Рабочие программы
рабочая программа по истории (9 класс) по теме

Кузнецова Елена Александровна

Рабочие материалы по истории и обществознания 9-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_9_klass_na_2015.docx78.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «История» для учащихся 9 класса составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Рабочей программы А.А. Вигасина - А.О. Сороко-Цюпы для  5-9 классы. М.: Просвещение, 2015 г. (раздел - Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI в.,  9 класс);
  • Рабочей программы А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной по истории России для 6-9 классы. М. Просвещение, 2015 г.
  • Методического письма «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования».
  • учебника по истории России Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
  • учебника по новейшей истории Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных странXX- начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013;
  • учебного плана МОУ Лицея  на 2015-2016 учебный год.

Цели программы обучения:

  • воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины;
  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории XX – начала XXIвв. в их взаимосвязи, хронологической преемственности;
  • овладение базовыми методами исторического познания, умения работать и различными источниками;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
  • воспитание у учащихся толерантности и гуманизма.

Задачи программы обучения:

  • формирование у учащихся целостного представления об истории России и мира в новейшее время как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;
  • овладение учащимися знаниями об особенностях экономического, социального, политического и культурного развития России и мира в XX – начала XXI вв.;
  • формирование умения характеризовать наиболее яркие личности данного этапа истории, оценивать их роль в истории и культуре;
  • формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе гимназии. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории и примерной программы основного общего образования по истории. Названия тем уроков в основном соответствуют названиям тем примерной программы и отражают их содержание. Некоторые темы уроков рабочей программы приближены к названиям параграфов учебников «История России. XX век" А.А. Данилов, Л.Г. Косулина и "Всеобщая история. Новейшая история" О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа.

Основные содержательные линии программы реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории», предполагается их синхронно-параллельное изучение. В 9 классе изучается история России и мира в XX- начале XXI в.. Поэтому начинается изучение материала с темы «Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны» из раздела «История Нового времени» («Всеобщая история») и темы «Россия в начале XX в.» из раздела «Россия в XVI- началеXX в.» (история России).

Для реализации рабочей программы используется учебно-методический комплект:

  • Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
  • Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран XX- начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
  • Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 9 класс. М.: Просвещение. 2013.
  • Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. Поурочные разработки М.: Просвещение. 2006.
  • Стрелова О.Ю. Уроки новейшей истории. 9 -11 классы. Поурочные разработки. М. Экзамен. 2010.

Предмет изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в объеме 33 рабочих недель, 66 часов в 9–х классах по 2 часа в неделю. В программе предусмотрено 24 часа на Всеобщую историю Новейшего времени и 42 часа на историю России. В программе предусмотрено 1 час на проверочную работу и 1 час - на контрольную  работу  по итогам первого полугодия и за курс истории 9 класса.

Основными формами текущего контроля выступает устный опрос, исторический диктант, самоконтроль, беседа, текущее тестирование, самостоятельные работы, выполнение учащимися домашних работ проверочные работы, контрольные работы.

Формой промежуточной аттестации является: проверочная работа, тестирование, контрольная работа.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории в 9 классе ученик должен

знать/понимать

• основные этапы и ключевые события истории России и мира в XX- начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

• важнейшие достижения культуры и системы ценностей,

• изученные виды исторических источников;

уметь

• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

• высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История Нового времени

Тема I. Европа и мир накануне и в годы. Первой мировой войны.

Мир в начале XX века.

Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.

Первая мировая война.

Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.

Тема II. Мир в 1920-1930-е гг

. Версальско-Вашингтонская система.

Понятие «Новейшая и современная история».

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

Страны Европы и США в 20-е годы.

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада.

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. Мировой экономический кризис 1930-х гг.

Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы.

«Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм.

Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.

Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века.

Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

Международные отношения в 30-е годы.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г

Тема III. Вторая мировая война

Вторая мировая война.

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.

Коренной перелом во Второй мировой войне.

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии

Завершение Второй мировой войны. Итоги и уроки войны.

Разгром Германии и Японии. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

Тема IV. Мировое развитие во второй половине XX века.

Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция.

Переход к смешанной экономике. «Общество потребления». Социальное государство.

Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х начале 1970-х гг.

Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

Эволюция политической идеологии

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль.

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития.

Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 начала 1990-х гг. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

Тема V. Мир на рубеже XX – XXI вв.

Международные отношения.

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

Глобализация.

Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

Тема VI. Культурное наследие XX в.

Культурное наследие XX - го века.

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.

Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

История России в XIX - начале XX вв.

Тема 1. Россия в начале XX в.

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.

Внешняя политика. Русско-японская война

Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество. Первая российская революция.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

Столыпинская аграрная реформа.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

Серебряный век русской культуры

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.

Россия в Первой мировой войне

Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

Тема 2. Россия в годы революции и Гражданской войны Свержение монархии и кризис власти.

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

Становление Советской власти Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

Гражданская война

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Военный коммунизм». «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны

Тема 3. СССР в 1920-е гг.

Новая экономическая политика

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия НЭПа.

Образование СССР, его внешняя политика.

Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

Политическая система СССР в 20-е гг. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

Тема 4. СССР в 1930-е гг.

Экономическая политика СССР в 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой.

Политическая система СССР в 1930-е гг.

Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

Духовная жизнь: достижения и потери.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

Коренные изменения в духовной жизни общества в 30-е гг. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

Внешняя политика СССР в 30-е годы.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

Тема 5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Начало Великой Отечественной войны

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения.

Предпосылки коренного перелома.

Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны.

Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение.

Советский тыл в годы войны.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

Коренной перелом в ходе войны.

Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков.

Заключительный этап войны.

Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

Тема 6. Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

Идеология и культура в послевоенное время

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг.

Внешняя политика СССР в послевоенные годы

Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

Тема 7. СССР в 1953-1964 гг.

Внутренняя политика СССР в 1953 -1964-х годах. Изменения политической системы

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».

Экономика СССР в 1953-1964 гг. «Оттепель» в духовной жизни Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

Тема 8. СССР в 1960-е начале 1980-х гг.

Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Культура. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

Политика разрядки: надежды и результаты.

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

Тема 9. Советское общество в 1985-1991 гг.

Экономические реформы 1985-1991 гг.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика «гласности».

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

Новое политическое мышление.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

Тема 10. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв.

Российская экономика на пути к рынку.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

Политическая система и духовная жизнь современной России

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

Строительство обновлённой Федерации Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

Геополитическое положение и внешняя политика России

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

Россия в начале XXIв.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

Д.А.Медведев.

УЧЕБНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Раздел

Тема урока. Основное содержание

Количество часов

Учебник

Учебно-методические средства обучения

Результаты обучения

дата

Теория/

практика

"История России.XXвек"А.А. Данилов, Л.Г. Косулина

О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа "Всеобщая история .Новейшая история"

Тема I. Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны.

1.

История Нового времени

Мир в начале XX века.

Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества. Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны.

1

§1-4

Адекватно понимать информацию. Знать понятия: империализм, эшелонная модель модер-низации, индустриальное общество.Характеризовать основные направления социально-экономического и политического развития

Тема 1. Россия в начале XX в.

2.

История России вXVI - начале XX вв.

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX века

Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте.

Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы.

1

§1-3

Давать определения понятиям:: геополитика, модернизация, индустриальное общество, самодержавие. Анализировать модернизационные процессы в странах Европы,США и России.

3.

История России вXVI - начале XX вв.

Внешняя политика. Русско-японская война

Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.

1

§4

Исторические карты. Русско – японская война 1904-1905 г.

Знать внешнеполитические приоритеты России в начале XX века.

Дискуссия по вопросам о целесообразности «маленькой победоносной войны» и путях выхода из революционного кризиса

4.

История России вXVI - начале XX вв.

Первая российская революция.

Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы.

1

§5

Исторические карты. Революция 1905 – 1907 гг. в России

Излагать причины, ход и итоги российской революции 1905-1907 гг.

Определять влияние Первой российской революции на общест-

венное развитие страны

5.

История России вXVI - начале XX вв.

Столыпинская аграрная реформа.

Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

1

§6

Давать определения понятиям: отруб, хутор, отрезки, реформа.

Характеризовать положительные и отрицательные итоги Столыпинской реформы, делать выводы

6

История России вXVI - начале XX вв.

Серебряный век русской культуры

Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев.

«Серебряный век» русской поэзии. Модерн в архитектуре и художественной культуре. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.

1

§8

Называть выдающихся деятелейи достижения отечественной науки и культуры начала XX века.Систематизировать материал,составлять таблицу.

7

История Нового времени

Первая мировая война.

Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.

1

§5

Исторические карты. Первая мировая война 1914-1918гг.

Излагать причины, ход, итоги Первой мировой войны.

Уметь показывать на карте места основных сражений.

8.

История России вXVI - начале XX вв.

Россия в Первой мировой войне

Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы.

1

§9

Исторические карты. Первая мировая война 1914-1918гг.

Определять роль России в данной войне.

Систематизировать материал,

составлять таблицу.

Тема II. Мир в 1920-1930-е гг.

9.

Новейшая и современная история

Версальско-Вашингтонская система.

Понятие «Новейшая и современная история».

Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.

1

§6-7

Уметь рассказывать о изменениях после войны.

10.

Новейшая и современная история

Страны Европы и США в 20-е годы.

Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал. «Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада.

1

§8-9

Уметь излагать причины революционного подъёма. Экономическую ситуацию в 1920-х гг в ведущих стран Запада.

Тема 2. Россия в годы революции и Гражданской войны

11.

Новейшая и современная история истории России

Свержение монархии и кризис власти.

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.

1

§10-

11

Характеризовать события февраля-октября 1917 г. Определять сущность «двоевластия».

12.

Новейшая и современная история истории России

Становление Советской власти Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.

1

§12-13

Анализировать первые декреты советской власти.

Давать оценку политике большевиков в отношении церкви.

13.

Новейшая и современная история истории России

Гражданская война

Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель.

1

§14-17

Исторические карты. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР (февраль 1918- март 1919 г.).

Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР в 1919 – 1920 г.

Знать периодизацию и основные события Гражданской войны.

Критически анализировать различные подходы в освещении событий Гражданской войны.

14.

Новейшая и современная история истории России

Гражданская война

«Военный коммунизм». «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны

1

Исторические карты. Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР (фев-раль 1918- март 1919 г.).

Иностранная военная интервенция и гражданская война в СССР в 1919 – 1920 г.

Участвовать в разработке проекта

«Красный и белый террор»

Делать выводы о итогах войны.

15.

Новейшая и современная история

Обобщение по теме «Мир в 1900-20-х г.г.» Проверочная работа по теме «Россия в 1900-20-х гг.»

1

Тема 3. СССР в 1920-е гг.

16.

Новейшая и современная история истории России

Новая экономическая политика

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия НЭПа.

1

§18

Видеокассеты. НЭП

Характеризовать причины перехода к НЭПу, сопоставить НЭП и политику «военного коммунизма».

Объяснить противоречия НЭПовской модели и перспективы НЭПа, проводить аналогию с современным рынком

17.

Новейшая и современная история истории России

Образование СССР, его внешняя политика.

Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

1

§19-20

Знать понятия: Коминтерн, международная изоляция, региональные конфликты. Уметь анализировать документы, различать факт,мнение, доказательство

18.

Новейшая и современная история истории России

Политическая система СССР в 20-е гг. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа.

1

§21

Видеокассеты. Борьба за власть

Уметь анализировать внутриполитическую ситуацию в стране.

19.

Новейшая и современная история

Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.Мировой экономический кризис 1930-х гг.

1

§10

Давать определения понятиям:экономический кризис, кейнсианство, рыночная экономика.

20.

Новейшая и современная история

Пути выхода из кризиса США и демократических стран Европы. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм.

1

§11-12

Давать характеристику мировому кризису и возможным путям выхода из него Знать особенности экономиче-

ского развития европейских государств и США в 30-е годы.Анализировать политику «Нового курса» Рузвельта и программы реформистских движений в США и Великобритании

21.

Новейшая и современная история

Тоталитарные режимы Европы в 30-е годы.

Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.

1

§13-14

Давать определения понятиям:тоталитаризм, фашизм, милитаризм.

Находить и объяснять сходныечерты и различия итальянского,

германского и испанского фашизма.

Участвовать в разработке проекта «Фашизм в современном

мире»

22.

Новейшая и современная история

Восток и Латинская Америка в первой половине 20-го века.Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.

1

§15,

§16,

§17

Давать определения понятия: экспансия, модернизация,

реформы. Объяснить особенности экономического и политического развития стран Востока

23.

Новейшая и современная история

Международные отношения в 30-е годы.

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.

1

§19

Уметь выяснять общие тенденции в развитии Японии, Германии,Италии.

Тема 4. СССР в 1930-е гг.

24.

Новейшая и современная история истории России

Экономическая политика СССР в 20-30-е годы: коллективизация и индустриализация

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой.

1

§23-24

Давать определение понятиям: индустриализация, коллективизация, «великий перелом», колхоз. Анализировать последствия индустриализации и коллективизации, давать оценку сталинскому «Великому перелому»

25.

Новейшая и современная история истории России

Политическая система СССР в 1930-е гг.

Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г.

1

§25

Видеокассеты. Развитие политической системы 1934-1939гг.

Давать определение понятиям: тоталитаризм, культ личности, репрессии, конституция. Характеризовать основные элементы тоталитаризма, анализировать причины и последствия утверждения тоталитарного режима в стране

26.

Новейшая и современная история истории России

Духовная жизнь: достижения и потери.

Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.

Коренные изменения в духовной жизни общества в 30-е гг. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

1

§22,26

Характеризовать основные социальные группы советского общества. Определять изменения, произошедшие в жизни людей, в науке и культуре.

27.

Новейшая и современная история истории России

Внешняя политика СССР в 30-е годы.

СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.

1

§27

Указывать основные направления внешней политики СССР в 30-е

Годы. Давать оценку «нового курса» советской дипломатии, анализировать советско-германские соглашения 1939 г.

28.

Новейшая и современная история

Контрольная работа по итогам I полугодия

1

Тема III. Вторая мировая война

29.

Новейшая и современная история

Анализ контрольной работы.

Вторая мировая война.

Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления. .

1

§20-21

Исторические карты. Вторая мировая война

.

Излагать причины и Второй мировой войны. Знать

историческую карту.

Систематизировать материал,

составлять таблицу.

Тема 5. Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

30.

Новейшая и современная история истории России

Начало Великой Отечественной войны

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны.

Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения.

1

§28-29

Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.

Излагать причины ВОВ, Знать историческую карту.

31.

Новейшая и современная история истории России

Предпосылки коренного перелома.

Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны.

Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение.

1

§30

Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.

Уметь показывать на карте основные сражения. Знать о положении на оккупированных территориях.

32.

Новейшая и современная история истории России

Советский тыл в годы войны.

Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.

1

§31

Рассказывать о партизанском движении, эвакуации.

33.

Новейшая и современная история истории России

Коренной перелом в ходе войны.

Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков.

1

§32-33

Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.

Прказывать на карте и рассказывать о ходе ВОв

34.

Новейшая и современная история

Коренной перелом во Второй мировой войне.

Коренной перелом во Второй мировой войне.Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии

1

§20-21

Исторические карты. Вторая мировая война

Прказывать на карте и рассказывать о ходе ВОв

35.

Новейшая и современная история истории России

Заключительный этап войны.

Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский.

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

1

§34

Исторические карты. Великая Отечественная война 1941 – 1945 г.

Характеризовать вклад СССР во Второй мировой войне. О действиях союзников в годы войны.

36.

Новейшая и современная история

Завершение Второй мировой войны. Итоги и уроки войны.

Разгром Германии и Японии. Участие СССР в военных действиях против Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.

1

§20-21

Исторические карты. Вторая мировая война

Давать оценку военным действиям против Японии. Рассказывать о итогах войны.

Тема IV. Мировое развитие во второй половине XX века.

37.

Новейшая и современная история

Послевоенное мирное урегулирование. «Холодная война»

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.

1

§22-23

Знать понятия: «холодная война», «гонка вооружений», «военно-политические блоки». На основе анализа документов, объяснить причины и признаки«холодной войны»

Тема 6. Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.

38.

Новейшая и современная история истории России

Внутренняя политика СССР в послевоенные годы: экономическое и политическое развитие

Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.

1

§35-36

Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в экономике, политике

39.

Новейшая и современная история истории России

Идеология и культура в послевоенное время

Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны.Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг.

1

§37

Находить изменения, произошедшие в послевоенные годы в культуре, социальной жизни

40.

Новейшая и современная история истории России

Внешняя политика СССР в послевоенные годы

Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.

1

§38

Характеризовать изменения в международном положении ССССР после 2 мировой войны.

41.

Новейшая и современная история

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция.

1

§24

Давать характеристику “Плану Маршалла”

42.

Новейшая и современная история

Переход к смешанной экономике. «Общество потребления». Социальное государство.

Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».

1

§24

Знать понятия: смешанная экономика, социальное государство.

43.

Новейшая и современная история

Системный кризис индустриального общества в конце 1960-х начале 1970-х гг.

Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.

1

§25

Знать особенности экономического и политического развития

США, Великобритания, Францияпосле II мировой войны. Выявлять новые тенденции в развитии европейских государств и США, давать им оценку

44.

Новейшая и современная история

Эволюция политической идеологии

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль.

1

§26-27

Объяснять особенности политического устройства стран Европы.

45.

Новейшая и современная история

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития.

1

§33

Давать определения понятиям:тоталитарный социализм, «шоковая терапия», выделять причины кризиса тоталитарного социализма.

Объяснить главные направления реформ и «шоковой терапии» в странах Восточной Европы, давать им оценку. Дискуссия «Реальный социализм и его место в истории»

46.

Новейшая и современная история

Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 начала 1990-х гг. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.

1

§33

Анализировать причины революций и их последствия для стран Восточной Европы.

47.

Новейшая и современная история

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке.

Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.

Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.

1

§34-35

Давать определения понятиям::модернизация,реформы, народная революция. Объяснить влияние европейского опыта и традиций на политическое и экономическое развитие

стран Востока

Тема 7. СССР в 1953-1964 гг.

48.

Новейшая и современная история истории России

Внутренняя политика СССР в 1953 -1964-х годах. Изменения политической системы

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР».

1

§39

Характеризовать политику мирного сосуществования. Решения XX съезда КПСС, для страны в целом,

49.

Новейшая и современная история истории России

Экономика СССР в 1953-1964 гг. «Оттепель» в духовной жизни Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины.

Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.

1

§40-41

Давать общую оценку реформам Н.С.Хрущёва. Характеризовать достижения советской науки и техники.

50.

Новейшая и современная история истории России

Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия

Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.

1

§42

Характеризовать политику мирного сосуществования.

Тема 8. СССР в 1960-е начале 1980-х гг.

51.

Новейшая и современная история истории России

Внутренняя политика СССР в 1960-начале 80-х годов.

Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации.

Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов.

1

§43-44

Характеризовать особенности политического и экономического развития страны. Объяснять причины отставания экономики в 70-80-х гг.

52.

Новейшая и современная история истории России

Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. Культура.Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын.

Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.

1

§45

Рассказывать о дисседентском движении, развитии культуры.

53.

Новейшая и современная история истории России

Политика разрядки: надежды и результаты.

Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.

1

§46

Анализировать нарастание “холодной войны”. Отношения с Китаем, США и Афганистаном.

Тема 9. Советское общество в 1985-1991 гг.

54.

Новейшая и современная история истории России

Экономические реформы 1985-1991 гг.

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.

1

§ 48

Объяснять понятия: кадровая революция, перестройка,стратегия ускорения, «новое мышление».

Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране.

55.

Новейшая и современная история истории России

Перестройка политической системы. (1985-1991). Политика «гласности».

Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.

1

§47, 49

Объяснять понятия: гласность.

Определять цели и основные этапы политических и экономических преобразований в стране.

56.

Новейшая и современная история истории России

Новое политическое мышление.

«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии.1Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».

1

§50

Объяснять понятия: «новое мышление».

Определять цели и основные этапы внешнеполитических преобразований в стране.

57.

Новейшая и современная история

Обобщение по теме «СССР и мир во второй половине XX века». Проверочная работа «СССР во второй половине XX века»

1

Тема V. Мир на рубеже XX  XXI вв.

58.

Новейшая и современная история

Международные отношения.

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.

1

§37

Уметь доказывать своюточку зрения на интеграционные процессы. Терроризм в современом мире.

59.

Новейшая и современная история

Глобализация.

Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.

1

§39

Характеризовать глобализацию и ее противоречия.

Тема VI. Культурное наследие XX в.

60.

Новейшая и современная история

Культурное наследие XX - го века.

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн ПавелII. Экуменизм.

Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.

1

§18

§38

Знать и рассказывать о развитии культуры XX- нач. XXI века.

Тема 10. Российская Федерация на рубеже XX-XXI вв. 6 часов

61.

Новейшая и современная история истории России

Российская экономика на пути к рынку.

Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.

1

§51

Давать определения понятиям:«шоковая терапия», либерализация цен, инфляция, приватизация, рыночная экономика.. Давать оценку экономическому развитию страны в 90-е годы, выделить положительные результаты и появившиеся проблемы в развитии экономики

62.

Новейшая и современная история истории России

Политическая система и духовная жизнь современной России

События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

1

§52-53

Объяснять понятия: Конституция, референдум, многопартийность, фракция.Характеризовать результаты политического развития страны в 90-е годы, определять обозначившиеся проблемы в политической жизни страны

63.

Новейшая и современная история истории России

Строительство обновлённой ФедерацииСовременные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

1

§54

Рассказывать, привлекая СМИ о современных межнациональных отношениях в Р.Ф.

64.

Новейшая и современная история истории России

Геополитическое положение и внешняя политика России

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.

1

§55

Характеризовать основные направления внешней политики страны в 90-е годы. Определять положительные результаты и нерешенные проблемы российской внешней политики.

65.

Новейшая и современная история истории России

Россия в начале XXIв.

В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.

Д.А.Медведев.

1

§56

Давать характеристику политике В.В. Путина., Д.А. Медведева

66.

Новейшая и современная история истории России

Обобщение по теме «Россия и Мир в XX –начале XXІ в.»

1

67.

Новейшая и современная история истории России

Итоговая контрольная работа по итогам учебного года

1

68.

Новейшая и современная история истории России

Анализ контрольной работы

Итоговое повторение

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Литература

Основная литература:

  • Примерная программа основного общего образования по истории
  • учебник по истории России (Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2010.);
  • учебник по новейшей истории (Сороко-Цюпа О.С. Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных странXX- начало XXI века. 9 класс. М.: Просвещение. 2012.);

Методическая литература:

  1. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. М.: просвещение, 2010.
  2. Арасланова О.В. Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Вако. 2011.
  3. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. XX – начало XXI века. Рабочая тетрадь в 2-х частях. 9 класс. М.: Просвещение. 2011.
  4. Пономарев М.В. Тесты по Новейшей истории. 9 класс. М.: Экзамен. 2011.
  5. Симонова Е.В. Тесты по истории России XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Экзамен. 2010.
  6. Соловьев К.А. Поурочные разработки по Новейшей истории зарубежных стран XX - начало XXI века. 9 класс. М.: Вако. 2011.

Дополнительная литература

  1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008.
  2. Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А..Исторический словарь. Москва: Проспект, 2012.
  3. История России в схемах: учебное пособие/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. Москва: Проспект, 2012.
  4. Хрестоматия по истории России: учебное пособие/ А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А.Сивохина. Москва: Проспект, 2012.
  5. Деревянко А.П,, Шабельникова Н.А. История России: учебное пособие. М.: Проспект. 2009
  6. Кириллов В.В. История России: учеб. пособие. М. 2010.
  7. История. Даты: справочник/ авт.сост. М.Н.Зуев, Р.Н.Лебедева. М.: Издательство «Экзамен», 2011.

8.Словарь терминов и понятий по отечественной истории XX века. - М.: Русское слово, 2003.

9. История в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие.- М.: Эксмо, 2015.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

  1. Гевуркова Е.А. ГИА 2012. История. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания/ Е.А.Гевуркова, Я.В.Соловьев. М.: Издательство «Экзамен», 2012. (имеются сборники за 2013, 2014, 2015 гг.).
  2. ГИА -2012: Экзамен в новой форме: История: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой ) аттестации в новой форме/ авт.-сост. И.А.Артасов, О.Н.Мельникова, Ю.Г.Гаврилина, И.Н.Лозбенев. М.: АСТ: Астрель, 2012. (имеются сборники за 2013, 2014, 2015 гг.).
  3. ГИА -2011: Экзамен в новой форме: История: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной (итоговой ) аттестации в новой форме/ авт.-сост. Е.А.Гевуркова, А.В.Биберина, Е.В.Пчелов, Д.А.Фадеев. М.: АСТ: Астрель, 2011. (имеются сборники за 2013, 2014, 2015 гг.).
  4. Клоков В.А. ГИА 2011. История: сборник заданий: 9 класс/ В.А.Клоков, М.В.Пономарев. М.: Эксмо, 2010.

ЦОРЫ

  1. Т.С.Антонова, А.Л.Харитонов, А.А. Данилов, Л.Г,Косулина. История России. XXвек. Клио Софт.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории 19-20 вв. и по Новой истории для 9 класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...