Интеллектуальный клуб "Эрудит"
рабочая программа по истории на тему

Шакая Любовь Геннадьевна

Интеллектуальный клуб по истории для учащихся 5-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_4.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальный клуб «Эрудит».

Номинация «Предметы гуманитарного цикла»

Шакая Любовь Геннадьевна,

учитель истории и обществознания,

МКОУ «Южно-Подольская СОШ»

Отечественная система образования обновляется на основе гуманистических принципов. Перед педагогической наукой стоит задача воспитания человека с новым, интеллектуальным уровнем самосознания, способного к концептуальному мышлению, творческой деятельности и самостоятельному управлению собственной деятельностью и поведением. Смена приоритетов образования связана с глубоким кризисом общества, с процессами глобализации и интеграции, происходящими в мире. Реформа образования в России приняла необратимый характер, а государственная политика в области образования характеризуется как гуманная, направленная на приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Большой интерес и оживление у учащихся вызывают приемы и формы игрового обучения. Игра - есть форма познавательной деятельности. Интеллектуальные игры как исторически обусловленное общественное явление с давних пор составляют неотъемлемую часть жизни человека. Еще в древние времена игры носили не только развлекательный характер, но и воспитательный, развивающий. Игра обучала навыкам социального поведения, развивала многие социально-значимые навыки человека.

Многие отечественные  психологи и педагоги А.П. Аникева, А.Н. Леонтьев, С.А. Шмаков, Д.Б. Эльконин, выражая передовые идеи в области воспитания, в том числе, и интеллектуального, высоко оценивали интеллектуальные игры в качестве одного из действенных средств воспитания, разностороннего развития человека, укрепления его уверенности в себе и развития познавательных способностей. Они считали необходимым широко использовать интеллектуальные игры в системе обучения и воспитания.

Игра – неотъемлемый феномен культуры. Поэтому в наши дни становятся особенно актуальными слова Пьера де Кубертена, произнесенные им в начале 20 века: «Нынешнее общество не поднимется из руин, если молодое поколение не будет широко и всесторонне просвещенным. В распространении культуры я вижу гарантию всеобщего прочного прогресса». Современная система образования на грани нового тысячелетия должна обратиться к активному использованию игр в воспитании и обучении подрастающего поколения. Культура игровой деятельности, в том числе и интеллектуальной, должна стать сегодня предметом пристального интереса педагогов-практиков.

Одной из эффективных форм приобщения сегодняшних школьников к интеллектуальной культуре, стимулирования их познавательно-творческой  деятельности являются клубы интеллектуального развития. Интеллектуальный клуб «Магия мысли» является структурным подразделением Центра интеллектуального развития детей и подростков (Приложение 1). Именно клубная форма работы позволяют педагогу последовательно и целенаправленно вести работу с эмоциональной сферой ребенка,  управлять познавательными процессами, интенсивно формировать практические навыки работы с все более возрастающим потоком информации. Дополнительное образование создаёт для этого необходимые условия. 

Клуб как оптимальная организационно-педагогическая форма.

Употребляя  понятие «клуб», мы имеем в виду информационно - досуговое сообщество, особую организацию учебно-творческой деятельности, а также особый стиль   общения.

Учебные клубные занятия востребованы, прежде всего, самими школьниками, поскольку они удовлетворяют здесь свои особые их потребности и познавательные, и социальные. Эти потребности, можно свести к шести  основным блокам:

• потребность в общении;

• потребность в проявлении самостоятельности, самореализации;

• потребность в творчестве;

• потребность в разностороннем развитии;

• потребность в отдыхе;

• потребность в успехе, достижении, а также связанным с успехом удовольствием.

Цели программы:

1. Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта.

2. Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми.

3. Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.

Задачи программы:

1. Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся.

2. Выявлять и развивать возможности одаренных детей в различных областях знаний.

3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

В работе клуба также реализуются следующие педагогические принципы:

- принцип креативности – творческий характер всей деятельности клуба – реализуется на основе желаний и возможностей каждого ребёнка, воплощается в деятельности путём создания ситуации выбора вида учебно-творческих заданий, где он может проявить себя;

- принцип научности – научно обоснованный подход к составляющим компонентам деятельности клуба (цели, задачи);

- принцип индивидуального роста каждого ребёнка обеспечивается через игровые позиции и участие в программах разного уровня;

- принцип культуросообразности – развитие и открытие себя, осуществляемое в определённой социо - культурной среде, не противоречащей природе ребёнка;

- принцип целостности педагогического процесса реализуется через создание единого воспитательно – образовательного пространства, координацию единых педагогических требований, и совместной деятельность педагогов;  

- принцип коллективности – осуществляется на основе создания благоприятного психологического климата внутри команды;

- принцип системности и дополнительности – требует рассматривать деятельность каждой ступени как взаимосвязанный, взаимодейственный элемент целостной системы центра развития.

Основные  формы работы:

- индивидуальная (с авторами вопросов и создателями авторских программ);

- групповая (психологические тренинги, подготовка к тематическим играм);    

 конечно, необходимы занятия и с объединенными группами, то есть фронтально, со всем коллективом.


Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Диагностика учащихся

4,5

2

Игра-дело серьезное

4,5

3

Разработка конкурсной программы «Посвящение в пятиклассники»

6,5

4

Проведение конкурсной программы «Посвящение в пятиклассники»

4,5

5

Подготовка сценария «Открытие интеллектуального сезона»

6,5

6

Проведение мероприятие  «Открытие интеллектуального сезона»

2,5

7

Анализ результатов

4,5

8

Разработка игры: «Что? Где? Когда?» I этап для 6, 7 классов

6,5

9

Проведение игры «Что? Где? Когда?» для 6, 7 классов

4,5

10

Анализ результатов

4,5

11

Подготовка предметной недели по предметам

4,5

12

Проведение  предметной недели по предметам

6,5

13

Разработка игры: «Что? Где? Когда?» II этап для 6, 7 классов

6,5

14

Проведение игры: «Что? Где? Когда?» II этап для 6, 7 классов

4,5

15

Анализ результатов

4,5

16

Подготовка сценария «Новый год 2012»

4,5

17

Проведение представления «Новый год 2012»

6,5

18

Подготовка выступлений на школьную конференцию НОУ

4,5

19

Подготовка сценария праздника «День Защитника Отечества»

6,5

20

Проведение  праздника «День Защитника Отечества»

6,5

21

Разработка игры: «Что? Где? Когда?» III этап для 6, 7 классов

6,5

22

Проведение игры: «Что? Где? Когда?» III этап для 6, 7 классов

4,5

23

Анализ результатов

4,5

24

Заседание клуба

4,5

25

Игровой тренинг

6,5

26

Игровой тренинг

4,5

27

Заседание клуба

4,5

28

Подготовка праздника «Итоги года. Закрытие интеллектуального сезона»

6,5

29

Праздник «Итоги года. Закрытие интеллектуального сезона»

2,5

30

Анализ работы клуба

4,5

Итого: 153

        


Литература

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1986.
  2. Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997.
  3. Ваганова Д.Х. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. М.,  «Цитадель», 1999.
  4. Данилов М. А. Пути достижения высокой успеваемости. — В кн.:    Пути достижения высокой успеваемости / Под ред. Н. К. Гончарова. - М., 2004.
  5. Дополнительное образование в школе: неиспользуемые возможности / З.А.Каргина// Воспитание школьников. - 2003. - №4.
  6. Лейтес Н.Е. Психология одаренных детей. М., 1996.
  7. Товаркин  С.И. Спор. О теории и практике спора. СПб: Лань, 1996.
  8. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/ Под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. – М., 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...