Главные вкладки

    02_02_5класс_В гаванях афинского порта Пирей
    план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

    Скороход Алеся Анатольевна

    Урок истории в 5 классе по теме"В гаванях афинского порта Пирей"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема урока: В гаванях афинского порта Пирей.

    Цель урока: показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства;

    Развивать у уч-ся умение работать с учебником и тетрадью, с историческими документами,  умение выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

    Воспитывать у уч-ся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.

    Тип урока: урок изучения нового материала

    Вид урока: урок-путешествие с элементами лабораторной работы.

    Учебное оборудование: карта «Древняя Греция», на доске – маршрут путешествия, карточки с новыми понятиями, документ (неск-ко экземпляров по количеству уч-ся)

    Орг. момент: Приветствие, настрой к предстоящей работе, д/з -§ 36,

    Ход урока:

    Оформление доски – маршрут путешествия

    порт Пирей

    верфи

    гавань

    триера

    картина

    « В торговой гавани»                      

    Группы населения Афин:

             1) граждане; 2) переселенцы;

    что привозили?3) рабы.

    что вывозили? стр. 164

    Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие в Афинский порт Пирей и передвигаться мы будем не совсем обычным образом – не на самолете, поезде, машине, а на триере по морю и колеснице по суше – единственных средствах передвижения в то время.

    Наш транспорт отправляется по маршруту: «Рассказкино-Новознайкино». Промежуточные станции – «Картинкино-Читалкино», «Документалкино», «Изучалкино».

    Целью нашего путешествия будет знакомство с жизнью населения главного афинского порта Пирей.

    Итак, отправляемся в путь!

    Мы в Древней Греции. Наши триеры прибыли на станцию Рассказкино.

    Давайте вспомним, с чего мы начинаем знакомство со страной?

    -Где же располагается страна, в которую мы попали?

    - Какая область находится в Средней Греции? Какой самый крупный полис был в Аттике?

    После побед под при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой  город, сожженный Ксерксом. Греки стали освобождать от персов захваченные ими острова Эгейского моря и города Малой Азии.Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом.

    Афинский морской союз довел войну до победного конца.

    В 5-м веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5— 6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань.

    В военных гаванях.

    Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмоленными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещенный в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские граждане.

    Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами.

    В гаванях можно было встретить как бедных граждан, так и зажиточных.

    - Как вы думаете, зачем бедные граждане приходили в военную гавань? Зачем приходили богачи?

    Бедные граждане приходили сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся в плавании щели.

    В гаванях можно было увидеть и богача, например землевладельца или купца. Он пришел, чтобы выполнить почетную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счет снарядить по боевому кораблю.

    Наше путешествие продолжается и мы прибываем на станцию «Картинкино-Читалкино». Находится эта станция в торговой гавани. Эта станция позволит нам узнать чем торговали афиняне и с кем?

    Торговая гавань самая обширная из гаваней Пирея, куда прибывало множество кораблей из разных стран и городов.

    -Давайте внимательно рассмотрим картину и ответим на вопрос: Чем торговали в этой гавани?

    -А теперь, чтобы убедиться в нашей правоте, давайте найдем подтверждение в учебнике, который мы захватили с собой в путешествие.

    Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки — слоновую кость, из причерноморских колоний — зерно, соленую рыбу и рабов.

    Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

    Перед разгрузкой корабля купец, привезший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

    Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли хлеб, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

    Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевшись так же, как и остальные афиняне, поклонились тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане такого налога не платили.

    Отправляемся дальше. Следующая станция – «Документалкино». На этой станции нам как настоящим путешественникам предстоит поработать с историческим документом. Эта работа позволит нам узнать об еще одной категории населения, проживающей в Афинском полисе.

    К сожалению в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.

    Давайте вспомним, откуда брались рабы в Афинском государстве? Могли ли афинские граждане попасть в рабство?(Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами.)

    Где применялся труд рабов в Греции?        

    Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскаленному металлу тяжелым молотом.

    Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

    Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землей, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

    Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку по названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

    Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

    А теперь приступаем к изучению документов.

    За один день работы в 5-м веке до н. э. свободным афинянам платили: каменотесам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3 — 4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.

    Цены на рабов в Афинах в 5-м веке до н. э.:

    погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм;

    …Во всех ремеслах… нужны бывают соответствующие для них инструменты…и из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие – одушевленными… раб же является в известной степени одушевленной частью собственности….(Аристотель. Политика)

    - Как обращались с рабами? Все ли граждане могли позволить себе иметь рабов?

    Садимся в колнсницы и отправляемся на следующую станцию – «Изучалкино». На этой станции мы должны с вами сделать вывод на какие группы делилось население Афин?

    1. Граждане
    2. Переселенцы
    3. Рабы.

    И снова в путь! Мы на последней станции – «Новознайкино». На этой станции мы не будем ничего изучать, мы будем делиться впечатлениями о путешествии и вспоминать все, о чем узнали.

    _Что нового мы сегодня узнали? Какие новые слова появились в нашем словаре? Что больше всего понравилось, запомнилось?

    На этом наше путешествие подошло к концу. Надеюсь вам было интересно. А сейчас мы возвращаемся в класс, где наши самые активные путешественники получат вознаграждение в виде оценок.

    Что такое триера?

    карта

    опорные слова

    Аттика

    Полис- город-государство

    Иллюстрация-карта

    Как вы думаете, кто по закону считался гражданином в Афинах?

    (тетрадь)

    Работа с учебником – стр. 173 – работа с иллюстр.

    Стр. 172, 2 пункт – что привозили

    Пошлина???

    Стр 173 первый сверху  абзац – что вывозили

    Иллюстрации на доске, на партах

    Комментированное чтение

    Работа с документами

    Запись в тетради

    Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами.

    Амфора – сосуд для вина и масла

    Пифос– глиняная бочка для хранения зерна.

    Гавань – прибрежная часть моря, используемая для стоянки судов, где производится погрузка и разгрузка товара, посадка и высадка пассажиров.

    Верфи – предприятие, занимающееся постройкой и ремонтов судов.

    Триера – мелкосидящее судно с тремя рядами весел.

    Что привозили:

    - льняные ткани

    - папирус

    -  слоновую кость

    -  зерно

    - соленую рыбу

    - рабов.

    Что вывозили:

    -изделия афинских ремесленников

    - вино

    - оливковое масло

    Население Афин

    - граждане

    - переселенцы

    - рабы

    УРОК – ЭКСКУРСИЯ: «В гаванях афинского порта Пирей»

    ЦЕЛИ:

    - способствовать формированию представления о роли афинского порта Пирей, его гаванях, торговле.

    - развитие навыков работы с картой, схемой, наглядным материалом, развитие речи, памяти, работы с историческими источниками и понятиями.

    - воспитание негативного отношения к рабству, уважения к культуре других народов.

    ХОД УРОКА

    Орг момент.

    Актуализация знаний по теме полисы Древней Греции. Афины.

    - работа с картой.

    - в какой части Греции расположены Афины?

    - покажите на карте, в какой области Греции находились Афины?

    - Что было главным занятием афинян?

    - Афины расположены на побережье моря или в стороне от него?

    Новая тема.

    - вводное слово учителя

    Сегодня у нас с вами не простой урок, а урок экскурсия.

    Мы отправимся в древний город Пирей, который был афинским портом.

    Наша с вами цель в путешествии – посмотреть, что собой представлял город – порт, как он выглядел, чем торговали жители Афин и Пирея, какие категории людей жили в Афинах.

    В ходе нашей экскурсии мы с вами будем выполнять задания, которые помогут нам лучше узнать жизнь в Пирее.

    Итак, мы отправляемся в путь.

    1 задание: - работа со схемой города Пирей.

    Поскольку сами Афины расположены в стороне от моря, то жителями города был построен специальный город-порт. Им стал Пирей, расположенный в 5-6 км. От Афин.

    Сначала афинским портом была Фалерская бухта, она была ближе к Афинам, но когда значение моря в жизни афинян возросло, порт перенесли в Пирей.

    Посмотрите на схему города и попробуйте ответить почему?

    Что значит город – порт?

    Что нужно для того, чтобы корабли могли подойти к берегу?

    Город расположен на небольшом полуострове, со всех сторон окруженном морем. В нем много гаваней, для того, чтобы корабли могли близко подойти к берегу.

    Сколько гаваней вы видите в Пирее? – 3

    - в Пирее было две военные гавани и одна торговая.

    Давайте теперь побываем в военной гавани.

    - работа со схемой.

    Зачем Афинянам нужны военные гавани? – в них стоял военный флот афинян.

    - как назывались военные корабли афинян? – триеры

    - в чем преимущество триер?

    - Сколько военных кораблей было в военном флоте Афин? - 400  

    - Посмотрите на схему и скажите, как афиняне укрепили свои военные гавани?

    - на военных кораблях служили граждане.

    Работа с  понятием «гражданин»

    - как вы думаете, кого в Афинах называли гражданами?

    В гаванях было много бедных граждан, которые пришли сюда на заработки.

    Они работали гребцами, матросами, чинили и строили корабли на верфях (место в порту, где строили и чинили корабли)

    Но в гаванях можно было встретить и богача. Он пришел на верфь, чтобы выполнить почетную и разорительную обязанность – на свои деньги снарядить боевой корабль. Таков был закон в Афинах.

    - задание 2: - работа с картиной.

    Посмотрите, перед нами торговая гавань Пирея.

    Сюда приезжали корабли со всего света, привозили ткани, слоновую кость.

    Посмотрите на картину.

    Чем торговали афиняне?

    Кувшины – вино и оливковое масло,

    Мужчины выгружают рыбу.

    Афиняне торговали вином, оливковым маслом, изделиями ремесла. Самым лучшим изделием афинских ремесленников были вазы.

    Посмотрите. (показ слайда с изображением ваз)

    Посмотрите, на переднем плане люди несут мешки, как вы думаете, что в них?

    Откуда привозили зерно в Афины? – из колоний

    - перед разгрузкой купец, привезший товар в Афины платил пошлину за право торговать в Афинах.

    Задание 3: - работа со схемой.

    - посмотрите, на схеме изображены различные категории людей, проживающие в Афинах.

    - попытайтесь определить, кто такие Граждане, вольноотпущенники, переселенцы, рабы.

    физкультминутка

    - работа с историческими источниками.

    - давайте представим себе жизнь рабов в Афинах.

    - посмотрите на документ 1,

     Чем еще торговали в гавани Пирея? – рабами.

    Могли ли быть в Афинах рабы-греки?

    Откуда привозили рабов?

     кто становился рабом в Афинах?

    - прочитайте документ 2.

    Где применялся труд рабов?

    - стр 166 давайте решим задачу.

    За 1 день работы свободным афинянам платили каменотесам 1 драхму, морякам – треть драхмы, а погонщик ослов стоил 140 драхм..

    Все ли афиняне могли купить раба, если известно, что в день на еду тратилось половина драхмы?

    - самая тяжелая участь ждала рабов, попавших в рудники.

    - чтение документа 3.

    Каковы причины восстаний рабов в Афинах?

    Закрепление .

    Работа по слайдам презентации.

    Зачем Афинам понадобилось строить специальный город – порт?

    Почему был выбран Пирей?

    Какие гавани были в Пирее?

    Как афиняне защитили военные гавани и зачем?

    Чем торговали в Пирее?

    Какие категории населения проживали в Афинах?

    Кто такие граждане, переселенцы, вольноотпущенники, рабы

    Где применялся труд рабов?

    Какие рабы поднимали восстания в Афинах, почему?

    домашнее задание §36, написать сочинение «моя поездка в Пирей»

    Документ 1.

    165 драхм – фракиянка

    144 драхмы – скиф

    240 драхм -  сириец

    72 драхмы – ребенок из Карии

    161 драхма – иллириец

    60 драхм – лидиянка

    Документ 2.

    Во всех ремеслах нужны бывают соответствующие для них инструменты. Из этих инструментов одни являются неодушевленными, другие одушевленными, раб же является в известной степени одушевленной частью собственности



    Предварительный просмотр:



    Предварительный просмотр:

    Рассказкино

    Документалкино

    Изучалкино

    Новознайкино

    Картинкино-читалкино


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока "В гаванях афинского порта Пирей"

    Данная разработка конспекта урока предназначена учителям истории, работающих по учебнику В. И. Годера и Вигасина. В приложении имеется карточки для закрепления материала....

    презентация "В гаванях афинского порта Пирей"

    Презентация к конспекту урока "В гаванях афинского порта Пирей"...

    В гаванях афинского порта Пирей. (урок изучения нового материала, 5 класс)

    Разработка урока истории в 5 классе. Тип урока- урок-путешествие. Данный урок позволяет показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были...

    В гаванях афинского порта Пирей.

    конспект урока по истории Древнего мира, 5 класс...

    презентация к уроку истории "В гаванях Афинского порта Пирей".

    Презентация содержит материал к уроку истории в 5 классе по теме "В гаванях Афинского порта Пирей"...

    02_02_5класс_В гаванях афинского порта Пирей прил

    02_02_5класс_В  гаванях афинского порта Пирей приложение...