Из опыта подготовки обучающихся 9 класса к ОГЭ по математике
статья (9 класс) на тему

Агеева Юлия Владимировна

В статье представлен опыт подготовки обучающихся к ОГЭ по математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_olyta_raboty.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта подготовки обучающихся 9 класса к государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по математике

Учитель математики МБОУГ № 97

Агеева Ю.В.

         Подготовка к ГИА – это всегда ответственный процесс. И от того, насколько грамотно он будет построен, зависит результат.                                                              

Как известно, основное отличие экзаменационной работы от модели, действующей в последние годы, заключалось в том, что она состояла из трех модулей: «Алгебра», «Геометрия», «Реальная математика». Всего в работе было 26 заданий, из которых 20 заданий базового уровня (часть 1) и 6 заданий повышенного уровня (часть 2).

Модуль «Алгебра» содержал 11 заданий: в части 1 – 8 заданий; в части 2 – 3 задания.

Модуль «Геометрия» - 8 заданий: в части 1 – 5 заданий; в части 2 – 3 задания.

Модуль «Реальная математика» - 7 заданий: все задания – в части 1.

Причем для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо было набрать в сумме не менее 8 баллов, из них: не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика».

В этом году выпускала 9 «Б» класс. Хотелось бы поделиться опытом подготовки к ГИА.

1. Итак, прежде всего, знакомлю учащихся с организацией и проведением ГИА по математике в 9 классе, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, системой оценивания (особое внимание обратила на то, что для успешного прохождения итоговой аттестации необходимо было набрать в сумме не менее 8 баллов, из них: не менее 3 баллов по модулю «Алгебра», не менее 2 баллов по модулю «Геометрия» и не менее 2 баллов по модулю «Реальная математика»).

2. При подготовке к ГИА следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету.

3. Проведение дополнительных занятий по подготовке к ГИА:

  • консультации для слабых учащихся (решение 1 части);
  • консультации для сильных ребят (решение заданий 2 части );
  • индивидуальные консультации.

На данных занятиях разбираются демонстрационный вариант и задачи из открытого банка, а также тестовые задания. Знакомлю с системой оценивания, даю советы по организации работы над тестом.  Провожу тренировочные работы в классе, затем учащиеся самостоятельно работают над вариантами тестов дома, после проверки происходит разбор заданий, вызвавших затруднения.

На первых занятиях провела инструктаж по правилам выполнения работы. Познакомились с содержанием работ, их особенностями. На нескольких занятиях  задания выполняли коллективно, с полным объяснением и записью на доске. При этом старалась познакомить с тем, как правильно читать задания, несколько раз прочитать вопрос задания.  Постаралась каждого учащегося вызвать при этом к доске.

Проводились диагностические работы, при этом использовались материалы Министерства образования и науки Краснодарского края. Данные работы состоят из двух частей: модуль «Алгебра» и «Реальная математика», либо «Алгебра» и «Геометрия», причем на выполнение всей работы отводится 45 минут. Дальнейшая работа была построена, учитывая ошибки в решении и записи ответов, пробелы в знаниях.

Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно поправить “двойку”, для этого  необходимо сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов (с моей помощью), а затем решить аналогичное задание.

Главное, что со временем ребята перестают бояться “двоек”, смелее задают вопросы, справляются с задачами обязательного уровня. Обстановка на уроке доброжелательная, спокойная.

 Таким образом, основной метод подготовки – решение типовых и тренировочных заданий (их можно найти в разнообразных пособиях по ГИА) с выявлением имеющихся пробелов в знаниях.  

  В течение  года провожу  тренировочные, репетиционные работы внутри школы. Работы беру с официального сайта СтатГрад, где работы максимально приближены к новым стандартам. Стараюсь создать реальные условия проведения ГИА. Такая организация деятельности позволяет выпускникам регулировать  темп своей  работы над тестом, снижает уровень тревожности перед экзаменом, вселяет  веру в свои  силы, позволяет адаптироваться в условиях аттестации.

Эффективные методы и формы подготовки обучающихся к успешной сдаче экзамена по математике за курс основной школы:

 Бесплатные  On-line  тесты ГИА 9 класс  

 Различные пособия для подготовки к ГИА

 Подготовка к ГИА - сайт учителя математики Яковлевой Елены Юрьевны

 Подготовка к ГИА - сайт учителя математики Савченко Елены Михайловны

 Подготовка к ГИА - сайт учителя математики Бурукиной Натальи Николаевны

 Видеоуроки для подготовки к ГИА.

4. Систематическое включение в устную работу заданий из ГИА.

5. Включение в изучение текущего учебного материала заданий,  соответствующих экзаменационным заданиям. На каждом уроке решали и разбирали задания не только из учебника, но и задания, соответствующие теме урока из КИМов.

6. Использование в домашних заданиях материалов КИМов.

7. Включение  экзаменационных задач в содержание текущего контроля. В контрольные и тестовые работы включала задания из открытого банка задач.  Обязательно добивалась того, чтобы ребята отработали задания, в которых допустили ошибки (иногда р/над ошибками приходилось выполнять по нескольку раз,  пока задание не будет решено правильно).  

       

8.Во втором полугодии начала тематическое повторение.

В сборниках для подготовки к ГИА есть много заданий по определённой теме, например, «Уравнения». Готовясь к уроку, учителю приходится искать задания по этой теме в разных источниках, что занимает много времени. Кроме того, повторять материал темы удобно, когда задания расположены в одном месте. Наиболее оптимальное решение - это тематические тесты.

Преимущества тематического теста:

  • в нём собраны разные задания по одной теме;
  • на уроках можно рассматривать отдельные задания из теста;
  • по такому тесту удобно проводить повторение;
  • осуществлять контроль знаний и умений учащихся по данной теме.

9.В III четверти для повторения теоретического материала я провожу обобщающие уроки с применением компьютерных технологий.

Уроки с применением презентаций зрелищны и эффективны в работе над информацией. Особенно, если это уроки повторения и обобщения материала определённой темы.

  Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала.

При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. С помощью презентации можно повысить объём повторяемого материала и выполняемой работы.

В работе использую свои презентации и презентации, созданные коллегами и представленные на различных образовательных сайтах в Интернете:

  1. Интернет-сообщество учителей
  2. Сеть творческих учителей
  3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  4. Информационно-методический сайт

10.Систематическое повторение  учебного материала начала с 4 четверти. Итоговое повторение построила исключительно на отработке умений и навыков, требующихся для получения положительной отметки на экзамене.

  • Примерные экзаменационные работы беру из различных сборников для подготовки к ГИА.
  • Кроме этого ребята могут проверить свои знания, решая примерные работы в режиме on-line, а также работы, размещённые на сайте СтатГрада.
  • Использовала презентации с сайта Каратановой  Марины  Николаевны. Эти презентации помогли мне построить систематическое повторение и отработку навыков (показать презентации).

Полезные ссылки

http://karmanform.ucoz.ru/

http://alexlarin.net/

http://statgrad.mioo.ru/

http://www.uchportal.ru/

http://burukinann.ucoz.ru/

http://le-savchen.ucoz.ru/

http://mathematics-120.ucoz.ru/

11. С 4 четверти систематически проводилась работа по заполнению бланков. Обращала внимание на то, что если получена обыкновенная дробь, необходимо обратить ее в десятичную, каждый символ (цифра, знак минус, запятая или точка с запятой)  пишутся в отдельной клеточке в соответствии с приведенными в бланке образцами, единицы измерений указывать не нужно и т.д. Ответы в тетрадях и на доске записывали в клеточках.

12. Решение большого числа тестов. С конца апреля в классе, на дополнительных занятиях и дома решали большое количество тестов. Причем у каждого ребенка были разные варианты. Ответы проверялись и те задания, в которых была допущена ошибка, разбирались.

Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей и успешно сдали экзамен.