Формирование у школьников понимания закономерностей исторического процесса
статья по истории на тему

Шмакова Наталья Андреевна

 

Объяснения сущности исторических фактов и исторических процессов осуществляется через систему понятий, законов и формирования понимания закономерностей исторического процесса, что составляет третий компонент структуры истерических знаний.

В структуру исторических знаний  входят способы действия с историческим материалом. Школьники изучают исторические факты, воспроизводят и учатся применять ранее полученные знания. На основе знаний о способах действия ученики овладевают определенными умениями навыками, повышается уровень их познавательной деятельности.

Знание учителем роли, функций и структуры исторических знаний позволяет эффективнее реализовать задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование у школьников понимания

закономерностей исторического процесса».

Учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ № 23 г. Симферополя

Шмакова Наталья Андреевна

           Объяснения сущности исторических фактов и исторических процессов осуществляется через систему понятий, законов и формирования понимания закономерностей исторического процесса, что составляет третий компонент структуры истерических знаний.

             В структуру исторических знаний  входят способы действия с историческим материалом. Школьники изучают исторические факты, воспроизводят и учатся применять ранее полученные знания. На основе знаний о способах действия ученики овладевают определенными умениями навыками, повышается уровень их познавательной деятельности.

             Знание учителем роли, функций и структуры исторических знаний позволяет эффективнее реализовать задачи обучения, воспитания и развития учащихся.

             Содержательная сторона исторических знаний также отличается большим разнообразием. Это события и явления социально-экономической жизни (развитие хозяйства в разные исторические эпохи, положение различных социальных групп и классов); политические события и процессы (развитие революционного движения, борьба за независимость); достижения культуры (деревянное и каменное зодчество, развитие живописи, книгопечатание и т.п.).

           В школе обучение истории осуществляется по программе, отличающейся от программы вуза. Но, несмотря на элементарный курс истории, на уроках дети учатся понимать поступки людей, анализировать события и явления, имея дело, главным образом, с их словесными обозначениями. При этом чувственное восприятие имеет вспомогательную роль, т.к. с помощью учителя учащиеся 7-9 классов способны уже выделить из окружающего мира факты и явления, характеризующие жизнь людей, их труд, борьбу в прошлом и настоящем. Поэтому очень важно на уроках истории приучать школьников задумываться над объяснением поступков людей, учиться на положительных примерах.

           При изучении исторического материала необходимо соблюдать ряд условий:

  • Изучение жизни и деятельности людей вестись в хронологической последовательности с одновременным выяснением влияния изменений в труде на движение общества в перед;
  • Событие должно быть всегда отнесено к соответствующему месту и времени;
  • Учащихся следует постоянно подводить к выводу о том, что все перемены в обществе совершаются не сами собой, а являются результатом действий многих людей, среди которых важное место занимают выдающиеся исторические деятели.

          Понимание и усвоение исторических знаний – процессы, связанные между собой. Степень понимание изучаемого материала накладывает отпечаток на глубину, прочность усвоенных знаний.

          Исторические события и явления, которые учащиеся получают на уроках, зачастую отдалены от сегодняшнего дня на годы, десятилетия, века, поэтому зачастую остаются для учеников абстракциями.

           Чтобы помочь учащимся усвоить исторические знания и сформировать представления учитель должен продуманно организовать их деятельность на уроке. Для этого необходимо четко представлять особенности усвоения знаний учащимися средней школы разных возрастов.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях

Современный социальный заказ на формирование личности школьника и его реализация в учебно-воспитательном процессе в средних общеобразовательных учебных заведениях Исследование направлено на изуче...

"Авторский краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский»- одно из важных средств формирования у школьников исторической идентичности»

В период смены ценностных ориентиров возникает проблема: нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения,...

Формирование у школьников понимания закономерностей исторического процесса

         Объяснения сущности исторических фактов и исторических процессов осуществляется через систему понятий, законов и формирования понимания закономерностей историч...

Формирование у школьников познавательного интереса в процессе обучения истории (выступление на районном конкурсе "Педагогический дебют")

Выступление на районном конкурсе молодых учителей "Педагогический дебют", испытание "У меня это хорошо получается"....

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.

Как говорил Сергей Александрович Рачинский  «От качества ныне подрастающего поколения зависят судьбы мира». Когда мы говорим о развитии личности, о ее самоопределении, следует за...

Формирование у школьников ключевых компетенций в процессе обучения на уроке географии.

       В статье рассказывается о роли практической направленности обучения для формирования ключевых компетенций школьников на уроках географии. Выбор темы для меня закономе...