединение Средней Азии. Народы Российской империи. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. «Союзтрех императоров». Сближение России и Франции в 1890-х гг.
Повторительно – обобщающий урок по теме Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX века в форме тестирования.

Требования к уровню подготовки обучающихся. По теме: Внутренняя и внешняя политика во второй половине XIX в.

Ученик должен:

Знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории России во второй половине 19 века.

  • причины реформ и котрреформ;

важнейшие достижения отечественной науки и культуры второй половины 19 века.

Уметь:

определять последовательность событий;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы; сравнивать свидетельства различных источников по вопросам: государственных преобразований 60 - 70 - х гг., промышленного переворота, рассказывать о достижениях науки, культуры, искусства соотносить общие исторические процессы и отдельные факты выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий объяснить смысл изученных исторических понятий и терминов: «диктатура сердца», Земля и воля, народничество

давать оценку деятельности Александра Н,АлександраШ,Лорис-Меликова, социал- демократов, народников.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий в России во второй половине 19века

высказывания собственных суждений об историческом наследии России второй половины 19 века.

                                              Тамбовщина в 1796-1917 гг.  8 часов

     

      Территория и население Тамбовской губернии в начале XIX в. Завершение заселения степных пространств Тамбовского края. Ассимиляция мордвы и татар.

     Социально-экономическое развитие Тамбовского края в первой половине XIX в. Природная среда и хозяйственная деятельность населения; появление первых признаков аграрного перенаселения к середине XIX в. Хозяйственные занятия и жизненный уклад сельского населения. Распространение коневодства. Промышленность. Развитие торговли, рост значения ярмарок.

    Крепостное право на Тамбовщине. Крупнейшие помещики Тамбовского края. Крестьянские повинности и условия жизни крепостных. Вопрос об уровне жизни дореформенной крепостной деревни. Государственные крестьяне.

    Города Тамбовской губернии в первой половине XIX в. Сохранение связи занятий городских жителей с сельским хозяйством. Изменения во внешнем облике городов. Постройки конца XIX-начала ХХ вв. в Тамбове. Образ жизни чиновничества, дворян, офицерства, мещан. Тамбовское купечество (И.А.Суворов и др.). Холерный бунт 1830 г.

    Отечественная война 1812 года и Тамбовский край. Тамбовские губернаторы первой половины XIX в.  (П.А. Нилов, А.М. Безобразов, Н.М. Гамалея, А.А. Корнилов).  Подъем патриотизма. Сбор денежных средств, провианта, фуража для нужд армии. Создание Тамбовского ополчения. Тамбовцы – герои войны 1812 года (А.В. Воейков, С.В. Дятков, П.И. Мерлин, П.Ф. Патулов, Я.А. Потемкин, И.Т. Сазонов, М.Л. Трескин). Тамбов – центр размещения беженцев и военнопленных.

   Тамбовские декабристы. Тамбовская губерния в годы Крымской войны. М. С. Лунин; (создание ополчения; распространение среди крестьян слухов о возможной отмене крепостного права).

    Культура Тамбовского края в первой половине XIX в. Развитие просвещения (создание дворянского училищного корпуса; Тамбовской мужской гимназии, Александринского института благородных девиц; появление уездных и приходских училищ). Становление медицины (возникновение губернской больницы, деятельность Э.Х.Икавитца). Тамбовские писатели и поэты (Е.А. Боратынский, С.П. Жихарев, П.И. Вейнберг); связь М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева с Тамбовским краем). Композитор А.Н.Верстовский. Дворянские усадьбы как центры культурной жизни провинции (Мара, Знаменское и др.).

    Отмена крепостного права. Признаки кризиса крепостных порядков в тамбовской деревне. Позиция тамбовского дворянства во время подготовки реформы. Реакция тамбовских крестьян на Манифест об отмене крепостного права. Восстание в с. Кандеевка и участие в нем жителей соседних деревень Тамбовской губернии. Условия освобождения крестьян в Тамбовской губернии; их влияние на последующее развитие крестьянского хозяйства.

   Общественная жизнь Тамбовского края во второй половине XIX-начале ХХ вв. Тамбовские губернаторы второй половины XIX-начала ХХ вв. (К.К. Данзас, Н.М. Гартинг,  А.А. Фредерикс, В.Ф. фон-дер Лауниц, Н.П. Муратов); плоды их деятельности на пользу краю. Создание и деятельность земского и городского самоуправления. Видные общественные деятели Тамбовщины второй половины XIX-начала ХХ вв., меценаты и благотворители

(Э.Д. и А.Н. Нарышкины, Б.Н. Чичерин, В.И. Вернадский, руководители земств и городов).

    Тамбовское крестьянство в конце XIX - начале ХХ вв. «Оскудение» тамбовского дворянства во второй половине XIX-начале ХХ вв. Увеличение сельскохозяйственного производства. Рост товарности крестьянского хозяйства. Улучшения в быту. Проблема крестьянского малоземелья. Усиленная распашка земель и истощение тамбовских черноземов. Поиск крестьянами возможностей улучшения своего материального положения: аренда земли; переселение на свободные земли (Дон, Кубань, Сибирь, Дальний Восток); временный уход на заработки; кустарные промыслы. Столыпинская реформа в тамбовской деревне. Сокращение дворянского землевладения, переход земель в руки других сословий. Взаимоотношения крестьян и помещиков после отмены крепостного права. Образцовые имения (Знаменское, Сабуро-Покровское, Новотомниково и др.). Новые занятия как источник дохода дворян.

     Развитие промышленности, торговли и транспорта после отмены крепостного права. Обновление облика городов. Рост числа фабрик и заводов. Ориентация тамбовской промышленности на переработку сельскохозяйственной продукции; слабое развитие тяжелой промышленности. Основные отрасли промышленного производства: винокуренная, мукомольная, суконная, табачная промышленность. Крупнейшие тамбовские фабриканты братья Асеевы. Появление железных дорог и их влияние на развитие края. Положение тамбовских рабочих. Роль ремесленного производства. Условия труда и быта ремесленников. Ярмарки. Возникновение постоянных базаров и развитие магазинной торговли в городах. Трудности в торговле в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.

    Памятники архитектуры конца XIX-начала ХХ вв. в Тамбове и других городах (Дворянское собрание, дворец Асеевых, здание Музыкального училища и др.). Образцы купеческих построек. Появление доходных домов. Благотворительная деятельность и городское строительство (церкви, учебные заведения, приюты). Жилища мелких торговцев, ремесленников и т.п. Благоустройство Тамбова и уездных городов: строительство водопроводов, появление электрического освещения, , мощение улиц, развитие мест отдыха горожан.

    Тамбовские революционеры. Деятельность народников в Тамбовском крае. Основоположник русского марксизма Г.В. Плеханов и его связь с Тамбовщиной. Пребывание В.Чернова в Тамбове и зарождение эсеровских организаций. М.Спиридонова. А. Антонов. Возникновение социал-демократических кружков; ограниченность их влияния на Тамбовщине. В.Подбельский.

    Революция 1905-1907 гг. в Тамбовской губернии. Первые отклики на события «кровавого воскресенья» в Петербурге. Рабочие забастовки, их экономический характер. Волнения учащейся молодежи. Массовое крестьянское движение, его характер и результаты. Всеобщая октябрьская политическая стачка в Тамбове и других городах губернии. Проявления политического террора (М.Катин и И.Кузнецов, М. Спиридонова). Восстание 7-го запасного кавалерийского полка в Тамбове.

    Религиозная жизнь Тамбовского края в XIX- начале ХХ вв. Конфессиональный состав населения Тамбовщины. Православное духовенство как отдельное сословие. Тамбовские храмы и монастыри. Социальная, просветительская и благотворительная деятельность церкви. Серафим Саровский. Распространение сектанства.

    Культурная жизнь Тамбовского края во второй половине XIX- начале ХХ вв. Изменения в нравах и обычаях сельского населения после отмены крепостного права. Развитие образования. Гимназии и реальные училища; начальные школы. Библиотеки и «народные чтения». Тамбовские ученые (И.В. Мичурин, В.И. Вернадский, А.Н.Лодыгин, А.М. Терпигорев и др.). Писатели и поэты Тамбовского края (А.И. Левитов, А.И. Эртель, С.Н.Терпигорев, Д.А. Жемчужников). Расцвет музыкальной жизни (связи П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова с Тамбовщиной; создание Музыкального училища; концертная деятельность; В.А.Агапкин). Изобразительное искусство (Ф.А.Васильев, А.М.Герасимов). Появление кинематографа.

В результате изучения раздела история Тамбовщины с 1796 по 1917 гг.


     
Ученик должен:

       знать/понимать
     

      -основные этапы и ключевые события истории Тамбовского края с 1796 по 1917 гг.          

  • - важнейшие достижения культуры и системы ценностей сложившихся в указанный период;
    основные события 19-начала 20 века.

Уметь:
- рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников,
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
- показывать на исторической карте: территории входяшие  в состав Тамбовской области..
- соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия
- сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
- называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития Тамбовского края; положения различных слоев населения;
-объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности общественных деятелей Тамбовского края.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к явлениям происходящим на территории Тамбовского края;
- использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
-осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина Тамбовского края;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

                                                 

                                                       Учебно - тематический план

п\п

Название темы.

Кол –во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Виды и формы контроля

Европа и Северная Америкав в XIX – начале XX века.

20

1.

Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

2.

Индустриальная революция достижения и проблемы.

1

3

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире.

1

4

Наука: создание научной картины мира.

1

5

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература и искусство.

1

6

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.

1

7

Консульство и образование Наполеоновской империи

1

8

Разгром империи Наполеона . Венский конгресс.

1

9

Англия: сложный путь к величию и процветанию.

1

10

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису.

1

11

Франция: революция 1848 г. и вторая империя.

1

12

Германия на пути к единству.

1

13

« Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

14

Война изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1

15

Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем.

1

16

Великобритания конец Викторианской эпохи.

1

17

Франция: Третья республика.

1

18

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

19

От Австрийской империи к  Австро – Венгрии: поиски выхода из кризиса.

1

20

Повторительно – обобщающий урок по теме: Европа и Северная Америкав втXIX – начале XX века.

1

тестирование

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале XX века.

6

21

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику.

1

22

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

1

23

Япония на пути модернизации; «восточная мораль – западная тежника». Китай: сопротивление реформам

1

24

Индия : насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.

1

25

26

Международные отношения: дипломатия или войны?

2

История России.

Раздел 1. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX века.

18

27

Внутренняя политика АлександраI в 1801 – 1806гг.

1

28

Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.

1

29

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

1

30

Отечественная война 1812 г.

1

31

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика 1813 – 1825 гг.

1

32

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825.

1

33

Социально – экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года.

1

34

Общественные движения при Александре I.

1

35

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

1

36

Внутренняя политика Николая I.

1

37

Социально – экономическое развитие в 20 – 50 гг.

1

38

Внешняя политика Николая I. в 1826 – 1849гг.

1

39

Общественные движения в годы правления Николая I.

1

40

Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя.

1

41

Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники.

1

42

Художественная культура .

1

43

Быт и обычаи.

1

44

Повторительно -  обобщающий урок. по теме Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX века

1

тестирование

Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX века

20

45

Накануне отмены крепостного права.

1

46

Крестьянская реформа 1861г.

1

47

Либеральные реформы 60 – 70 гг.

1

48

Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права .

1

49

Общественное движение либералы и консерваторы.

1

50

Зарождение революционного народничества и его  идеология.

1

51

Революционное народничество второй половины 60 – начала 80 гг.

1

52

Внешняя политика Александра II.

1

53

Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.

1

54

Внутренняя политика Александра III.

1

55

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1

56

Положение  основных слоёв общества.

1

57

Общественные движения в 80 – 90 гг.

1

58

Внешняя политика Александра III

1

59

Просвещение, наука, литература и изобразительное искусство.

1

60

Архитектура, музыка, театр, быт

1

61

Повторительно – обобщающий урок по теме Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX века.

1

тестирование

Тамбовщина в 1796-1917 гг.

8

62

Хозяйственная жизнь края. Расцвет крепостного права. Города и горожане.

1

63

Города и горожане. На службе губернии и России.

1

64

Тамбовский вклад в русскую культуру. Отмена крепостного права

1

65

 Правители губернии и общественные деятели. Труд, быт и культура свободных  крестьян.

1

66

«Оскудение» тамбовского дворянства. Развитие промышленности, торговли и  транспорта.

1

68

Фабриканты, рабочие, ремесленники. Облик городов.

1

69

Тамбовские революционеры. Революция  1905-1907 годов в Тамбовской губернии.

1

70

Тамбовская епархия в XIX – нач. XX веков. Культурная жизнь.

1


Требования к уровню подготовки обучающихся в 8-м классе Знать/Понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира с начала XIX века до 1913 года (годы царствований; «великих реформ»; политической и социальной истории (1825 г., 1861 г.), важнейших военных кампаний (1812 г., 1813-1814гг.. 1853-1856 гг., 1877-1878 гг.)
  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Уметь:

  • Рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников, использовать приобретенные знания при написании творческих работ, рефератов.
  • Показывать на исторической карте: территории, присоединенные к Российской империи в XIX веке; центры промышленности и торговли; места военных действий и походов.
  • Составлять описание памятников: зданий и технических сооружений; машин; предметов быта; произведений художественной культуры.
  • Соотносить и общие исторические процессы и отдельные факты и явления, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий, группировать исторические события по заданному признаку, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий.
  • Называть характерные, существенные черты: социально-экономического развития и политического строя России XIX - начала XX века; положения различных слоев населения; внутренней и внешней политики самодержавия; идеологии и практики общественных движений (консервативных, либеральных, радикальных).
  • Объяснять значение понятий: Российская империя, самодержавие, крепостное право, феодальные пережитки, модернизация, индустриализация, капиталистические отношения, реформа/контрреформа, декабристы, славянофилы, западники, утопический социализм, народничество, социал-демократия, православие, национализм, революция.
  • Сравнивать: развитие России до и после реформ 60-х гг.; развитие капитализма в России и других странах; позиции, программные положения общественных движений, групп, партий.
  • Излагать суждения о причинах и последствиях: возникновения общественных движений XIX - начала XX века; отмены крепостного права; войн 1812г., 1853- 1856 гг, 1877-1878 гг.; присоединения к империи в XIX веке новых территорий и народов.
  • Объяснять, в чем состояли цели и результаты деятельности государственных и общественных деятелей, представителей социальных и политических движений, науки и культуры.
  • Приводить изложенные в учебной литературе оценки исторических деятелей, характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий и войн, революций. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
  • ценностей) использованию власти, поступкам различных общественных деятелей во времена реформ, революций, войн XIX - начала XX века.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • определения своего собственного отношения к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Нового времени. Чтобы находить или предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

     -     ведение дискуссии с теми, кто придерживается иных взглядов и оценок прошлого, отстаивая свою позицию, выдвигая контраргументы и перефразируя мысль; возможности взглянуть на ситуацию с другой позиции, договариваться с людьми.

           

          Литература и средства обучения.

      1. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. М.: Просвещение, 2011.

      2. Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. - М.: Просвещение, 2011.  

      3. Краеведение. История Тамбовского края: учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/ Юа. Мизис, В.В Канищев, Л.Г. Протасов, В.Л. Дьячков .- Тамбов: 2010

     

4. Атлас. История России с древнейших времен до начала XXI века. Авторы: С.В. Колйаков, М.В.     Пономарев. - М.: ООО «ACT - ПРЕСС ШКОЛА», 2011 Атлас. Новая история XIX века. Часть II. Авторы: С.В. Колпаков, М.В. Пономарев. - М.: ООО «ACT - ПРЕСС ШКОЛА», 2011

       

Приложение к рабочей программе

календарно-тематический план

Класс 8

Учитель  Пенягин Алексей Анатольевич

 

Количество часов:

всего  70 час; в неделю -2ч

Плановых контрольных уроков 4

Административных контрольных уроков  1час

Планирование составлено на основе рабочей программы по истории.

Учебник:  Юдовская А. Я., Баранов П. А. Ванюшкина Л. М Всеобщая история. Новая история.1800-1913 М. Просвещение 2011 г.

Данилов А., Косулина Л. История России XIX век.. –М., Просвещение, 2011 г.

Краеведение. История Тамбовского края: учебник для 7-9 классов общеобразовательных школ/ Ю.А. Мизис, В.В Канищев, Л.Г. Протасов, В.Л. Дьячков .- Тамбов: 2010 г.

Дополнительная литература:  Тематическое и поурочное планирование по истории средних веков  Москва «Вако» 2010. Колганова Е.В. Поурочные разработки по истории России XIX век Москва «Вако» 2011.

                                                     

№ п/п

Название темы

Кол-во часов по разделу

Кол-во часов по теме

Дата

планируемая

фактическая

История России. Раздел 1. Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX века.

18

1

Внутренняя политика Александра I в 1801 – 1806 гг.

1

2

Внешняя политика в 1801 – 1812 гг.

1

3

Реформаторская деятельность М. М. Сперанского.

1

4

Отечественная война 1812 г.

1

5

Заграничные походы русской армии. Внешняя политика 1813 – 1825 гг.

1

6

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825.

1

7

Социально – экономическое развитие России после Отечественной войны 1812 года.

1

8

Общественные движения при Александре I.

1

9

Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов.

1

10

Внутренняя политика Николая I.

1

11

Социально – экономическое развитие в 20 – 50 гг.

1

12

Внешняя политика Николая I в 1826 – 1849гг.

1

13

Общественные движения в годы правления Николая I.

1

14

Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя.

1

15

Образование и наука. Русские первооткрыватели и путешественники.

1

16

Художественная культура.

1

17

Быт и обычаи.

1

18

Повторительно -  обобщающий урок по теме Внутренняя и внешняя политика России в первой половине XIX века.

1

Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX века.

19

19

Накануне отмены крепостного права.

1

20

Крестьянская реформа 1861 г.

1

21

Либеральные реформы 60 – 70 гг.

1

22

Социально – экономическое развитие после отмены крепостного права.

1

24

Общественное движение либералы и консерваторы.

1

25

Зарождение революционного народничества и его  идеология.

1

26

Революционное народничество второй половины 60 – начала 80 гг.

1

27

Внешняя политика Александра II.

1

28

Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.

1

29

Внутренняя политика Александра III.

1

30

Экономическое развитие в годы правления Александра III.

1

31

Положение  основных слоёв общества.

1

32

Общественные движения в 80 – 90 гг.

1

33

Внешняя политика Александра III

1

34

Просвещение, наука, литература и изобразительное искусство.

1

35

Архитектура, музыка, театр, быт.

1

36

Повторительно – обобщающий урок по теме Внутренняя и внешняя политика России во второй половине XIX века

1

Европа и Северная Америкав в XIX – начале XX века.

20

37

Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному.

1

38

Индустриальная революция достижения и проблемы.

1

39

Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире.

1

40

Наука: создание научной картины мира.

1

41

XIX век в зеркале художественных исканий. Литература и искусство.

1

42

Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство.

1

43

Консульство и образование Наполеоновской империи

1

44

Разгром империи Наполеона . Венский конгресс.

1

45

Англия: сложный путь к величию и процветанию.

1

46

Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к новому политическому кризису.

1

47

Франция: революция 1848 г. и вторая империя.

1

48

Германия на пути к единству.

1

49

« Нужна ли нам единая и неделимая Италия?»

1

50

Война изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

1

51

Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем.

1

52

Великобритания конец Викторианской эпохи.

1

53

Франция: Третья республика.

1

54

Италия: время реформ и колониальных захватов.

1

55

От Австрийской империи к  Австро – Венгрии: поиски выхода из кризиса.

1

56

Повторительно – обобщающий урок по теме: Европа и Северная Америкав в XIX – начале XX века.

1

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале XX века.

6

57

США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику.

1

58

Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен.

1

59

Япония на пути модернизации; «восточная мораль – западная тежника». Китай: сопротивление реформам

1

60

Индия : насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.

1

61

62

Международные отношения: дипломатия или войны?

2

Тамбовщина в 1796-1917 гг.

8

63

Хозяйственная жизнь края. Расцвет крепостного права.

1

64

Города и горожане. На службе губернии и России.

1

65

 Тамбовский вклад в русскую культуру. Отмена крепостного права

1

66

Правители губернии и общественные деятели. Труд, быт и культура свободных  крестьян.

1

67

«Оскудение» тамбовского дворянства. Развитие промышленности, торговли и  транспорта.

1

68

Фабриканты, рабочие, ремесленники. Облик городов.

1

69

Тамбовские революционеры. Революция  1905-1907 годов в Тамбовской губернии.

1

70

Тамбовская епархия в XIX – нач. XX веков. Культурная жизнь.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...