Конспект классного часа "Древнерусский костюм"
классный час по истории (6 класс) на тему

Шакая Любовь Геннадьевна

конспект классного часа по истории "Древнерусский костюм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_drevnerusskiy_kostyum.rar2.53 МБ

Предварительный просмотр:

 h494  ЗНАТОКИ

Сценарий классного часа

 

Тема «Древнерусский костюм в 9-13 веках»  

Цели:

- формирование у школьников представления о периоде становления и расцвета Древнерусского государства,  ознакомление учащихся с древнерусским народным костюмом, с его истоками и традициями, национальным своеобразием и самобытностью;

- развитие коммуникативной культуры обучающихся, самостоятельности и ответственности в ходе подготовки мероприятия

 - развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

-  Прививать интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

- расширить познания школьников в области истории древнерусского государства и повседневности этого периода

- способствовать воспитанию любви и уважения к истории  русского народного творчества и своей страны.

 - развитие навыков самостоятельной практической творческой деятельности

 Ход классного часа

Выступление учителя о периоде становления и развития Древнерусского государства

Ребята, сегодня будет проходить классный час посвященный традициям и истокам Древнерусского народного костюма. Мы рассмотрим с вами русский народный костюм периода становления и расцвета Древнерусского государства, его своеобразие и характерные черты. Сначала охарактеризуем общественную и политическую жизнь данного периода.

Первые письменные источники, упоминавшие о многочисленных славянских племенах, живших на огромной территории от Балтики до Черного моря, появились на рубеже старой и новой эры. Начиная со второй половины первого тысячелетия новой эры, у славянских племен происходит распад родовых отношений и образование государственности. На смену родовым отношениям пришли феодальные. Среди славянских государств выделялись Киев и Новгород, история которых по летописям начинается с IX века, а в

 h494 ЗНАТОКИ

действительности гораздо раньше. Самое прогрессивное по тем временам хозяйство, а именно пашенное земледелие и скотоводство, было широко распространено в Новгородской республике, возникшей в 1136 году. На верхней социальной ступени стоял князь. К нему примыкали дружина, богатая военная знать. Следующей социальной группой было купечество, затем мелкие торговцы, ремесленники и крестьяне: то есть мы видим сложившееся классовое общество. Становление феодального строя привело к необходимости принять единую государственную религию, которой стало христианство, воспринятое от Византии. Христианство в эпоху раннего средневековья оказало заметное прогрессивное влияние на западноевропейскую и русскую культуру, особенно в области образования и градостроительства (коснулось оно и развития костюма). «Каждая социальная группа имела свои особенности в костюме, определявшие положение человека в обществе. Тем не менее была общая национальная основа для всех костюмов, независимая от социальной иерархии. Это и основные формы одежды, такие, например, как рубахи и порты; это и принятые на Руси пропорции одежды; и характер и расположение отделки. Разница между костюмами различных классов в основном была в качестве и количестве материала и предметов одежды, и в отдельных мелочах, характерных для того или иного круга людей. Костюм как один из элементов культуры отражал социальную структуру, особенности образа жизни и деятельности людей, обычаи, природные условия. Помимо пашенного земледелия, славяне занимались скотоводством, охотой, рыбной ловлей, бортничеством. К этим видам хозяйственной деятельности присоединяется развитие ремесел: железоделательного, кузнечного, ювелирного, косторезного, кожевенного, ткачества и др. Хорошо развивалась и торговля. Таким образом, в древнерусских княжествах было все необходимое для изготовления одежды и дополнений к ней. Повсеместно женщины ткали льняные и шерстяные ткани. В деревнях валяли войлок. Льняной холст производили разного качества — грубый и тонкий, суровый и отбеленный. С древнейших времен было известно окрашивание тканей подручными минеральными и растительными красителями. Такие ткани назывались крашениной.

Сообщения учащихся

В ходе выступлений учащихся проходит просмотр презентации, посвященной данной теме классного часа.

Костюм в Древней Руси IX - ХIII вв.

1) Идеал красоты

Представители Востока и Запада (купцы, дипломаты, путешественники) всегда отмечали особую красоту русичей. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, пропорциональное телосложение. Кожа русских мужчин домонгольского периода была белой, волосы русые, брови и ресницы

 H494 ЗНАТОКИ

черные, глаза обычно серые, лицо румяное. Особая стать - широкие плечи и тонкая талия - была особенностью русских мужчин. На Востоке восхищались красотой русских купцов. Это засвидетельствовано во многих источниках, самый ранний из которых относится к Х в. Русские женщины также отличались красивой внешностью. Все иноземцы отмечали, что русские женщины были высокими, белокожими, белокурыми, с ярким румянцем, черными «соболиными» бровями и голубыми глазами. Величавая, неспешная походка, красивая осанка были как бы естественными проявлениями женственности, мягкости и сдержанности.

2) Виды и формы одежды. Текстиль.

Суровый климат оказал серьезное влияние на формирование костюма и его видов в Древней Руси. Одежды были теплыми и закрытыми, широко использовался мех. Но не только природные и климатические условия сказались на формах, видах и ассортименте русских одежд. Тесные связи с Византией, влияние христианских традиций, этические нормы и эстетические представления, выработанные церковью и людьми, - все это нашло свое отражение в древнерусском костюме. Одежды были длинные свободные, но неширокие. 

Древнерусские одежды были несколько короче византийских. Однако короткие одежды носить считалось неприличным. Одежды в основном были накладными: у мужчин - кафтан киевский, рубаха, туника; у женщин - рубахи, нагрудники, запоны и свиты. Драпирующиеся одежды на Руси не прижились, их почти не носили даже среди знати. Исключение составлял лишь плащ корзно. Поскольку основным занятием русичей было земледелие и скотоводство, то главными видами текстиля стали лен и шерсть. Использовались также ткани из пеньки и конопли: пестрядь и посконина. Пестрядь имела узоры из ниток красного, синего или зеленого цвета. Довольно часто это были клетки и ромбы. Простой люд носил посконные рубахи. Отбеленная посконина почти не отличалась от льняной ткани. Но лен был все-таки самой распространенной, популярной и даже любимой тканью среди русичей. Он был разной выработки и разного качества. Из белого полотна шили нарядные одежды, из сурового - юбки, порты и др. На Руси с глубокой древности под рубашкой и другими верхними одеждами носили нижнюю нательную рубаху из тонкого ровного белого полотна, так называемую исподнюю рубаху. «...Современное название «белье» происходит от другого старинного слова «белье» - беленые ткани». Все цветные ткани назывались крашенинами.В холодный период года носили одежды из шерсти. Простые люди с глубокой древности умели изготовлять шерстяную ткань из овечьей шерсти - сермяжное сукно (сермягу), шедшее на изготовление теплых одежд. На княжеских дворах ткали высококачественные шерстяные ткани. Этим занимались специально обученные работники. В домонгольской Руси умели изготовлять также набивные шерстяные ткани с крупным геометрическим рисунком. На Руси

 H494 ЗНАТОКИ

вырабатывалось достаточно много видов шерстяных тканей: сукно, понева (шерстяной или полушерстяной домотканый текстиль), власяница - ткань из, волос животных, пестроткань, шерстяная ткань с вытканным на ней рисунком в клетку или полоску. Тонкие высокого качества сукна поступали из Европы. Одежды князей и знати выполнялись из дорогих византийских тканей: парчовых, шелковых, вышитых золотом и серебром. Все они назывались на Руси паволоками.

Для головных уборов использовались сукно, парча, мех (в качестве отделки и утеплителя).

3) Мужская одежда.

Гардероб князей и знати был не очень разнообразным, но одежды были красивы, красочны, гармонично сочетались с образом жизни, нравами, понятиями о красоте и достоинстве. Князь носил длинную туникообразную рубаху, под которую надевал исподнюю рубаху и порты (штаны) на гашнике, т.е. шнурке. Сверху надевалась свита (киевский кафтан). Свита представляла собой накладную длинную верхнюю одежду с длинными узкими рукавами, расширенную книзу с помощью клиньев, вшитых в боковые швы. Свита отделывалась каймой по краю подола, зарукавьями по низу рукавов и петлицами на груди. Носили свиту с широким поясом. Поскольку длина свиты была выше щиколотки, приблизительно до середины икры, то обуви придавалось большое значение. Яркие сапожки из мягкого сафьяна были с высокими голенищами, которые скрывались под свитой. В холодный период года носили свиту, подбитую мехом. Поверх свиты надевался плащ корзно. Это единственный вид драпирующей одежды, который носили на Руси. Корзно оторачивался каймой из золотой ткани, скреплялся на плече застежкой, имел подкладку, как правило, контрастного с лицевой стороной цвета. Корзно мог быть наброшен только на левое плечо либо на оба плеча. На русских иконах часто встречается первый вариант ношения корзно, причем заметно стремление людей к гармоничному драпированию плаща, особенно в тех случаях, когда край его с диагональным срезом переброшен через левую руку. Так достигалась почти параллельность линий края, отделанных каймой. Почти на всех иконах святые изображены в плащах, надетых и задрапированных именно так. Застежка для корзно применялась небольшая, видимо, на Руси ей не придавалось такого значения, как в византийско-римском костюме.

Костюм дополняла круглая невысокая шапка полусферического очертания, отороченная мехом и довольно часто с отделкой из драгоценной ткани и жемчуга. Именно в таком костюме изображали Бориса и Глеба на иконах мастера среднерусской школы. Бедные люди носили одежду более простую, и ассортимент ее был не так разнообразен, как у людей богатых и знатных.

Основной одеждой была рубаха навыпуск длиной до колена у зрелых мужчин и несколько короче у молодежи. Рубаха белого, красного или синего цвета была льняная либо посконная, без воротника, с небольшим

 h494 ЗНАТОКИ

разрезом спереди и широким поясом. Рубаха надевалась поверх портов (штанов). Они были длинные, неширокие, штанины постепенно и слегка сужались книзу. Порты носили на шнурке (гашнике) в сборку. Зауженные книзу порты носили обычно с лаптями или сапогами. Кафтан из сермяги довершал костюм в холодное время года. Нарядный костюм крестьянина, богатого поселянина имел более дорогую отделку: воротник-ожерелье, круглый, украшенный вышивкой жемчугом, нарядные зарукавья (прототип будущих манжет), сапоги вместо лаптей. Иногда и сама рубаха была дорогой, из узорной ткани. Необходимым дополнением к костюму была калита (кошелек на поясе).

4) Женская одежда. 

Простые женщины носили длинную рубаху. Знатные женщины поверх исподней надевали верхнюю рубаху, которая шилась из дорогих тканей, а сверху плащ корзно. Рубаха имела вырез у шеи на мелкой сборке либо круглый по шее. Замужние женщины носили также поневу, надетую поверх рубахи. Понева представляла собой прямоугольный кусок ткани, сшитый из трех полотнищ и собранный на талии шнурком, т.е. это была юбка, не сшитая спереди, а напоминающая широкий фартук, надетый на поясницу и завязанный спереди. Девушки носили поверх рубахи запону - нарамник, опоясанный на талии. Поневы и запоны, как правило, шились из пестряди или пестроткани. Праздничной одеждой была дорогая, широкая, неопоясанная, узорчатая (с вышивкой) туника с короткими свободными рукавами. Она называлась навершник. Красочность, монументальность, величавая статичность парадной одежды характерны для женского костюма Древней Руси. Знатные женщины носили туники, но из более дорогих и узорчатых тканей, шелка.

Обувь.

Самой древней славянской обувью считаются поршни (постолы) - башмаки, скроенные из мягкой кожи. У богатых и знатных мужчин и женщин популярными были мягкие сафьяновые сапожки, яркие, красивые, удобные; у бедных людей - сапоги из грубой кожи и лапти из лыка с онучами (портянками) и оборами (завязками), закреплявшими их на ноге.

5) Головные уборы, прически, украшения, косметика. 

Головные уборы князей, знати, богатых купцов имели вид меховых колпаков. Носили также круглые шапки из парчи и бархата, вышитого серебром, жемчугом, золотом, из сукна, часто отороченные дорогим мехом, например соболем, куницей. Дружинники и воины носили шлемы - луковицы (шеломы) с бармицей - металлической кольчужной сеткой, прикрывающей шею. Простолюдины ходили в шапках и колпаках из войлока, шерсти, меха. Женщины носили круглые шапки, напоминавшие мужские, из бархата или парчи с меховой опушкой. Шапки простолюдинок были из простых материалов. Помимо шапок существовало много видов покрывал, платков, которые прижимали к голове венцом, обручем, шапкой.

 H494  ЗНАТОКИ

Убрус - покрывало, платок прямоугольной формы - обматывался вокруг головы; один конец, украшенный вышивкой, спускался на плечо и грудь, другой подтыкался под подбородок. Убрус мог быть в форме треугольника (как косынка или шаль). В этом случае он закреплялся под подбородком застежкой. С помощью убруса можно было скорректировать овал лица. Убрус мог быть белым или цветным. Княгини носили корону (венец) поверх покрывала или вуали, девушки - ленты, повязки, обручи из бересты и кожи. До XI в. в древнерусском костюме не было различия между женскими и мужскими украшениями. Основными из них были ожерелья, серьги, подвески. К ХШ в. южнорусские (Киев, Чернигов и др.) ювелирные изделия стали самыми популярными из-за высокого мастерства исполнения. Из других русских украшений можно назвать колты - височные украшения, гривны - шейные украшения кольца, серьги и браслеты. Украшения были из золота, серебра и серебра с чернью и отделывались самоцветами. Изделия были массивными, но красивыми. Киевские золотые изделия отличались особой изысканностью, так как в них применялась такая техника отделки, как скань, эмаль, зернь, широко использовался жемчуг. В одежде применяли специальные крепежные устройства из серебра - аграфы. Выбор косметических средств был невелик. Они были в основном растительного происхождения. С глубокой древности подметили, что употребление в пищу свеклы улучшает цвет лица, ею же румянили кожу щек. Брови слегка подрисовывали (корректировали) сажей.

Завершающим этапом классного часа будет рефлексия школьников по проведенному мероприятию.

Учитель: Ребята, вы прослушали сообщения и просмотрели презентацию, посвященную описанию и характеристике древнерусского костюма 9-13 веков. На основании этого я попрошу ответить вас, на несколько вопросов по данному материалу, с помощью которых можно будет оценить уровень освоения вами этой темы.  

Вопросы:

1. Как характеризовали древних славян представители других государств?

2. Что оказало значительное влияние на формирование основных видов и форм одежды и текстиля?

3.Вспомните основные элементы мужского костюма?

4. Вспомните основные элементы женского костюма?

5. Вспомните основные виды головных уборов и украшений?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Закон обо мне и о тебе"

Классный час посвящен закону Краснодарского края 1539...

Конспект классного часа "Земля отцов -моя земля"

Методическая разработка классного часа для учащихся 5 -го класса - победитель кревого конкурса методических материалов в рамках проведения фестиваля "Навстречу юбилею"!...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Конспект классного часа "Идея. Опыт. Воплощение" (Конкурс "Самый классный классный")

Тема: «2017 год - Год особо охраняемых природных территорий и Год экологии» (Цикл классных часов)....

Конкурс "Самый классный классный" ПЛАН-КОНСПЕКТ классного часа "Гордость - Родине служить", ПРИЛОЖЕНИЕ, ВИДЕОМОНТАЖ, ВИДЕООТЧЕТ

Ссылка на видеоотчет  классного часа  "Гордость - Родине служить"  https://www.youtube.com/watch?v=Wc8JrSSTUXY#action=shareСсылка на видеомонтаж для классного часа "Гордо...

Конспект занятия «Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи» (первый год обучения)

Конспект занятия«Исторический костюм. Изготовление плоскостной картонной модели костюма исторической эпохи»(первый год обучения)...