Олимпийские игры в древности.
план-конспект урока по истории (5 класс) по теме

григорьева светлана петровна

Интегрированный урок (история + математика). Усащимся 5 класса дана возможность получить новые знания о первых олимпийских играх, "поучаствовать" в соревновании - пятиборье и в занимательной форме закрепить умение выполнять вычитание и сложение сменшанных чисел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок в 5 классе

история и математика

Тема урока: Олимпийские игры в древности.

Тип урока: изучения нового исторического материала и закрепления математического навыка.

Используемые технологии: интегрированного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие.

Цель урока: 1.Познакомить обучающихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями.

        2.Продолжить формирование умений работать с учебными иллюстрациями, выделяя главное, составлять рассказ.

        3.Совершенствовать умения выполнять сложение и вычитание смешенных чисел.

                            4.Пробудить в детях желание серьёзно заниматься  каким-либо        

видом спорта.

Учебное

 оборудование:  карта «Древняя Греция (до середины V века н.э)», презентация,

На доске: тема урока, дата 776 г. до н.э.,  новые слова: Атлет, Милон, Феаген, Полидам, пятиборье, ипподром.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Кто ничего не замечает,

Тот ничего не изучает.

Кто ничего не изучает,

Тот вечно хнычет и скучает.

- А нам сегодня на уроке с вами скучать не придется.

II.Актуализация опорных знаний обучающихся по теме «Основание греческих колоний» и «Сложение и вычитание смешанных чисел».

Игра «Крестики – нолики» (слайд №1)

  • 1.греки основывали колонии на побережье Средиземного  и Чёрного морей +
  • 2.угроза долгового рабства – это одна из причин массового отъезда греков в колонии +
  • 3.греки, жившие в Афинах, Спарте, колониях, называли себя эллинами +
  • 4.Оливковое масло,  вазы – это товары, которые греки вывозили из колоний -
  •  5.греческие колонии становились самостоятельными государствами +
  • 6.цари  «заставляли» греков  покидать  свою Родину -
  • 7.греки, жившие в Спарте, Афинах, говорили  на одном языке и пользовались одним алфавитом +
  • 8.Элладу покидали только бедные греки по причине голода –
  • 9.эллины негреческое население называли «невежественные варвары» +

Устный счёт – определение темы урока (слайд №2)

- Прочитайте дроби.

                     

И     И    К    О    С    Л    Е     И   П   М   Й

- На какие группы можно разделить эти дроби.

- Прочитайте неправильные дроби.

- Какие дроби называются неправильные.

- Назовите среди дробей ту, которая обозначает половину целого.

 Приведите еще пять таких примеров.

- Расположив дроби в порядке возрастания, вы сможете прочитать тему урока.

(Олимпийские игры).

  1. Изучение новой темы.

План урока:

        1.Общие сведения об Олимпийских играх.

        2.Участники и зрители Олимпийских игр.

        3.Порядок проведения и виды состязаний.

  1. Общие сведения об Олимпийских играх.

Рассматривается карта «Древняя Греция» (Карта – (слайд №4)).

Олимпийские игры зародились в Древней Греции  (учащиеся находят расположенный в Южной Греции городок Олимпию (не путать с горой Олимп на севере страны, где согласно мифам жили боги!). Знаменитые игры проводились один раз в четыре года в Олимпии - отсюда их название. Впервые Олимпийские игры были проведены в 776 г. до н. э.

В память о древних Олимпийских играх в наши дни устраиваются спортивные состязания. Они также называются Олимпийскими играми, но проводятся не в Олимпии, а в разных городах мира (в том числе в 1980 г. в Москве).

Для любознательных: 

Годом 1 Олимпиады стал 1896 – й год. С тех пор каждые четыре года по планете пробегает огонь, зажжённый на древнем алтаре Олимпии.

Чтобы связать две цивилизации – эллинскую и нынешнюю, местом проведения Игр 1 Олимпиады современности были выбраны Афины – столица Греции.

В Греции, или, как ее называли сами греки, Элладе, было много самостоятельных государств — полисов. Часто между ними происходили войны. Но в  год Олимпийских игр объявлялся священный мир, дороги становились совершенно безопасными. Даже греческие пираты прекращали нападать на корабли, грабить и захватывать людей. Все спешили в Олимпию... Надев дорожные шляпы и взяв в руки палки, греки покидали на время свои города: они шли пешком, или ехали на повозках, или плыли на кораблях. Приходили, приезжали, приплывали отовсюду - изо всех уголков балканской Греции, с островов Эгейского моря, из греческих городов Малой Азии, даже из самых отдаленных колоний. Это был любимый праздник всех эллинов, он заставлял их вспомнить, что все они принадлежат к одному народу, говорят на одном языке, веруют в одних богов. Что же они могли увидеть в Олимпии?»

Рассматривается рисунок «Олимпия» (слайд №5,6): по одному из преданий, именно Зевс учредил Олимпийские игры, поэтому здесь, в  этом городе, и был возведен главный храм Зевса. Великолепный, украшенный колоннами, он производил сильное впечатление. В наши дни тысячи людей из всех стран мира приезжают в Олимпию, чтобы побывать в местах самых известных в древности состязаний, полюбоваться развалинами храма Зевса и других сооружений.

  1. Участники и зрители Олимпийских игр.

В играх могли участвовать  свободные греки, граждане  того или иного полиса: знатные и незнатные, богатые и бедные. Но существовало одно условие: десять месяцев перед играми нужно было тренироваться в родном городе, а потом ровно за месяц до открытия игр прибыть в Элиду (область, где расположена Олимпия) и ещё там тренироваться этот последний месяц.

  • -Почему обычно участниками игр становились зажиточные или богатые люди?  

(Жившие своим трудом крестьяне и ремесленни
ки не могли столько времени уделять тренировкам: земледельцы
должны были работать в оливковых садах, на виноградниках и
полях, гончары — делать посуду и т. д.)

Женщинам запрещено было присутствовать на Олимпийских играх  даже в качестве зрителей. В истории игр произошёл один случай, когда одна смелая гречанка, переодевшись в мужскую одежду, всё же проникла в Олимпию.

  1. Порядок проведения и виды состязаний.

Олимпийские игры проходили летом и продолжались 5 дней (слайд №7)

Рисунок «Древнегреческий стадион».  (слайд №8)

  • -определите особенности первых стадионов?

Большинство состязаний проходило на стадионе, который имел продолговатую форму. С одной стороны он примыкал к подножию холма, с других сторон делались земляные насыпи. Мест для сидения первоначально не было. Зрители стояли, сидели или лежали на склонах холма и на насыпях. Позже стали устраивать места с проходами. Плату за посещение стадиона не брали.

Места зрители занимали с ночи. Однажды какой-то старик опоздал и никак не мог найти себе место. Казалось, никто не замечал его. Но вот он приблизился к той части стадиона, где галдели спартанцы. Все они дружно встали, чтобы уступить место пожилому человеку. И тут здесь стадион стал хлопать в ладоши, одобряя поступок спартанцев. Старик же произнес: «Все эллины знают правила приличия, но следуют им только спартанцы».

С первыми лучами солнца раздавался звук трубы, на стадион выходили судьи в пурпурных плащах и с венками на голове. За ними шли атлеты из всех городов Греции. Зрители приветствовали их громкими криками и рукоплесканиями. Многие состязания устраивались под музыку.

ФИЗМИНУТКА

Участники Олимпийских игр назывались атлетами. В состязания атлетов входило пять видов состязаний – пятиборье. (слайд № 9)

Состязания между обучающимися.

БЕГУНЫ (слайд №10)

Атлеты выступали обнаженными. Встав на дорожке друг подле друга, они ждали сигнала. Того, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья больно бил хлыстом.

Для любознательных:

Самая короткая дистанция в беге равна 192 метра

  • Решение задачи на движение.

Один атлет стал догонять другого, когда расстояние между ними было 1 км 80 м. Первый атлет бежал со скоростью 170 м/мин, а другой  - со скоростью 80 м/мин. Через сколько минут первый участник догонит второго?

          ПРЫЖКИ В ДЛИНУ (слайд №11)

Атлеты для усиления толчка использовались каменными или свинцовыми  гантелями. В момент отталкивания прыгун выбрасывал вперёд резким движением руки, в которых были зажаты гантели: это будто бы помогало прыгнуть на большее расстояние.

  • Математическое задание.

Графический диктант

Ответ «да» соответствует _, ответ «нет» - ∆.

Ключ:  ∆       ∆

МЕТАНИЯ ДИСКА (слайд №12)

Диски были каменными или бронзовыми.

 В следующем задании давайте узнаем сколько весил самый большой диск? (5 кг.)

  • Математическое задание.

Найдите значение выражения, найдите ответ в таблице и закрасьте его в кружок.

13

8

17

4

7

25

МЕТАНИЯ КОПЬЯ  (слайд №13)

  • Математическое задание.

Соедини линиями выражения, соответствующие друг другу.

           

         

2

3

         

           БОРЬБА   (слайд №14)

Борьба была любимым состязанием.  Для победы требовалось, чтобы побеждённый трижды коснулся земли обеими лопатками.

  • Математическое задание.

Сравните числа, объясняя друг другу.

        Сообщения обучающихся о Милоне, Феагене, Полидаме.

БЕГА НА ИППОДРОМЕ       (слайд № 16,17)

Колесницы делали 12 кругов – около 13 км.

  1. Закрепление  изученного на уроке.

1.Как часто проводились Олимпийские игры?  Сколько дней продолжались?

2.Кто мог участвовать в Олимпийских играх?  Кому было запрещено?

3.Какие существовали обязательные условия подготовки к Олимпийским играм для каждого атлета?

4.Какие виды состязаний вы запомнили?

5.Почему участники и зрители Олимпийских игр могли не бояться того, что будут убиты или захвачены в плен на пути в Олимпию?

Решите задачу: незадолго  до начала Олимпийских игр спартанцы осадили враждебный им греческий город. Весть об этом разнеслась по Элладе, и спартанцам запретили целых 20 лет появляться на Олимпийских играх. Чем это можно объяснить? Сколько Олимпийских игр спартанцам пришлось пропустить?

Ответ:

А) во время Игр нельзя было воевать, они нарушили это правило.

Б) 20 лет : 4 года = 5 лет (спартанцы не участвовали в пяти Олимпийских играх.)

  1. Подведение итогов.

Обучающийся, решивший правильно задачу, награждается «оливковым венком». Остальные «участники» Олимпийских игр – медали «Участнику Олимпийских игр 2012».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Олимпийские игры в древности"

Предлагаемый вариант проведения урока позволит преподавателю более наглядно и интересно познакомить учащихся с историей Олимпийских игр. Организация образовательного процесса на основе медиаобразовате...

Конспект урока "Олимпийские игры в древности"

Урок по истории Древней Греции в 5 классе...

Урок по теме "Олимпийский игры в древности"

Урок по истории Древнего мира (раздел Древняя Греция)  ...

Олимпийские игры в древности

Бинарный урок (история + Физическая культура)Цели урока:Обучающие: Познакомить учащихся с историей олимпийских игр, первыми спортивными традициями.Развивающие: Продолжить формирование умений работать ...

Открытый урок Олимпийские игры в древности

Олимпийские игры в древности...

Интеллектуальная игра "Знатоки" (олимпийские игры в древности и современности)

Всё внимание россиян приковано к городу Сочи, и неслучайно, ведь в 2014году в этом замечательном городе состоятся летние Олимпийские игры. Нельзя оставаться в стор...

Игра "Олимпийские игры в древности"

Игра может быть использована на уроке "Олимпийские игры" в 5 классе. Она создана по принципу выбора категории вопроса и его номера. В содержание включены вопросы не только по истории игр, но и материа...