Конспект урока
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Кассина Татьяна Петровна

Конспект урока по теме "Раздробленность Руси"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdroblennost.doc415.5 КБ
Файл razdroblennost_urok_gotovyy.rar2.97 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Тема: Раздробленность на Руси.

Урок №1 (из 2-х)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Форма урока: проблемная лекция

Класс:   10  А (базовый уровень)

Дата: 21 ноября  2014 г.

Проблема урока: Раздробленность на Руси: период упадка или расцвета?

Цели урока: сравнить развитие русских земель XII-XIII вв в условиях раздробленности, выявить сходство и различие.

Задачи урока:

  • показать факторы, определявшие развитие русских  земель в XII –XIII вв;
  • выделить особенности модели политического развития русских земель в XII-XIII вв
  • продолжить формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы, давать свою аргументированную оценку изучаемых событий и явлений, работать в группе;
  • на примере отдельных княжеств показать превосходство демократической формы правления над аристократической (монархической).

Средства обучения (материалы и оборудование):

  • раздаточный материал;
  • настенные карты:

- «Древнерусское государство в IX-XI вв»;

-«Русские княжества в XII –начале XIIIвв»;

  • контурные карты «Феодальная раздробленность русских земель в XII-XIII вв»

Виды учебной деятельности:

Проблемная беседа

Работа с учебником

Работа с картой

Работа с таблицами

Работа с терминами

Литература:

  • А.Н.Сахаров, В.И. Буганов «История России с древнейших времен до конца XVII в»
  • Б.А.Рыбаков «Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв»
  • А.А.Горский «Русские земли в XIII-XVвв: пути политического развития»

Основные этапы урока:

Этап

Работа учителя:

Известный академик Б.Рыбаков определил период в истории Киевской Руси, датируемый XII – XIII вв. так: “Киевская Русь была зерном, из которого вырос колос, насчитывающий несколько зерен – княжеств”.

Мы называем этот период феодальной раздробленностью.

Он же считает, что феодальная раздробленность на Руси – это процесс закономерный и относительно прогрессивный.

Прав ли академик Б.Рыбаков, давая такую оценку феодальной раздробленности на Руси?

Оргмомент

В процессе работы вы должны усвоить:

1) причины феодальной раздробленности на Руси;

2) отличительные черты и сходство в развитии русских земель в XII – XIII вв. на примере Южной, Юго – Западной, Северо – Восточной и Северо – Западной Руси);

3) определить влияние феодальной раздробленности на дальнейшее развитие русского государства.

Вы должны научиться и закрепить следующее умения и навыки:

1) рационально использовать время;

2) осуществлять взаимо – и самоконтроль;

3) уметь соотносить результат своей работы с поставленными целями;

4) использовать различные источники для получения знаний;

5) умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

6) умение устанавливать логические связи между событиями;

7) умение работать с картой и сравнительной таблицей.

Актуализация темы

Задание: Вспомнить великих киевских князей, правивших в XII- начале XIII вв. В чем особенности их правления? (слайд 2)

Ожидаемый ответ: Владимир Мономах, Мстислав Великий, попытки удержания единства Руси.

Подготовка к усвоению нового материала

Отрывок из Новгородской летописи: «Раздрася вся земля русская..»   (Приложение №1 – презентация к уроку, слайд  3)

Выдвижение проблематики урока

Проблема урока: Раздробленность на Руси: период упадка или расцвета?

Проблемные вопросы (слайды   4-5)

 Обсуждение проблемных вопросов

Усвоение нового материала

Поэтапно:

  1. Сравнение карт «Русь в IX – XII вв» и «Политическая раздробленность в XII – первой четверти XIII  вв.»(слайды 6-7)
  2. Работа с терминами.(слайд 8)
  3. Определение хронологических рамок раздробленности (слайд 9).
  4. Выявление предпосылок (слайды 10-12).
  5. Работа с учебником (стр. 112-114): определить причины раздробленности на Руси, проверить себя после обсуждения по слайду 13.
  6. Выявить закономерность процесса распада Руси (актуализация знаний по всеобщей истории).
  7. Выявление особенностей раздробленности на Руси.
  8. Оценка последствий раздробленности: работа с учебником, стр. 114-116. (слайд 16)
  9. Сравнительный анализ крупнейших удельных земель (слайды 17-21)
  10. Подведение итогов анализа последствий, ответ на главный вопрос урока:   Раздробленность на Руси: период упадка или расцвета? «Раздрася» значит погибла? (слайды 22-23)

 

Закрепление новых знаний

Работа с понятиями, именами, датами: феодальная раздробленность, политическая раздробленность, удельная Русь, Новгородская боярская республика, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо, Ярослав Осмомысл, Роман Мстиславич, Даниил Романович, 1097 г., 1132 г.

Систематизация новых знаний

Взаимное устное обсуждение сравнительной таблицы «Развитие крупнейших княжеств Удельной Руси»

Обобщение новых знаний

Период раздробленности на Руси до монголо-татарского нашествия – это период экономического и культурного подъема русских земель, этап по пути к будущей централизации страны к будущему экономическому и политическому взлету уже на новой цивилизационной волне. (слайд 24)

Информация о д\з

  1. Работа с учебником: вопрос  9, пп.4-8
  2. Заполнение сравнительной таблицы (слайд 26)



Подписи к слайдам:

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №175 г.о. Самара Кассина Татьяна Петровна
ПОЛИТИЧЕСКАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ
ВЛАДИМИР МОНОМАХ Великий князь киевский1113-1125гг
МСТИСЛАВ ВЕЛИКИЙВеликий князь киевский1125-1132 гг.
ПРЕДИСТОРИЯ
«… РАЗДРАСЯ ВСЯ ЗЕМЛЯ РУССКАЯ……. И ПОШЕЛ БРАТ НА БРАТА»
ИЗ НОВГОРОДСКОЙ ЛЕТОПИСИ
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ: ПЕРИОД УПАДКА ИЛИ РАСЦВЕТА?
ПРОБЛЕМА УРОКА
Каковы предпосылки раздробленности?В чем ее причины?Раздробленность: закономерность всемирной истории или досадная случайность в развитии русской цивилизации?Каков характер раздробленности?Последствия раздробленности: «раздрася» значит погибла?
ПРОБЛЕМНЬIЕ ВОПРОСЬI
СРАВНИТЕ КАРТЬI
КИЕВСКАЯ РУСЬЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО
УДЕЛЬНАЯ РУСЬ РАЗДРОБЛЕННОЕ ГОСУДАРСТВО
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ - этап в развитии феодального государства, на котором феодалы обладают самостоятельной властью (Б.А. Рыбаков)– новая форма организации русской государственности в условиях дальнейшего развития феодального способа производства (А.С. Орлов)- исторический период в истории Руси, который характеризуется тем, что, формально находясь в составе Киевской Руси, удельные княжества постепенно обособляются от Киева (В.В. Кириллов)
О ТЕРМИНОЛОГИИ
НО:
Памятник Любечскому съезду
1097 г. – Любечский съезд: «Каждо да держит отчину свою»
Единство Руси до 1132 г. было фактическим или формальным?
Хронологические рамки
XII- первая треть XIII века
Киевская Русь – прочное государственное образование? (вспомните процесс складывания государства) Достаточно рыхлое, т.к. значительная часть земель была введена под власть Киева путем силового принуждения (вспомните и приведите примеры)
К вопросу о предпосылках раздробленности
2. Какие факторы до поры до времени препятствовали развитию центробежных сил?Наличие общего внешнего интереса: - обеспечение выгодных торговых отношений с Византией - защита от внешней угрозыКонцентрация значительных воинских сил в руках великого киевского князя (не только для защиты от внешней угрозы, но и для преодоления сепаратистских проявлений земель) Единая церковно-религиозная система
К вопросу о предпосылках раздробленности
3. Почему эти факторы перестали действовать к началу XII века?перемещение торговых путей (путь «из варяг в греки» утратил свое значение)успешные походы Владимира Мономаха и Мстислава Великого ликвидировали внешнюю угрозу от половцевнет необходимости держать большую дружину при киевском князеослабление церковно-религиозной системы
К вопросу о предпосылках раздробленности
Формирование княжеского и боярского землевладения (князья стали бороться не за Киев, а за расширение территории своего княжества)Укрепление власти удельных князей, их независимость от КиеваГосподство натурального хозяйства (способность отдельных княжеств и городов обеспечить себя всем необходимым, слабые экономические связи внутри государства)Ослабление Киева (половецкие набеги, упадок пути «из варяг в греки)Отсутствие определенного порядка наследования киевского престола
ПРИЧИНЬI РАЗДРОБЛЕННОСТИ
Иванов С.В.Съезд князей
Раздробленность: закономерность всемирной истории или досадная случайность в развитии русской цивилизации?Известно о раздробленности во Французском королевстве, Германской империи, Англии, позже – в Монгольской империи (деление на Золотую, Большую, Ногайскую и т.п. орды)Процесс объективный, закономерный
ЗАКОНОМЕРЕН ЛИ ПРОЦЕСС РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ?
ОСОБЕННОСТИ РАЗДРОБЛЕННОСТИ НА РУСИ
Наступила позже, чем в Европе. (Подумайте, почему?)На Западе в период раздробленности не было больших городов, а на Руси рост и развитие городов стали причиной раздробленности.Имела 3 условных этапа: 30-е гг. XII вв. – первая треть XIII вв. Нашествие монголо-татарМонголо-татарское игоПосле установления монголо-татарского ига нарушился естественный ход истории Руси.
Вместо одного государства возникло 15 центров (княжеств), позже – 50. 1 15 50
«Раздрася» = погибла?
К ВОПРОСУ О ПОСЛЕДСТВИЯХ РАСПАДА РУСИ
Новгородская земляВладимиро-Суздальское княжествоГалицко-Волынское княжество
сильная княжеская власть, интенсивный приток населения
боярская республика, приглашение иизгнание князей, важнейшая роль торговли
сильные соседи (венгры, поляки, половцы), мощная боярская оппозиция
КРУПНЕЙШИЕ КНЯЖЕСТВАИЕ КНЯЖЕСТВА)
Княжество
Княжеская династия
Войско
Самостоятельнаявнешняя политика
Меры веса и длины
Свои деньгии казна
Столица
Владимиро-Суздальское княжество:Защищенность от степи Активная колонизация Княжеская власть сильнаОполья с черноземами Наиболее могущественное
ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО
ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КНЯЖЕСТВ
Господин Великий НовгородБоярская республика с приглашённым князем Богатейший торговый город Самое большое княжество
СХЕМА
ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КНЯЖЕСТВ
Галицко-Волынское княжество:Самое богатое (плодородие почв, торговые пути) Обилие богатых городовСамое беспокойное (соседи и строптивые бояре)
СХЕМА
Ярослав Осмомысл
Роман Мстиславич
Даниил Романович
ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КНЯЖЕСТВ
ослабление общего военного потенциала междоусобные войны; возрастающее дробление княжеских владений (в середине 12 века было 15 княжеств; в начале 13 века – около 50, в 14 веке – около 250).
К ВОПРОСУ О ПОСЛЕДСТВИЯХ РАСПАДА РУСИ
Отрицательные стороны раздробленности:
Положительные стороны раздробленности:
1. бурный расцвет культуры в отдельных княжествах; 2. развитие городов и ремесла; 3. хозяйственное развитие отдельных земель
4. сохранение факторов, объединяющих русские княжества в период раздробленности: единый язык, единая православная вера, единая культура, единые законы («Русская правда»), национальное самосознание русского народа.
К ВОПРОСУ О ПОСЛЕДСТВИЯХ РАСПАДА РУСИ
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ: ПЕРИОД УПАДКА ИЛИ РАСЦВЕТА?«Раздрася» = погибла?
ПРОБЛЕМА УРОКА
Период раздробленности на Руси до монголо-татарского нашествия - этопериод экономического и культурного подъема русских земель. этап по пути к будущей централизации страны и будущему экономическому и политическому взлету уже на новой цивилизационной волне.
Параграф 14 читать, пункты 4,6,7,8 -пересказСоставьте сравнительную таблицу о развитии крупнейших княжеств
Домашнее задание
Особенности географического положения
Крупнейшие города
Государственное устройство
Владимиро-СуздальскоеКняжество
Новгородская земля
Галицко- Волынское княжество

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...