Рабочая программа по истории средних веков, 6 кл.
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Данная рабочая программа составлена на основе ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/1483/), ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ(http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), АВТОРСКИХ ПРОГРАММ предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014, адаптирована к методическим требованиям школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования Администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»
Муниципальное образовательное учреждение «Седановская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей гуманитарных наук Протокол № 1 от «28» августа 2015г. Руководитель МО ___________Ложникова Е.Ф. | СОГЛАСОВАНО с методическим советом Протокол № от « » 2015г. Заместитель директора по УВР ________________Кускова Т.В. | УТВЕРЖДАЮ Приказ № от « » 2015г. Директор МОУ «Седановская СОШ» ________________________ Соколова И.Ю. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИСТОРИИ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Класс – 6
Учебный год – 2015-16 гг.
Предметная область – обществознание
Тип программы – общеобразовательная
Уровень реализации – базовый
Разработчик программы – учитель высшей кв. категории Беляева Н.К.
п. Седаново
Усть-Илимский район
Иркутская область
2015 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа составлена на основе ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ (Утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от «5» марта 2004 г. №1089), ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИСТОРИИ (http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/10-o.doc), АВТОРСКИХ ПРОГРАММ предметной линии учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.
Курс «История Средних веков» формирует общую картину исторического развития человечества, представления об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV в. – от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, так как на всеобщую историю выделяется небольшой объем времени, акцент делается на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понимать и объяснять современное мироустройство. Курс дает возможность проследить огромную роль Средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в историю современной цивилизации.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
1. Агибалова, Е. В. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской. – М. : Просвещение, 2010.
2. Крючкова, Е. История Средних веков : рабочая тетрадь. 6 класс / Е. Крючкова. – М. : Просвещение, 2013.
Цели курса:
1. Формирование целостного представления об историческом развитии мира в эпоху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целостную картину развития человечества.
2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи курса:
1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие мира в Средневековье.
2. Охарактеризовать выдающихся деятелей Средневековья, их роль в истории и культуре.
3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).
2. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного в 5–9 классах, в 5–8 классах – 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю, в 6 классе 2 ч в неделю, 35 учебных недель (70 часов) в соответствии с инвариантной частью учебного плана образовательной организации. На курс «История Средних веков» отводится не менее 30 часов.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения истории ученик должен:
– знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
– знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
– знать изученные виды исторических источников;
– уметь определять последовательность и длительность важнейших событий древней истории;
– уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
– уметь читать историческую карту и показывать на ней территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
– уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
– использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
– выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
– группировать исторические явления и события по заданному признаку;
– объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
– выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
– определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
– объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям древней истории, достижениям культуры;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; высказывания собственных суждений (в споре и т. п.) об историческом наследии народов мира; объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; применения знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Личностные результаты:
– осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
– освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
– способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
– овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
– способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
– готовность к сотрудничеству с соучениками.
Предметные результаты:
– овладение целостными представлениями об историческом пути человечества;
– способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого;
– формирование умений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
– готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Всеобщая история.
История Средних веков
Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Средневековое европейское общество.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V–XV вв.)
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Государства Европы в XIV–XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV–XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Культурное наследие Средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема и тип урока | Кол-во часов | Планируемые результаты | Образовательные ресурсы | Домашнее задание | Дата проведения | |||
предметные | метапредметные УУД | личностные УУД | |||||||
План. | Факт. | ||||||||
1 | Что изучает история Средних веков (изучение нового материала) | 1 | Научатся определять термины: архивы, хроники, фрески. Получат возможность научиться: работать с учебником | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают | Презентация «Средние века». Режим доступа: http://prezentacii.com/istorii/2643-srednie-veka.html | Введение | 3.09 | |
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ (VI–XI вв.) (5 часов) | |||||||||
2 | Древние германцы и Римская империя (изучение нового материала) | 1 | Научатся определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов. Получат возможность научиться: называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Древние германцы и Римская империя. Режим доступа: http:// ppt4web.ru/istorija/drevnie-germancy-i-rimskaja-imperija.html | § 1; р. т., задания 1, 3, 5 | 8.09 | |
3 | Королевство франков и христианская церковь (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: династия, графы, титул, классы, аббаты, монастыри. Получат возможность научиться: составлять план рассказа одного из пунктов параграфа, называть отличия власти короля от власти военного вождя, определять роль и значение церкви в деле укрепления королевской власти | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Христианская церковь и франкское королевство. Режим доступа: http:// www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/13087/13088/13119/13127/13137 | § 2 (кроме п. 4); р. т., задания 1, 3 | 10.09 | |
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал. Получат возможность научиться: давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Презентация «Империя Карла Великого». Режим доступа: http://www.vivl.ru/karl/karl.php | § 3 (кроме п. 4); р. т., задания 4, 5 | 15.09 | |
5 | Западная Европа в IX–XI вв. (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: домен, империя, миссионеры, датские деньги. Получат возможность научиться: анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Презентация «Король Артур и рыцари круглого стола». Режим доступа: http://nsportal.ru/ ap/drugoe/library/korol-artur-i-rytsari-kruglogo-stola | § 4; р. т., задания 4, 5, 6, с. 17–18 | 17.09 | |
6 | Культура Западной Европы в эпоху Раннего Возрождения (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: пергамент, жития, хроники, Каролингское Возрождение. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения западноевропейской культуры | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Презентация «Культура эпохи Возрождения». Режим доступа: http://prezentacii.com/mhk/732-kultura-epohi-vozrozhdeniya.html | § 2, п. 4; § 3, п. 4; р. т., задания 4, 5, с. 19 | 22.09 | |
Глава II. ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ И СЛАВЯНЕ (2 часа) | |||||||||
7 | Византия – | 1 | Научатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон. Получат возможность научиться: определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Византийская цивилизация. Режим доступа: http://history.rin.ru/text/tree/2127.html | § 6, 7 (2, 3); р. т., задания 1, 3, с. 21–22 | 24..09 | |
8 | Образование славянских государств (изучение нового материала) | 1 | Научатся определять термины: вече. Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Первые государственные образования славян. Режим доступа: http://slawianie.narod.ru/str/strana/pervye.html | § 8; р. т., задания 2, 3, 4, с. 23–24 | 28.09 | |
Глава III. АРАБЫ В VI–XI ВВ. (2 часа) | |||||||||
9 | Арабский халифат и его распад (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират. Получат возможность научиться: определять влияние природно-климатических условий на жизнь и занятия арабов, объяснять причины их военных успехов | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе | Арабский халифат. Режим до- ступа: http://www.plam.ru/hist/velikie_imperii_mira/p10.php | § 9; р. т., задание 3, с. 29 | 1.10 | |
10 | Культура стран халифата (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: мечеть, медресе, арабески. Получат возможность научиться: определять роль ислама в развитии арабского общества и развитии культуры | Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнёра высказывания | Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества | Культура Арабского халифата. Режим доступа: http://kultprosvet. | § 10; р. т., задания 1, 2, с. 31 | 6.10 | |
Глава IV. ФЕОДАЛЫ И КРЕСТЬЯНЕ (2 часа) | |||||||||
11 | В рыцарском замке (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: замок, донжон, палица, кольчуга, забрало, оруженосец, турнир, герольд, герб, девиз. Получат возможность научиться: описывать снаряжение рыцаря и рыцарский замок, объяснять смысл рыцарских девизов | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Презентация «В рыцарском замке». Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2011/11/25/prezentatsiya-po-teme-v-rytsarskom-zamke-6-klass | § 12; р. т., задания 3, 4, с. 36–37 | 8.10 | |
12 | Средневековая деревня и ее обитатели (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: феодальная вотчина, барщина, оброк, натуральное хозяйство. Получат возможность научиться: анализировать фрагмент исторического источника и выявлять характерные черты образа жизни земледельцев и ремесленников | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Презентация «Средневековая деревня и ее обитатели». Режим доступа: http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii/1461-srednevekovaya-derevnya-i-ee-obitateli.html | § 11; р. т., задания 1, с. 39; 1, с. 40 | 13.10 | |
Глава V. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД И ЕГО ОБИТАТЕЛИ (2 часа) | |||||||||
13 | Средневековый город (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: коммуны, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ярмарки, ростовщики, банки, самоуправление, подмастерье. Получат возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Средневековый крестьянин. Режим доступа: http://www.textfighter.org/raznoe/History/enc_detvs/ot_krestyanskih_obrokov.php | § 13, 14; р. т., задание 3, с. 43 | 15.10 | |
14 | Горожане и их образ жизни (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: патриции, бюргеры, интеллигенция, мистерии. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, называть города, возникшие в период Средневековья, проводить сравнительные характеристики жизни людей в городе и деревне | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Презентация «Горожане и их образ жизни». Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/alexeenko66/file/766449 | § 15; р. т., задания 2, 3, с. 47; 1, с. 48 | 20.10 | |
Глава VI. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ (2 часа) | |||||||||
15 | Католическая церковь в Средние века (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: сословия, десятина, реликвии, мощи, индульгенция, фанатизм, церковный собор, еретики, инквизиция, монашеские ордена. Получат возможность научиться: излагать подготовленную информацию, называть основные различия между православной и католической церковью | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | Презентация «Католическая церковь в Средние века». Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-6733 | § 16; р. т., задания 1, 2, 4, с. 51, 52 | 22.10 | |
16 | Крестовые походы (изучение нового материала) | 1 | Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры. Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Презентация «Крестовые походы». Режим доступа: http://prezentacii.com/istorii/1514-kres-tovye-pohody.html | § 17; р. т., задания 2, 3, с. 53 | 27.10 | |
Глава VII. ОБРАЗОВАНИЕ ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫХ ГОСУДАРСТВ В ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ (6 часов) | |||||||||
17 | Объединение Франции (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: денежный оброк, средние слои, Генеральные штаты, парламент, сословно-представительная монархия. Получат возможность научиться: называть группы населения, которые выступали за усиление королевской власти; объяснять причины, по которым крестьяне не приглашались к участию в работе Генеральных штатов | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Презентация «Как началось объединение Франции». Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-6890 | § 18; р. т., задания 3, 4, 5, с. 60, 61 | 29.10 | |
18 | Что англичане считают началом своих свобод (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: суд присяжных, хартия, реформы, верхняя и нижняя палата парламента. Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из фрагмента исторического источника, аргументированно объяснять, почему англичане считают Великую хартию вольностей началом своих свобод | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцирован-ную оценку своих успехов в учебе | Презентация «Что англичане считают началом своих свобод». Режим доступа: http://sergeywaz.ucoz.ru/load/razrabotki/prezentacii/prezentacija_k_uroku_istorii_srednikh_vekov_tema_96chto_anglichane_schitajut_nachalom_svoikh_svobod96/11-1-0-219 | § 19; р. т., задания 3, 4, 5, с. 63 | 10.11 | |
19 | Столетняя война (изучение нового материала) | 1 | Научатся определять термины: партизанская война. Получат возможность научиться: называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны; давать личностную характеристику Жанны д’Арк | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Презентация «Столетняя война». Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-7021 | § 20; р. т., задания 3, 4, с. 67 | 12.11 | |
20 | Крестьянские восстания во Франции и Англии (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: жакерия. Получат возможность научиться: называть причины и лидеров крестьянских войн в Англии и Франции; объяснять причины ненависти крестьян к чиновникам и давать собственную оценку действиям восставших, а также определять причины поражения крестьянских восстаний | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Крестьянское восстание. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/53-1-0-32572 | § 20; р. т., задание 2, с. 68 | 17.11 | |
21 | Усиление королевской власти во Франции и Англии (изучение нового материала) | 1 | Научатся определять термины: централизованное государство, диалект. Получат возможность научиться: определять цели, средства и итоги борьбы королей Людовика XI и Карла Смелого, давать их личностную характеристику | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Франция XI– XV вв. Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/lib/text/441085/ | § 21; р. т., задания 4, 5, с. 71 | 19.11 | |
22 | Реконкиста (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: Реконкиста, аутодафе. Получат возможность научиться: называть слои населения Испании, участвовавшие в Реконкисте, христианские государства, возникшие на Пиренейском полуострове; давать оценку политике испанских королей | Регулятивные: планируют свои Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Реконкиста – гром победы. Режим доступа: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/1370 | § 22; р. т., задания 1, 2, с. 71, 72 | 24.11 | |
Глава VIII. ГЕРМАНИЯ И ИТАЛИЯ В XII–XV ВВ. (2 часа) | |||||||||
23 | Усиление власти князей Германии (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: булла. Получат возможность научиться: объяснять причины раздробленности Германии и анализировать обстоятельства, ставшие причиной упадка власти императоров | Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и определяют последовательность действий. Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные из них. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Проявляют устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни | История Германии. Режим доступа: http:// znaniya-sila. narod.ru/solarsis/ zemlya/earth_ 19_02.htm Распад Германии в Средние века. Режим доступа: http://pochemuha.ru/category/istoriya/srednie-veka | § 23; р. т., задания 1, 2, с. 78 | 26.11 | |
24 | Расцвет итальянских городов (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: гвельфы, гебелины, город-государство, тирания. Получат возможность научиться: называть причины экономического и культурного процветания городов Италии | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач. Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им | Презентация «Расцвет итальянских городов». Режим доступа: http://sergeywaz.ucoz.ru/load/razrabotki/prezentacii/prezentacija_k_uroku_istorii_srednikh_vekov_tema_96rascvet_italjanskikh_gorodov96/11-1-0-429 | § 23; р. т., задания 1–3, с. 78–79 | 1.12 | |
Глава IХ. СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА И ВИЗАНТИЯ (2 часа) | |||||||||
25 | Гуситское движение в Чехии (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм. Получат возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского движения | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им | Ян Гус. Режим доступа: http://www.czechiainfo.ru/great/jan_gus.php | § 24; р. т., задания 1–3, с. 81–82 | 3.12 | |
26 | Завоевание турками-османами Балканского полуострова (изучение нового материала) | 1 | Научатся определять термины: турки-османы. Получат возможность научиться: называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания | Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своих успехов и неуспехов в учебе | Презентация «Османское завоевание Балканского полуострова». Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/54-1-0-11316 | § 25; р. т., задания 3, 4, с. 84 | 8.12 | |
Глава Х. КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ (5 часов) | |||||||||
27 | Образование и философия, литература, искусство (изучение нового материала) | 1 | Научатся определять термины: корпорации, университет, декан, ректор, магистры, диспуты, схоластика, трубодуры, труверы, миннизингеры, ваганты, готика. Получат возможность научиться: называть выдающихся деятелей культуры XI–XV вв., основные жанры литературы, особенности изобразительного искусства и архитектуры | Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения задач. Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии. | Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач | Презентация «Культура Раннего Возрождения». Режим доступа: http:// prezentacii.com/ niya.html | § 26, 27 (п. 1, 2, 3); § 28; р. т., задания 1–3, с. 88 | 10.12 | |
28 | Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения (комбинированный) | 1 | Научатся определять термины: Возрождение, гуманисты. Получат возможность научиться: называть различные подходы (феодальный и гуманистический) к понятию «благородство», основные идеи гуманистов | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию | Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности | Культура Возрождения. Режим доступа: http://flourishing.ru/early-renaissance | § 29 (п. 3, 4), § 30; р. т., задания 76–78 | 15.12 | |
29 | Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (изучение нового материала) | 1 | Научатся определять термины: Великий шелковый путь, раджа, варны. Получат возможность научиться: называть народы Азии, Африки и Америки, особенности их цивилизаций | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) | Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий | Народы Африки в Средние века. Режим доступа: http://www.nachideti.ru/history/182-afrika.html | § 31, 32; р. т., задания 1, с. 95; 1, с. 99; 2, с. 107 | 17.12 | |
30 | Итоговое повторение по курсу «Средние века» (применение знаний и умений, урок-турнир) | 1 | Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории | Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач | Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженную в преобладании учебно-познава-тельных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний | Подготовка к контрольному тестированию | 22.12 | ||
31 | Контрольная работа (тестирование) (контроль и коррекция знаний) | 1 | Научатся определять термины, изученные в курсе «Средние века». Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные достижения культуры и значение средневековых цивилизаций в мировой истории; работать с тестовыми материалами | Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый и итоговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию | Выражают аде-кватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения | Повторение пройденного | 24.12 |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ЛИТЕРАТУРА
Список литературы для учителя.
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Средних веков: 6 класс. – 2-е изд., переработ. И доп. – М.: ВАКО, 2008. – 384 с.
- Игнатов А.В. Всеобщая история. История Средних веков. Методические рекомендации. 6 класс (к учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского): пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.В. Игнатов. – М.: Просвещение, 2012. – 112 с.
- История Средних веков. 6 класс : поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой Г.М.Донского / авт. –сост. Н.Ю. Колесниченко. – Изд. 2-е испр. – Волгоград, 2010 г. – 203 с.
- История Средних веков. Рабочая программа. Технологические карты уроков по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс [Электронный ресурс]: пособие для учителя. – Изд-во «Учитель», 2015.
- Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В. Волкова. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. -112 с.
- Кулагина, Г. А. Сто игр по истории / Г. А. Кулагина. – М. : Просвещение, 1983.
- Чернова М.Н. История Средних веков. 6 класс: экспресс-диагностика / М.Н. Чернова. – М.: Издательство «Экзамен», 2013. – 79с.
Список литературы для учащихся.
1. Амбаров, В. Н. История : большой справочник для школьников и поступающих в вузы / В. Н. Амбаров, С. Г. Антоненко, П. И. Андреев. – М. : Дрофа, 1999.
2. Багрова, Л. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. – М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2002.
3. Булычев, К. Тайны Средневековья / К. Булычев. – М. : Дрофа Плюс, 2011.
4. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. – М. : Эксмо-Пресс, 1999.
5. Огнева, О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. – М. : Росмэн, 2000.
6. Чекулаева, Е. О. Я познаю мир. Города мира : энциклопедия / Е. О. Чекулаева. – М. : АСТ, 2008.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Печатные пособия.
Исторические карты:
1. Римская империя в IV–V вв. Падение Западной Римской империи.
2. Франкское государство в V – начале IX в.
3. Византийская империя и славяне в VI–XI вв.
4. Арабы в VII–XI вв.
5. Развитие ремесла и торговли, рост городов Европы (XI–XIV вв.).
6. Западная Европа в XI – начале XIII в. Крестовые походы.
7. Англия и Франция в XI – начале XIV в.
8. Англия и Франция во время Столетней войны 1337–1453 гг.
9. Европа в XIV–XV вв.
10. Индия и Китай в Средние века.
11. Географические открытия и колониальные захваты в XV – середине XVII в.
2. Информационно-коммуникативные средства.
1. Биографии великих ученых (рефераты) / Н. В. Ширшина. – Волгоград : Учитель, 2008. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
2. История. Древний мир. Средние века. 5–6 классы (карточки) / авт.-сост. Т. В. Ковригина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. История. 5–11 классы / авт.-сост. Н. Б. Крючкина [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
4. История. 5–6 классы. Редактор тестов. Тематические тесты / авт.-сост. Т. В. Ковригина, Л. В. Селянина. – Волгоград : Учитель, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
5. История. 6–11 классы. Демонстрационные таблицы / сост. Т. В. Ковригина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
6. Портреты великих ученых (с краткой биографией) / Н. В. Ширшина. – Волгоград : Учитель, 2009. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
7. История. 5–6 классы. Тематические тесты. Редактор тестов. Сетевая версия «Учитель + 15 учеников» / сост. Т. В. Ковригина, Л. В. Селянина. – Волгоград : Учитель, 2012. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).
3. Интернет-ресурсы.
Учебно-методические материалы | Библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки из трудов историков | http://www.shpl.ru http://www.hist.msu.ru http://his.1september.ru/index.php http://predania.ru http://bibliotekar.ru/polk-8/index.htm |
Карты | http://www.ostu.ru/personal/nikolaev/index.html | |
Презентации | http://prezentacii.com/istorii/ http://pedsovet.su http://powerpt.ru/prezentacii-po-istorii http://www.uchportal.ru http://metodisty.ru http://www.openclass.ru http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_istorii/0-4 |
4. Технические средства обучения.
1. Мультимедийный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Экран проекционный.
5. Учебно-практическое оборудование.
1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.
2. Штатив для карт и таблиц.
3. Шкаф для хранения карт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по истории средних веков и истории России 6 класс
Программа курса написана к школьным учебникам для 6 класса "История средних веков" М.А. Бойцов, Р.М. Шукуров, М.:"Русское слово", 2008г. и "История России с древнейших времен до конца XVI века" ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-56565-1479927745.jpg)
Рабочая программа по истории Средних веков по учебнику М.А.Бойцова, Р.М.Шукурова
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/11/picture-66354.jpg)
Рабочая программа по истории Средних веков
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования МО РФ 2004 г., рассчитана на 30 часов (2 часа в неделю)...
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до XV века 6 класс
Курсы история Средних веков и история России с древнейших времен до XV века входят в структуру предметной области «История». Программа составлена для 6 класса – второго года обучения по предмету.Прогр...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/28/picture-1040783-1527515898.jpg)
Рабочая программа по истории средних веков и истории России. ФГОС. 6 класс. Торкунов
В рабочей программе прописаны УУД и содержание деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/08/picture-360980-1539012578.jpg)
Рабочая программа по истории Средних веков и Истории России с древнейших времен до конца 16 в. - Агибалова Е.В., Донской Г.М.,/ Арсентьев Н.М., Данилов А.А. под редакцией Торкунова А.В.
Раочая программа по истории Средних веков - учебник 6 класса под редакцией Агибаловой Е.В., Донского Г.М.Рабочая программа по истории России с древнейших времен до конца 16 века - учебник 6 класса Арс...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/02/picture-1246390-1588424198.jpg)
Рабочая программа по истории средних веков и истории России с древнейших времён до конца XVI века
В программе указаны содержание тем курса, распределение учебных часов по разделам, последовательность изучения материала с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, межпредмет...