Из опыта подготовки обучающихся к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по истории (11 класс) на тему

В данной работе я делюсь опытом подготовки обучающихся к ЕГЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Киверичская средняя общеобразовательная школа»

Из опыта подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах.

Учитель истории Куликова Н.Н.

2016 г.

Из опыта подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах.

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,

                                                        но чтобы они путем правильного воспитания

                                                     сделались хорошими -  это в нашей власти.

Плутарх.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство со стороны взрослых.

 Роль учителя — разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую, активную познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.   Мои ученики  принимают активное участие в 3 и 2 этапе Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.  И если на школьном  этапе обучающиеся  показывают хорошие результаты, то результат детей на  муниципальном и региональном  этапах, заставил меня, как преподавателя  искать новые способы организации занятий с детьми.

 Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде ? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Алгоритм подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся. Отбор осуществляю в ходе наблюдения и учитываю интерес и желание самого ребенка

Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе олимпиады. Одновременно с выявлением школьников интересующихся обществознанием и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников. Нельзя исключать на данном этапе и работу с родителями. Они должны быть помощниками. И совет с ними обязателен.

2. Подготовка к олимпиаде ребенка. Скорее информационная и психологическая. На этом этапе я рассказываю, что такое олимпиада, какие выдвигаются требования к участию в ней, как выглядят работы, что можно использовать, что нельзя. И что рассчитывать на победу возможно только благодаря знаниям, полученным в ходе большой подготовительной  работе.

3. Подготовка информационной базы. Она должна быть разделена по принципу для Вас удобному ( темы, вид работы и т.д). И должна предоставляться для об-ся.  Так же я использую творческие задания повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

4.Участие обучающихся в дистанционных олимпиадах, различных конкурсах, конференциях и т.д., где можно проверить свои силы.

5.ОБЯЗАТЕЛЬНО анализируйте все работы, которые выполняют  дети при подготовке к олимпиаде по обществознанию;

6.Постоянно учитесь сами! Занимайтесь самообразованием.

Кропотливая работа будет результативна , если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний , умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым воспитать в олимпиадниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Подготовка олимпиадников возможна (успешная) лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил — это успешное выступление учеников нашей школы.                              Свои занятия я выстраиваю  на  закреплении навыков работы обучающихся с заданиями, формирующих творческие способности.  Эти занятия  позволяют:

1Способствовать развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей  – памяти, внимания, мышления, воображения;

2Логично переходить от заданий репродуктивных к частично-поисковым, ориентированным  на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, а затем  -  к творческим (рассмотрение явления с разных сторон);

3.Формировать такие важнейшие характеристики  творческих способностей как беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;

Задания составляются в соответствие со следующей структурой:

1репродуктивные задачи  (решаются на время);

2.задания на тренировку памяти, внимания, воображения, наблюдательности.

3.решение частично-поисковых задач (самостоятельное открытие, добывание знания);

4.решение творческих задач: А) творческие задания, связанные с обществознанием;                                                Б) задания повышенной трудности интегративного характера

Задания, которые предлагаются на олимпиадах по обществознанию можно разделить на четыре типа:

  • задания на выбор ответа (один верный из нескольких предложенных);
  • задания с открытым кратким ответом;
  • анализ письменного источника;
  • задания с открытым развернутым ответом (эссе).

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О подготовке обучающихся к олимпиаде по обществознанию Из опыта работы Н.Н.Куликовой учителя истории и обществознания МОУ «Киверичская СОШ» Рамешковского района Тверской области 2015 г.

Слайд 2

Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти. Плутарх.

Слайд 3

Проблема? Невысокие результаты детей на муниципальном и региональном этапах олимпиады по обществознанию, заставили меня, как преподавателя строить свою систему организации занятий по подготовке обучающихся.

Слайд 4

Алгоритм подготовки к олимпиаде по обществознанию: 1. Отбор учащихся , выявляющих общие и определенные способности по предмет 2. Информация об олимпиаде ; 3 . Использование подготовленной учителем информационной базы, творческих заданий повышенного уровня.

Слайд 5

4.Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах м целью проверить свои силы;

Слайд 6

5.ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ анализ всех работы, которые выполняют дети при подготовке к олимпиаде по обществознанию; 6.Постоянно учитесь сами! Занимайтесь самообразованием.

Слайд 7

Мои принципы: 1. Максимальная самостоятельность; 2.Принцип активность знаний; 3. Принцип опережающего уровня сложности; 3. Принцип опережающего уровня сложности; 4. Анализ результатов прошедших олимпиад; 5. Индивидуальный подход; 6. Психологический принцип;

Слайд 8

Цель моих занятий Способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения; Логично переходить от заданий репродуктивных к частично-поисковым; Формировать важнейшие характеристики творческих способностей как беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы;

Слайд 9

Структура моих занятий: репродуктивные задачи (решаются на время); задания на тренировку памяти, внимания, воображения, наблюдательности. решение частично-поисковых задач (самостоятельное открытие, добывание знания); решение творческих задач.

Слайд 10

Типы заданий, которые предлагаются на олимпиадах по обществознанию задания на выбор ответа (один верный из нескольких предложенных); задания с открытым кратким ответом; анализ письменного источника; задания с открытым развернутым ответом (эссе).

Слайд 11

Используемые приемы Прием запоминания трудных слов, Тренинги, Правила запоминания имен людей, Правила запоминания событий, Правила работы с текстом, Правила написания эссе, Правила конспектирования, Правила составления плана ответа,

Слайд 12

Исходя из этого, я делаю следующие выводы: Во-первых, подготовка учащихся к олимпиаде - это сложный процесс, участниками которого являются педагоги, ученики, родители, он требует большого напряжения сил от наших учеников. Во-вторых, подготовка ученика к олимпиадам процесс длительный, нельзя подготовить ученика к успешному участию в олимпиаде за несколько дней или недель. В-третьих, при подготовке к олимпиаде, мы должны на первое место ставить интересы ребенка, его здоровье, его интересы и потребности.

Слайд 13

Талантливых, вам, учеников!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта подготовки обучающихся к участию в предметных олимпиадах

В данной работе приведены задания (4 занятия), используемые в практике подготовки обучающихся средней и старшей школы для участия в предметных олимпиадах. Задания  есть практическая часть системы...

представление инновационного опыта работы по теме "Применение технологиии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии"

Представляю вашему вниманию систему методов и приемов работы  по технологии развития критического мышления через чтение и письмо при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии....

Из опыта подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике

В статье представлен опыт подготовки обучающихся к ОГЭ по математике...

Из опыта подготовки обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике в 2015-2016 уч. году

Из опыта подготовки обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике в 2015-2016 уч. году...

Подготовка обучающихся школы к ОГЭ и ЕГЭ. Обобщение опыта.

В статье прведены методики подготовки обучающихся к новой для них форме итоговой аттестации....

Система подготовки обучающихся к ГИА по математике на основе выделения опорных задач и сквозных линий в преподавании алгебры и геометрии (из опыта работы).

В подготовке к государственной итоговой аттестации большую роль играет числовая содержательно-методическая линия. Её развитие идет в школьном курсе постепенно, поэтому подготовка к экзамену начинается...

Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...