Рабочая программа по истории для 9 класса (линия "Русское слово")
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс) на тему

Раздел № 1 Пояснительная записка.

 

Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по истории а также программ курса «Новейшая история зарубежных стран. XX в.» для 9 класса, автор – Н.В. Загладин,  курса «История России XX век», авторы – Козленко С.И., Загладина Н.В., Загладина Х.Т  для 9  класса общеобразовательных учреждений.

Программа рассчитана на 102 часа. 3 часа в неделю

Курс «Новейшая история» для 9 класса охватывает период XX – начало XXI вв. Курс является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 8 классе.  Рабочая программа по курсу новейшей истории составлена на 30 часов.

Программа ориентирована на учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, под редакцией Загладина Н.В. Учебник входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ.

Курс «История России» в 9 классе является логическим продолжением курса «История России  XIX века».  Курс истории России в 9 классе охватывает период XX – начало XXI вв.  В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу истории России рассчитана на 38 часов, из расчета 72 часа в неделю.

Преподавание курса «История России. XX век» в 9 классе ведется по учебнику Загладина Н.В., Минакова С.Т., Козленко С.И., Петрова Ю.А, который входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год и рекомендован МО РФ.  Оба курса ведутся синхронно-параллельно.

Цели курса:

{C}1.      {C}формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

{C}2.      {C}развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

{C}3.      {C}приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

{C}1.        формирование исторического мышления учащихся;

{C}2.        развитие умений работы с книгой и  с картографическим материалом;

{C}3.        формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

{C}4.        формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат  исторических событий;

{C}5.        формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху новейшего времени, о политическом и социальном строе в эпоху новейшего  времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

{C}6.        формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху новейшего времени;

{C}7.        формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (демократия, свобода слова и т.д.);

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

  1. формирование правовой культуры школьников;
  2. формирование представлений о возникших  в эпоху новейшего времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
  3. развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
  4. формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
  5.  развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории новейшего времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты и контрольные работы.

 

Используемые УМК:

{C}-        Загладин Н.В. Программа курса и тематическое планирование к учебнику Загладина Н.В. «Всеобщая история. Новейшая история» для 9 класса. – М.: Русское слово, 2012.

{C}-        Загладин Н.В.. Всеобщая история. История новейшего времени. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2013.

{C}-        Агафонов С.В. Информационно-методические материалы по использованию УМК «История» издательства «Русское слово», М. «Русское слово», 2008

{C}-        Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А.  История России. XX в. Учебник для 9 класса. – М.: Русское слово, 2013

 

 

Раздел № 2 Тематическое планирование

№ п\п

Наименование разделов

Всего часов

По авторской программе

Дата

Корректировка

Вид контроля

 
 

 

История России XX век

72 часа

76 часов

 

 

 

 

1

Российская империя в первые десятилетия  XX века. 1900-1916 гг.

11

11

 

 

Проверочная работа

 

2

Россия в годы революции и гражданской войны 1917-1922

6

7

 

 

Проверочная работа

 

3

СССР в 1920-1930-е гг.

9

11

 

 

Проверочная работа

 

4

Великая Отечественная война

11

13

 

 

Проверочная работа

 

5

От сталинизма - к «оттепели» в 1945-1964

6

8

 

 

Проверочная работа

 

6

СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

9

9

 

 

Проверочная работа

 

7

Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества

5

5

 

 

Проверочная работа

 

8

Российская Федерация в 1991-2010 гг.

12

12

 

 

Проверочная работа

 

9

Итоговое повторение курса

3

0

 

 

Контрольная работа

 

 

Примечание: Авторская программа сокращена на 4 часа. Добавлены 3 часа на итоговое повторение курса

 

 

 

 

 

 

 

Всеобщая история. Новейшая история XX – начало XXI вв.

30 часов всего

32 часа

 

 

 

 

1

Введение.

Введение в курс «Новейшая история и современность зарубежных стран.

 

1

1

 

 

 

 

2

Человечество после первой мировой войны

3

3

 

 

 

 

3

Ведущие страны запада: от процветания к кризису

4

4

 

 

 

 

4

Человечество во второй мировой войне

4

4

 

 

 

 

5

Мир в эпоху «холодной войны»

3

3

 

 

 

 

6

Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI вв.

7

7

 

 

Проверочная работа

 

7

Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке

6

6

 

 

 

 

8

Наука и культура народов мира в XX – начал XXI вв.

1

2

 

 

 

 

9

Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия

1

2

 

 

 

 

 

Примечание: авторская программа Загладина рассчитана на 32 часа. Так как на историю России необходимы дополнительные часы, то сокращены 2 последние темы по Новейшей истории до 1 часа соответственно

 

 

 

 

 

 

 

Итого

102 часа

 

 

 

 

 

В некоторые темы по истории России включен материал по историческому краеведению, в связи с тем, что с 2014-2015 года в 9-м классе нет отдельного предмета «Историческое краеведение» и основные темы согласно планированию по этому предмету включены в курс истории России с 6-го по 9-й класс. В поурочно-тематическом планировании эти темы помечены курсивом.

 

 

 

Письменные работы

№ п\п

Название  работы

Количество часов

Дата

Корректировка

Вид работы

1.

Российская империя в первые десятилетия  XX века. 1900-1916 гг.

1

 

 

Тест

2.

Россия в годы революции и гражданской войны 1917-1922

1

 

 

Тест

3.

СССР в 1920-1930-е гг.

1

 

 

Тест

4.

Великая Отечественная война

1

 

 

Тест

5.

От сталинизма - к «оттепели» в 1945-1964

1

 

 

Тест

6.

СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

1

 

 

Тест

7.

Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества

1

 

 

Тест

8.

Российская Федерация в 1991-2010 гг.

1

 

 

Тест

9.

Итоговое повторение курса

1

 

 

Контрольная работа

 

Итого

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 3 Календарное поурочно-тематическое планирование учебного материала

 

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Стандарт основного общего образования по истории, примерная программа основного общего образования по истории

УМК

§

Пров., лабор., контрольные работы

Дата

 

История России XX век

72 часа

 

 

 

План

Факт

 

Раздел 1

Российская империя в первые десятилетия  XX века. 1900-1916 гг.

11

 

 

 

 

 

1

Вводный урок

1

 

 

 

 

 

2

Социально-экономическое и политическое развитие России на рубеже XIX-XX вв.

1

Промышленный подъём на рубеже XIX-XX вв. Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю.Витте.

1-2

 

 

 

3

 

1

Обострение социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Политическое развитие России на рубеже веков

1-2

 

 

 

4

Русско-японская война

1

Русско-японская война 1904-1905 гг. и ее влияние на российское общество.

3

 

 

 

5

Первая русская революция.

1

Революция 1905-1907 гг.: причины, характер. Кровавое воскресение. Возникновение советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Манифест 17 октября. Государственная Дума. Вооруженное восстание в Москве.

3, 4

 

 

 

6

Течения в политической жизни. Общественно-политическое и культурное развитие Ярославского края в конце 19 – начале 20 века.

1

Политические течения и партии. Либеральные, черносотенные и революционные партии. Избирательный закон 1907 года.

4

 

 

 

7

Реформы П.А. Столыпина. Промышленное развитие Ярославской губернии. Сельское хозяйство губернии и проведение столыпинской     аграрной реформы.

1

П.А.Столыпин и его политическая программа Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.

5

 

 

 

8

Россия в Первой мировой войне.

1

Россия в системе военно-политических союзов начала XX в. Международный кризис 1914 г. и Россия в  Первой мировой войне. Угроза национальной катастрофы. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. нарастание социально-экономических и политических противоречий

6

 

 

 

9

Кризис власти: 1916-февраль 1917

1

Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция в России в 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.

7

 

 

 

10

Наука и культура России в начале XX века

1

 

8

 

 

 

11

Повторительно-обобщающий урок по разделу 1 Российская империя в первые десятилетия  XX века. 1900-1916 гг.

1

 

 

 

 

 

 

Раздел 2

Россия в годы революции и гражданской войны 1917-1922

6

 

 

 

 

 

12

Политика временного правительства

1

Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности

9

 

 

 

13

Октябрьский переворот. Ярославский край в 1917 году.

1

Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. В.И.Ленин.  II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Политика большевиков и установление однопартийной диктатуры. Распад Российской империи.

10

 

 

 

14

Брестский мир и его итоги

1

Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР

11

 

 

 

15

Гражданская война в России.

1

Гражданская война: причины, основные этапы. Красные и белые. Создание «Красной Армии» Каменев, Фрунзе, Буденный. Колчак, Деникин, Врангель.

12

 

 

 

16

Внутренняя и внешняя политика советской власти в годы гражданской войны. Ярославский край в годы гражданской войны ( 1918 – 1920 г.г.).

1

Иностранная интервенция. «Военный коммунизм». «Белый» и «красный» террор .Крестьянство в годы гражданской войны. Махно. Война с Польшей. Итоги войны.

13

 

 

 

17

Повторительно-обобщающий контроль по разделу 2 Россия в годы революции и гражданской войны 1917-1922

1

 

 

Проверочная работа

 

 

 

Всеобщая история. Новейшая история XX – начало XXI вв.

30 часов всего

 

 

 

план

факт

18

Введение.

Введение в курс «Новейшая история и современность зарубежных стран.

 

1

Новейшая история и современность – этап всемирной истории.

Введение, с. 3-5

 

 

 

 

Человечество после первой мировой войны

3

 

 

 

 

 

19

Трудный путь к миру.

Версальско-Вашингтонская система.

1

Мир после первой мировой войны. Версальско-вашингтонская система.  Лига наций

1

 

 

 

20

Революции в Европе и Азии после Первой мировой войны.

1

Международные последствия революции в России. Революционный подъем в Азии и в Европе, распад империй и образование новых государств. Революция 1918-1919 в Германии.

Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение в Индии против колониализма. М. Ганди.

2

 

 

 

21

Левые и правые в политической жизни индустриальных стран в 1920-е годы

1

Раскол международного рабочего движения: коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал

3

 

 

 

 

Ведущие страны запада: от процветания к кризису

4

 

 

 

 

 

22

Мировой экономический кризис 1929-1932 1гг. и «новый курс» Ф.Д.Рузвельта

1

«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странных Запада. Мировой экономический кризис. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм

4

 

 

 

23

Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии

1

Фашизм в Италии. Б Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы  в 1920-1930 гг. А. Гитлер.

Милитаризация общества в Японии

5

 

 

 

24

Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции

1

 

6

Проверочная работа

 

 

25

Милитаризм и пацифизм на международной арене

1

Пацифизм и милитаризм в 1920-1930 гг. Военно-политические кризисы в Европе и на Дальнем Востоке. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930 гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение.

7-8

 

 

 

 

Раздел 3

СССР в 1920-1930-е гг.

9

 

 

 

 

 

26

Новая экономическая политика

1

Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. крестьянский выступления. Восстание в Кронштадте. Голод 1921 г. X съезд РКП(б). Новая экономическая политика. План ГЭЛРО и начало восстановления экономики. Итоги и противоречия НЭПа

14

 

 

 

27

Образование СССР.

1

Политика большевиков в области национально-государственного устройства. Образование СССР. Конституция 1924 г.

15

 

 

 

28

Внешняя политика СССР в 1920-е гг. и Коминтерн

1

Внешняя политика  Советского государства  в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Рапалльский мирный договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.

16

 

 

 

29

Возвышение И.В.Сталина

1

Борьба за власть в партии большевиков. Поиск путей построения социализма. Дискуссия. Стали, Троцкий, Зиновьев, Бухарин. Свертывание НЭПа

17

 

 

 

30

Коллективизация и индустриализация.

1

Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства.

18

 

 

 

31

Советское государство и общество в 1930-е гг. Ярославский край в годы новой экономической политики ( 1921 – 1929 г.г.) и в 1930-е годы.

1

Формирование централизованной (командной) экономики. Власть партийно-государственного аппарата. И.В.Сталин. Формирование культа личности. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.

19

 

 

 

32

Внешняя политика СССР в 1920-1930-е гг.

1

СССР в системе международных отношений в 1920-1930-е гг. Вступление в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности  в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР.

20

 

 

 

33

Советская культура в 1920-1930-х гг.

1

Коренные изменения в духовной жизни общества. Утверждение марксистско-ленинской идеологии. Ликвидация неграмотности. Социалистический реализм в литературе и искусстве. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток.

21

 

 

 

34

Повторительно-обобщающий контроль по разделу 3 СССР в 1920-1930-е гг.

1

 

1

Проверочная работа

 

 

 

Человечество во второй мировой войне

4

 

 

 

 

 

35

Начало мировой войны и новый порядок в Европе и Азии. Движение Сопротивления

1

Вторая мировая война: причины, участники, основные этапы военных действий. Польская кампания и «странная» война. Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Новый порядок на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления

9

 

 

 

36

Формирование антигитлеровской коалиции

1

Антигитлеровская коалиция. Ф.Рузвельт, ИВ. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз

10

 

 

 

37

Трудный путь к победе

1

Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии

11

 

 

 

38

Завершение и итоги Второй Мировой войны. Создание ООН

1

Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН

12

 

 

 

 

Раздел 4

Великая Отечественная война

11

 

 

 

 

 

39

Советско-германские отношения в 1939-1941 гг.

1

Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.. Расширение территории СССР.

22

 

 

 

40

Подготовка СССР и Германии к войне

1

СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности. СССР  во Второй мировой войне.

23

 

 

 

41

Начало Великой Отечественной войны.

1

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.: этапы и крупнейшие сражения войны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Московское сражение.

24

 

 

 

42

Мобилизация сил для отпора агрессору. Патриотический подъем в СССР

1

Советский тыл в годы войны. Геноцид на оккупированной территории. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Советское искусство в годы ВОВ

24.25

 

 

 

43

Коренной перелом в Великой Отечественной войне.

1

Сталинградская битва и битва на Курской дуге – коренной перелом в ходе войны.

25

 

 

 

44

Партизанское движение

1

Партизанское движение.

25

 

 

 

45

СССР и его союзники в решающих битвах Второй мировой войны

1

СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. ПРОблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Освобождение советской территории от захватчиков

26

 

 

 

46

СССР в боях за освобождение стран Европы и Азии от фашизма

1

Вклад СССР в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии.

27

 

 

 

47

Человек и война

1

Г.К.Жуков. Василевский, Конев, Рокоссовский.

 

 

 

 

48

Великая Отечественная война и её итоги. Ярославский край в годы Великой Отечественной войны.

1

Итоги Великой Отечественной войны. Великий подвиг народа в ВОВ. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.

27-28

Проверочная работа

 

 

49

Повторительно-обобщающий урок по разделу 4 Великая Отечественная война

1

 

 

 

 

 

 

Мир в эпоху «холодной войны»

3

 

 

 

 

 

50

Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков

1

Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-восточной Азии

13

 

 

 

51

Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность

1

Распад колониальной системы и образование независимых государств Азии и Африке. Выбор освободившимися странами  путей и моеделей развития

14

 

 

 

52

Партнерство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» и ее завершение

1

Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.

15

 

 

 

 

Страны Европы и Северной Америки во второй половине XX – начале XXI вв.

7

 

 

 

 

 

53

Становление социально-ориентированной рыночной экономики в странах Западной Европы и США в послевоенные десятилетия

1

«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе.

Социальное государство и «общество потребления».

16

 

 

 

54

Политические кризисы в индустриальном обществе

1

Системный кризис индустриального общества в конце 60-70 гг. Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр, Ш. де Голль.

17

 

 

 

55

Эволюция политической мысли в странах Запада

1

Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Неоконсерватизм. Р Рейган, М. Тэтчер

18

 

 

 

56

Страны Запада на рубеже XXXXI вв. Возникновение информационного общества

1

Становление информационного общества

19

 

 

 

57

Восточная Европа: от тоталитаризма к демократии

1

Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европы: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 80-нач 90 гг. Распад Югославии

20

 

 

 

58

Интеграционные процессы в Западной Европе и Северной Америке

1

Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного» мира. Интеграционные процессы. Европейский Союз

21

 

 

 

59

Содружество Независимых государств в мировом сообществе

1

 

22

Проверочная работа

 

 

 

Проблемы модернизации в Азии, Африке и Латинской Америке

6

 

 

 

 

 

60

Япония и новые индустриальные страны

1

 

23

 

 

 

61

Китай на пути модернизации и реформирования

1

Каитй во второй половине XX века. Мао Цзедун. Дэн Сяопин

24

 

 

 

62

Индия во второй половине XX века

1

 

25

 

 

 

63

Исламский мир: единство и многообразие

1

 

26

 

 

 

64

Африка к югу от Сахары: опыт независимого развития

1

 

27

 

 

 

65

Латинская Америка: между авторитаризмом и демократией

1

 

28

 

 

 

66

Наука и культура народов мира в XX – начал XXI вв.

1

Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в XX в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм

Основные течения в художественной культуре XX века. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества

29-30

 

 

 

67

Проблемы мирового развития в начале третьего тысячелетия

1

Становление международного современного порядка. Борьба с международным терроризмом Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение

31-32

Проверочная работа

 

 

 

Раздел 5

От сталинизма – к «оттепели»: СССР в 1945-1964 гг.

6

 

 

 

 

 

68

Внешняя политика СССР в годы холодной войны. Создание советской системы союзов

1

Внешняя политика СССР в 1945-1980-е гг. Холодная война. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ,  начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в начальных конфликтах холодной войны.

29

 

 

 

69

Послевоенное восстановление народного хозяйства в последние годы жизни Сталина

1

Послевоенное восстановление хозяйства. Идеологические кампании конца 1940-х – начала 1950-х гг. Новая волна массовых репрессий.

30

 

 

 

70

Первые попытки реформ. XX съезд КПСС.

1

Борьба за власть после смерти Сталина. Маленков, Берия, Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы.  Начало реабилитации жертв репрессий 1930-1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Н.С. Хрущёв. Разоблачения культа личности Сталина. Принятие новой программы КПСС и курс на построение коммунизма в СССР. Реформы 2-й половины 1950-х – начала 1960-х гг.

31

 

 

 

71

Внешняя политика СССР: политика мирного сосуществования и конфликты «холодной войны»

1

Внешняя политика СССР в 1945-1980-е гг. Холодная война. Создание ОВД. Венгерский кризис 1956 г. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.  Достижение военно-стратегического паритета.

32

 

 

 

72

Социально-экономическое развитие СССР в годы «Оттепели». Противоречия развития российского общества конца 1950-начала 1960 гг.

1

 

33

 

 

 

73

Повторительно-обобщающий урок  по разделу 5 От сталинизма – к «оттепели»: СССР в 1945-1964 гг.

1

 

 

Проверочная работа

 

 

 

Раздел 6

СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

9

 

 

 

 

 

74-75

Попытки проведения экономических реформ в конце 1960-х гг.

2

Замедление темпов экономического развития. Отстранение Хрущева от власти. «Застой». Л.И. Брежнев. Кризис советской системы. Экономические реформы середины 1960 гг.

Конституция 1977 г. Концепция «развитого социализма».

34

 

 

 

76

Внешняя политика СССР во второй половине 1960-х гг.

1

Внешняя политика СССР в 1945-1980-е гг. Холодная война. Советское руководство и «Пражская весна». Обострение советско-китайских отношений.

35

 

 

 

77

СССР в годы разрядки международной напряженности

1

Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Афганская война.

36

 

 

 

78-79

Духовная жизнь и идейно-политическое развитие СССР – от «оттепели» до «застоя». Развитие ярославского края в 1945 – 1985 г.г.

2

Достижение советского образования, развития науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. Курчатов, Королев, Гагарин. Оппозиционные настроения в обществе. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театры, киноискусство и их роль в общественной жизни. Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта в эпоху «застоя».

37

 

 

 

80

Новый раунд «холодной войны»

1

 

38

 

 

 

81

Углубление кризиса внутренней политики советского общества

1

Снижение темпов НТП. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. Теневая экономика и коррупция. Обострение демографической ситуации. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Андропов. Оппозиционные движения. Диссидентство и правозащитное движение.

38

 

 

 

82

Повторительно-обобщающий урок по разделу 6 СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

1

 

 

Проверочная работа

 

 

 

Раздел 7 Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества

5

 

 

 

 

 

83

Политика перестройки: первые шаги

1

Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Фермерство, кооперативы.  Противоречия и неудачи стратегии «ускорения».

39

 

 

 

84

Гласность, демократизация и новый этап политической жизни в СССР

1

Демократизация  политической жизни. М.С.Горбачёв. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов. Пост президента. Формирование политических партий и общественно-политических движений.

 

40

 

 

 

85

Новое политическое мышление и завершение «холодной войны»

1

«Новой политическое мышление» и смены курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД, Завершение холодной войны.

41

 

 

 

86

Обострение внутренних противоречий в СССР. Кризис и распад советского общества

1

Обострение межнациональных противоречий. Потеря КПСС  своей руководящей роли. Августовские события 1991 г. Распад СССР. Образование СНГ.

42

 

 

 

87

Повторительно-обобщающий урок по разделу 7 Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества

1

 

 

Проверочная работа

 

 

 

Раздел 8 Российская Федерация в 1991-2010 гг.

12

 

 

 

 

 

88

Начальный этап экономических реформ

1

Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Образование Российской Федерации как суверенного государства. Б.Н.Ельцин.

43

 

 

 

89

Политический кризис 1993 года

1

События октября 1993 г.

44

 

 

 

90

Принятие новой Конституции РФ

1

Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного и местного самоуправления

44

 

 

 

91

Обострение межнациональных противоречий. Начало конфликта в Чечне

1

Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.

45

 

 

 

92

Политика коррекции курса реформ во второй половине 1990 гг.

1

Российское общество в условиях реформ. В.В.Путин. Дефолт 1998 г.

45

 

 

 

93

Россия на рубеже XX-XXI вв.: новый этап развития

1

Курс на укрепление государственности, экономический подъём и социальную стабильность.

46

 

 

 

94-95

Ориентиры внешней политики демократической России

2

Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики России: СНГ, США, ЕС.

47

 

 

 

96-97

Духовная жизнь в российском обществе

2

Культурная жизнь современной России. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.

48

 

 

 

98

Российская Федерация в 2008-2014 гг. Ярославский край в настоящее время.

1

 

 

 

 

 

99

Повторительно-обобщающий урок по разделу 8 Российская Федерация в 1991-2010 гг.

1

 

 

Проверочная работа

 

 

100-102

Итоговое повторение курса «Новейшей истории» и «Истории России»

3

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

Раздел № 4 Мониторинг успешности усвоения учебного материала

 

 

Дата

№ К.Р.

Тема контрольной работы

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Получили «4»-«5»

 

1

Российская империя в первые десятилетия  XX века. 1900-1916 гг.

 

 

 

 

 

 

2

Россия в годы революции и гражданской войны 1917-1922

 

 

 

 

 

 

3

СССР в 1920-1930-е гг.

 

 

 

 

 

 

4

Великая Отечественная война

 

 

 

 

 

 

5

От сталинизма - к «оттепели» в 1945-1964

 

 

 

 

 

 

6

СССР в 1960-е – начале 1980-х гг.

 

 

 

 

 

 

7

Перестройка, новое политическое мышление и кризис советского общества

 

 

 

 

 

 

8

Российская Федерация в 1991-2010 гг.

 

 

 

 

 

 

9

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 5 Анализ выполнения программы

 

Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

 год

 

Кол-во часов

%

Кол-во часов по программе

 

 

 

 

 

 

Проведено фактически

 

 

 

 

 

 

Разница в часах

 

 

 

 

 

 

Причины

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение программы

 

 

 

 

 

Дата заполнения

 

 

 

 

 

Подпись учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел № 6 Требования к уровню подготовки учащихся в 9-м классе

Знать/Понимать:

  • Основные даты, ключевые события и понятия эпохи новейшего времени  мира и России;
  • Временные границы новейшей  истории человечества, особенности обществ эпохи новейшего времени.

 

Уметь:

  • Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
  • Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
  • Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
  • Оперировать историческими понятиями и датами.
  • Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
  • Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

 

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvoznanie-9_1.doc231 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел № 1 Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с  примерной программой и стандартом основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право). За основу рабочей программы взята авторская программа А.И. Кравченко.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие  в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания  учебного предмета обществознания является опыт  познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности  в учебном процессе и социальной практике.

На изучение курса «обществознание» в  9 классе отводится по 34 часа (1 час в неделю)

Преподавание обществознания в 8 классе ориентировано на УМК под издательством А.И. Кравчено. Учебник не входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год, но в методическом письме Харитоновой Л.А. о преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в образовательных организациях Ярославской области в 2014/2015 уч.г. и письме Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 29 апреля 2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников», указывается, что организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным образовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в образовательной деятельности учебники, приобретенные до принятия нового перечня приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 г.  Это положение относится только к учебникам федеральных перечней, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2013/14 учебном году. Это дает право использовать учебник А.И. Кравченко в качестве УМК по обществознанию в 2014-2015 году.

Цели изучения обществознания в 8 классе.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Развивающие:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (14-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе  восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • развитие информационной культуры
  • развитие коммуникативной культуры
  • развитие навыков анализа, синтеза, обобщения, сравнения, выявления причинно-следственных связей

Воспитательные:

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений;  экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях
  • оценка своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, корректировка собственного поведения, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований
  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения

Образовательные:

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

Учебно-методический комплекс

  1. А. И. Кравченко, Е.А. Певцова  Обществознание. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, Москва «Русское слово», 2013
  2. И.С. Хромова Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание», 9 класс, Москва «Русское слово», 2013
  3. А.И. Кравченко Обществознание. Программа курса для 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений, Москва «Русское слово» 2013
  4. И.С. Хромова Тесты по обществознанию к учебнику  А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 9 класс, Москва «Русское слово», 2013

Раздел № 2 Тематическое планирование

раздела (главы)

Наименование темы, раздела

Всего часов

По авторской программе

Сроки

прохождения

Кол-во контрольных, практических, лабораторных  работ

1

Введение

1

2

2

Политическая сфера

10

9

Лабораторные, практические – 5

Проверочные работы – 2

3

Человек и его права

14

9

Лабораторные, практические – 7

1 проверочная работа

4

Духовная сфера

8

8

Лабораторные, практические – 5

1 проверочная работа

5

Итоговое повторение и обобщение

1

1

Итоговая контрольная работа

Всего

34

35

Примечание: из резервных часов добавлены 5 часов на политическую сферу. Вместо 2 часов введение (повторения курса 8 класса) отведено 1 час всего на вводный урок.

Резерв – 6 часов

Раздел № 3 Календарное поурочно-тематическое планирование учебного материала

№ п\п

Название раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Стандарт основного общего образования по обществознанию (примерная программа) и элементы  дополнительного содержания образования

Требования

к уровню

подготовки

обучающихся

Пров., лабор., контрольные работы

Учебник

Дата

план

факт

1

Введение

1

Повторить пройденный материал по обществознанию в 7-8 классах

Политическая сфера

10 часов

2

Власть

1

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Уметь: анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с деятельностью власти.

Знать понятия: влияние, власть, авторитет, господство, диктатура, руководство, гегемония, управление, иерархия, легитимность, оппозиция, разделение властей.

 §1

3

Государство

1

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние  функции государства

Знать причины зарождения государства, его функции их анализировать, основные признаки государства.

Уметь анализировать виды монополии государства: объяснять закономерности развития процессов.

Знать термины: государство, суверенитет,  внутренние, внешние функции, политическая система, монополии го-сударства.

§2

4

Национально- государственное устройство

1

Формы государства: территориально-государственное устройство

Знать: конкретные факты, подтверждающие процесс объединения наций и их отделения.

Уметь: объяснять процесс создания централизованных государств;

объяснять причины и особенности распада национальных государств.

Знать термины: интеграция, дифференциация, сепаратизм, централизованное государство, общенационально государство, империя.

§3

5

Формы правления

1

Формы государства: формы правления

Уметь: сравнивать две формы правления: республику и монархию;

разъяснять сущность демократической  формы правления;

анализировать политическую систему государства.

Знать понятия: республиканская форма правления, основанная на демократии, способствует наиболее гармоническому развитию личности; термины: монархия, республика, демократия, аристократия, тирания, олигархия, охлократия, импичмент, принципы демократии

Лабораторная работа «Сравнение форма правления»

 §4

6

Политические режимы

1

Политический режим. Демократия, авторитаризм, тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире

Уметь: объяснять особенности политических режимов.

Знать термины: политический режим, демократический, недемократический режимы, авторитарный, тоталитарный режимы, фашизм, деспотия, тирания, либерально- демократический режим

тест

§5

7

Гражданское общество и правовое государство

1

Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правого государства в РФ. Местное самоуправление

Уметь:  объяснять сущность явлений, процессов ( гражданское общество, правовое государство);

формулировать и отстаивать свою позицию.

Знать понятиегражданского общества, пути становления гражданского общества, институт гражданства (гражданин- гражданство).

Разработать проект « Я- гражданин РФ»

 §6

8

Голосование, выборы, референдум

1

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического эстермизма.

Уметь:

объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни страны;

высказывать суждения о поведении разных социальных групп в политической жизни страны и крае.

Знать понятия: реализация прав граждан на участие в политической жизни страны- важная составляющая гражданской политической культуры;

активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная система, электорат, референдум;

собрания, митинги, шествия, пикетирование, предложение, заявление, жалоба, голосование, свободные выборы.

Практическая работа: «Характеристика политической партии»

§7

9

Политические партии

1

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ, участие партий в выборах.

Уметь:

сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий; формулировать и отстаивать свою  гражданскую позицию.

Знать понятия: наличие легальной политической оппозиции как важнейший признак демократии;

- политическая партия, политическая социализация граждан, партийная система, политическая программа,

- партии: парламентские и массовые, правящие и оппозиционные, открытые и закрытые, революционные, реформистские, реакционные консервативные, левые и правые центрические партии, многопартийность.

Практическая работа: Проведение выборов Гос. Думу»

 §8

10

СМИ и политическая власть

1

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политическое настроение в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе

Лабораторная работа: «СМИ и политическая власть»

11

Обобщающий контроль по теме «Политическая сфера»

1

Проверочная работа

Человек и его права

14

12

Право

1

Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права. Функции права. Правовая культура личности. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды актов.  Система права. Отрасли  права. Иерархия норм права. Система законодательства

Уметь:

объяснять особый статус права в системе социальных норм;

сравнивать нормы морали и нормы права.

Знать понятия: социальные нормы, нормы права, отрасль права, правовая культура личности, юриспруденция, юридическая ответственность, обязанность, нормативно- правовой акт, международное гуманитарное право

Практическая работа: мини-сочинение «Право в жизни общества»

 §9

13-14

Закон и власть

2

Народовластие. Федеративное устройство России. Президент РФ. Органы законодательной и исполнительной власти в РФ. Конституционные основы судебной системы. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Полиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан

Уметь: давать оценку изученных политико- правовых явлений; формулировать и отстаивать свою позицию по поводу необходимости разделения властей; объяснять сущность разделения властей.

Знать понятия: Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ, Совет РФ, Государственная дума, Конституционный суд, Совет безопасности РФ, суды общей юрисдикции, военные суды, суд присяжных, истец, ответчик, состязательность сторон, прокурор, адвокат, арбитражный суд, правоохранительные органы,  криминальная полиция.

Лабораторная работа: «Схема власти в РФ»

§10

15-16

Конституция - основной закон государства

2

Конституция РФ, основы конституционного строя РФ.

Гражданство. Понятие гражданства в РФ. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности граждан. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетнего

Уметь:  объяснять особенности правового статуса гражданина России;

соотносить правовой статус жителя области с правовым статусом гражданина России.

Знать понятия: Конституция РФ, статус гражданина

Лабораторная работа «Конституция о правах, свободах и обязанностях человека гражданина»

11

17-18

Право и имущественные отношения.

2

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридически лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю

Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка,  договор, иск,права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет.

§12

19

Потребитель и его права

1

Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения

Знать понятия: имущественные отношения, право собственности, сделка,  договор, иск,права потребителя, исполнитель, изготовитель, срок годности, Федеральный антимонопольный комитет

Практическая работа «Как защитить права потребителя?»

13

20-21

Труд и право

2

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Уметь:

характеризовать трудовое право как отрасль, трудовой контракт;

характеризовать правовой статус несовершеннолетних в трудовых отношениях;

называть виды трудовых договоров, условия заключения и прекращения отношений.

Знать понятия: трудовое право, детский труд, трудовой договор (контракт), безработный, льготы и гарантии, трудовая книжка, испытательный срок, время работы, увольнение, время отдыха, отпуск.

Лабораторная рбота: «Составление трудового договора»

 §14

22

Право, семья, ребенок

1

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности детей и родителей

Уметь давать правовую характеристику брачно- семейных отношений;

приводить примеры правового регулирования семейных отношений.

Знать понятия: брачный контракт, правоспособность, дееспособность, семья, супруги, свидетельство о браке, совместная собственность, ЗАГС, ребенок, его права.права и обязанности подростка

Деловая игра «Права и обязанности детей и родителей»

 §15

23-24

Преступление

2

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Принципы и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Презумпция невиновности. Административные правоотношения, административное правонарушение. Виды административных наказаний. Уголовное право. Преступление (состав, понятие). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Знать, что собой представляют проступки и преступления, совершаемые людьми.

Уметь: анализировать состав преступления и определять, является ли деяние, или содеяние преступление;

давать оценку изученным правовым явлениям.

Знать, что такое  юридическая ответственность и какие виды ответственности существуют, что представляет собой принцип презумпции невиновности.

Знать понятия:

преступление, состав преступления, действие, ответственность и ее виды. Бездействие, деяние, вина и ее формы,  проступок и его виды. презумпция невиновности, хулиганство, обвиняемый, следствие, следователь, суд, наказание и особенности наказания несовершеннолетних, приговор.

Практическая работа «Определение состава преступления»

 §16

25

Обобщающий контроль

1

Контрольная работа

Проверочная работа

Духовная сфера

26

Культура

1

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности  и общества. Тенденции развития духовной культуры. Культурный комплекс. Культурное наследие. Культурные универсалии.

Уметь: характеризовать духовную жизнь человека и общества;

разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.

Знать правила этикета.

Уметь: анализировать особенности некоторых культурных ценностей, объяснять сущность культурного наследия.

Знать понятия: культура, общая культура, элементы культуры, артефакты культуры, духовная и материальная культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.

Практическая работа: «Анализ культурного наследия своей семьи»

§17

27

Культурные нормы

1

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм, добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм, гражданственность.

Знать, что такое культурные нормы и чем они определяются.

Уметь: анализировать привычки, манеры людей, знать их отличие от традиций, обычаев; разъяснять понятия вкусов, увлечений людей, обрядов  и церемоний, ритуалов,  нравов, разъяснять понятие « мораль общества»;

объяснять назначение тех   или иных санкций в обществе.

Знать понятия: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, обряды, ритуал, привычки, мода, этикет, нравы, мораль, обычное право, санкций.

Практическая работа: «Примеры социальных норм»

§18

28

Формы культуры

1

Формы культуры.

Знать: сущность основных форм культуры и ее разновидностей;

 особенности молодежной субкультуры.

Уметь: анализировать формы культуры : высказывания, суждения,

Знать понятия: элитарная, народная, массовая культура, субкультура, контркультура, доминирующая культура, молодежная культура.

 §19

29

Религия

1

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести

Знать, что такое культура.

Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, и их проявлении в истории человечества.

Знать: некоторые особенности мировых религий.

Уметь: сравнивать мировые религии, выделять общие черты и различия.

Знать понятия: религия, верование, миф, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, куль, символ, мировые религии, культурный символ, ислам, христианство, буддизм.

Практическая работа «Сравнение религий»

 §20

30

Искусство

1

Искусство. Художественная культура. Функции искусства. Признаки произведения искусства.

Знать, что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой.

Уметь: пояснять, кто является субъектом художественной культуры;

анализировать произведения искусства, определяя ценности, которыми они обладают.

Знать понятия: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство», истина, красота, добро

Лабораторная работа: «характеристика произведения искусства»

 §21

31

Образование

1

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования  в РФ,

Знать, что представляет собой образование как институт общества.

Уметь разъяснять

эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней;

особенности правового статуса ученика современной школы.

Знать понятия: образование, начальное, основное, среднее образование, школа, устав школы, юридический статус ребенка.

Лабораторная работа: «Закон об образовании в РФ»

 §22

32

Наука

1

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученых. Ответственность  ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Знать, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что собой представляет высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь: осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.

Знать понятия: наука, Российская Академия наук, наука как социальный институт, виды научного знания, академия, научно- исследовательский институт.

 §23

33

Обобщающий контроль

1

Проверочная работа

34

Итоговый урок

1

Контрольная работа

Раздел № 4 Мониторинг успешности усвоения учебного материала

Дата

№ К.Р.

Тема контрольной работы

Класс

Кол-во уч-ся в классе

Выполняли работу

Справились

Получили «4»-«5»

Раздел № 5 Анализ выполнения программы

Параметры

Учебный период

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Учебный

 год

Кол-во часов

%

Кол-во часов по программе

Проведено фактически

Разница в часах

Причины

Выполнение программы

Дата заполнения

Подпись учителя

Раздел № 6 ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной  деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты,  выделяя их существенные признаки;  человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять  их общие черты и различия;
  • объяснять   взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
  • приводить примеры  социальных объектов определенного типа, социальных отношений;  ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм;    деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  решать    познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

             

Использовать приобретенные знания и умения  в практической деятельности и повседневной жизни для:

 

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
  • первичного анализа и использования социальной  информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа по истории 8 класс к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг..

Рабочая программа по истории 8 класс  к учебникам - А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. История России в XIX веке. - Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М, Всеобщая история 1800-1913гг.....

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам: История России - 2. Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В. История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с.: ил., карт., Всеобщая история - А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.

Рабочая программа по истории 7 класс (ФГОС) по учебникам:История России - Андреев И.Л., Фёдоров И.Н., Амосова И.В.  История России: XVI- конец XVII в. 7 кл. – М.: Дрофа, 2016. – 253 с...