Урок истории. Итоги правления первого президента России Ельцина Б.Н. 11 класс.
рабочая программа по истории (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
IV республиканский конкурс педагогического мастерства по применению современных образовательных технологий с использованием ИКТ
Описание работы
1. Название работы «Итоги правления первого Президента России
Ельцина Б.Н.»
2. Предметная область: «История»
3. Участники: обучающиеся 11 класса
Цели:
- обобщить и систематизировать знания обучающихся о результатах развития России в 90-е годы ХХ века и роли первого Президента РФ Ельцина Б.Н. в истории России;
- формирование коммуникативной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной компетенций обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
- на основе повторения и обобщения изученного материала способствовать становлению умения обучающимися оценивать историческую ситуацию 90-х годов XX века в России;
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе анализа фактов и документов;
- формировать у обучающихся умения выделять главное, отбирать нужный материал, использовать знания курса обществознания при характеристике исторической личности.
Развивающие:
- создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологической и диалогической);
- развивать аналитические способности обучающихся: умение анализировать и сравнивать различные оценки деятельности первого Президента России, статистические и информационные материалы, делать выводы;
- развивать у обучающихся навыки работы в группе и публичного выступления;
- содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, активной гражданской позиции, гордость за свою Родину;
- содействовать развитию культуры взаимоотношений в группе, коллективе, ответственности за результаты работы своей команды.
4. Аннотация
Данный материал представляет собой конспект урока обобщения и систематизации знаний на основе применения междисциплинарного подхода и современных педагогических технологий. На уроке были применены проблемный метод обучения, проектная технология, учебное исследование, информационно-компьютерная технология, здоровье сбережение. Современные педагогические технологии и межпредметные связи (история, обществознание, краеведение) способствуют усилению проблемного характера процесса обучения, позволяют достичь большей глубины понимания учебного материала
и сделать процесс обучения более увлекательным.
В процессе изучения сложных для страны периодов формируется личность гражданина-патриота, что особенно актуально и сегодня. Зная все те трудности, через которые прошла Родина, молодое поколение поможет стране преодолеть очередные испытания, выстоять в нелегкой борьбе с экономическими неурядицами и выйти из них еще более окрепшей и могущественной.
Урок отличается как с точки зрения использования деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, открытые вопросы, так и с точки зрения алгоритма практической деятельности (анализ, обобщение, оценка исторических событий и явлений). На уроке использованы разные методы обучения: частично-поисковый, проблемный, исследовательский.
Урок сопровождается электронной презентацией. Использование ИКТ на уроке и при подготовке домашнего задания к уроку стимулирует обучающихся и учителя к проектному методу работы. Поисково-исследовательская работа школьников с использованием ИКТ и Интернет-технологий даёт положительную мотивацию при изучении учебного материала. Подготовленный учеником материал по теме «Город Сосногорск в 90 – е годы» вошёл в общую презентацию.
При организации учебной деятельности с применением ИКТ учитываются санитарные правила и нормы в соответствии с п. 10.18. СанПин 2.4.2.2821-10. На уроке чередуются различные виды учебной деятельности: самостоятельная работа, отбор и анализ материала, представление публичного выступления, тестирование и т.д., а также групповая, индивидуальная, фронтальная формы работы. На наш взгляд, презентация к уроку составлена в соответствии с требованиями к объёму, доступности, научности и особенностям восприятия информации с экрана. Презентация включается в урок с временными перерывами. Использование презентации позволит повысить качество обучения, сделать его динамичным, решить задачи наглядности и контроля.
В конце урока предусмотрена рефлексия.
5. Список используемого программного обеспечения и готовых электронных образовательных ресурсов:
- Оборудование к уроку: компьютер; мультимедийный проектор; экран; карточки с заданиями;
- Программное обеспечение ПК: компьютерные программы Microsoft Office Power Point 2007, Проигрыватель Windows Media, Microsoft Word;
- Авторский медиапродукт: наглядная презентация «Итоги правления первого Президента России Ельцина Б.Н.»;
- ЭОР: аудиовизуальный ресурс представлен видеозаписью (Новогоднее обращение к гражданам России Президента России Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. / https://ru.wikipedia.org/wiki/) и фотографиями по изучаемой теме (www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/lihie-90-e-506255/; http://fishki.net/51716-nostalgija-90-h-91-foto.html; http://ria.ru/photolents/20120508/636637541.html и т.д.)
- электронные и информационные ресурсы с текстовой информацией (тесты, информационные издания и т.д.): http://ege.edu.ru/; http://www.sosnogorsk.net/?page=161; https://ru.wikipedia.org/wiki/ и т.д.
6. Ключевые слова: обобщающая беседа, обращение к гражданам России Президента России Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г.; Россия в 90 – е годы; город Сосногорск в 90 – е годы.
7. Автор: Ольбикова Надежда Лукинична, учитель истории и обществознания.
8.Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Сосногорска Республики Коми (МБОУ «СОШ № 2» г. Сосногорска).
Результативность (эффективность) использования
современных образовательных технологий и применения ИКТ и ЭОР
в образовательном процессе
Использование современных образовательных технологий и применение ИКТ и ЭОР в образовательном процессе делают урок более содержательным, разнообразным и информативным, дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время, снижать долю репродуктивной деятельности обучающихся, обеспечивать образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями. Уровень обученности обучающихся по истории и обществознанию в классах, в которых я работаю, ежегодно составляет 100 %. Качество знаний – 65 - 75%.
Выпускники показывают достаточно хорошие знания на государственной (итоговой) аттестации по истории и обществознанию, показывая уровень успеваемости все годы (2007 – 2015 гг.) – 100 %. В 2015 году ЕГЭ по обществознанию сдавали 19 выпускников из 24 (79%). Выпускники показали самый высокий средний балл по ОО в МР «Сосногорск» - 64 балла (средний балл по МР – 55,5; по РК - 54,58; по РФ - 58,6). Успешно сдали ГИА по истории выбравшие предмет два ученика 9 класса: качество знаний - 100 %.
Применение современных образовательных технологий и применения ИКТ и ЭОР в образовательном процессе также помогает обучающимся в научно-исследовательской деятельности: в определении проблемы, задач, гипотезы научно-исследовательской работы, в анализе документов и полученных результатов исследования (опроса, статистических данных и т.д.), в составлении презентаций. Ученики принимают активное участие в предметных олимпиадах и конкурсах школьного, муниципального, республиканского и российского уровней, становятся победителями и призёрами. Результаты 2014/2015 уч.г. представлены в таблице.
Наименование конкурса | результат |
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников. | История - Забекин Н., 10 кл., 3 место; обществознание - Христолюбова Я., 10 кл., 3 место; Габова Е., 11 кл., 1 место |
Муниципальный этап республиканской олимпиады на знание системы Консультант Плюс «ЗнатоК+ 2015» (право). | Христолюбова Яна, 10 кл., Стогова Кристина, 10 кл. вышли в финал республиканской олимпиады. |
Муниципальный этап республиканской олимпиады по историческому краеведению. | Шипулин Михаил, 9 кл., Бажукова Алина, Метлева Екатерина – 10 кл. – Победители. |
Восьмой Всероссийский конкурс социальных сочинений «Свобода или порядок?» | Матвеев Виталий, 11 класс – 1 место |
Всероссийский школьный веб-проект «Карта памяти». | Стогова Кр., 10 кл. /работа размещена http://memory-map.prosv.ru/?item=1224; |
Всероссийский конкурс интерактивных работ «Сохраним историческую память о ветеранах и защитниках нашего Отечества». | Христолюбова Яна, Циренов Андрей – 10 кл. – Лауреаты |
|
|
XV муниципальная НПК «Открытие»/ | Груздева О. - 1 место; Сычугова Ю.- 3 место |
Республиканский этап Всероссийского конкурса НИР работ обучающихся имени Д.И. Менделеева. Всероссийский этап /февраль 2015 г. | Груздева Олеся, 11 кл. - Диплом 1 степени Тема «Человек в системе ГУЛАГа». Грамота финалиста |
XI Международная Олимпиада по основам наук (обществознание)/ 2014 – 2015 уч.г. | Лобанова Юлия, 11 класс, высшая лига, Диплом I степени |
Всероссийский конкурс НИР обучающихся «Нет выше звания – Учитель!» | Сычугова Юлия, 9 класс, Диплом III степени |
Республиканский конкурс исследовательских работ «Война и революция в оценках Питирима Сорокина». | Метлева Екатерина, 10 класс, Сертификат участника |
XV школьная НПК «Открытие». | Казакова Анастасия, 5 класс, 1 место |
Республиканская олимпиада по праву (ГОУ ВО КРАГСиУ). | Лебедев Кирилл, 11 класс, презентация; Диплом участника |
Сведения о применении конкурсной работы в образовательном процессе:
Урок «Итоги правления первого Президента России Ельцина Б.Н.» был проведён в 11 классе 22 апреля 2014 года в рамках совещания районного методического объединения учителей истории и обществознания (см. Приложение к описанию работы).
Конспект урока
«Итоги правления первого Президента России Ельцина Б.Н.»
Подготовительная работа: повторить основные события и явления в экономической, политической, социальной и духовной жизни России 90 – х годов XX века и их последствия. Индивидуальное задание: подготовить сообщение и мини-презентацию «Город Сосногорск в 90-е годы».
Ход урока
1. Организационный момент. Вступительное слово учителя: сообщение темы, целей и задач урока (слайд № 1).
С конца 1991 г. в результате подписания Беловежских соглашений республики СССР становятся независимыми. На международной политической арене появилось новое государство – Россия (Российская Федерация). Руководству России предстояло решить сложные задачи: продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства, сформировать российскую государственность, осуществить меры по выходу страны из экономического и политического кризиса. Все эти задачи возлегли на первого всенародно избранного Президента России – Б.Н. Ельцина. Сегодня на уроке мы с вами подведём итоги развития нашей страны в 90-е годы XX века, которые в СМИ назывались «лихими», так как сопровождались чередой социальных потрясений в результате серьёзных экономических, политических, духовных изменений. И, конечно, попытаемся дать оценку государственному деятелю Ельцину Б.Н. с точки зрения политического лидерства. Кем же был Ельцин – разрушителем или созидателем?
2.Актуализация знаний.
Учитель: Вашему вниманию предлагается отрывок из последней речи Ельцина Б.Н. как президента России, произнесённой в канун Нового 2000 года (слайд №2) [2].
Беседа по содержанию видеозаписи (слайд №3):
1) Как Ельцин Б.Н.оценивает своё правление?
2) За что первый президент попросил прощения у граждан России?
3) Как уход в отставку и обращение к гражданам характеризуют Ельцина Б.Н.
как политика и человека?
4) Почему это выступление звучит как покаяние?
Учитель обобщает выступления обучающихся: «Покаяние» - это добровольное признание в совершённых ошибках. В этой части Ельцин просит прощения за свои ошибки, «за то, что многие наши с вами мечты не сбылись». Услышать такие заявления из уст политика – величайшая редкость (особенно если звучат они совершенно искренне). Это пробуждает в слушателях очень сильные эмоции. Но еще сильнее они становятся оттого, что покаянные слова вписаны в контекст новогодней эмоции – прощания со Старым годом, и прощения своих и чужих в нём ошибок. Ельцин эмоционально отождествляется с расставанием со Старым годом.
- Проектно-исследовательская деятельность обучающихся.
Работа в группах: на основании анализа изученного материала назвать успехи (созидательный характер деятельности Ельцина Б.Н.) и провалы (разрушительный характер) в развитии России в 90-е годы XX века.
1 группа: во внутренней политике; 2 группа: во внешней политике; 3 группа:
в экономике; 4 группа: в духовной сфере; 5 группа: в социальной политике.
Проектный продукт: результат исследования, оформленный в виде выводов анализа событий. Тип деятельности обучающихся: деятельность, связанная с логическими мыслительными операциями.
4. Защита группами результатов исследовательской деятельности.
Учитель при необходимости задает дискуссионные вопросы, обобщает выступления обучающихся. В ходе защиты и обсуждения демонстрируются соответствующие слайды презентации: [3, 4, 5]
Слайд № 4 - Внутренняя политика; Слайд № 5 - Внешняя политика;
Слайд № 6 – Экономика; Слайд № 7 - Духовная сфера;
Слайд № 8 - Социальная сфера
5. Учитель: «Лихие 90-е» не обошли и наш город. Вашему вниманию предлагается сообщение «Город Сосногорск в 90-е годы» (слайды № 9, 10) [6,7].
6. Учитель: Глобальные изменения 90-х неразрывно связаны с именем первого Президента России Ельцина Б.Н. Ельцина Б.Н. (1.02.1931. – 23.04.2007.) у власти нет 15 лет и 8 лет его нет среди живых, а до сих пор многие проблемы, которые стоят перед Россией и которые не решены, связывают с его именем.
Задание: Какие выводы можно сделать из диаграммы результатов общественного мнения по оценке исторической роли Б.Н. Ельцина? (слайд № 11).
Ученики: Большинство россиян считают, что при Ельцине Б.Н. страна развивалась в неправильном направлении. Но за последнее десятилетие доля россиян, убеждённых, что эпоха Ельцина Б.Н. принесла стране больше плохого, снизилась с 68% в 2000 г. до 41% в 2007 г. Опрос общественного мнения в 2011 г. также показал низкий рейтинг: 40% относятся к Ельцину Б.Н. негативно. [8]
7. Учитель: Неоднозначно оценивают роль Ельцина Б.Н. политики как в России, так и за рубежом (слайды № 12, 13) [8].
Подводя итоги урока, давайте вернёмся к вопросу, поставленному в начале урока: Как же можно оценить государственного деятеля Ельцина Б.Н. с точки зрения политического лидерства? Кем был первый Президент России – разрушителем или созидателем?
Ученики высказывают свою позицию:
- харизматическая личность, непредсказуемость поведения, властолюбие, упорство в достижении цели, сильный, волевой, жестокий, бескомпромиссный и самовольный характер политика (политологи и журналисты давали ему прозвище Борис Крутой и царь Борис), умение действовать в сложных условиях, самостоятельно принимать решения и т.д.
- Как любую историческую личность, Ельцина Б.Н. нельзя рассматривать лишь с одной позиции: будучи основоположником российской демократии, им были допущены серьёзные ошибки.
8. Учитель: Мы вновь возвращаемся к последнему выступлению Ельцина Б.Н. В чём смысл заключительных слов первого Президента России? (слайд № 14).
Ученики: Призыв к действию. Ельцин Б.Н. обращается к новым политикам, «кто может сделать больше и лучше». Он помог придти к власти команде молодых, а главное по-новому мыслящих людей. Ельцин Б.Н. открыто призывает россиян проголосовать за Путина В.В. на выборах. Он желает успехов новому президенту и счастья россиянам, которое они заслужили.
Учитель подводит итог обсуждению: споры о «роли личности в истории» Б.Н. Ельцина неизбежно будут продолжаться ещё очень долго, так как сам масштаб исторических событий «лихих 90-х» неразрывно связан с его именем.
9. Интересные факты о Борисе Ельцине и его эпохе (слайд № 15) [9, 10, 11].
10. Индивидуальная работа обучающихся с тестами по теме. После выполнения – самоконтроль (слайды № 16, 17, 18) [5].
11. Подведение итогов.
Рефлексия (приём «Утверждение»). Выборочно обучающиеся высказывают своё мнение: - Я узнал(а) много нового. - Мне это пригодится в жизни. - На уроке было над чем подумать. - На все вопросы, возникающие в ходе урока, я получил(а) ответы. - На уроке я работал(а) ответственно и цели урока достиг(ла).
По окончании урока даётся домашнее задание (слайд № 19); отмечаются выступления обучающихся; объявляются оценки и благодарность за активную работу на уроке.
Список использованных источников
1. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История России. XX – начало XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. / М., «Русское слово», 2011 г.
2. Новогоднее обращение к гражданам России Президента России Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 г. / https://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Ностальгия 90-х. / http://fishki.net/51716-nostalgija-90-h-91-foto.html
4. Лихие 90-е./ www.adme.ru/tvorchestvo-fotografy/lihie-90-e-506255
5.Премьер-министры России: от Бориса Ельцина до Дмитрия Медведева. / http://ria.ru/photolents/20120508/636637541.html
6. Все новости Сосногорска. / http://www.sosnogorsk.net/?page=161
7. Научно-исследовательская работа обучающейся 11 класса Здоровик Алисы «Лихие 90-е» в истории провинциального города (на примере г. Сосногорска Республики Коми)./2014 г.
8. Президентство Бориса Ельцина. / https://ru.wikipedia.org/wiki/
9. Черномырдин Виктор Степанович. / https://ru.wikipedia.org/wiki/
10. Время новостей. / http://www.vremya.ru/2007/74/98/177018.html
11. Интересные факты о Борисе Ельцине. / http://muzey-factov.ru/tag/eltsin
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок истории "начало правления ПетраI"
Данный урок проводится в соответствие с КТП учителя. Урок является первым, вводным уроком к новому разделу "Россия в эпоху петровских преобразовании"...
Презентация к уроку: Русь в правление первых князей, 10 класс
Презентация к уроку: Русь в правление первых князей, 10 классК учебнику Сахаров А.Н. Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII века.10 класс. М.:-2006...
Урок игра-закрепление Правление первых Романовых
Урок-закрепление выполнен в форме "Своя игра"...
Урок игра-закрепление Правление первых Романовых
Урок-закрепление выполнен в форме "Своя игра"...
Материал к уроку истории. Начало правления и реформ Петра I.( 8, 10 класс )
Материал представляет собой отрывки из романа А. Толстого "Петр Первый". Работа с историческими источниками, их анализ поможет познакомить с историческими ...
технологическая карта урока по теме "Правление первых Романовых".
технологическая карта урока Правление Первых Романовых...
Презентация к уроку истории на тему "Первая Мировая война: день воинской славы России"
Презентация к уроку истории на тему "Первая мировая война: день воинской славы России"...