Урок-исследование «Брестский мир и его последствия» 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс) на тему

Лобанов Алексей Иванович

Данный урок проводился в 9 классе. Вопрос заключения Брестского мира имеет неоднозначную оценку среди историков. Тем более сложно это сделать учащимся данного возраста. Предложенный вариант урока, на наш взгляд, смог сформировать представление о сложности решения данного вопроса для Советской власти, позволил перекинуть «мостик» в следующую тему, изучающую историю гражданской войны.

На уроке использовалась групповая работа. Класс был разделен  на 5 групп, которым был предоставлен раздаточный материал в форме Маршрутного листа (приложение 1). В них вложены листочки, на которых находятся стикеры разных цветов: 2 розовых, 2 зеленых, 1желтый). Каждая группа представляла стороны, участвующие в вопросе заключения Брестского мира (приложение 2). Урок сопровождается презентаций (приложение 3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл brestskiy-mir_.docx39.97 КБ
Файл brestskiy-mir_.pptx376.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование «Брестский мир и его последствия»

Урок в 9 класе

Цели урока:

  • Подвести учащихся к пониманию причин и последствий заключения Брестского мира для последующего развития страны.
  • Развивать умения анализа информации, обобщения, изложение собственной позиции и ее аргументация, нахождение причинно-следственных связей.
  • Формирование личностного подхода,  уважительного отношения к чужому мнению (толерантность),

Тип урока: Изучение нового материала.

Данный урок проводился в 9 классе. Вопрос заключения Брестского мира имеет неоднозначную оценку среди историков. Тем более сложно это сделать учащимся данного возраста. Предложенный вариант урока, на наш взгляд, смог сформировать представление о сложности решения данного вопроса для Советской власти, позволил перекинуть «мостик» в следующую тему, изучающую историю гражданской войны.

На уроке использовалась групповая работа. Класс был разделен  на 5 групп, которым был предоставлен раздаточный материал в форме Маршрутного листа (приложение 1). В них вложены листочки, на которых находятся стикеры разных цветов: 2 розовых, 2 зеленых, 1желтый). Каждая группа представляла стороны, участвующие в вопросе заключения Брестского мира (приложение 2). Урок сопровождается презентаций (приложение 3).


Проект урока Истории России  в 9 классе

по теме «Брестский мир и его последствия»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат деятельности ученика

I    Целеполагание

В начале урока учитель вспоминает тему прошлого урока ?

Первые декреты Советской власти и подумать, какой из них был первым и печему? 

Советской власти и подумать, какой из них был первым и почему.(слайд 1) .

«Становление Советской власти»

Декрет о мире, Декрет о земле, Декларация прав человека и гражданина

Отвечают на вопросах.

II  Актуализация

Однако, провозгласить выход из войны и заключить мир, не одно и тоже. (слайд 2).

 Как отнесутся к предложению о заключении мира вчерашние союзники? Согласится ли Германия на подписание мира? Каким будет этот мир для России?

Называем тему урока (слайд 3).

  • Участие в беседе

  • Систематизация имеющихся по теме опорных  знаний, их углубление

III Организация групповой работы с источниками 

Перед вами маршрутные листы, в которых мы работаем сегодня.

Каждая группа представляет одну из сторон, участвовавшей в решении этих вопросов.

Подписывают маршрутный лист

Формирование коммуникативных навыков, умения работать в группе

IV Предъявление

нового материала

Предлагает выполнить задание № 1

Теперь мы узнаем, как же события происходили в реальности.

Итак, 14 ноября – начало переговоров в Брест-Литовске (слайд 4).

Германия, понимая, что Россия осталась в изоляции, предъявила ультиматум: отдать часть Белоруссии, Украины и Прибалтики. В партии большевиков мнения разделились. Что делать??

Чью позицию поддержал бы ты, как гражданин, искренне переживающий за судьбу свой страны? (слайд 5)

Задание №2,

Учитель предлагает поднять свои листы и показать друг другу свою позицию.

Итак, 14 января – поддержка формулы Троцкого (9 – «за», 7 – «против»). Что же произойдет?

Задание №3

Условия мира были очень тяжелыми и Россия понесла большие территориальные и экономические потери (слайд 6)

 Ленин назовет Брестский мир «горьким, обидным, тяжелым, но необходимым, полезным, благодатным уроком».

Предположите, как отнесутся к этому миру с Германией у нас в стране различные слои населения?

Предлагает выполнить задание 5.

Задание№4

Т.о., последствия Брестского мира были очень тяжелыми для России. Не все его поняли и приняли. К чему это должно было привести?

Именно поэтому результаты Брестского мира станут одной из причин гражданской войны в России, которую мы начнем изучать на следующем уроке.

Учащиеся в графе «я думаю» пишут свое мнение, по желанию высказывают свое предположение.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свою точку зрения

  • Развитие самостоятельности мышления
  • критического отношения

      к исследуемым материалам

  • Формирование коммуникативных качеств
  • Формирование умения работать в группе
  • «Перенос» приобретённых и систематизированных знаний в новую ситуацию

V Закрепление

Эвристическая беседа

- работа над понятием «сепаратный мир»

- работа над понятием «аннексия»

Обобщающая беседа

- работа над вопросом «контрибуция»

Участие в беседе

-Конкретизация своего представления понятия «политический экстремизм», «политические свободы»

Комментированное чтение текста учебника.

  • Формирование умения толкования новых понятий

VI  Рефлексия.

Составление СИНКВЕЙНА

задание 5

Рефлексия содержательного смысла урока

Рефлексия деятельностного участия

Составление синквейна

ПРИМЕР

«Левые коммунисты».

1.        Мир.

2.        Унизительный, предательский.

3.        Унижает, грабит, оскорбляет.

4.        Измена делу рабочих.

5.        Революция!

«Ленинцы»

1.        Мир.

2.        Необходимый, спасительный.

3.        Поможет, сохранит, спасёт.

4.        Мир любой ценой.

5.         Спасение!

«Троцкисты»

1.        Мир.

2.        Бескомпромиссный, унизительный.

3.        Обсуждался, не устраивал, не удовлетворил.

4.        Ни мира, ни войны, а армия распустить.

5.        Разрыв!

«Учёные-историки»

1.        Мир.

2.        Сепаратный, унизительный.

3.        Подписан, согласован, осуществлён.

4.        Находит поддержку в народных массах.

5.        Спасение!

  • Формирование собственной позиции по вопросам, рассмотренным на уроке

VII Постановка домашнего задания

Постановка домашнего задания

Обязательного для всех

пор. 11 вопрос 3,4

  • Продление мотивации.


Приложение 1

(стр. 1)

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Тема: «Брестский мир и его последствия»

Фамилия, имя

_____________________________________________

Стр. 2

ЗАДАНИЕ 1. Позиции сторон по вопросу заключения мира.

7 ноября 1917 года народный комиссар по иностранным делам Л.Д. Троцкий обратился к правительствам всех воюющих держав с предложением о заключении всеобщего мира.

        Предположите: каков же был ответ? 

Я думаю

узнал

Антанта:

Германия:

Ленин:

Бухарин:

Троцкий:

ЗАДАНИЕ 2. Чью позицию поддержал бы ты, как гражданин, искренне переживающий за судьбу своей страны? Обоснуй свою позицию.

        Вырази свое мнение голосованием: напротив фамилии, чью позицию ты поддерживаешь, прикрепи лист соответствующего цвета:

                        - розовый – позиция Ленина

                        - зеленый – позиция Бухарина

                        -желтый – позиция Троцкого

ЗАДАНИЕ 3. Хроника событий

Используя текст учебника (стр. 117, 3-6 абзац) заполните таблицу

Троцкий заявляет о разрыве переговоров

Немцы переходят в наступление, быстро продвигаются вглубь

Заседание ЦК, решение: принять условия Германии

Подписание сепаратного мирного договора с Германией

ЗАДАНИЕ 4. Итоги Брестского мира.

Обведите кружком верный ответ.

Территориальные потери

Экономические потери

1     2     3     4     5     6     7     8

1     2     3     4     5     6     7     8

        Россия потеряла:

  1. 780 тыс. км2
  2. 56 млн. человек
  3. 40 % промышленных рабочих
  4. Украина, Финляндия, часть Закавказья, Польша, Прибалтика
  5. 27 % пашни
  6. Выплатить 6 млрд. марок
  7. 27 % железных дорог
  8. 75 % металлургии, добычи угля и железной руды

ЗАДАНИЕ 5.

СОСТАВИТЬ СИНКВЕЙН

Приложение 2

Антанта

На основании предложенного текста выскажите мнение со стороны представителей Антанты.

25 октября 1917 года представители Антанты собрались на экстренное совещание в связи с происходящим в России государственным переворотом. «Не признавать!» - их единодушное решение.

Страны Антанты проигнорировали большевистский Декрет о мире. США, Англия и Франция были полны решимости довести войну с Четверным союзом (Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией), экономически истощенным и находившимся на грани военного поражения, до победного конца.

Германия

На основании предложенного текста выскажите мнение со стороны представителей Германии

Германия согласилась на переговоры. Выставляет условия: будет вести переговоры с Россией на основе «Декрета о мире», если такую же позицию займут страны Антанты.  

Мирный договор с Россией давал германскому правительству известную передышку, улучшал общее положение страны, в которой нарастало недовольство войной.  Но как писали тогда «левые эсеры», «хлеб из оккупированных Германией областей примирял голодных германских рабочих и солдат с германским правительством».

Отказ же Советского правительства подписать мир в военном и общеполитическом отношении был для Германии   невыгоден и значительно увеличивал шансы на возгорание и победу германской коммунистической революции.

В.И. Ленин

На основании предложенного текста и текста учебника (стр. 116, абзац 3) выскажите мнение сторонников Ленина.

        Ленин настаивал на безоговорочном принятии германских условий. Главное – сохранить советскую власть в России.        

 «Крестьянская армия, невыносимо истомленная войной, после первых же поражений – вероятно, даже не через месяцы, а через недели – свергнет социалистическое рабочее правительство, так рисковать мы не имеем права. Нет сомнения, что наша армия в данный момент абсолютно не в состоянии успешно отразить немецкое наступление… Сильнейшее поражение заставляет Россию заключить еще более невыгодный сепаратный мир, причем это мир будет заключен не социалистическим правительством, а каким-либо другим».

Н.И. Бухарин

На основании предложенного текста и текста учебника (стр.116, абзац 4) выскажите мнение сторонников Бухарина.

Бухарин  считал, что спасти российскую революцию может только революция мировая. Даже в случае заключения мира Антанта все равно не даст длительной передышки Советской России, ненависть к большевикам неминуемо объединит воюющие западные страны для совместного похода против Советской власти.

Призывал к революционной войне против Германии, которую можно вести с помощью небольших отрядов, партизанскими методами, с тем, чтобы подтолкнуть мировую революцию и не бросать «од германский сапог украинских, белорусских и прибалтийских рабочих»

Л.Д. Троцкий

На основании предложенного текста и текста учебника (стр. 116, последний абзац и стр. 117, первый абзац) выскажите мнение сторонников Троцкого.

Сторонники Троцкого выступили за отказ от подписания мира на переговорах, предлагая это сделать лишь после перехода немецких войск в наступление и возникновения прямой угрозы гибели советской власти.

«Войну прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем». Исходил из того, что Германия не в состоянии вести наступательные действия на русском фронте (иначе бы немцы не сели за стол переговоров).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Как отнесутся к предложению о заключении мира вчерашние союзники? Согласится ли Германия на подписание мира? Каким будет этот мир для России???

Слайд 3

История России XX век Брестский мир и его последствия

Слайд 4

Делегация Центральных держав в Брест-Литовске .

Слайд 5

В. И. Ленин Н.И. Бухарин Л.Д. Троцкий ?

Слайд 6

Дебаты о мире ПОЗИЦИИ «Левые коммунисты» Н.А.Бухарин против мира , за революционную войну

Слайд 7

Троцкий Л.Д. «Ни мира, ни войны, а армию - распустить»

Слайд 8

Ленин В.И. «мир любой ценой. Переговоры Затягивать . В случае предъявления ультиматума - принять его»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – исследование «Нужны ли нам прилагательные?» в 6 классе

Этот урок помогает выработать у учащихся стойкое убеждение, что прилагательные необходимы в нашей речи; закрепить знания о правописании суффиксов прилагательных; воспитывает интерес к урокам русс...

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.Задачи: доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает свое отношение в му...

Урок-исследование по теме "Сумма углов треугольника", 7 класс

Цель урока -  экспериментальным путем установить и выдвинуть гипотезу о сумме   углов любого треугольника, доказать это предположение, закрепить   установленный факт, развить творч...

Урок - исследование "Осень в звуках и крассках", 1 класс

Урок  музыки по теме  «Музыкальное путешествие в осенний сказочный лес» проводится  в первом классе по системе РО Л.В. Занкова. Этот урок является завершающим по данной теме и проводитс...

Урок "Исследование функции на монотонность и экстремумы" 10 класс

Данный урок предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ и решению заданий В8 и В14. Проводится он в 10 классе....

Урок -исследование на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс

Урок разработан в помощь учителям географии...

Конспект урока-исследования по теме "Свойства параллельных плоскостей». 10 класс, геометрия

Урок проводится в  форме урока-исследования.Урок разбит на 4 блока – это последовательные шаги, алгоритм работы учащихся, с которым школьник работает непосредственно:1. повторение теории2. тесты ...