Урок истории в 5 классе по теме: "Олигархическая Спарта"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Представлена технологическая карта урока с учетом требований ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_oligarhicheskaya_sparta_5_klass.docx149.77 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории

Фамилия, имя, отчество учителя

 Михина Татьяна Александровна

Предмет

История Древнего мира

Класс

5

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Форма проведения урока

Групповая работа

Тема

Олигархическая Спарта

Цели урока:

Образовательная: охарактеризовать особенности  политического развития Спарты,  выявить причины превращения Спарты в 6 в. до н. э в могущественное государство, дать оценку воспитания детей и молодежи в Спарте

Развивающая: способствовать формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, формирование умение сравнительного анализа, продолжить развитие навыков смыслового чтения

Воспитательная: содействовать  формированию  чувства патриотизма, гуманного отношения к людям, нравственных ориентиров.

Планируемые результаты:

Предметные:

  обучающиеся овладеют знаниями о географическом положении Спарты, политическом устройстве данного полиса,  реформах Ликурга причинах превращения Спарты в 6 веке до н.э.  в могущественное государство

Метапредметные:

Познавательные: обучающиеся овладеют умениями сравнивать полисы Афины и Спарту, осуществлять сжатие информации, творчески представлять результаты своей деятельности.

Коммуникативные: продолжат обучаться работать в группе, согласовывать свои действия, освоят основы межкультурного взаимодействия в  социальной группе

Регулятивные: смогут  самостоятельно планировать пути достижения цели  на уроке. Самостоятельно осуществлять  самоконтроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Личностные:

 формирование уважительного отношения к чужому мнению, гуманного отношения  к человеку, осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений.

УМК

УМК

 Рабочая программа по истории Древнего мира к УМК В.И. Уколовой, Л.П. Маринович, А.О. Чубарьяна. ( Составитель О. Голубева) – М: Просвещение, 2015

 В.И. Уколова, Л.П. Маринович .История Древнего мира. Учебник - М: Просвещение, 2013.

И.Е. Уколова. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь.- М: Просвещение,2013.

И.Е. Уколова. Всеобщая история. История Древнего мира. Тетрадь - тренажер.- М: Просвещение, 2015

Ресурсы:

Информационные ресурсы :http:// www.school-collection.edu.ru –единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

История Древнего мира. Учеб. Для 5 класса  В.И. Уколова  Л.П. Маринович- М: Просвещение, 2013

И.Е. Уколова. Всеобщая история. История Древнего мира. Тетрадь - тренажер.- М: Просвещение, 2015

Компьютер, интерактивная доска,  мультимедио

Основные понятия темы 

спартанцы, периэки,  илоты,  реформа,  герусия,  олигархическое правление,  геронты, спартанское воспитание,  Народное собрание,  лаконичная речь.

Организационная структура урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность 0 обучающихся

Формируемые  УУД

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Организационный, мотивация к учебной деятельности

1 мин

Проверяет готовность к началу урока. Приветствует обучающихся. Сегодня мы будем работать в группах. Группа, показавшая знания и умение  работать согласованно, получает переходящий кубок- Сову- знак мудрости.

Обучающиеся настраиваются на работу, приветствуют учителя

Актуализация знаний

3

Какой полис мы уже изучили? Покажите на карте расположение Афин. Что такое демократия? Почему смелые реформы Солона не остановили борьбу демоса и знати?

Отвечают на вопросы, показывают местоположение Афин

Устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепь рассуждений

Целеполагание

3

Полисы Древней Греции были разнообразные. Догадайтесь, как называется полис. Девиз воинов: «Со щитом или на щите». Главное занятие - война. Все в полисе равны. Суровое воспитание детей.

Это Спарта. Но тема : «Олигархическая Спарта». Определите цели урока.

Выдвигают гипотезы, ставят цели урока

Принимают учебную задачу, сформулированную самостоятельно.

Усвоение новых знаний и способов действий

3

7    

5

Предлагает группам поработать с атласом, рассказать о географическом положении Спарты, ответить на в.1 стр.171 учебника

Предлагает составить представление о жизни людей в Спарте

Задания группам.

Группа 1:

Составить рассказ, используя материал учебника, от имени спартанца (стр.167)

Группа 2 от имени  илота  (стр. 167)

Группа 3  от имени спартанского юноши  (стр. 169)

Группа 4: от имени воина ( стр.170)

по теме «Жизнь в Спарте», используя учебник стр.167

Учитель заслушивает выступление групп, предлагает определить лучшее выступление

Группы работают с атласом, представляют результат работы

Работают вместе, составляют рассказ

Представляют результаты своей работы

Узнают о жизни илотов, спартанцев, воспитании детей,  храбрости воинов.

Умение работать с картой

Демонстрируют умение вживаться в роль, чувствовать эпоху

Самостоятельно создают способы решения творческой задачи

Анализируют выступления

Умение работать совместно, договариваться, приходить к единому мнению

Формируется навык совместной деятельности

Первичное закрепление знаний

2

На интерактивной доске показан слайд « Упражнение с пропусками» Предлагается каждой группе вставить одно слово и вписать его в текст (Приложение 1)

Обучающиеся вписывают недостающие слово

Демонстрируют знания о жизни в Спарте

Самостоятельная работа

11

Учитель рассказывает о государственном строе Спарты  Приложение 2)

Предлагает выполнить задание № 4 стр.69 тренажера. Сравнить политическую систему Афин и Спарты

 Работают в группе, заполняют таблицу

Знакомятся с новыми понятиями: олигархия, герусия, геронты

Обучаются сравнительному анализу, сжатию информации в таблице

Помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль

Закрепление знаний и способов действий

5

Предлагает ответить на вопрос:  В каком полисе вам хотелось бы жить: в Афинах или Спарте?  Почему? Что  можно перенять у спартанцев?

Отвечают на вопрос, высказывают предположения

Систематизируют свои знания по теме урока

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Уважительно относятся к чужому мнению

Рефлексия

3

Определите: какую новую информацию вы получили, что вас удивило, о чем вы хотите узнать дополнительно. Какая группа показала сплоченность и хорошие знания

Учитель выслушивает обучающихся.

Осуществляют самоанализ

Осмысление изученного

Формируют умение объективной оценки работы соперника.

Определяют группу- победителя

Домашнее задание

2

П.34, отв.5,6 стр.171 (у)

Список литературы:

1. В.И. Уколова   Л.П. Маринович. История Древнего мира.5 класс-М.: Просвещение, 2013

2. И.Е. Уколова. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь.- М: Просвещение,2013.

3.И.Е. Уколова. Всеобщая история. История Древнего мира. Тетрадь - тренажер.- М: Просвещение, 2015

4. Методические рекомендации по составлению технологической карты урока. http://rcpohv.ru/post/open/584

5.Н.Н. Трухина. История Древней Греции.- М: Русское слово, Владос, 1996.

6.Информационные ресурсы :http:// www.school-collection.edu.ru –единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Приложение № 1.

Спартанцы могли любую мысль выражать несколькими словами – точными и остроумными. Поупражняйся и ты в лаконичной речи.

А) Спартанец попал в плен и был выставлен на рынке рабов  « Будешь честным, если я тебя куплю» - спросил покупатель

 «____________________________________________________»,- ответил спартанец.

Б) Персидский полководец прислал к спартанцам посла, повелев передать два слова: « Сложи оружие». Царь Спарты ответил тоже двумя словами: «________________________».

В) Македонский         царь послал сказать спартанцам: « Если я вступлю в Пелопоннес, Спарта будет уничтожена» Спартанцы ответили одним словом : «___________________»

Источник: И.Е. Уколова. История Древнего мира. Рабочая тетрадь.- М: Просвещение, 2013 . стр. 62.

 Приложение №2

http://www.klassnye-chasy.ru/prezentacii-prezentaciya/istoriya/v-5-klasse/drevnyaya-sparta


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (история 5 класс) по теме: "Древняя Спарта" ( по ФГОС второго поколения).

Урок по истории Древнего мира для 5 класса разработан  в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока  "Древняя Спарта".  Урок представлен в виде технолог...

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...