Рабочая программа ИСТОРИЯ 6 класс
календарно-тематическое планирование по истории (6 класс) на тему

Юрченко Михаил Григорьевич

Рабочая программа составлена по требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_progr_ist_6_kl.docx43.24 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы по истории, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, Авторской программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина-О.С. Сороко-Цюпы (Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина-А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ {А.А. Вигасин, Г.И. Годер, Н.И. Шевченко и др.}.-М.: Просвещение, 2011.) и Авторской программы к предметной линии учебников А.А Данилова, Л.Г. Косулиной (Данилов А.А.История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А Данилова, Л.Г. Косулиной.6-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, А.Б. Морозов.-М.: Просвещение, 2011.

Общая характеристика учебного курса

     Особенности программы- ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в.- от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

     Преподавание курса «История России с древнейших времен до конца XVI века» предполагает детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Изучение зарубежной истории помогает определить место России в истории человечества, увидеть особенности ее развития и черты сходства с другими странами.

    С целью формирования социальной антикоррупционной компетентности в некоторые уроки включены элементы по антикоррупционной проблематике.

Цели изучения курса

1.Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи изучения курса

1.Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

2.Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

4.Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов ( определять причины и прогнозировать следствия).

Формы контроля

  • устное сообщение учащегося;
  • исторический диктант;
  • эссе на историческую тему;
  • тесты;
  • задания в рабочей тетради и на карточках;      
  • составление сравнительных таблиц

Способы достижения учащимися соответствующего уровня образованности

1.                 Работа на уроке.

2.                 Выполнение домашнего задания.

3.                 Индивидуальные консультации.

4.                 Предметные олимпиады.

5.                 Творческие конкурсы.

6.             Проектно-исследовательская деятельность.

Место учебного предмета в учебном плане

   Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета, в 6 классе в общем объеме  70  часов, по 2 часа в неделю.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

   Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.

     В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях учащихся ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

     Личностные: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества; осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений; понимание культурного многообразия мира. Уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность- учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией ( анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками.

Предметные: овладение целостными представлениями об историческом пути человечества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

.

Содержание учебного предмета

    Всеобщая история.

   История Средних веков 

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян- Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства-православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XVвв).

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Монголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Похода Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XVвв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XVвв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XVвв. Столетня война: причины и итоги. Жанна д' Арк. Война Алой и белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии. Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

История России

История России с древности до XVв. 

Народы и государства на территории нашей страны в древности.

Заселение Евразии. Великое переселение народов. Народы на территории нашей страны до середины I тысячелетия до н.э. Влияние географического положения и природных условий на занятия, образ жизни, верования. Города-государства Северного Причерноморья. Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Кочевые народы Степи.

Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма на территории нашей страны в древности.

Восточные славяне в древности (VI-IXвв.).

Праславяне. Расселение, соседи, занятия, общественный строй. Верования восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. «Повесть временных лет» о начале Руси.

Древнерусское государство (IX-начало XIIв.)

Новгород и Киев- центры древнерусской государственности. Первые Рюриковичи. Складывание крупной земельной собственности. Древнерусские города. Русь и Византия. Владимир I и принятие христианства.

Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Русская правда» Русь и народы Степи. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Распад Древнерусского государства.

Русские земли и княжества в начале удельного периода (начало XII- первая половина XIIIв.).

Удельный период: экономические и политические причины раздробленности. Формы землевладения. Князья и бояре. Свободное и зависимое население. Рост числа городов. Географическое положение, хозяйство, политический строй крупнейших русских земель (Новгород Великий, Киевское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества).

Идея единства русских земель в период раздробленности. «Слово о полку Игореве».

Культура Руси в домонгольское время.

Языческая культура восточных славян. Религиозно-культурное влияние Византии. Особенности развития древнерусской культуры.

Единство и своеобразие культурных традиций в русских землях и княжествах накануне монгольского завоевания. Фольклор. Происхождение славянской письменности. Берестяные грамоты. Зодчество и живопись. Быт и нравы.

Борьба с внешней агрессией в XIIIв.

Чингисхан и объединение монгольских племен. Монгольские завоевания. Походы Батыя на Русь. Борьба народов нашей страны с завоевателями. Золотая Орда и Русь. Экспансия с Запада. Ливонский орден. Александр Невский. Сражение на Неве и Ледовое побоище. Последствия монгольского нашествия и борьба с экспансией Запада для дальнейшего развития нашей страны.

Складывание предпосылок образования Российского государства ( вторая половина XIII-середина XVв.).

Русские земли во второй половине XIII-первой половине XVв. Борьба против ордынского ига. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.

Восстановление хозяйства на Руси. Вотчинное, монастырское, помещичье и черносошное землевладение. Города и их роль в объединении Русских земель. Иван Калита и утверждение ведущей роли Москвы. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни. Сергей Радонежский.

Завершение образования Российского государства в конце XV-началеXVI в.

Предпосылки образования Российского государства. Иван III. Василий III. Свержение ордынского ига. Распад Золотой орды. Присоединение Москвой северо-восточных и северо- западных земель Руси. Многонациональный состав населения страны. Становление центральных органов власти и управления. Судебник 1497г. Местничество. Традиционный характер экономики. Русская культура второй половины XIII-XVвв.

Монгольское завоевание и культурное развитие Руси. Куликовская победа и подъем русского национального самосознания. Москва-центр складывающейся культуры русской народности. Отражение идеи общерусского единства в устном народном творчестве, летописании, литературе. «Задонщина». Теория «Москва-Третий Рим». Феофан Грек. Строительство Московского Кремля. Андрей Рублев.

Учебно-тематический план

Распределение учебного материала курса

Контрольные мероприятия

Наименование   раздела

Количество часов

 Вид проводимого контроля

История Средних веков (32 ч.)

Введение

1

1

Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

5

2

Византийская империя и славяне

2

Тест ур. №7

3

Арабы в VI-XI вв.

2

4

Феодалы и крестьяне

2

Контрольная работа ур. №11

5

Средневековый город и его обитатели  

2

6

Католическая церковь

2

Тест ур.№15

7

Образование централизованных государств в Западной Европе

5

8

Германия и Италия в XII-XV вв

2

Тест ур.№22

9

Славянские государства и Византия  

2

10

Культура Западной Европы

3

11

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

4

Тест ур. № 32

История России (38 ч.)

1

Древняя Русь в  VIII – первой половине XII в.

9

Контрольная работа ур. №41

2

Русь Удельная в XII - XIII вв.

9

Тест ур.№ 50

3

Московская Русь в  XIV – XVI  вв.

20

Тест ур.№ 63

Контрольное тестирование

 ур.№ 66

Защита проектов ур. № 67-68

Итого: 70

Итого: 10

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1. Наглядные пособия.

Исторические карты:

  1. Римская империя в IV-V вв. Падение Западной Римской империи.
  2. Великое переселение народов.
  3. Франкское государство в V- начале IX в.
  4. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.
  5. Арабы в VII-XI вв.
  6. Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI-XIV вв).
  7. Западная Европа в XI-начале XIIIв. Крестовые походы.
  8. Англия и Франция в XI- начале XVI в.
  9. Англия и Франция во время Столетней войны 1337-1453 гг.
  10. Европа в XIV-XVвв.
  11. Англия и Франция во второй половине XV в.
  12. Чехия в XIII-XV вв.
  13. Османская империя и борьба народов против турецких завоевателей.
  14. Индия и Китай в Средние века.
  15. Географические открытия и колониальные захваты в XV- середине XVIIв.

Демонстрационные таблицы:

  1. Крестовые походы 1096-1270 гг.
  2. Сословно-представительные органы в Европе в Средние века.
  3. Крестьянская община.
  4. Средневековый замок.
  5. Городское самоуправление в XII-XV вв.
  6. Вассальная пирамида XIII-XIV вв.

2. Интернет-ресурсы.

Учебно-методические материалы

Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков

http://www.shpl.ru

http://www.history.ru

http://www.hist.msu.ru

http://lesson-histori.narod.ru/ob1011.htm

http://his.l september.ru/index.php

http://predania.ru

http://bibliotekar.ru/muzeu.htm

Исторические фото- документы, репродукции

http://www.auburn.edu/academic/liberal_arts/foreign/russian/art/index.html

http://www.humanities.edu.ru/db/sec/44/6

http://www.sovr.ru

Исторические фото- документы, записи песен, гимнов, речей

http://www.humanities.edu.ru/db/sect/219/6

Карты

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html

Презентации

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/prezentaciya-k-uroku-chto-izuchaet-istoriya

http://viki.rdf.ru

http://prezentacii.com/istori

http://pedsovet.su

http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii

http://www.uchportal.ru

http://metodisty.ru

http://ooc-school.ru

http://www.openclass.ru

http://www.history.lact.ru

http://mirppt.ucoz.ru

http://www.proshkolu.ru

http://ppt-presentation.ru

Справочные и дополнительные материалы по истории

Исторические понятия, персоналии

http://www.vseslova.ru/index.php?dictionary=bes&word=lanskiy

http://www.rusarchives.ru

3.Технические средства обучения.

1.Мультимедийный компьютер.

2.Мультимедийный проектор.

3.Экран проекционный.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК

Учебно-методический комплекс по истории Средних веков для 6 класса

1.Агибалова, Е.В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе.-М.: Просвещение, 2014.

2.Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс 9к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.В. Игнатов.-М.: Просвещение, 2012.

3. История Средних веков. 6 класс: технологические карты уроков по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского/ авт.-сост. Т.А. Галиуллина.-Волгоград: Учитель, 2014.

4.Крючкова, Е. История средних веков: рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова.- М.: Просвещение, 2012.

Учебно-методический комплекс по истории России для 6 класса

1.Данилов, А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. –М.: Просвещение, 2012.

2.Данилов, А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: рабочая тетрадь/ А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. –М.: Просвещение, 2013.

3.Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVIвека. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.-М.: Просвещение, 2012.

4.Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А. История России. Тестовые задания. 6 класс.- М.: Просвещение, 2014.

Список литературы

Список литературы для учителя

1.Агафонов, С.В. Схемы по всеобщей истории. 6 класс/С.В. Агафонов.-М.:Русское слово, 2005.

2.Алферова, И.В. История России. Древняя Русь (XII-XVвв.): пособие для учителя истории. 6 класс/ И.В. Алферова, В.Ф. Блохин.-М.: Курсив, 2010.

3. Биберина, А.В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V- конец XVв.). 6 класс/ А.В. Биберина.-М.: Сфера, 2000.

4.Блохин, В.Ф. История России. Древняя Русь (VI-XII вв.): пособие для учителя истории. 6 класс / В.Ф. Длохин.-М.: Курсив, 2010.

5.Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания/ авт.-сост. С.Н. Степанько.-Волгоград: Учитель, 2009.

6.Донской, Г.М. Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков / Г.М. Донской.-М.: Просвещение, 1992.

7.История России в произведениях русских поэтов. 6-11 классы: дополнительные материалы к урокам /авт.-сост. Н.А. Стыденко.- Волгоград: Учитель, 2008.

8.История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: дидактический материал (контрольные задания, тесты, кроссворды)/ авт.-сост. Н. Ю Бухарева.-Волгоград: Учитель, 2009.

9.История России. Рабочие программы. Предметная линия учебников. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.: Просвещение, 2011.

10. История. 5-10 классы: игровые технологии на уроках и внеклассных занятиях/ авт.-сост. Н.Н.Ярцева.-Волгоград: Учитель, 2009.

11.История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс/ авт.-сост. Н.Ю. Колесниченко.-Волгоград: Учитель, 2011.

12.История.5-9 классы. Опыт патриотического воспитания: уроки, внеклассные мероприятия/ авт.-сост. Т.В. Типаева.- Волгоград: Учитель, 2008.

13. Кулагина, Г.А. Сто игр по истории/Г.А. Кулагина.-М.: Просвещение,1983.

14. Петрова, Н.Г. История Средних веков. Книга для учителя: учеб.-метод. материалы/Н.Г.Петров.-М.: Русское слово, 2002.

15.Смирнов, С.Г. Задачник по истории Средних веков / С.Г. Смирнов.- М.: Просвещение, 2001.

16. Черкашина, Т. История. 5-6 классы. Активизация познавательной деятельности учащихся/  Т.Черкашина.- Волгоград: Учитель, 2012.

Список литературы для учащихся

1.Амбаров, В.Н. История: большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В.Н. Амбаров, С.Г. Антоненко, П.И.Андреев.- М.: Дрофа, 1999.

2.Багрова, Л.А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л.А.Багрова.-М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2002.

3.Булычев, К. Тайны Средневековья /К. Булычевю-М.: Дрофа Плюс, 2011.

4. Волкова, Е.В. История России с древнейших времен до начала XVI в. 6 класс: хрестоматия/ Е.В. Волкова, Г.С. Хартулари.- М.: Дрофа, 2007.

5. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой.-М.: Эксмо-Пресс, 1999.

6.Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О.Огнева.-М.: Росмэн, 2000.

7. Чекулаева, Е.О. Я познаю мир. Города мира: энциклопедия / Е.О. Чекулаева.-М.: АСТ, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 5 класс история

Рабочая программа история 5 класс...

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 9 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа. История России. Всеобщая история. 8 класс.

По учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа "История посёлка в истории Бурятии"

В основу курса положен комплексный подход в изложении истории Бурятии и раскрывается переплетение и взаимовлияние различных культур на территории края, составляющих целостное культурное наследие народ...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история"

Рабочая программа  ФГОС "История"...

Рабочая программа "История России. Всеобщая история" 5-9 классы

Рабочая программа по курсу «История России» и «Всеобщая история» к линии учебников издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным госу...