УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Шапошник Татьяна Георгиевна

 

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.

Задачи: доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает свое отношение в музыке(и не только) в процессе исполнения, проследить на музыкальных примерах, какие изменения происходят с произведением в процессе интерпретации.

Музыкальный материал: «Валенки» р.н.пс Л. Русланова — «Народные стандарты». «Дубинушка» р.н.п.: Шаляпин - обр. Г. Миллера. «Scorpions» — «Wind of change» (оригинал и с симф. оркестром), «Токката и фуга ре-минор» И. С. Бах (орган, духовой оркестр, голос).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-issledovanie.docx23.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ КАК ФОРМА САМОВЫРАЖЕНИЯ». 8 класс.

Задачи: доказать при помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый исполнитель выражает свое отношение в музыке(и не только) в процессе исполнения, проследить на музыкальных примерах, какие изменения происходят с произведением в процессе интерпретации.

Музыкальный материал: «Валенки» р.н.пс Л. Русланова — «Народные стандарты». «Дубинушка» р.н.п.: Шаляпин - обр. Г. Миллера. «Scorpions» — «Wind of change» (оригинал и с симф. оркестром), «Токката и фуга ре-минор» И. С. Бах (орган, духовой оркестр, голос).

Ход урока:

—Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок будет по священ очень важной теме- личному мнению. Скажите, часто ли вы согласны со своими друзьями во всем? Или вам приходится ежедневно отстаивать свое мнение?

(Бывает, что согласны, а бывает, что и нет.)

— Действительно, все мы разные - по внешности, предпочтениям, вкусам. Книга, прочитанная одним, может совсем не заинтересовать другого. Аромат, доставляющий одному удовольствие, может вызвать у другого головную боль, и так до бесконечности. Каждый человек по-своему воспринимает различные события и по-своему реагирует на них. Даже одну и ту же фразу каждый из вас произнесёт по-своему и вложит в эту фразу свой смысл. Проверим?

(Фраза на выбор преподавателя, например, всё будет хорошо.)

— Это была литература, где мы могли передать свои чувства с помощью выражения, смыслового акцента, остановки, скорости произнесения.

Как вы думаете, можно ли выразить свое отношение при исполнении музыкального произведения? Как это сделать?

Тоже с помощью изменения скорости, силы звука, способа звукоизвлечения.

— Вы правы. Наша задача сегодня – проследить, как меняется произведение в зависимости от интерпретации исполнителя. Вспомним, что интерпретация – это творческое освоение художественных произведений, связанное с его избирательным прочтением (порой спорным). А творческий подход – это обязательное выражение собственного мнения.

        У музыки гораздо больше возможностей по сравнению с литературой. Если ставится условие сохранения темпа и стиля, то можно поменять оркестровку. Давайте послушаем, что получилось у группы «Scorpions».

(Фрагменты: оригинал и симфонический оркестр.)

— Отличия крупные или не очень? Охарактеризуйте оба отрывка. (Оркестровая версия более плотная по звучанию. Оригинал более соответствует названию — «Ветер перемен», вторая версия болоте напоминает начало непогоды.)

— Теперь вспомним очень интересный факт — одна и та же народная песня в разных деревнях исполнялась немного иначе, чем у соседей. Как вы думаете, как бы звучала такая песня, попади она не только в другую эпоху, но и в другую страну? Давайте послушаем, и попробуем определить страну — исполнителя и название песни-первоисточника («Дубинушка» обр. Г. Миллера). А вот так звучит оригинал (Шаляпин). Посмотрите, была дана тема, а потом пошла импровизация. А импровизация — это не что иное, как размышления на тему, выражение своего мнения.

Если мы имеем дело с классикой, это уже сложнее. Здесь не допускаются кардинальные изменения, но и тогда можно найти выход для самовыражения. Давайте посмотрим, как и за счёт чего это получилось.

(Токката и фуга ре-минор в трех вариантах: голос, орган, духовой оркестр.)

— Какой вариант исполнения вам понравился больше? Как вы думаете, какой вариант исполнения являлся оригиналом.

— Вы заметили, что каждый из вариантов исполнения по-своему убедителен и имеет право на существование, не смотря на то, что оригинал написан для органа. Какой из фрагментов, по вашему мнению, отличается самой большой свободой интерпретации? Почему?

(Обсуждение в свободной форме, но с обязательным аргументированием.)

— Как вы считаете, почему не бывает одинаковых исполнений? (Наверное, потому что у каждого человека своя точка зрения на жизнь и события, своё настроение и характер.)

— Предлагаю это подтвердить с помощью эксперимента. Попробуем построить цепочку ассоциаций. Берём любое слово, затем по очереди называем то, что первым пришло в голову, но опираться можно только на последнее произнесённое слово и не задумываться, а говорить свой вариант сразу.

(Пример: сено-лошадь-гонки-опоздание-обида, облако-небо-солнце-жара-батарея, и так далее. Чем длиннее цепочка, тем неожиданнее результат.)

— Заметили, как далеко мы уходим от первого слова? Так и интерпретация может увести достаточно далеко от первоисточника. Как вы думаете, мы смогли доказать, что каждый человек выражает свое отношение в процессе исполнения (музыки, стихотворения, рисунка) и поэтому не бывает двух одинаковых вариантов? (Да, мы доказали это.)

— Теперь тема для размышления — дана ситуация: вы идёте по коридору, и к вашим ногам падает камень, разбивший оконное стекло. Опишите в трёх-четырёх предложениях вашу реакцию и действия. Это домашнее задание, а на следующем уроке мы сравним ваше видение данной ситуации.

В заключение урока предлагаю вам вариант очень вольной интерпретации, и пусть ваше настроение до конца дня будет замечательным.

(«Валенки» в исп. Л.Руслановой – группа «Народные стандарты».)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – исследование «Нужны ли нам прилагательные?» в 6 классе

Этот урок помогает выработать у учащихся стойкое убеждение, что прилагательные необходимы в нашей речи; закрепить знания о правописании суффиксов прилагательных; воспитывает интерес к урокам русс...

Урок-исследование по теме "Сумма углов треугольника", 7 класс

Цель урока -  экспериментальным путем установить и выдвинуть гипотезу о сумме   углов любого треугольника, доказать это предположение, закрепить   установленный факт, развить творч...

Урок - исследование "Осень в звуках и крассках", 1 класс

Урок  музыки по теме  «Музыкальное путешествие в осенний сказочный лес» проводится  в первом классе по системе РО Л.В. Занкова. Этот урок является завершающим по данной теме и проводитс...

Урок "Исследование функции на монотонность и экстремумы" 10 класс

Данный урок предназначен для подготовки учащихся к ЕГЭ и решению заданий В8 и В14. Проводится он в 10 классе....

Открытый урок музыки на тему: «Исполнительская интерпретация как форма самовыражения»

Цели урока: доказать при  помощи анализа музыкальных фрагментов, что каждый   исполнитель  выражает своё отношение к музыке (и не только) в процессе исполнения, проследить на музык...

Урок-исследование по теме: « Причастие – особая форма глагола».

Урок-исследование по русскому языку в 7 классе...

Урок -исследование на тему "Почвенные ресурсы России" 8 класс

Урок разработан в помощь учителям географии...