Урок истории в 5 классе
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Корсакова Галина Анатольевна

Урок разработан в соответствии ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istorii_v_5_klasse.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 5 классе

Учитель:   Корсакова Галина Анатольевна.

Предмет:   история

Класс: 5 Б

Тема урока: Древняя Греция. Греки и критяне.

Дата проведения: 18.12.2014 г.   

Тип урока: открытие новых знаний с элементами самостоятельной работы, с использованием презентации

Технологии: технология проблемного обучения, технология сотрудничества, ИКТ, технология здоровьесбережения

Формы работы: работа в парах, групповая, фронтальная

Продолжительность урока: 40 минут

Цель урока:   формирование исторического сознания и исторического стиля мышления школьников на основе осмысления влияния природных условий на занятия населения и взаимоотношения греков и критян.

Задачи урока:

Образовательные: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков;  объяснять значение новых понятий:  «миф», «световой колодец», «лабиринт»;

Развивающие: продолжить развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками, картой, способствовать развитию умения сопоставлять материал, обобщать и делать выводы;

Воспитательные: воспитывать интерес к познанию истории, уважительное отношение к истории других народов.

Формируемые УУД:

личностные: воспитание чувства взаимоуважения, развитие плодотворного  сотрудничества, умение отстаивать собственное мнение,  проявлять интерес к новому;

регулятивные: научиться принимать решения в проблемной  ситуации, определять последовательность действий при решении поставленной задачи;

коммуникативные:  работая в парах, в группах, проявлять активность при решении общих задач, уважать мнение своих товарищей, корректно делать замечания в случае несогласия;

познавательные: выявлять причинно-следственные связи, осуществлять смысловое чтение, обобщать понятия, осуществлять сравнение.

Оборудование урока: учебник  А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего мира» 5 класс, карта «Древняя Греция», словари, ноутбук, мультимедиапроектор, пакет с заданиями, мультимедийная презентация.

Использованные ресурсы:

Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений.- М. «Просвещение», 2013 г.

 Годер Г. И. Всеобщая история. История древнего мира. Рабочая тетрадь. Часть1-2. М. – «Просвещение», 2013

http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

https://www.yandex.ru/search/?text=allenп.ru

http://school-collection.edu.ru

http://www.metod-kopilka.ru/

http://www.proshkolu.ru

Технологическая карта урока

Этапы

урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

1.Организационный

1мин

2.Этап актуализации полученных знаний

2 мин

3. Целеполагание

3 мин

4.  Изучение нового материала

14 мин

5. Первичное закрепление знаний

4 мин

6. Самостоятельная работа

6 мин

1 мин

Приветствие, определение отсутствующих в классе, проверка готовности к уроку, организация внимания, положительный настрой на урок.

Постановка учебной задачи

Давайте, вспомним, что изучает история?  Что именно мы изучаем?

С какими странами  мы уже  с вами познакомились? Покажите эти государства на карте.

Создание проблемной ситуации.

Но чтобы узнать о какой стране сегодня пойдет речь, мы с вами отправимся в путешествие  по Средиземному морю на север от Египта, именно там один раз в четыре года можно было услышать радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победит сильнейший!»,  т. е. это страна, откуда пошла история олимпийских игр, а в связи с нашей олимпиадой  2014г. мы   обсуждали с вами этот вопрос и вы сейчас точно назовете эту страну. Подвести детей к формулировке темы.

- Подумайте, о какой стране идёт речь?

А теперь обратите внимание на карту и найдите самый большой остров.

- Как он называется?

Вот жителей Греции называют греками.

- Предположите, как же называют жителей о. Крит?

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Слайд №1 Тема урока: «Греки и  критяне»

     Мотивируя детей к дальнейшей работе, предлагается выяснить, что они уже знают о Греции, для этого им раздается таблица №1 «До» и «После» (Приложение№1).

 Видите, как мало вы знаете  об этой стране? А хотели бы узнать ещё, чтобы можно было заполнить графу «После»?

-А что нужно знать в первую очередь о новой стране?

Оказываю помощь в формулировании цели и задач урока

Слайд №2

План урока

1. Географическое положение и природные условия

    Греции.

2. Население и его занятия.

3. Критское царство.

Дежурный сообщает о наличии отсутствующих. Настраиваются на работу на уроке.

Дети отвечают.

Работа с картой (называют и показывают Египет, Двуречье)

Делают предположение, что этой страной является Греция

Ученик называет, что  самым большим островом является  о. Крит.

- Предполагают, что жителей о. Крит называют критянами.

Самостоятельно формулируют тему урока

-   Тема урока: «Древнейшая Греция. Греки и  критяне» (записывают в тетрадь).

Делают записи в графе «До» те ребята, кто что-то знает о Греции

Дети, отвечая на вопрос, формулируют цели и задачи урока

личностные:

проявление интереса к новому

регулятивные:

выдвигают гипотезу.

 

коммуникативная: взаимодействуя с учителем, формулируют цели и задачи

 

Для того, чтобы узнать больше о Греции, необходимо самостоятельно поработать с текстом учебника и исторической картой и ответить на вопросы задания.

(вопросы задания раздаются на парту, работают в парах))

Задание №2. (Приложение№2)

Предлагаю осуществить взаимоконтроль этой части работы (для проверки на слайд выводятся ответы на вопросы)

Слайд №3 (карта «Древней Греции» и правильные ответы на вопросы задания)

  - Греция – страна на юге Европы, расположена на

     Балканском полуострове;

 - омывается водами Эгейского, Ионического морей;

- крупных рек нет;

- это горная страна;

- плодородная земля только в низинах, почва, в основном,

   каменистая, поэтому полей и пастбищ не хватало.

   Благоприятные условия для  разведения винограда и

   оливок;

- Северная Греция, Средняя и Южная;

- города Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Слайд №4

( деревянное судно и ответы на вопрос)

- запасы воды и продовольствия приходилось часто

   пополнять, т. к. корабль имел небольшие размеры и

    много гребцов; шторм и бури были опасны маленьким,

   деревянным судам, а компас был известен только

   китайцам.

Акцентирую  внимание на карту «Древней Греции». Показываем и называем новые географические объекты.

Осуществляем закрепление материала

 Задание №3.

Давайте посмотрим, а что сказано о влияния природных условий на занятия населения в документах и сравним.

Работаем в группах (№1, №2, №3)

    Используя раздаточный материал, наблюдаем, как дети извлекают  информацию о   связи между природными условиями и занятиями древних греков

 (Приложение№3)

Давайте вспомним, какой крупный остров  расположен недалеко от Греции?  

Слайд №5               Остров Крит.

  Крит - остров в восточной части Средиземного моря, протянувшийся с запада на восток более чем на 200 км. Большую часть острова занимают горы. В северной части горы плавно переходят в равнину, а берег имеет много заливов и бухт, удобных для захода и стоянки кораблей. Жизнь критян зависела от моря: полей, пригодных для сельского хозяйства было мало. Средства к существованию давали рыбная ловля и морская торговля. Могущество Крита было основано на силе его флота. Города Крита небыли окружены стенами - его стенами были корабли.

Формулируем проблемный вопрос.

Взаимоотношения греков и критян считались простыми или сложными?

Выдвигаются гипотезы

История многое не сохранила. Где и как мы об этом

  можем узнать? А миф – это правда или вымысел? а ведь нам нужно знать правду.

- Что сказочного в этих мифах, а что могло соответствовать исторической действительности?

- А знаете ли вы, что такое миф? Где мы можем узнать

  определение?

Молодцы, умеете пользоваться различными источниками,  запишем в тетрадь.

Миф - сказания, объясняющие исторические события и явления природы действиями богов

Прежде, чем продолжим работу, выполним разминку

Физкультминутка

Из – за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно,

Встали прямо, ноги вместе

Поворот кругом, на месте,

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки,

Покачаем ими дружно,

Словно ветер дует южный.

Ветер стих. Вздохнули дружно.

Нам урок продолжить нужно.

Подравнялись. Тихо сели.

На меня все посмотрели.

Вам задание: прочитать миф о Тесее и Минотавре

А затем продолжаем работать в группах. Каждая группа получает свое задание.  (Приложение №4)

Группа №1

Прочитав Миф о Тесее и Минотавре,  приготовят  краткую характеристику героям мифа.

Объяснят значение слова «лабиринт».

Группа №2

Получает карточку с перепутанными событиями, и они их должны правильно восстановить, в соответствии с мифом.

Группа №3

Должна вписать недостающие буквы в имена героев мифа

Слайды № 6-10 (сопровождают ответы групп №1)

После работы с учебником фронтальный опрос:

-В чем загадка лабиринта Кносского дворца? Для чего он

  был построен?

- О чем свидетельствуют фрески  Кносского дворца?

- Почему Крит богат, развит, цивилизован, имеет

  сильнейший флот?

-Что свидетельствует о разнице в положении  людей? Обоснуйте свой вывод.

- Почему на острове Крит археологи не нашли не одной крепости, а рядом на Балканском полуострове все города были окружены крепостными стенами? Обращаю ваше внимание  на количество государств на Крите

В тетрадь записали значение понятий лабиринт, световые колодцы. 

-Молодцы.

А теперь мы с вами должны познакомиться с мифом

«О Дедале и Икаре».

- Какие знания о далеком прошлом можно почерпнуть из этого мифа?

- Заметили ли вы что-то общее, что объединяет эти мифы?

Получают задание и начинают самостоятельно работать с текстом §24

 и исторической картой.

Отвечая на вопросы, заполняют в таблице графу «После».

( работают в парах)

Проверяют, правильно ли выполнили задание,  анализируют

Один из учащихся называет показывает на карте Балканский полуостров, Северную, Среднюю и Южную Грецию, города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины.

Извлекают информацию, сравнивают, делают выводы о занятиях древних греков

Отвечают, что это о. Крит

Внимательно слушают

Делают предположение, что в результате археологических находок, из мифов

Отвечают на проблемные вопросы

Чудовище Минотавр, имевшее голову быка и тело человека, происхождение названия Эгейского моря это сказочное

Наличие государств, так как есть упоминание слов «цари», «дань». Существование городов, дворцов, искусных мастеров, развитие мореплавания, строительство кораблей это может соответствовать исторической действительности

Посмотрели в словарях, некоторые вышли в интернет и дали определения, а затем записали в тетрадь  

Ученики повторяют движения за учителем

Группа №1 подготовила ответ, познакомившись с мифом

Эгей – царь Афин, отец Тесея;

Минотавр – чудовище, с туловищем человека и головой быка;

Ариадна – дочь царя Миноса;

Дедал –  строитель лабиринта.

Лабиринт – большое здание с множеством ходов и помещений.

(Значение этого слова все записывают затем в тетрадь)

Группа №2 подготовив ответ, озвучивает его в правильной последовательности.

Поединок Тесея с Минотавром.(3)

Решение Тесея отправиться на Крит.(2)

Гибель царя Эгея.(4)

Уплата Афинами дани царю Миноса.(1)

Группа №3

Подготовила свой ответ на доске

Минос – царь Крита;

Ариадна- дочь критского царя;

Эгей - царь Афин

Тесей – сын царя Афин

Минотавр – чудовище, жившее в лабиринте

В результате подготовки своего ответа выяснили, что такое «световые колодцы».

Отвечают на вопросы и сравнивают

высказывают предположения:

Во – первых сильный флот, а во – вторых, если государств много, то цари ведут борьбу за власть, Критское царство одно, поэтому оно сильное.

Отвечают, делают соответствующие выводы

познавательная:

осуществляют смысловое чтение, анализируют материал

коммуникативная: корректно осуществляют

взаимоконтроль

познавательная: выявляют причинно-следственные связи

Познавательнаяизвлекают информацию

Познавательная осуществляют сравнение

Регулятивная и познавательная: принимают решения, обобщают понятия

 

личностные:взаимоуважение, плодотворное  сотрудничество

коммуникативная:  работая  в группах

обсуждают, уважают мнение своих товарищей

познавательная:

анализируют,

принимают решения, обобщают понятия,

делают выводы

Познавательная осуществляют сравнение

5. Этап обобщения и систематизации знаний

4 мин

На данном этапе целесообразно фронтально опросить ребят, по основным моментам урока, а затем предложить составить синквейн по изученной теме (правила его составления  записаны у детей в тетради)

Отвечают на вопросы.

Составляют синквейн.

Регулятивная:

определять последовательность действий при решении поставленной задачи

6. Этап рефлексии

 3 мин

7 . Информация о домашнем задании

2мин

Рефлексия деятельности

 Какая проблема возникла в начале урока?

 В какой мере достигнуто решение?

Что вам больше всего запомнилось и понравилось сегодня на уроке?

Что вызвало затруднения, какие задания вам показались наиболее сложными?

Я вам благодарна за урок, вы показали себя очень активными ребятами, давайте подведем итоги вашей работы по таблице «До» и «После», оценим работу групп.

(организуется самооценка ребят собственной деятельности)

Записываем, домашнее задание:

Слайд №11.  §24 читаем, отвечаем на вопросы.  

 По желанию для  любознательных: объясните значение  выражения «нить Ариадны». Воспользуйтесь лингвистическим словарем

Отвечают на вопросы

Дают оценку своей деятельности с учетом мнения других.

Записывают задание в дневник

Личностная:

проявляют интерес к новому, взаимоуважение

Приложение №1

Знаю

До

После

Родина олимпийских игр

Приложение №2

- Как называется полуостров, на котором расположена Древняя   Греция?

- Какими морями  омывается Греция?

- Есть ли крупные реки на территории Древней Греции?

- Каков рельеф местности?

- Располагала ли почва в Греции для занятия земледелием?

- На какие части условно мы можем разделить Грецию?

- Какие города вы можете   назвать?

- В древности греки преимущественно плавали вдоль берегов, избегали выходить в открытое море. Почему?

Приложение №3

№1

Природа Греции.

      Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятными условиями, отличалось Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией.

       Греция со всех сторон, кроме северной, окружена морем. В жизни древних греков море играло огромную роль. Во многих местах побережья, особенно восточного, море глубоко вдается в сушу, образуя заливы и удобные бухты, которые удобны для стоянки судов. Море богато рыбой и моллюсками. Еще детьми греки учились плавать, грести, ставить парус, бороться с волнами. В незапамятные времена греки стали морским народом. Они строили корабли, похожие на большие деревянные лодки и имевшие мачту с парусом. Экипаж корабля был довольно многочислен: вдоль бортов сидело 50 гребцов, на корме стоял кормчий (рулевой), управляющий кораблем с помощью большого весла. Плавание было в древние времена каботажным (вдоль берегов).

                                                                                                                            Из книги С.Я.Лурье «История Греции», Л.,1940.

Вопросы к документу:

1. Чем было богато море?

2. Чему учились греки будучи детьми?

3. Развитию какого ремесла способствовали природные условия?

№2

Природа Греции.

     Греция – горная страна. Горные хребты пересекают ее вдоль и поперек. Самая высокая гора Греции – Олимп расположена в северо-восточной части страны. Греки никогда не поднимались на покрытую снегом вершину Олимпа, они верили, что там расположены дворцы богов.

     В горах Греции было много полезных ископаемых: руды – железная (во многих местах страны), медная (остров Эвбея) и серебряная (юг Аттики); большие запасы хорошей глины и разнообразные породы строительного камня.

    Каменистые склоны гор голы или покрыты кустарниками и низкорослыми деревьями с искривленными стволами. Такой лес не годился для построек. Кора и листья кустарников служили пищей козам и овцам, которые карабкались по крутым склонам. Хвойный строевой лес рос в древности только на севере Греции да кое – где на юге (Пелопоннес), он представлял огромную ценность для населения страны.

    В горах в глубокой древности водились кабаны, медведи, волки и даже львы. Хищники нападали на работающих в поле земледельцев, пастухов и скот.

                                                                                                                        Из книги С.Я. Лурье «история Греции», Л.,1940.

Вопросы к документу:

1. Какими полезными ископаемыми богата Греция?

2. Какие животные водились?

3. Развитию, каких видов  занятий способствовали природные условия?

№3

                                                Природа Греции.

            В Греции нет полноводных рек, подобных Нилу, Тигру и Евфрату. Когда в марте в горах тают снега, реки переполняются водой, бурлят и клокочут. Подойдешь близко к горной реке – не услышишь собственного голоса. Опасно переправляться через нее и совсем невозможно плыть по ней на лодке. Но уже в мае реки мелеют. А в июле стоит сильная жара (до 40 в тени) – выгорает трава, и склоны гор приобретают желтоватый оттенок. Ищешь горную реку, но где же она? Лишь маленький речек течет по дну русла. Неудивительно поэтому, что источникам и горным ключам воздавались большие почести.

                                                                                                                 Из книги С.Я.Лурье «История Греции», Л.,1940.

Вопросы к документу:

1. Были ли здесь крупные реки как Нил?

2. Когда и благодаря чему реки переполняются и мелеют?

3. Развитию  каких занятий это способствует?

Приложение №4

Группа №1

Назовите и кратко охарактеризуйте героев мифа о Тесее и Минотавре

Объяснят значение слова «лабиринт».

Группа №2

Восстановите события в правильной последовательности

1) Поединок Тесея с Минотавром;

2) Решение Тесея отправиться на Крит;

3) Гибель царя Эгея;

4) Уплата Афинами дани царю Миноса.

Группа №3

Впишите недостающие буквы в имена героев мифа

М _  _ _ _с - царь Крита;

А _ _ _ _ _а- дочь критского царя;

Э  _ _ й - царь Афин

Т _ _ _ й – сын царя Афин

М _ _ _ _ _ _ р – чудовище, жившее в лабиринте


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории 5 класс."Знать предков-знать историю"

1.      Цель  урока:    Раскрыть главные составляющие исторической памяти человека: история семьи, происхождение имен. Показать связь истории семьи с истор...

Разработка урока истории, 7 класс, история России. Тема: «Власть и церковь в XVII веке. Реформа патриарха Никона »

Разработка урока с использованием мультимедийного материала, предусматривающая работу учащихся с историческими документами. Урок построен в соответствии с ФГОС....

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Мастер-класс "Развитие личностных УУД на уроках истории" (6 класс история Средних веков - "На ярмаку, в Шампань!"

            Задачи урока:·         сформировать у школьников яркое образное представление о развитии торговли в Евро...

презентация к уроку истории 5 класс История Древнего мира

Урок по истории Древнего мира. История это прошлое всех людей, человечества. Прошлое представляет собой сложнейшее переплетение событий, человеческих судеб, культур – настоящий исторически...

Презентация к уроку истории 5 класс на тему "Всеобщая история. Введение в курс"

Данная презентация разработана к уроку Всеобщей истории в 5 классе....