Рабочая программа по истории средних веков, 6 кл.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему

Беляева Наталья Кузьминична

Данная рабочая программа составлена на основе ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/),  ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), АВТОРСКИХ  ПРОГРАММ   предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014, адаптирована к методическим требованиям школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_isv_6_klass.docx73.8 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»

Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

гуманитарных наук

Протокол №  1  от «28» августа 2015г.

Руководитель МО

___________Ложникова Е.Ф.

СОГЛАСОВАНО

с методическим советом

Протокол №   от «   »             2015г.

Заместитель директора по УВР

________________Кускова Т.В.

УТВЕРЖДАЮ

Приказ №      от «    »               2015г.

Директор МОУ «Седановская СОШ»

 ________________________

Соколова И.Ю.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Класс – 6

Учебный год – 2015-16 гг.

Предметная область – обществознание

Тип программы – общеобразовательная

Уровень реализации – базовый

Разработчик программы – учитель высшей кв. категории Беляева Н.К.

п. Седаново

Усть-Илимский район

Иркутская область

2015 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена на основе ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ (Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от «5» марта 2004 г. №1089), ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), АВТОРСКИХ  ПРОГРАММ   предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.

Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. – от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. – М. : Просвещение, 2010.

2. Крючкова, Е.  История Средних веков : рабочая тетрадь. 6 класс /  Е. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013.

Цели курса:

1. Формирование целостного представления об историческом развитии мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития человечества.

2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие мира в  Средневековье.

2. Охарактеризовать выдающихся деятелей Средневековья, их роль в истории и культуре.

3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5–9 классах, в 5–8 классах – 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю, в 6 классе  2 ч в неделю,  35 учебных недель (70 часов) в соответствии с инвариантной частью учебного плана образовательной организации.  На курс «История Средних веков» отводится не менее 30 часов.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

В результате изучения истории ученик должен:

– знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;

– знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

– знать изученные виды исторических источников;

– уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;

– уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

– уметь читать историческую карту и показывать на ней территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

– уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

– использовать приобретенные знания при написании творческих работ;

– выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

– группировать исторические явления и события по заданному признаку;

– объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

– выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

– определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

– объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; применения знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Личностные результаты:

– осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

– освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);

– готовность к сотрудничеству с соучениками.

Предметные результаты:

– овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;

– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;

– формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

4.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Всеобщая история.

История Средних веков 

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.

Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество.

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы.

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V–XV вв.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV–XV вв.

Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья.

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

и тип урока

Кол-во

часов

Планируемые результаты

Образовательные ресурсы

Домашнее

задание

Дата проведения

предметные

метапредметные УУД

личностные УУД

План.

Факт.

1

Что изучает история Средних веков

(изучение нового материала)

1

Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески.

Получат возможность научиться: работать с учебником

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Осмысливают
гуманистические традиции и ценности современного общества

Презентация «Средние века». Режим доступа: http://prezentacii.com/istorii/2643-srednie-veka.html

Введение

3.09

Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI–XI вв.) (5 часов)

2

Древние германцы и Римская империя (изучение

нового материала)

1

Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов.

Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль

и значение переселения народов в формировании современной

Европы

Регулятивные: ставят учебную

задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Древние германцы и Римская империя. Режим доступа: http://

ppt4web.ru/istorija/drevnie-germancy-i-rimskaja-imperija.html

§ 1; р. т., задания 1, 3, 5

8.09

3

Королевство франков и христианская церковь (комбинированный)

1

Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри.

Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Христианская церковь и франкское королевство. Режим доступа: http://

www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/13087/13088/13119/13127/13137

§ 2 (кроме п. 4);

р. т., задания 1, 3

10.09

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность (комбинированный)

1

Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал.

Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Презентация «Империя Карла Великого». Режим доступа: http://www.vivl.ru/karl/karl.php

§ 3 (кроме п. 4);

р. т., задания 4, 5

15.09

5

Западная Европа в IX–XI вв. 

(комбинированный)

1

Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги.

Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят

сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения,

выраженного

в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Презентация «Король Артур и рыцари круглого стола». Режим доступа: http://nsportal.ru/

ap/drugoe/library/korol-artur-i-rytsari-kruglogo-stola

§ 4; р. т., задания 4, 5, 6,

с. 17–18

17.09

6

Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения 

(комбинированный)

1

Научатся определять термины: пергамент, жития, хроники, Каролингское Возрождение. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения западноевропейской культуры

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую

сферу человеческой жизни

Презентация «Культура эпохи Возрождения». Режим доступа: http://prezentacii.com/mhk/732-kultura-epohi-vozrozhdeniya.html

§ 2, п. 4;

§ 3, п. 4;

р. т., задания 4, 5,

с. 19

22.09

Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа)

7

Византия –
государственное устройство и культура
 (комбинированный)

1

Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон.

Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Византийская цивилизация. Режим доступа: http://history.rin.ru/text/tree/2127.html

§ 6, 7 (2, 3);

р. т., задания 1, 3,

с. 21–22

24..09

8

Образование славянских

государств

(изучение нового материала)

1

Научатся определять термины: вече.

Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют

в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность

и эмоционально-нравственную

отзывчивость,

эмпатию, как понимание чувств других людей

и сопереживание им

Первые государственные образования славян. Режим доступа: http://slawianie.narod.ru/str/strana/pervye.html

§ 8; р. т., задания 2, 3, 4,

с. 23–24

28.09

Глава III. АРАБЫ В VI–XI ВВ. (2 часа)

9

Арабский халифат и его распад (комбинированный)

1

Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират.

Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе

Арабский халифат. Режим до-

ступа: http://www.plam.ru/hist/velikie_imperii_mira/p10.php

§ 9; р. т., задание 3, с. 29

1.10

10

Культура стран халифата (комбинированный)

1

Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески.

Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры

Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания

Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Культура Арабского халифата. Режим доступа: http://kultprosvet.
in/osnovnie-etapi-mirovoy-kulturi-vi-xx-vv-probl/2-kultura-arabskogo-chalifata/vse-stranitsi.html

§ 10; р. т.,

задания 1, 2, с. 31

6.10

Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа)

11

В рыцарском замке (комбинированный)

1

Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз.

Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Презентация «В рыцарском замке». Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2011/11/25/prezentatsiya-po-teme-v-rytsarskom-zamke-6-klass

§ 12; р. т.,

задания 3, 4,

с. 36–37

8.10

12

Средневековая деревня и ее обитатели (комбинированный)

1

Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство.

Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Презентация «Средневековая деревня и ее обитатели». Режим доступа: http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii/1461-srednevekovaya-derevnya-i-ee-obitateli.html

§ 11; р. т.,

задания

1, с. 39;

1, с. 40

13.10

Глава V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 часа)

13

Средневековый город 

(комбинированный)

1

Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье.

Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Средневековый

крестьянин.

Режим доступа: http://www.textfighter.org/raznoe/History/enc_detvs/ot_krestyanskih_obrokov.php

§ 13, 14;

р. т., задание 3,

с. 43

15.10

14

Горожане и их образ жизни (комбинированный)

1

Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят

сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения,

выраженную

в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Презентация «Горожане и их образ жизни». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/alexeenko66/file/766449

§ 15; р. т.,

задания 2, 3, с. 47;

1, с. 48

20.10

Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа)

15

Католическая церковь в Средние века (комбинированный)

1

Научатся определять термины: сословия,

десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские

ордена.

Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую

сферу человеческой жизни

Презентация «Католическая церковь в Средние века». Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-6733

§ 16;

р. т., задания 1, 2, 4, с. 51, 52

22.10

16

Крестовые походы (изучение нового материала)

1

Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Презентация «Крестовые походы». Режим доступа: http://prezentacii.com/istorii/1514-kres-tovye-pohody.html

§ 17;

р. т., задания 2, 3,

с. 53

27.10

Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов)

17

Объединение Франции (комбинированный)

1

Научатся определять термины: денежный

оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия.

Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. 

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность

и эмоционально-нравственную

отзывчивость,

эмпатию, как

понимание чувств других людей и сопереживание им

Презентация «Как началось объединение Франции».

Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-6890

§ 18;

р. т., задания 3, 4, 5, с. 60, 61

29.10

18

Что англичане считают началом своих свобод

(комбинированный)

1

Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы,

верхняя и нижняя палата парламента.

Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументированно объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцирован-ную оценку своих успехов в учебе

Презентация «Что англичане считают началом своих свобод». Режим доступа: http://sergeywaz.ucoz.ru/load/razrabotki/prezentacii/prezentacija_k_uroku_istorii_srednikh_vekov_tema_96chto_anglichane_schitajut_nachalom_svoikh_svobod96/11-1-0-219

§ 19;

р. т., задания 3, 4, 5, с. 63

10.11

19

Столетняя война (изучение нового материала)

1

Научатся определять термины: партизанская война.

Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк

Регулятивные: ставят учебную

задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Презентация «Столетняя война». Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-7021

§ 20;

р. т., задания 3, 4, с. 67

12.11

20

Крестьянские

восстания

во Франции и Англии

(комбинированный)

1

Научатся определять термины: жакерия.

Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции; объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам и давать собственную оценку действиям восставших, а также определять причины поражения крестьянских восстаний

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Крестьянское восстание.

Режим доступа:

http://www.uchportal.ru/load/53-1-0-32572

§ 20; р. т.,

задание 2, с. 68

17.11

21

Усиление королевской власти во Франции и Англии 

(изучение нового материала)

1

Научатся определять термины: централизованное государство, диалект.

Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Франция XI–

XV вв. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/441085/

§ 21; р. т.,

задания

4, 5, с. 71

19.11

22

Реконкиста 

(комбинированный)

1

Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе.

Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей

Регулятивные: планируют свои
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения,

выраженную

в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Реконкиста – гром победы.

Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1370

§ 22;

р. т., задания 1, 2, с. 71, 72

24.11

Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII–XV ВВ. (2 часа)

23

Усиление

власти князей Германии (комбинированный)

1

Научатся определять термины: булла.

Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной

упадка власти императоров

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий.

Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром

Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую

сферу человеческой жизни

История Германии. Режим

доступа: http:// znaniya-sila.

narod.ru/solarsis/

zemlya/earth_

19_02.htm

Распад Германии в Средние века. Режим доступа: http://pochemuha.ru/category/istoriya/srednie-veka

§ 23; р. т.,

задания 1, 2, с. 78

26.11

24

Расцвет итальянских городов (комбинированный)

1

Научатся определять термины: гвельфы, гебелины, город-государство, тирания.

Получат возможность научиться: называть причины экономического и культурного процветания городов Италии

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

Презентация «Расцвет итальянских городов». Режим

доступа: http://sergeywaz.ucoz.ru/load/razrabotki/prezentacii/prezentacija_k_uroku_istorii_srednikh_vekov_tema_96rascvet_italjanskikh_gorodov96/11-1-0-429

§ 23;

р. т., задания 1–3,

с. 78–79

1.12

Глава IХ. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа)

25

Гуситское движение в Чехии (комбинированный)

1

Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм.

Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Проявляют доброжелательность

и эмоционально-нравственную

отзывчивость,

эмпатию, как понимание чувств других людей

и сопереживание им

Ян Гус. Режим доступа: http://www.czechiainfo.ru/great/jan_gus.php

§ 24;

р. т., задания 1–3, с. 81–82

3.12

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова (изучение нового материала)

1

Научатся определять термины: турки-османы.

Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания

Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности

Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе

Презентация «Османское завоевание Балканского полуострова».

Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-11316

§ 25;

р. т., задания 3, 4,

с. 84

8.12

Глава Х. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов)

27

Образование и философия, литература, искусство 

(изучение нового материала)

1

Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, миннизингеры, ваганты, готика.

Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI–XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры

Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. 

Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач

Презентация «Культура Раннего Возрождения». Режим доступа: http://

prezentacii.com/
mhk/732-kultura-epohi-vozrozhde

niya.html

§ 26, 27

(п. 1, 2, 3); § 28; р. т., задания 1–3,

с. 88

10.12

28

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения (комбинированный)

1

Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты.

Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию

Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности

Культура Возрождения.

Режим доступа:

http://flourishing.ru/early-renaissance

§ 29

(п. 3, 4),

§ 30; р. т.,

задания 76–78

15.12

29

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (изучение

нового материала)

1

Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны.

Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество)

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий

Народы Африки в Средние века. Режим доступа: http://www.nachideti.ru/history/182-afrika.html

§ 31, 32; р. т., задания

1, с. 95;

1, с. 99;

2, с. 107

17.12

30

Итоговое

повторение

по курсу «Средние века» (применение знаний и умений, урок-турнир)

1

Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века».

Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят

сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения,

выраженную

в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний

Подготовка к контрольному тестированию

22.12

31

Контрольная работа (тестирование)

(контроль и коррекция знаний)

1

Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века».

Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории; работать с тестовыми материалами

Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль.

Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию

Выражают аде-кватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения

Повторение пройденного

24.12

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для учителя.

  1. Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. – 2-е изд., переработ. И доп. – М.: ВАКО, 2008. – 384 с.
  2. Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.В. Игнатов. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.
  3. История Средних веков. 6 класс : поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой Г.М.Донского / авт. –сост. Н.Ю. Колесниченко. – Изд. 2-е испр. – Волгоград,  2010 г. – 203 с.
  4. История Средних веков. Рабочая программа. Технологические карты уроков по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
  5. Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. -112 с.
  6. Кулагина, Г. А. Сто игр по истории / Г. А. Кулагина. – М. : Просвещение, 1983.
  7. Чернова М.Н. История Средних веков. 6 класс: экспресс-диагностика / М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 79с.

Список литературы для учащихся.

1. Амбаров, В. Н. История : большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. – М. : Дрофа, 1999.

2. Багрова, Л. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. – М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2002.

3. Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. – М. : Дрофа Плюс, 2011.

4. История  Средних  веков.  6 класс.  Книга  для  чтения  /  под  ред. В. П. Будановой. – М. : Эксмо-Пресс, 1999.

5. Огнева, О.  Рыцари.  Турниры.  Оружие.  Детская  энциклопедия  /  О. Огнева. – М. : Росмэн, 2000.

6. Чекулаева, Е. О.  Я  познаю  мир.  Города  мира  :  энциклопедия  /  Е. О. Чекулаева. – М. : АСТ, 2008.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

1. Печатные пособия.

Исторические карты:

1. Римская империя в IV–V вв. Падение Западной Римской империи.

2.  Франкское государство в V – начале IX в.

3. Византийская империя и славяне в VI–XI вв.

4. Арабы в VII–XI вв.

5. Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI–XIV вв.).

6. Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы.

7. Англия и Франция в XI – начале XIV в.

8. Англия и Франция во время Столетней войны 1337–1453 гг.

9. Европа в XIV–XV вв.

10. Индия и Китай в Средние века.

11. Географические открытия и колониальные захваты в XV – середине XVII в. 

2. Информационно-коммуникативные средства.

1. Биографии великих ученых (рефераты) / Н. В. Ширшина. – Волгоград : Учитель, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

2. История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы (карточки) / авт.-сост. Т. В. Ковригина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. История. 5–11 классы / авт.-сост. Н. Б. Крючкина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. История. 5–6 классы. Редактор тестов. Тематические тесты / авт.-сост. Т. В. Ковригина, Л. В. Селянина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

5. История. 6–11 классы. Демонстрационные таблицы / сост. Т. В. Ковригина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

6. Портреты великих ученых (с краткой биографией)  /  Н. В. Ширшина. – Волгоград : Учитель, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

7. История. 5–6 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / сост. Т. В. Ковригина, Л. В. Селянина. – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

3. Интернет-ресурсы.

Учебно-методические материалы

Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков

http://www.shpl.ru

http://www.hist.msu.ru

http://his.1september.ru/index.php

http://predania.ru

http://bibliotekar.ru/polk-8/index.htm

Карты

http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html

Презентации

http://prezentacii.com/istorii/

http://pedsovet.su

http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii

http://www.uchportal.ru

http://metodisty.ru

http://www.openclass.ru

http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_istorii/0-4

4. Технические средства обучения.

1. Мультимедийный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Штатив для карт и таблиц.

3. Шкаф для хранения карт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс

Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...

Рабочая программа по истории Средних веков

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., рассчитана на 30 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс

Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов

В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...

Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.

Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...

Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века

В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...