технологическая карта урока по теме "Правление первых Романовых".
план-конспект урока по истории (7 класс)

Екатерина Григорьевна Шулепова

технологическая карта урока  Правление Первых Романовых

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме "Правление первых Романовых".

Технологическая карта урока

Дата 17 марта 2017 года

Класс: 7 класс  ( концентрическая система)

Предмет: История

Учитель:  Шулепова Е.Г.

Тема: Правление первых Романовых ( обобщение материала по  социально-экономическому развитию России в   XVII  веке  в правление первых  царей из рода Романовых.

Тип урока:, урок обобщения знаний по  теме  и систематизация   предметных знаний, умений, навыков.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:

Предметные

  • овладение базовыми историческими знаниями по  истории России  XVII  века,

  • развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию
  • формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном,
  • формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории,

Личностные

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
  • формирование целостного мировоззрения,
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
  • формирование коммуникативной компетентности

Метапредметные  

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  •  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  •  умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  •  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию из текста учебника.

умение извлекать информацию из таблиц, схем,  иллюстраций.

формирование умений делать анализ из прочитанного текста,

формирование  умений  делать  анализ на основании информации предложенной в таблице, схеме, картине,

формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  работать в группах,

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности на уроке,

формирование определять успешность своей деятельности,

формирование оценки своей деятельности в соответствии с поставленной задачей,

формирование   умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

формирование умений определять и высказывать простые  обобщающие  правил,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.

Ресурсы:

1.    Отрывок аудиозаписи стихотворения "Кому на Руси жить хорошо?"

2.  История России. Конец XVI - XVIII век. Учебник. 7 класс.  Данилов А.А., Косулина Л.Г, М. Просвещение. 2015 год.

3.  Иллюстрации по   истории  XVIII  века. Представлены работы  русских живописцев, писавших  на  исторические  темы.



4. Структура урока систематизации и обобщения знаний

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Учитель представляет начало презентации к уроку и  предлагает  учащимся  определить цели и задачи урока

Учащиеся слушают внимательно учителя  и стараются определить  цель урока

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности на уроке,

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию из прослушанной информации.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

Коммуникативные УУД: 

умение  слушать  и понимать  умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Учитель представляет начало презентации к уроку и  предлагает  учащимся  определить цели и задачи урока.

Учащиеся  определяют цель урока- повторить пройденный материал, определить кому -же на Руси жить было  

Регулятивные УУД: 

формирование определять цели деятельности на уроке,

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию из прослушанной информации.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

Коммуникативные УУД: 

умение  слушать  и понимать  умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

3. Актуализация знаний.

 Учитель  предлагает проверить  знания  дат по истории  правления   Романовых  с 1613 по 1676гг.

После самостоятельного воспроизводства  дат, учитель показывает  правильные ответы ,

Учащиеся  отвечают на вопросы,  смотрят даты , письменно отвечают  на  даты по заданной теме.

Учащиеся сравнивают свои ответы с образцом и исправляют не верные ответы.

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию,

Коммуникативные УУД: ,

умение  слушать  и понимать   информацию,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

Регулятивные УУД: 

формирование определять успешность своей деятельности,

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности.

.

4. Обобщение и систематизация знаний.

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

.Учитель  делит класс на группы и выдает задания каждой группе. Каждая группа получает свой набор  текста, иллюстраций или карт, таблиц.

Класс разбивается по группам( по своим звеньям), каждая группа получает задание на свою группу, начинает выполнять  задания

Познавательные УУД:

умение  извлекать информацию из текста учебника.

умение извлекать информацию из таблиц, схем,  иллюстраций.

формирование умений делать анализ из прочитанного текста,

формирование  умений  делать  анализ на основании информации предложенной в таблице, схеме, картине,

Коммуникативные УУД: 

умение  работать в группах,

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

Регулятивные УУД: 

формирование оценки своей деятельности в соответствии с поставленной задачей,

формирование   умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 

формирование умений определять и высказывать простые  обобщающие  правил,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.

5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Учитель   ведет опрос по группам  согласно заданному алгоритму.

Учащиеся каждой группы выходят и  отвечают перед классом, один отвечает на вопросы, другие  учащиеся  дополняют  ответы своего товарища по группе.

Познавательные УУД:

формирование  умений  делать  анализ на основании информации предложенной в таблице, схеме, картине,

формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

Коммуникативные УУД: 

умение  работать в группах,

умение  слушать  и понимать  собеседника,

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока,

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование определять успешность своей деятельности,

формирование оценки своей деятельности в соответствии с поставленной задачей,

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

формирование умений определять и высказывать простые  обобщающие  правил,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель подводит класс к рефлексии, каждая группа делает определенные выводы по своей работе

Учащиеся делают общие выводы по   работе в группе, выводы по уроку  группы записывают в тетради, озвучивают под запись   всего класса.

Познавательные УУД:

формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  строить  свои высказывания, согласно теме  урока.

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

поставленной задачей,

формирование   умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Учитель предлагает  письменное  задание  составить  кластер по теме  "Основные события России  XVII  веке.

Учащиеся записывают домашнее задание в тетради или дневнике.

Познавательные УУД:

формирование  умений   обобщить информацию  в  схему,  формирование  умений обобщать  материал,

формирование умений устанавливать аналогии,

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение  слушать  и понимать  собеседника,

Регулятивные УУД: 

осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

8. Рефлексия (подведение итогов занятия) Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Учитель предлагает  провести рефлексию по формуле ПОПС.

П(позиция)- я считаю, что...(в чем заключается ваша точка зрения)

О (обоснование )-(на чем вы основываетесь). Потому, что....

П(пример)..факты, иллюстрирующие ваш довод...например,

С (следствие)- вывод , что надо сделать, призыв к принятию  вашей позиции)-"поэтому"...

Учащиеся   проводят рефлексию, самостоятельно делают выводы.

Например:

Я считаю, что  в  XVII  веке  экономика России восстанавливается, потому что развивается торговля, идет специализация в сельском хозяйстве и ремесле. Например, южные районы  больше специализировались на производстве мяса, центральные районы выращивали  технические культуры и зерно. Поэтому  можно сделать вывод, что постепенно экономика России восстанавливается после  Смутного времени.

Познавательные УУД:

формирование умений делать выводы по теме, разделу.

Коммуникативные УУД: 

умение оформлять свои мысли и высказывать их вслух,

умение выступать  на публике.

Регулятивные УУД: 

формирование определять успешность своей деятельности,

формирование оценки своей деятельности в соответствии с поставленной задачей,

формирование   умений осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД: 

формирование  мотивации к обучению, целенаправленной деятельности,

формирование умений определять и высказывать простые  обобщающие  правил,

формирование умений оценивать поступки  других людей и свои собственные.



ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

1 ГРУППА.

Задания для группы "Политологи"

Картина 1(Боярская дума)

1. Какой орган власти изображен на картине?

2. Кто входил в состав   этого органа власти?

3. Что произошло с ним в  середине  XVII века?

Картина 2.(Земский собор)

1. Какой орган власти изображен на картине?

2. При каком правителе   этот орган власти  собирается  часто и почему?

3. Составьте синквейн  по   понятию «Земский собор».

Синквейн:

1)Понятие

2)два прилагательных,

3)три глагола,

4)фраза из нескольких слов, характеризующая это понятие

5)существительное, выражающее сущность этого понятия

.4. Какая форма правления  формируется в России  после роспуска данного органа власти?

2. Задание для группы "Экономисты"

1. Что изображено на картине? Назовите основные признаки такого  производства?

2. Какие особенности российских мануфактур  вам известны?

3. Перед вами карта. Почему карта   окрашена в разные  цвета? Что обозначают эти цвета? Какое новое явление  формируется в России в  сельском хозяйстве ? Подсказку можно найти в  документе, представленном ниже.

4. Перед вами документ.

5. Прочитайте, а затем по карте покажите , где и какие товары производились в России в XVIIвеке.

РУССКИЕ ТУЗЕМНЫЕ ТОВАРЫ,ОТПУСКАЕМЫЕ ЧЕРЕЗ АРХАНГЕЛЬСК(ИЗ ДОНЕСЕНИЯ ШВЕДСКОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ В МОСКВЕ И.ДЕ РОДЕСА)

Льняное семя находится около Казани, Нижнего, Костромы, Ярославля, Вологды, Галича и по Двине внутрь страны...

Лосиные кожи также в достаточном количестве возятся из Сибири...

Русское полотно... делается больше всего в ярославской, вологодской [областях].

Воск добывается в большом изобилии в нижней [нижегородской], казанской, также в мордве и еще в других местностях.

Сала много добывается в казанской, нижней [нижегородской], московской, ярославской и вологодской областях...

Ворвань вытапливается из тюленей, которые бьются рыбаками и крестьянами, как и самоедами, на Белом море, у самоедского берега.

Смола и деготь гонится в каргопольской [области]...

ИЗ НОВОТОРГОВОГО УСТАВА 1667 года

На Москве и в городах всех земель иноземцам никаких заморских товаров врознь не продавать, и по ярмаркам им ни в какие города с товарами своими и с деньгами не ездить, и приказчиков не посылать...

А если какие иноземцы захотят товары свои из города [Архангельска] возить в Москву и в иные города, им платить... пошлин по гривне с рубля золотыми и ефимками потому, что русские люди и московские иноземцы пятину и десятину и всякие подати платят и службы служат, а иноземцы ничего не платят...

Вопросы и задания к документам

1. Прочитайте первый документ, а затем по карте покажите, где и какие товары производились в России в XVII веке.

2. Какие меры в отношении иностранных купцов закреплялись в Уставе 1667 года?

3. С какой целью было необходимо принять такие меры?

6. Назовите наиболее известные ярмарки в России в 17 веке.


3. Задание для группы "Бунташный век"

1. Как вы думаете, легко ли жилось народу в XVII веке? О чем говорят эти картины?

В чем проявлялось ухудшение  его положения?

2. Какое  события  отображены в картинах  Э.Лисснера ? Где проходило это восстание?

3. Какой документ  был  принят после этого события?

5. Назовите  район восстания   под руководством  Степана Разина?


4. Группа "Социологов"

1. Обратите внимание на облик Никона- суровый, решительный, целеустремленный. В чем сущность реформ?

2. Кто был против  реформ патриарха  Никону?

3. В чем проявлялось сопротивление  старообрядцев?

4. Что хотел показать художник, написав картину "Боярыня Морозова"? 


5. Задание для группы  "Внешняя политика"

  • Какие главные задачи стояли во внешней политике перед Россией?
  • Каковы оказались итоги внешней политики России ?
  • Какие земли вошли в состав  России в  XVII  веке?

Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведённом ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элементы

Название мирного договора

Дата

Результаты

Поляновский мир

__________(А)

Россия возвращала все занятые в ходе войны земли, Россия не смогла вернуть Смоленск, Чернигов и Новгород-северские земли,  а польский король отказывался от русского престола

Андрусовское  перемирие

__________(Б)

__________(В)

__________(Г)

1681 год

Турция и Крым признавали переход в состав  России Левобережной Украины и Киева

"Вечный мир с Польшей"

__________(Д)

__________(Е)

Пропущенные элементы:

1)1667 год

2) Бахчисарайский мир

3) 1634 год

4) 1686 год

5) России передавались не только Смоленские  и Северские земли, но  признавалась её власть  над Левобережной Украиной

6) 1648 год

7) Россия отвоевала у Турции  Азов

8) 1649

9) Польша признала в составе России  Левобережной Украины

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История России XVII века глазами русских художников

Слайд 2

С.Иванов «Земский собор»

Слайд 3

А.Рябушкин «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами»

Слайд 4

А.Васнецов «Пушечно-литейный двор на реке Неглинной»

Слайд 5

А.Васнецов «Красная площадь во 2ой половине XVII века

Слайд 6

А.Рябушкин «Семья купца в XVII веке»

Слайд 7

Э.Лисснер «Соляной бунт»

Слайд 8

Э.Лисснер «Медный бунт»

Слайд 9

В.Суриков «Степан Разин»

Слайд 10

В.Шварц «Патриарх Никон в Новом Иерусалиме»

Слайд 11

А.Кившенко «Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги»

Слайд 12

В.Суриков «Боярыня Морозова»

Слайд 13

С.Иванов «Во время раскола»

Слайд 14

И.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Слайд 15

М.Хмелько «Переяславская Рада»

Слайд 16

М.Дерегус «Воссоединение Украины с Россией»

Слайд 17

К.Лебедев «Освоение русскими новых земель»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"

Технологическая карта урока по теме" Первая Мировая война и история Владимирского края"...

Урок игра-закрепление Правление первых Романовых

Урок-закрепление выполнен в форме "Своя игра"...

Урок игра-закрепление Правление первых Романовых

Урок-закрепление выполнен в форме "Своя игра"...

Технологическая карта урока по теме "Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников". 7 класс

Технологическая карта урока по теме "Равенство треугольников. Первый признак равенства треугольников". Геометрия 7 класс. Тип урока: урок освоения новых знаний. УМК: Геометрия 7, авторы  В.Ф.Буту...

Технологическая карта урока по теме: "Первый закон термодинамики"

Технологическая карта урока ФГОС "Первый закон термодинамики" в 10 классе....

Технологическая карта урока По теме "ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА НИКОЛАЯ ПЕРВОГО" для 10класса

Урок разработан в соответствии с ФГОС по  проектно-исследовательской и проблемной технологии обучения. К уроку прилагается презентация и извлечения из исторических источников....

Технологическая карта урока по истории "Правление Петра Первого"

Технологическая карта составлена к уроку № 4 по истории России по учебнику под редакцией А. Торкунова...